Детский фольклор - старинные детские игры
Детский народный русский фольклор богат разнообразными играми, которые передаются из поколения в поколение и являются частью культурного наследия нашей страны. Эти игры не только развлекают детей, но и помогают им развивать логику, координацию движений, социальные навыки и творческое мышление.
Старинные детские игры являются не только отличным способом провести время с друзьями, но и возможностью погрузиться в мир народного русского фольклора и узнать больше о культуре своей страны. Эти игры помогают детям развивать воображение, творческое мышление и социальные навыки, что делает их незаменимыми для полноценного развития ребенка.
В традиционной культуре были широко представлены игровые формы, в которых ведущее место занимают поэтическое слово, художественный образ, высокие эстетические и нравственные традиции русского устного народного творчества. Это игры, сопровождаемые песенками и приговорами.
Они давали детям благотворную возможность научиться соотносить интонацию, ритмику, эмоциональность музыкально-поэтического образа и пластику, ритм жеста, рожденного человеческим телом, то есть согласовывать, координировать движение, внешнее действие и заключенный в нем идеальный, внутренний смысл.
Многие игры с песенками и приговорами уходят своими корнями в далекое прошлое, связаны с древними мировоззренческими представлениями. Игры так же, как другие жанры детского фольклора, в своем составе многослойны, прошли долгий путь развития. Одни из них сохранили драгоценные свидетельства о старинных русских обычаях и обрядах, о крестьянском труде и быте. Другие — возникли позже, уже не в крестьянской, а в городской среде. Третьи — созданы в относительно близкое к нам время. Но для всех них характерно гармоничное сочетание эстетического начала с задачей физического и психического развития в интересной драматизированной, ролевой форме. Это — эмоционально привлекательные для детей соревнования в беге, прыжках, ловкости, выносливости, внимательности, в умении сосредоточиться и выполнить условия, связанные с тренировкой памяти, воли, воображения, с координацией речи, слуха, движений.
Многие старинные детские игры по своему происхождению связаны с традиционными календарными праздниками. Таковы, например, игры «Лучина», «Перстень». Они восходят к игровым песням и играм, которые исполнялись в зимние святки, на праздничных посиделках. К древним обрядовым играм восходят сюжеты детских игр с образами животных: «Олень», «Коршун» и др., например, «Золотые ворота».
Множество игр воспроизводят серьезные дела взрослой жизни: охоту, посев, жатву и обработку хлебных злаков, льна и других культур. Так с самого нежного возраста ребенок, играя, постигал мудрость нелегкого крестьянского труда, приучался ценить и уважать его.
Игры доносят до нас представления о древних формах брака. Такова игра в «Горелки». В одном варианте горящий должен победить соперника и похитить девушку из его пары (это след «брака-умыкания»), В другом — необходимо выручить, выкупить того, кто «горит на камушке» (след «брака — купли-продажи»).
Многие детские игры восходят к хороводно-игровым песням, связанным с брачной тематикой. Такие песни исполнялись молодежью на святки, в весенние гулянья (например, «Бояре», «Со вьюном я хожу»). Игры исподволь приучали детей глядеть на брак как кульминацию любви юноши и девушки, поэтому значение их трудно переоценить.
На вечорках, посиделках, весной и летом на гуляньях молодежь играла в игры типа «Заинька», «Репка», «Редька». В таких играх, которые игрались начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического игрового действия, пения. Подспудно давалась масса сведений о том, как много труда надо положить, чтобы вырастить полезное для человека растение. Не удивительно, что эти игры переходили от юношей и девушек в детский репертуар.
Детская игра отражает самые разные историко-культурные пласты реальности. Игра «В горшки» представляет собой ролевую имитацию купли-продажи на ярмарке, с развернутым диалогом торгующихся покупателя и продавца, часто — с воспроизведением элементов обычного в торге ритуала: приценивания — в начале, битья по рукам — при заключении сделки.
А вот игры «Вам барыня прислала», «Я садовником родился» открывают совсем другую жизнь. В этой жизни — балы, наряды, условности («Губки бантиком не делать!»), разговоры о любви («Ой, влюблена! — В кого? — В розу! — Ой!..»). Они, видимо, пришли в детскую среду не раньше, чем в XVIII веке, когда с Петровских ассамблей пошла мода на жеманность, галантность, на отношения между молодыми людьми совсем особого, отличного от крестьянского, типа. Но и эти игры детям пришлись кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, в которые можно попасть из-за неправильного ответа, необходимость быстрой и верной реакции на вопросы.
Разнообразна, пестра, многоцветна ткань художественного слова в детских играх. Ей присущи все поэтические особенности, характерные для детского устного творчества, унаследованные от плодоносящего древа могучей традиционной народной культуры. Это — диалогичность, эмоциональные двойные обращения и звукоподражания («Гуси, гуси, га-га-га! / Есть хотите? — Да, да, да!..»); четкий ритм, яркая мужская, женская рифма, парная, многократная; динамичность сюжетного действия и эффектная предметность изображения, подчеркнутая простой, но выразительной игровой атрибутикой, которая обычно всегда находится под руками (жгуты, повязки или шапка, надвинутая на глаза, ленты, платочки, венки, палочки, деревяшки, скакалки, мяч).
Так же разнообразна по месту, пространству, хореографии, игровой задаче драматургия игры. Существуют игры цепочкой, в различных комбинациях с другими фигурами и движениями; классический общий круг, две шеренги, попеременно наступающие и отступающие; воротца. В них можно играть и в помещении, и на улице. Это может быть и развернутая игровая драматическая сценка (как при игре «В горшки»), и маленький игровой зачин, после которого следует немая сцена-проверка на выдержку (как, например, в молчанках или играх типа «Замри!»). В «Жмурки», «Догонялки», «Ловишки», «Прятки», «Один лишний» можно играть с самыми различными приговорами, регулирующими ход игры. Разнообразные припевы-приговоры дополняют игру, увеличивают ее эмоциональность, помогают распределить силы, чередуя интенсивную физическую нагрузку и передышку. Есть игры, суть которых в том, чтобы подражать действиям ведущего, когда он стоит в круге (например, «Бабушка Федосья»). Чем изобретательнее, находчивее, остроумнее он будет вести игру, тем веселее она пройдет.
Даже эти немногие примеры подтверждают, что игра незаменима в развитии самых разных сторон личности ребенка.
Благодаря записям Г. С. Виноградова сохранился еще один тип игр, непосредственно зависящий от ритмической организации текста и от особого способа его произнесения, — сечки. В своей работе исследователь показал связь этой детской игры с развлечением, которое служило в свободную минуту отдыхом для плотников1.
Дерево, любимый материал на Руси, из которого и избы рубили и церкви возводили, готовили люльку для новорожденного, и прялку для любимой девушки, резали ложки и плошки, послужило основой и для плотницкой игры. К ловкому, мастерскому удару топором под мерный приговор с любопытством присматривались вездесущие мальчишки. Удивлялись чуду: насечек на деревяшке оставалось ровно столько, сколько объявлялось в конце приговора. А ведь плотник не считал раз за разом. Ритм скандирования приводил к точному числу без счета. И это было интересно освоить. Ведь сечки — это не просто развлечение, но и упражнение для руки и глаза, координация произносимого слова и действия.
Развиваясь, варьируясь, меняя свои формы и содержание, как и полагается в естественных условия бытования, народная детская игра и сейчас жива. Правда, в настоящее время репертуар детского игрового фольклора существенно изменился. Практически исчезла в исполнении современных детей такая разновидность игровых прелюдий, как жеребьевые сговорки. Однако по-прежнему сохранили свое значение в игровом обиходе детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста считалки. Активный репертуар, которым владеет каждый исполнитель-ребенок, обычно невелик. Это — одна-две считалки, среди которых абсолютными рекордсменами-долгожителями в 70—80-е годы XX века являлись сюжеты: «Вышел месяц из тумана», «Обезьяна Чи-чи-чи», «Шла машина темным лесом», «Ехала карета по мосту», «Катилась мандаринка», «Дора-дора, помидора», «Шел крокодил» и некоторые другие. К 90-м годам, пожалуй, можно констатировать повсеместное обеднение в целом считалочного репертуара. Вероятно, это происходит в связи с изменением характера игр и способов выбора ведущих. В конце 90-х годов чаще всего при необходимости среди мальчиков и среди девочек выбор происходит с помощью выкидывания пальцев из сжатого кулака. Это тоже свидетельствует об уменьшении значения развернутого художественно организованного поэтического слова в игровой деятельности современных детей.
Практически исчезли из детского игрового репертуара игры с припевами, ведущие свое происхождение из игрового репертуара взрослых. Абсолютный перевес в игровом фольклоре современных детей приходится на игры, в которых слово выполняет функцию знака, команды, сигнального регулятора при полной редукции художественной функции. Это — преимущественно игры спортивного типа. Однако до сих пор еще популярны игры с развернутым игровым диалогом, такие, например, как «Садовник» и «Краски». Служебную роль, далекую от художественной функции, играет слово и в словесных играх, таких, как «Испорченный телефон» или «Назови город».
Но в любом случае и для современных детей игра имеет столь же важное значение, как и для их сверстников в прошлом.
КУРИЛКА
***
Играющие садятся рядом довольно близко друг от друга, и кто-нибудь из них зажигает тонкую лучину, и когда она хорошенько разгорится, то ее тушат и, пока огонь еще тлеет, передают из рук в руки до тех пор, пока не погаснет. Тот, в чьих руках она потухнет, должен исполнить какое-либо приказание. Передавая лучину, все поют хором:
Жил-был Курилка,
Жил-был душилка.
Уж у Курилки,
Уж у душилки
Ножки маленьки,
Душа коротенька.
Не умри, Курилка,
Не умри, душилка!
Уж у Курилки,
Уж у душилки
Ножки маленьки,
Душа коротенька.
Жив, жив Курилка,
Жив, жив душилка!
ЗАХАРКА
***
Малые дети зажигают каждый по лучинке и, размахивая ими, вслед за старухой пестуньей приговаривают:
Гори, гори жарко!
Приехал Захарка,
Сам на тележке,
Жена на кобылке,
Детки на санках,
В черных шапках.
Игра продолжается, пока не потухнут все лучинки или кто-либо из детей не обожжется и не заплачет.
***
Лучина, лучина,
Я тебя сушила.
Гори, гори ярко,
Придет Захарка.
Сам на лошаденке,
Жена на коровке,
Детки на телятках,
Слуги на козлятках.
***
Гори, гори жарко!
Приехал Захарко,
Сам на тележке,
Жена на кобылке,
Дети на санках,
В черных шапках.
***
Гори, гори жарко!
Приехал Захарко,
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на кошках,
Все в полсапожках.
КОСТРОМА
***
Один из играющих садится на землю, а другой ложится к нему на колена вверх лицом. Остальные ходят вокруг них и поют:
Кострома,
Кострома,
Победная голова!
Состарилася
С малыми детками,
С голубятками!
Как у нашей
Костромы
Да и борщ с чесноком,
Перелитый молоком!
Затем подходят к сидящему и спрашивают: «Здорова, кума! Жива ли, Кострома? — Полезла в погреб!»
Те опять начинают петь. На второй вопрос: «Жива ли Кострома?» — получают ответ: «Сметану снимает!» Значит, умерла Кострома.
Играющего, который изображает собою Кострому (того, что лежит на земле), поднимают и относят в сторону (на кладбище).
Положив его на землю, играющие отходят от Костромы и кричат: «Сырушка, ненаедушка, сырушка, ненаедушка!..»
Кострома подскакивает и ловит играющих. Тот, кого она поймает, тоже становится сырушкой и вместе с тем ловит остальных.
***
Кострома,
Кострома,
Костромушка,
Кострома,
Я бывала у тебя,
Я едала киселя,
Кисель с молоком,
Блины с творогом,
Костромушка с маслицем.
«Кума, кума, что сынок делает?» —
«Дрова рубит». —
«Кума, кума, что сынок делает?» —
«Баньку топит». —
«Кума, кума, что сынок делает?» —
«В баньке моется». —
«Кума, кума, что сынок делает?» —
«Болен». —
«Кума, кума, что сынок делает?» —
«Умер». —
«Кума, кума, что сынок делает?» —
«Хоронить понесли».
***
Костромушка,
Кострома,
Отчего ты померла?
С голоду, с холоду,
С собачьего брюха.
Как во нашей Костроме
Да лужина, лужина.
Каша мнется,
Ложка гнется,
Душа радуется.
ГОРЕЛКИ
***
С помощью считалки играющие определяют «горельщика» (водящего). Остальные разделяются на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди на расстоянии 1—2 метров спиной к ним стоит «горельщик». Затем кто-либо один или все играющие хором поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо;
Птички летят,
Колокольчики звенят.
В это время вожак должен взглянуть на небо, а последняя пара разъединяется, и игроки бегут справа и слева вдоль всей колонны, чтобы соединиться вновь впереди «горельщика». А он гонится за кем-либо из бегущих, стараясь коснуться его рукой («осалить»).
В случае успеха с «осаленным» он становится в ряды играющих, а оставшийся без пары водит («горит»).
***
Стой, гори на месте,
Гори, не сгорай,
По бокам глазами
Поменьше стреляй,
А гляди на небо,
Там журавли,
А мы ноги унесли.
***
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи,
Погляди на небо —
Звезды горят,
Журавли кричат:
Гу, гу, убегу,
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь.
***
Гори, гори, пень,
Дай конопель,
С лучком, с мачком,
С козьим бобочком.
Глянь на небо —
Галки летят.
***
Гори, гори жарко!
Едет Захарка
На сивой кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Слуги на собачках.
***
Гори, гори жарко,
Едет Захарко
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на тележках,
Слуги на собаках.
Погляди-ка вверх,
Там несется пест.
***
Если горевшему не удастся разъединить бежавшую пару и приходится снова «гореть», то играющие его бранят, припевая:
Наш горельщик с долгим носом
Приходил с своим вопросом:
«Как бы вылечить мне нос,
Чтобы больше он не рос?» —
Мы горельщику сказали
И грамотку написали:
«Купи фунтик купоросу,
Поднеси поближе к носу,
А понюхавши, потом
Заливай хоть молоком!»
КОРШУН
***
Играющие прежде всего выбирают из среды своей двух товарищей посильнее. Одного из них назначают коршуном, другого маткой, остальных играющих называют цыплятами или детками матки.
Коршуна сажают где-нибудь на земле, в которой он палкой роет ямку. К нему подходит матка, за которую крепко держатся детки, становясь один за другим гуськом и крепко держась за платье друг друга. Матка и дети, подошедши к коршуну, сначала несколько раз обходят его кругом и хором поют:
Вокруг коршуна хожу,
Ожерелие нижу,
По три ниточки
Бисериночки.
Я снизала вороток —
Вокруг шеи короток.
Коршун, коршун-цыплятник,
Приди ко мне во вторник.
Я курочку заколю,
Твоих деток накормлю!
После этой церемонии, а в некоторых местах и прямо без нее, матка, останавливаясь перед коршуном, ведет с ним разговор:
«Коршун! Что делаешь?» —
«Ямочку рою». —
«Зачем тебе ямочку?» —
«Денежку ищу». —
«Зачем тебе денежку?» —
«Иголку купить». —
«Зачем тебе иголку?» —
«Мешочек шить». —
«Зачем тебе мешочек?» —
«Камешки класть». —
«Зачем камешки?» —
«В твоих детей шуркать-буркать!» —
«За что?» —
«Они ко мне в огород лазят». —
«Ты бы делал забор выше,
А коли не умеешь, так лови их!»
После таких разговоров коршун, размахивая и изображая собою летящего коршуна, бросается на детей матки и сначала на заднего, стараясь поймать и оторвать его от вереницы остальных. Мать всеми мерами защищает и отбивает своего цыпленка, последний, в свою очередь, также всеми средствами старается уклониться и увернуться от ловких и сильных рук хищника. При таких условиях коршуну не всегда удается сразу поймать заднего цыпленка, потому он иногда пускается на разного рода хитрости. Пойманный тотчас же отводится в сторону, как добыча коршуна, который после того таким же образом охотится за остальными детьми матки, пока не переловит всех их.
***
«Коршун, коршун,
Что ты роешь?» —
«Ямочку». —
«На што?» —
«Копеечку найтить». —
«На што?» —
«Иголочку купить». —
«На што иголочка?» —
«Сумочку сшить».
«На што сумочка?» —
«Сольцы купить». —
«На што сольцы?» —
«Кулешик посолить». —
«На што кулешик?» —
«Твоим детям глаза залить:
Они у мине кавуны покрали, огурцы»...
***
«Бог в помощь, коршун!» —
«Спасибо». —
«Что делаешь?» —
«Ямку копаю». —
«На что ямку?» —
«Грошик ищу». —
«На что грошик?» —
«Иголочку купить». —
«На что иголочку?» —
«Мешочек шить». —
«На что мешочек?» —
«Солошки купить». —
«На что солошки купить?» —
«Щец посолить». —
«На что щец посолить?» —
«Твоим детям глаза залить». —
«Что мои дети сплутовали,
Своровали?» —
«Лучок, мачок и белую капусту
В моем огороде пощипали». —
«Чай, огород выше?» —
«Мой огород кошка лапкой
Не достанет». —
«А мой огород —
Шли барышни,
Хвостом махнули да совсем
Его и замахнули,
Но и то мои детки
В него не скачут». —
«Ты ж в которую сторону полетишь?» —
«Тут поле, тут лес,
Тут церковь —
В эту сторону полечу».
ОЛЕНЬ
***
Игра ведется большей частию между девочками. Несколько из них берутся за руки и становятся в круг, а одна по жребию становится в средине. Круг двигается взад и вперед и в это время играющие поют:
«Ах! тепло ли те, олень,
Холодно ли те, олень?» —
«Мне не так тепло,
Мне не так холодно».
Приоденьте меня,
Приокутайте:
С молодца кушачок,
С красной девушки платок,
С старой бабы повойничек.
Затем составляющие круг разбегаются в разные стороны, а находившийся в средине круга «олень» бросается за ними и кого поймает, тот заступает его место в кругу в следующей игре.
***
Сидела лень
Под корнем,
Под березками.
«Тепло ли тебе, лень?» —
«Холодно ли тебе, лень?» —
«Мне день тепло,
А ночь холодно».
Приоденьте меня,
Приокутайте меня:
С молоденца венок,
С красной девушки платок,
С молодца кушачок.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
***
Играющие выбирают «медведя». Раскручивают его, приговаривая:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
Медведь постыл
На печи застыл.
С последними словами все разбегаются. Медведь должен кого-нибудь «осалить». «Осаленный» становится медведем и т. д.
***
Дети ходят и приговаривают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь не спит,
На нас глядит.
Корзинка опрокинулась,
Медведь за нами кинулся.
«Медведь» сидит на корточках. После приговора «медведь» вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого первым поймает, тот — новый «медведь».
ВОЛК И ДЕТИ
***
Кто-нибудь по жребию изображает собою волка (или медведя). Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сердитый, сидит в стороне и молчит.
Прочие игроки, местами носящие название деток, разбегаются в разные стороны, делают вид, будто собирают ягоды в лесу, и поют:
Щипаю, щипаю по ягодку,
По черную смородинку,
Батюшке на вставчик,
Матушке в рукавчик,
Серому волку
Травки на лопату,
Дай Бог умыться,
Дай Бог убежать
И дай Бог убраться.
С последними словами детки бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а он ловит их. Пойманный делается волком или медведем.
***
Дедушка-егмерушка,
Продай мою сестричку.
Я баньку стоплю,
Пирожок спеку.
С луком, с перцем,
Собачьим сердцем.
ЗАИНЬКА СЕРЕНЬКИЙ
***
Играющие становятся в круг и поют. «Заинька» стоит в кругу и исполняет все действия, о которых поет хоровод:
Заинька, рви цветочки,
Серенький, рви цветочки,
Вот как, вот как, рви цветочки.
Заинька, вей веночки,
Серенький, вей веночки,
Вот как, вот как, вей веночки.
Заинька, на головку,
Серенький, на головку,
Вот как, вот как, на головку.
Заинька, сбрось с головки,
Серенький, сбрось с головки,
Вот как, вот как, сбрось с головки.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот как, вот как, попляши.
Заинька, потанцуй,
Серенький, потанцуй,
Вот как, вот как, потанцуй.
Кого любишь, кого любишь — поцелуй.
***
«Де ж ты, заинька, бегал,
Де ж ты, серенький, бегал?» —
«Я капусту воровал,
Всю рассаду распинал». —
«Ты бы, заинька, в поле,
Ты бы, серенький, в поле». —
«В поле бабы будут жать,
А мне некуда бежать». —
«Ты бы, заинька, в лесок,
Ты бы, серенький, в лесок». —
«Мое поле широко, а до лесу далеко». —
«Ты бы, заинька, на мостик,
Ты бы, серенький, на мостик». —
«Мой мостик кривой,
А я заинька косой». —
«Ты бы, заинька, под мостик,
Ты бы, серенький, под мостик». —
«А под мостиком вода,
Мне нельзя идти туда». —
«Ты бы, заинька, на елочку,
Ты бы, серенький, на елочку». —
«А на елочке иголочки,
Боюсь — уколюсь».
***
«Зайчик, Бешеный!» —
«Иде был?» —
«В лесе» —
«Што делал?» —
«Лыки драл». —
«Куды клал?» —
«Под колоду». —
«Выйди!»
Считают до последнего.
Последний — «заяц». Ловит остальных. Пойманный присоединяется к «зайцу», так ловят до единого.
Бывает, десять ловят одного.
ГУСИ, ГУСИ
***
«Гуси, гуси». —
«Га-га-га!» —
«Есть хотите?» —
«Да-да-да!» —
«Ну, летите!» —
«Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет». —
«Ну, летите,
Как хотите!»
Участники игры — «хозяин», «гуси», «волк» — стоят друг против друга.
Хозяин ведет разговор с гусями. После заключительных слов хозяина гуси бегут к нему, взмахивая руками, как крыльями. Волк ловит их, пока всех не переловит.
***
Играющие выбирают из своей среды волка и хозяина, а сами изображают гусей-лебедей. Волк уходит на какое-нибудь место, называемое играющими «горой».
«Гуси-лебеди», посидев некоторое время дома, у хозяина, уходят в поле. Через некоторое время хозяин кричит: .
— Гуси-лебеди, домой!
Гуси отвечают:
— Волк под горой?
— Что волк делает?'
— Травы щиплет.
— Ну, бегите же домой!
Гуси бегут, а волк их ловит и поодиночке уводит на свою гору. Когда переловит всех, хозяин топит для волка баню и просит его помыться. Волк идет, парится, моется.
По выходе из бани хозяин берет камень или палку и, показывая их волку, говорит:
Волкушко! Я тебе коровушку брошу!
Бросает палку или камень, волк бежит за «коровуш-кой», гуси-лебеди тем временем бегут домой к хозяину.
ЛИСКА-ЛИСА
***
Лиска-лиса,
Дивья краса,
Долгий нос,
Рыжий хвост.
Пропели хором ребята, изображающие «кур», и бросились врассыпную, а «лиска-лиса» побежала ловить: кого поймает, тот будет водить.
СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ
***
Со вьюном я хожу,
Я не знаю,
Куда вьюн положить.
Положу я вьюн
На правое плечо,
С правого налево положу,
Поклонюсь я и прочь пойду.
В кругу стоит один, на плече его лежит платочек. Поют и ходят слева направо. Находящийся «в вьюну» (в кругу) прыгает и перекладывает платок с одного плеча на другое.
ХОДИЛА МЛАДЕШЕНЬКА
***
Дети становятся в круг и прыгают друг за другом на одной ноге под песню:
Ходила младешенька по борочку,
Брала, брала ягодку земляничку.
Наколола ноженьку на тресочку.
Болит, болит ноженька да не больно.
СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА
***
Играющие становятся в круг, в средину которого ставят утку, а за кругом селезня, который ловит утку. Стоящие в круговой цепи поют:
Селезень ловил утку,
Молодой ловил серую. —
Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой!
У тя семеро детей,
Осьмой селезень!
Во время исполнения этой песни селезень, ходящий по закругу, старается поймать утку, а для этого проникнуть в круг, но его всячески удерживают составляющие круг.
КОРОЛЬ
***
Играют большей частию одне девушки всех возрастов, иногда допускаются и мальчики. Игра ведется обыкновенно в сумерках на улице. Играющие разделяются на две группы, из которых в одной двое, а в другой все остальные. Обе партии становятся одна против другой на расстоянии 4—5 саж. Первая партия (два игрока) спрашивает. Партия вторая начинает:
В темном лесе, в темном лесе!
1-я партия: «Что нейдешь? Что нейдешь?»
2-я партия: «Боимся, боимся».
1-я партия: «Чего вы боитесь?»
2-я партия: «Короля, короля».
1-я партия: «Дома нет, дома нет».
2-я партия: «Сын дома, сын дома?»
1-я партия: «Сына нет, сына нет».
После последнего припева 1-я партия, взявшись за руки, образует ворота; 2-я партия, взявшись также за руки, «гуськом» бежит в расставленные ворота, припевая в такт ноги:
У нашего короля
Дома нету никого —
Ни сына, ни его.
Сударыня, барыня
Растворила ворота,
Выпустила воробья.
При следовании в воротах 1-я партия опускает руки, чтобы охватить последнего из бегущих, который и остается при ней; пробежавшие же возвращаются на свое место и начинают снова припевы. Так продолжается до тех пор, пока во 2-й партии останутся двое, после чего эти двое принимают положение 2-й партии, и игра продолжается.
***
«Что ж не идешь?» —
«Короля боюсь». —
«А нашего короля дома нет,
В город поехал». —
«Зачем же он поехал?» —
«Пряники закупать». —
«На что вам?» —
«Вас кормить, вас поить».
У нашего короля
Растворены ворота
По самые верея:
Трое деревцев,
Четверо воротцы
Шелком шиты,
Бумагою крыты,
Гвоздями прибиты.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
***
Играющие по жеребьевке делятся на две половины. Одна половина образует круг. Участники, входящие во вторую половину, берутся за руки и выстраиваются в цепочку. Дети в кругу поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз — прощается,
Второй — воспрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
Во время пения цепочка бегает через круг под поднятыми руками детей, стоящих кругом. С последними словами поющие приседают и опускают руки. Те из цепочки, кто остался в кругу, присоединяются к первой половине. Оставшиеся в цепочке бегают второй и все последующие туры до тех пор, пока все не будут захвачены кругом, кроме одного, самого ловкого, который получает награду.
***
Ведущие зашифровывают себя в условных формулах («солнце» и «луна», «день» и «ночь») и образуют «воротца» из поднятых рук. В «воротца» под пение проходит цепочка остальных игроков:
Золотые ворота,
Пропустите меня,
Я и сам пройду,
И детей проведу.
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз — прощается,
Второй раз — запрещается,
А на третий раз —
Не пропустим вас!
По окончании песенки руки опускаются, в «воротцах» остается игрок, которого ведущие тихо спрашивают: «Солнце или луна?» либо «День или ночь?». Игрок так же тихо, чтобы не слышали остальные дети, объявляет свой выбор. В зависимости от выбора постепенно отсекаемые «воротцами» игроки делятся на две команды. Игроки выстраиваются друг за другом и меряются силами, кто кого перетянет.
***
Прежде чем начать игру, рисуется на земле маленький кружок и в центр втыкается ветка березы. Рядом с кружком игроки выстраиваются парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образовав «золотые ворота». Все поют:
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай.
Один участник, оставшийся без пары, — «водящий» — пошел в «золотые ворота» и ребром ладони разъединяет руки одной из пар. Ребята, стоящие в этой паре, бегут в разные стороны к кружку. Первый, выдернувший ветку, пошел в «золотые ворота», а неудачник встал в пару с водящим впереди всех.
ЗОЛОТО ХОРОНИТЬ
***
Игра ведется преимущественно между девочками, которые сидят в ряд на лавке, или становятся кругом, взявши друг друга за руки, и поют:
Уж я золото хороню, хороню;
Чисто серебро хороню да хороню,
Я у батюшки в терему да в терему,
Я у матушки в высоком, в высоком.
Гадай, гадай, девица,
Отгадывай, красная,
В какой руке белица —
Змеиная крылица.
Уж я рада бы гадала да гадала,
Уж я рада бы отгадывала,
Через поле идучи,
Русу косу плетучи,
Шелком провиваючи,
Златом присыпаючи.
Пал, пал перстень
В калину, в малину,
Черную смородину.
Очутился перстень
Да у дворянина,
Да у молодого,
На правой на рученьке,
На левом мизинце.
Во время этой песни двое из играющих ходят вокруг или около сидящих, и один из них, идущий впереди, нагибается перед каждым игроком, делая вид, будто вручает ему находящееся у него в руках кольцо, а другой, идя сзади за ним, должен отгадать, кому кольцо отдано. Если последний отгадает, то тотчас же получает право сам прятать кольцо, а тот, у кого найдено кольцо, делается угадывающим. Если же не отгадал, то продолжает ходить за прячущим до тех пор, пока отгадает.
***
Пал-пал перстень
Во калину, во малину,
Во черную смородину.
Смородина говорила,
Через поле идучи,
Русу косу плетучи,
Шелком обвиваючи,
Златом сплетаючи.
Гадай, гадай, девица,
В чии руки вырветца,
Питуновы крылица,
Отгадывай, у кого?
У кого?
РЕДЬКА
***
В Тульской губернии эта игра ведется таким образом: играющие садятся вереницей — один сзади другого. Каждый по талии крепко обхватывает сидящего впереди его. Задний из сидящих называется «маткой» или «бабкой», остальные — «редьки». Один по жребию или по взаимному соглашению водит и называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и ведет с ней такой разговор:
Тук, тук!
— Кто тут?
— Ивашка Попов.
— Зачем пришел?
— За редькой.
— Не поспела, приходи завтра.
Ивашка Попов отходит в сторону, но скоро возвращается и снова ведет этот же разговор:
Тук, тук!
— Кто тут?
— Ивашка Попов.
— Зачем пришел?
— За редькой.
«Дергай сам какую хочешь!»
Ивашка Попов подходит к передней редьке и дергает ее, то есть старается вытащить из объятий второй редьки. Выдернув одну, Ивашка Попов вместе с выдернутой редькой принимается за другую, потом втроем за третью и т. д., пока не выдернет всех.
***
В Вятской губернии игра ведется так: играющие садятся вереницей, один сзади другого, обхватывая каждый переднего за талию. Это — редьки. Впереди садится тот, кто покрепче других и называется бабкой. Двое из играющих ходят вокруг сидящих и поют:
Хожу, хожу к бабке,
Прошу, прошу редьки:
«Родилась ли редька?» —
Бабушка добренька,
Редечка сладенька.
Потеку, потеку,
У бабушки редьки попрошу:
«Продай, баба, редьку,
Продай, баба, сладку!»
«Да еще не поспела, только посадила!» — отвечает бабка.
Играющие начинают снова петь вышеприведенные слова. После этого бабка говорит: «Берите, да только с кончика и на моей земле мечите!» Тогда водящие берут самую заднюю редьку, отрывают от остальных и начинают ее метать, взявши под мышки. После того ставят ее в сторону и снова подходят к бабе со словами: «Бабушка, дай редьку!» Бабка спрашивает: «А ту куда дели?» — «Ехал черт через мост, поймал за хвост; мы с помелами и с кочергами не могли поймать!» — отвечают вожаки. Бабка говорит: «Берите да опять на моей земле мечите!» Вожаки опять начинают метать. Так игра продолжается до тех пор, пока не вырвут всю редьку.
ХРЕН
***
В Тамбовской губернии игра эта ведется таким образом: несколько пар детей садятся в ряд или кругом на землю, притом так, что один в паре садится на колена другому, который при этом держит первого за талию. Сидящий сзади называется «бабушкой», а впереди «хреном». Одна пара из всех играющих не садится, но, обходя сидящих, поет:
Хрен ты мой, хрен!
Садовый мой хрен!
Не я тебя садила,
Не я тебя поливала.
Садил тебя Максим,
Поливал Широван
С Шированихой.
Затем, подойдя к бабушке, ходящий говорит ей: «Бабушка, продай-ка нам хрену!» Та отвечает: «Не слышу, голубчики, глуха на это ухо!» Ходящие спрашивают о том же на другое ухо. Тогда бабушка отвечает: «Рвите, милые, рвите, только не с корнем!» Просившие хрена начинают срывать с места сидящих, пока сорвут всех, после чего начинают игру снова.
***
Хрен ты мой, хрен,
Садовой, медовой.
Не я тебя садила,
Не я тебя городила,
Усаживала, угораживала.
Симеонова жена
Подымала рукава,
Через сына сокола.
Ехали бояре,
Увидали девку,
В юбке-шубке
И то вдобре хороша.
***
Уж ты хрен ли, мой хрен,
Садовой, полевой,
Ища кто тебя садил?
Саливан, Саливан!
Саливанова жена
Все ухаживала,
Угораживала.
Поросячья смерть,
Не заглядывай в печь:
Какова в печи лучина,
Такова мати кручина.
Какова в полу доска,
Такова мати тоска.
СМОЛА
***
Дети образуют круг, в котором стоят два-три человека из играющих; все кружатся вокруг них и кричат:
Смола, смолися!
Бочка, крепися!
Крепка смола дедова,
Крепче не было!
Пропили, проели
Дедову казну на меду,
А бабкину — на вине!
Стук, стук, у ворот!
После слов «Стук, стук, у ворот!» дети останавливаются. В кругу спрашивают: «Кто там?» — и начинается диалог между играющими в кругу и теми, что образуют круг:
— Кто там?
— Поп Хвядот!
— Зачем пришел?
— За смолою.
— На што смола?
— Бочку смолить.
— На што бочка?
— Пиво варить.
— На што пиво?
— Сына женить.
— Какого?
Называют имя мальчика, затем «невесты». Потом опять повторяют игру с теми же словами, пока не выберут в женихи и невесты уже другую пару, и т. д.
***
Дай смолы!
«Куда тебе смолы?» —
«Лодку смолить». —
«Куда тебе лодку?» —
«Рыбу ловить». —
«Куда тебе рыба?» —
«Ребят кормить». —
«Куда тебе ребята?» —
«Овец пасти». —
«Куда тебе овцы?» —
«Шубу шить».
БОЯРЕ
***
Дети делятся на две партии, становятся, держась за руки, в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 5—6 метров и ведут диалог. При этом попеременно одна шеренга наступает на другую (первая строка реплики) и возвращается назад в исходную позицию (вторая строка реплики):
«Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли». —
«Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?» —
«Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна». —
«Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?»
Партия «жениха» совещается и называет имя «невесты»:
«Бояре, нам (Надежда) мила,
Молодые, нам вот эта мила». —
«Бояре, она дурочка у нас,
Молодые, она дурочка у нас». —
«Бояре, а мы плеточкой ее,
Молодые, а мы плеточкой ее». —
«Бояре, она плеточки боится,
Молодые, она плеточки боится». —
«Бояре, а мы пряничка дадим,
Молодые, а мы пряничка дадим». —
«Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят». —
«Бояре, а мы к доктору сведем,
Молодые, а мы к доктору сведем». —
«Бояре, она доктора убьет (вариант: боится),
Молодые, она доктора убьет». —
«Бояре, не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!»
«Невеста» бежит к шеренге «жениха». Если она сумела разъединить сомкнутые руки, то уводит в свою партию оплошавшую пару, а шеренга, потерявшая игроков, вновь начинает диалог. Если «невеста» не сумела разорвать цепочку «жениха», то остается в его партии. В этом случае диалог начинает партия «невесты».
КОГДА-ТО И ГДЕ-ТО
***
Когда-то и где-то жил царь молодой,
Имел он двух дочек, не равных собой.
Старшая дочка служанка была,
А младшая дочка как розочка цвела.
Старшая меньшую просила погулять:
«Пойдем, пойдем, сестрица, пойдем, родимая,
Пойдем, пойдем, посмотрим, как волны шумят.
Смотри, смотри, сестрица, смотри, родимая,
Смотри, как волны шумят».
Старшая младшую столкнула с бережка.
Меньшая кричит:
«Сестрица, спаси, спаси меня,
Отдам тебе я кольца, отдам я жениха». —
«Не надо мне колец, не надо жениха,
Когда ты потонешь, все будет мое».
В ту ночь рыболовы зловили царску дочь,
Сделали сеялку с ее белых костей:
Натянем те струны с ее белых волос.
С первого удара струна оборвалась,
Со второго удара царь-батюшка пришел,
С третьего удара царица-мать пришла,
С четвертого удара жених ее пришел,
С пятого удара сестра ее пришла,
С шестого удара все слуги собрались,
С седьмого удара все гости пришли,
С восьмого удара казнили царску дочь,
С девятого удара воскресла царска дочь,
С десятого удара все дело кончилось.
Дети образуют круг.
Под исполнение песни ее сюжет разыгрывается в кругу, в который постепенно входят все перечисляемые действующие лица; сам хоровод становится все меньше, пока не исчезает.
КОЛПАЧОК, КОЛПАЧОК
***
В кругу на корточках сидит «колпачок». Дети ходят по кругу и поют, поднимают «колпачка»:
— Колпачок, колпачок,
Красные сапожки,
Тоненькие ножки.
Мы тебя поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
— Я по правде люблю всех.
Колпачок танцует и выбирает следующего игрока на свое место.
***
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили,
Танцуй, танцуй
Сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
КАРАВАЙ, КАРАВАЙ
***
Дети стоят кругом, держась за руки. В середине — «каравай». «Нижина», «вышина», «ширина» и «ужина» изображается хороводом:
Как на (имярек) именины
Испекли мы каравай,
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины!
Все сбегаются в центр круга к «караваю», тормошат его, затем отступают в большой круг с просьбой о выборе:
— Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
«Каравай» отвечает:
— Я по правде люблю всех,
А вот эту лучше всех!
Новый «каравай» входит в середину круга, и игра продолжается.
***
Как на (имярек) именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины,
Вот такой ширины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины!
— Каравай, каравай,
Кого любишь — выбирай!
***
Караварь, караварь,
Кого любишь, выбирай!
ПРЯЧУ, ПРЯЧУ РЕМЕШОК
***
Игроки сидят на земле (на полу) кругом и смотрят в центр. За их спинами по кругу ходит водящий с ремешком и старается незаметно положить его сзади какого-либо игрока, приговаривая:
Прячу, прячу ремешок
Под калиновый кусток.
Кто зорьку проспит,
Того бить,
Приговаривать: соня, соня, соня...
Сидящим игрокам нельзя оглядываться, но можно руками проверять, не положен ли ремешок за его спиной. Обнаружив ремешок, игрок хватает его и бежит за водящим, стараясь догнать и ударить его. Водящий бежит, стараясь занять опустевшее место. Если ему это удалось, игрок с ремешком становится водой, и игра повторяется. Если никто из игроков не обнаружит ремешок, то водящий, дойдя до ремешка, хватает его и бьет им неудачника, приговаривая: «Соня, соня, соня!»; бросает ремешок «соне», бежит вокруг, чтобы занять освободившееся место. «Соня» же старается догнать водящего.
У БАБУШКИ ФЕДОСЬИ
***
Какую-нибудь выберем, в круг станем, кричим:
У бабушки Федосьи
Было семеро детей.
Они ели, все не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так!
Кто не успеет (повторить движение пальцами, руками и пр. за ведущей в кругу), идет за бабушку Федосью.
БАБУШКА, ПОРА В ПИР
***
Играющие образуют круг, держа друг друга за руки. В середину круга становят одного с завязанными глазами — это и есть бабушка. Кто-нибудь из стоящих в кругу кричит:
«Бабушка, бабушка, пора в пир!»
Бабушка отвечает:
«Не в чем!» —
«В рогоже!» —
«Негоже!» —
«В лукошке!» —
«Покато!» —
«На крылышках полетай!»
При последних словах бабушка, кружась и махая руками, наподобие летящей птицы, приближается к окружности круга и, натыкаясь на кого-нибудь, старается узнать его. Если узнает, то последний делается бабушкой, если не узнает, то бабушка продолжает ловить по-прежнему.
ПАНАС, ПАНАС
***
По считалке выбирают «жмурку», завязывают ему глаза платком и раскручивают, приговаривая:
«Панас, Панас,
Где стоишь?» —
«На мосту». —
«Что пьешь?» —
«Квас». —
«Тогда ищи три года нас».
Затем все разбегаются, а «жмурка» должен ловить. Кого он поймает, тот становится «жмуркой».
***
«Панас, Панас,
На чем стоишь?» —
«На бочке». —
«Что продаешь?» —
«Квас». —
«Лови, как мух, три года нас».
ЗВОНАРИ
***
Играя в «Звонари», все встали в круг. На середину вышли двое ребят: один с колокольчиком — «звонарь», другой с завязанными глазами — «жмурка». Звонарь, приговаривая:
Диги-дон, диги-дон,
Отгадай, откуда звон! —
увертывается от жмурки, который по звуку колокольчика пытается поймать его и обхватить пояском.
Я ИДУ ИСКАТЬ
***
Дети, договариваясь играть в прятки, выбирают ведущего. Если кто-нибудь крикнет: «Чур, не я!» — то ему могут ответить:
«Кто чурачил,
Тот и начал!»
***
Ведущий, закрыв глаза и прислонясь к стене, дереву, забору (где назначено место для «чеканья»), отсчитывает условленное число (допустим, 20, 30, 50). Закончив счет, говорит:
Один, два, три,
Четыре, пять,
Я иду искать.
Кто не схоронился,
Я не виноват.
Кто под маслом стоит,
Тому сто раз водить.
***
Я иду искать.
Кто не спрятался,
Я не виноват.
Кто за мной стоит,
Тому пять конов водить.
***
Открывая глаза, ведущий приговаривает:
Корыто — не корыто,
У меня глаза открыты.
***
Обнаружив игрока, ведущий бежит к условному месту, стучит по нему рукой и, называя имя, говорит: «Миша, чека, чека!»
***
Если ведущий неправильно назвал имя игрока, говорят:
Обознатки - прятки,
Снова начинатки.
***
Когда ведущий ищет последнего из игроков, дети, которые уже найдены, предупреждают его:
Топор, топор,
Сиди, как вор,
И не выглядывай
Во двор!
***
Если же ведущий ослабил внимание, последнего из игроков оповещают:
Пила, пила!
Лети как стрела!
Игрок получает возможность добежать до условного места и в свою очередь «зачекать» зазевавшегося ведущего, который, таким образом, остается водить следующий кон.
***
Пока не найден последний игрок, детям становится скучно. Тогда кто-либо может на время приостановить ход игры приговором:
Три, три — нет игры.
***
После остановки ход игры восстанавливается приговором:
Два, два — есть игра.
***
Из игры можно исключить игрока, нарушающего правила:
Чаю, чаю,
Бабочкой летаю,
Костю выключаю.
ЗАМРИ!
***
Ведущий размеренно произносит приговор, дети кружатся, размахивают руками, принимают различные позы. При слове «замри!» каждый застывает в том положении, в каком его застала команда:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, замри!
***
Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе,
Чай пили, ложки били,
По-турецки говорили.
Мы набрали в рот воды
И сказали всем: «Замри!»
А кто первым отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
***
Чиби, чилиби, чилиби-либи-либи!
Мы сидели на балконе,
Чашки били, ложками водили,
По-турецки говорили:
«Чиби, чилиби, чилиби-либи-либи!»
Мы набрали в рот воды
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб!
Сказки не рассказывай,
Зубки не показывай!
Новым ведущим становится тот, кто шелохнется. Если никто не ошелохнулся, игра заканчивается командой ведущего: «Ван, ту, фри, фо, афри!» («Раз, два, три, ты свободен!»).
ДЕТИ БЕГАЛИ ПО ШКОЛЕ
***
Играющие собираются в круг, начинают прыгать, подскакивать, приговаривая:
Дети бегали по школе
И считали этажи:
Раз, два, три, четыре,
Умножаем на четыре,
Делим, делим на четыре,
Получается: (называют любое число).
После слова «получается» все останавливаются, поставив ноги на разное расстояние (кто — на ширине плеч, кто — шире, кто — почти рядом). Затем каждый ставит ноги вместе способом «ёлочка» или «змейка», стараясь уложиться в то число шагов, которое назвал ведущий.
СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ
***
Играют 5—6 человек. Чертят на земле (на асфальте) десять клеток-классов. Выбирают «учителя». Все становятся в первый класс, учитель — напротив. Он бросает мячик и кричит:
— Яблоко! (любой предмет).
Если называется что-либо съедобное, играющие ловят мяч. Поймавший переходит в следующий класс. И так — до десятого класса. Если «учитель», бросив мячик, назвал несъедобный предмет, например, самолет, стол, и кто-то из играющих поймал мяч, он переводится в «младший класс». Побеждает первый, достигший десятый класс.
КУКОЛКИ
***
Из числа играющих выбирается продавец и покупатель. Продавец раскручивает на месте каждого играющего, и тот замирает в позе, в которой оказался после раскручивания. Продавец загадывает каждой «куколке» какое-то действие (щипать, щекотать, пинать). Приходит покупатель, говорит:
— Дайте мне вон ту куколку (выбирает сам). Что она умеет делать?
— Все что угодно.
— Включите ее.
Продавец «включает», «куколка» начинает делать то, что ей загадано. Покупатель убегает. Если «куколка» не догонит его, сама становится покупателем. Если догонит — всё повторяется, и покупатель говорит: «Отключите».
В ВОЙНУ
***
Играющие делятся на две команды следующим образом: берется количество листочков бумаги, равное числу игроков. На одной половине из этого количества рисуют звездочку, на другой — немецкую свастику. Причем в каждой половине есть по бумажке, в которой, кроме звезды или свастики, стоит буква «К», что означает — «командир отряда». Одна команда прячется; какая — выясняют с помощью жеребьевки. Команда голящих ищет. Найдя спрятавшегося игрока из команды «противника», обязательно ищут у него бумажку. Если не найдут хотя бы одного человека или бумажку, голят снова; если найдут всех — команды меняются ролями.
В ЦВЕТНОГО АКВАЧА
***
Перед игрой считаются. Голящий отсчитывает десять шагов от остальных играющих, кричит цвет. Все должны вокруг или у себя на одежде этот цвет найти и схватиться за него. Кто не успевает схватиться, а голящий успел до него добежать — голит.
ШТАНДЕР
***
Чертят круг. Все играющие становятся в круг, у одного — мяч. Он подкидывает мяч, кричит имя одного из присутствующих. Все убегают (из круга), а тот, чье имя названо, ловит мяч; поймав, кричит: «Штандер!» Все останавливаются. Играющий (игрок с мячом) делает от круга три шага по направлению к тому, кто стоит ближе всех, бросает ему мяч. Если мяч пойман, бросавшему начисляется одно очко.
Игра продолжается. Все вновь встают в круг. Кричит (имя) тот, кто поймал мяч, а если мяч не был пойман, кричит тот, чье имя называлось в первом туре.
Того, кто набрал три очка, женят. Женят на цветах. И потом в игру нужно кричать уже не имя, а цветок, на котором поженили. Кто ошибется и прокричит не цветок, а имя, получает одно очко.
Существует так называемый «городовой штандер» — вместо имен здесь кричат названия городов.
В БАРЫНЮ
***
Играют двое (реже трое-четверо), садятся друг против друга, и ведущий начинает речитативом:
К вам барыня пришла,
Голик принесла,
Голик да веник,
Сто рублей денег.
Она наказала,
Строго приказала:
Не смеяться, не улыбаться,
Губки бантиком не делать,
Черно с белым не носить,
Да и нет не говорить!
Вы поедете на бал?
— Поеду, конечно.
— А какое платье наденете:
Белое, черное?
— Голубое!
— Что вы, что вы: сейчас это не модно, засмеют.
— Пусть засмеют!
— Что с вами? Вы больны?
— Нет, здорова!
Ведомый попал в «западню». Играющие меняются ролями, и игра продолжается.
***
Барин прислал
Сто рублей:
Что хотите,
То купите,
Черной, белой
Не берите,
«Да» и «нет»
Не говорите!..
САДОВНИК
***
Обычно играющих 5—6 человек, реже больше. Все садятся. Каждый называет себя каким-либо цветком. Выбранный садовником (ведущим) приговаривает речитативом:
— Я садовником родился,
Не на шутку рассердился —
Все цветы мне надоели,
Кроме циний!
— Ой! — Циния.
— Что с тобой? — садовник.
— Влюблена!
— В кого?
— В Василек.
— Ой! — Василек.
— Что с тобой? — садовник.
Если кто-то задержался с репликой «Ой!», отдает фант (какую-либо личную вещь). Когда фантов собрано достаточно, они разыгрываются. Один из играющих, не видя, чей фант, выносит приговор проигравшему: спеть песню, сплясать, сделать пятьдесят прыжков на одной ноге, стать на четвереньки и пролаять по-собачьи и многое другое.
***
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме... розы!
«Ой!» —
«Что с тобой?» —
«Влюблена!» —
«В кого?» —
«В ромашку!» —
«Ой!»...
СМЕШНОЙ ТЕЛЕФОН
***
Садится несколько человек. Один — стоит, загадывает каждому любое слово: голящий (водящий) этого не слышит — стоит в стороне. Потом голящий подходит, задает каждому любой вопрос («Что ел?», «На чем сидишь?» и т. д.). Отвечают загаданное слово. У кого получится подходящий по смыслу ответ, голит.
СЛЕДОВАТЕЛЬ
***
Выбирается ведущий, он следователь, а все остальные — это предметы. Все должны придумать про себя какой-то предмет и как бы на время стать им, а следователь должен задавать им вопросы, допустим: «Из чего ты сделан?», «Что с тобой будет, если тебя бросить в огонь!», «Что ты делал вчера в шесть часов вечера?» Если, например, это зубная щетка, то он должен говорить: «Я стоял в стакане в ванной». Но желательно отвечать так, чтобы следователь не догадался, но при этом нельзя врать. И следователь должен потихоньку догадываться, и тот, чье слово он первым отгадает, становится следователем.
ГОЛОСЯНКИ (ВОЛОСЯНКИ)
***
Давайте, ребята,
Голосянку тянуть;
Кто не вытянет,
Того за волосы
Рва-а-а-ть...
Последнее слово нужно тянуть, как можно дольше, на одном дыхании. Кто раньше закончил - проиграл.
Можно выбрать несколько человек для голосянки, не всех, часть оставить. Остальные пытаются рассмешить тех, кто тянет последнее слово, чтобы они раньше замолчали.
МОЛЧАНКИ
***
Сказки, присказки,
Осиновы подмазки,
Сорок анбаров
Сухих тараканов,
Сорок кадушек
Соленых лягушек,
Три четвертушки
Солены лягушки.
Ево пестерь
На полице скис —
Семерым не съисть;
Кто первый молвит,
Тот и съес,
Кроме меня, заговорщика.
***
Венчики, венчики,
Летали бубенчики
По травке и росе,
По чужой стороне.
Собирали орешки,
Медок, сахарок,
Молчок.
***
Несколько игроков ударяют товарища по спине и приговаривают. При слове «Гоп!» все надувают щеки, а «поп» должен смешить. Первый рассмеявшийся становится «попом».
Поповы ребята
Горох молотили,
Попа не спросили,
Поп рассердился,
Горохом подавился.
Гоп!
***
Шел молчан
По всем городам:
Кто стукнет-брякнет,
За волосы драть,
До слез добивать,
Последнее слово — тпру.
Аминь!
***
Тише, мыши:
Кот на крыше
Кошку на уши ведет.
Кошка драна,
Хвост облез,
Кто промолвит,
Тот и съест.
***
Сорок амбаров
Сухих тараканов,
Сорок кадушек
Мокрых лягушек,
Кошку драну,
Мышь погану —
Кто промолвит,
Тот все съест.
***
Я пойду на улицу,
Принесу пропащу курицу, —
Кто промолвит,
Тот и съест.
***
Ехали цыгане,
Кошку потеряли,
Кошка сдохла,
Хвост облез, —
Кто слово скажет,
Тот ее и съест.
***
Чок, чок,
Зубы на крючок,
А язык на палочку,
Молчок!
***
Чок, чок, зубы на крючок,
Язык на палочку,
Закройся на стукалочку.
***
Чок, чок,
Зубы на крючок,
Кто заговорит,
Тому щелчок!
***
Шла метла,
Твое слово замела,
А мое оставила.
***
Шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А мое оставил.
***
Шел-шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А мое оставил
И печать поставил.
***
Лавочка закрыта,
Ключик у меня.
***
Дзуба, дзуба, дзуба, дзуба.
Дзуба дони, дони ме,
А шарли буба,
А шарли буба,
А шарли буба,
Буба, буба, буба, а-а!
А дони ме,
А шарли бе,
А ми — замри!
Зубки не показывать,
Сказки не рассказывать,
Белая овечка —
Больше ни словечка!
***
Это было в воскресенье
Двадцать пятого числа.
Немцы прыгали с балкона
Со второго этажа.
Первый прыгнул неудачно,
Второй голову сломал,
Третий прыгнул на девчонку
И ее поцеловал.
А девчонка не стерпела,
Кочергой его огрела.
Кочерга сломалася,
И они обнялися.
Зубки не показывать,
Сказки не рассказывать,
Белая овечка —
Больше ни словечка!
***
Кони-кони-кони-кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили:
«Чаби-чаряби, чаряби-чаби-чаби».
Мы набрали в рот воды
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб!
СЕЧКИ
Сечки - очень редкая древняя игра из детского фольклора. У сечек интересное математическое происхождение: они связаны с процессом обучения счёту. Сначала люди считали при помощи пальцев, потом стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки и прочее), а потом появился новый способ счёта - нанесение зарубок, меток. Вот тут-то и появляются сечки. Это словесные игры, которыми и сопровождался процесс нанесения зарубок или "сечек" - отсюда произошло и название.
Суть игры следующая: кто-то из детей бросает другим вызов - не считая (цифрами), высечь определённое количество таких зарубок, которое будет соответствовать заявленному числу. Тот, кто знает решение, а точнее, подходящий стих, начинает его зачитывать речитативом, сопровождая чтение ритмичными и сильными ударами ножа по дереву, чтобы оставались насечки.
Каждому количеству сечек соответствует свое стихотворение. По окончании его получается нужное количество насечек.
Единицами счёта при этом становятся ритмические единицы, их количество строго зафиксировано в каждом таком стихе. Поэтому, если играющий не ошибатся, у него получится требуемое количество насечек в конце стиха.
Попробуйте определить ударение сами и сделать нужное количество насечек.
Пример: ↓
СекУ, секУ сЕчкУ,
вЫсекУ дОщЕчку,
стАнУ сЕчь —
пЯтнАдцАть Есть.
***
Секу, секу сечку,
высеку овечку,
брошу сечь:
пятнадцать есть.
***
Секу, секу сечку,
высеку овечку,
всех пересек —
всех пятнадцать есть.
***
Секу, секу двадцать,
высеку пятнадцать,
честь, перечесть —
пятнадцать есть.
***
Секу, секу двадцать,
высеку пятнадцать,
стану честь —
все пятнадцать есть.
***
Секу, секу двадцать,
высеку пятнадцать,
всех пересек —
всех пятнадцать есть.
***
Секу, секу пятку,
высеку десятку,
стану сечь,
пятнадцать есть.
***
Секу, секу сечку, высеку печку.
Люди скажут: двадцать.
Я скажу: пятнадцать.
***
Секу, секу двадцать,
высеку пятнадцать,
все сполна
до единого пятна.
***
Секу, секу двадцать,
высеку пятнадцать,
все сполна
до единого бревна.
***
Секу, секу двадцать,
высеку пятнадцать,
сек, пересек,
до пятнадцати досек.
***
Секу, секу двадцать,
не высеку пятнадцать.
Сек, сек, сек, сек,
сек человек.
***
Секу, секу двадцать,
высеку пятнадцать,
будь мои пятнадцать
все сполна.
***
Секу, секу сечку,
высеку дощечку.
Сек, сек, сек, сек,
шесть — шестнадцать.
***
Секу, секу двадцать,
высеку пятнадцать,
два сполна до единого пятна,
будет пятнышко,
двадцать два.
***
Секу, секу двадцать,
высеку пятнадцать,
все сполна
до единого пятна,
до единого пятна —
вышло двадцать два.
***
Секу, секу двадцать,
не высеку пятнадцать.
Всех сполна
до единого пятна;
будь, мое пятнышко,
двадцать два.
***
Секу, секу три,
высеку я три,
люди скажут: три,
я скажу: три.
Ехала Сава
мимо сала,
сосчитала,
сколько стало, —
двадцать три.
***
Секу, секу сетку,
высеку десятку,
стану сечь,
все пятнадцать есть.
Когда же нужно выбить число двадцать шесть, то к этому прибавляют еще следующие слова:
Приехали комиссары,
много писем написали.
***
Три, один,
три, один,
три, один, один, один,
три, один,
три, один,
три, один, один, один —
и опять то же само —
ни больше ни меньше,
как тридцать один.
***
Вот один, вот один,
вот один, один, один.
(Эти два стиха повторяются четыре раза.)
Больше не будет,
как сорок один.
В ХЛОПКИ
Известная всем игра в ладоши сопровождается различными текстами.
***
Двое игроков хлопают друг друга по ладоням: сначала двумя руками, а потом поочередно левой и правой, приговаривая:
Зубы, зубы, зубы, зубы,
Зубы надо подлечить.
— А я боюсь!
— А ты не бойся!
— А я умру!
— Не беспокойся!
В траве сидела саранча
И пела песню: ча-ча-ча.
***
Летел лебедь,
Сломал крыло,
Сказал число... — говорят число и считают по порядку количество хлопков в ладоши.
***
Несколько игроков держат руки горизонтально ладонями вверх, водящий поочередно хлопает по ним ладонью, приговаривая:
Летел лебедь по синему небу,
Читал газету под номером...
Очередной игрок называет цифру.
Водящий хлопает столько же раз. На кого должен пасть последний хлопок, старается успеть убрать руку раньше. Кто не успел, тот водит.
***
Играют в ладоши.
Муравьиный городок-док-док.
Я не выучил урок-рок-рок.
И стою я у доски-ски-ски.
Полна горница тоски-ски-ски.
А учительница Лена-Лена-Лена
Говорит, что я полено-лено-лено,
А учитель Митрофан-фан-фан
Говорит, что я болван-ван-ван.
***
Играют в ладоши.
Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один читал газету,
Другой месил муку.
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Ты в муке и я в муке,
Оба в кислом молоке.
***
Дзуба, дзуба, дзуба, дза,
Дзуба швили дони а.
А чарли буба — три хлопка.
Ами-замри,
Глаза закрой
И дальше пой.
(Дети повторяют первые три строки с закрытыми глазами.)
***
Дети выполняют синхронные движения руками за ведущим, приговаривая:
Дзюба, дзюба, дзюба, дзюба,
Дзюба, дони, дони — а!
А шарли буба, а шарли буба,
Буба, буба, буба, а-а-а!
А дони ме, а шарли бе,
Ани, замри, отомри.
Ушла-тави, рики-тики-тави,
Деус — деус — касмадеус, бац!
***
Под приговор дети чередуют хлопки в ладоши и удары ладоней об ладони партнера. С последним словом стараются ущипнуть партнера и не дать ущипнуть себя:
Эни — бени — рики — паки,
Буль — буль — буль караки — шмаки.
Эус — бэус — краснодэус,
Бац!
ЛЕТИТ ПО НЕБУ ШАР
***
Все играющие сначала поют (приговаривают).
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаем мы, до неба шар
Никак не долетит.
Постепенно и последовательно каждое слово заменяется соответствующим движением.
Тот, кто, вместо того чтобы выполнить движение, скажет или пропоет слово, выбывает из игры.
ЧАЙНИЧЕК С КРЫШЕЧКОЙ
***
Последовательно каждое слово заменяется на слоги «ляля» до тех пор, пока вся песня не будет на них петься:
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
Из дырочки пар летит.
Пар летит в дырочку,
Дырочка в шишечке,
Шишечка в крышечке,
Крышечка в чайничке.
ДЕСЯТЬ ПОРОСЯТ
***
Под скандирование текста дети в кругу, начиная с ведущего, хлопают поочередно в ладошки друг друга. Тот, на кого приходится последний слог, садится на корточки. Игра идет до тех пор, пока стоять не останется один ребенок. Он «опускается на дно», встречает братьев и «поднимает» их.
Десять поросят
Пошли купаться в море,
Десять поросят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему сковали гроб.
И вот вам результат:
Девять поросят.
Девять поросят
Пошли купаться в море,
Девять поросят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему сковали гроб.
И вот вам результат:
Восемь поросят...
И так далее.
ИГРОВЫЕ МАССАЖИ
Под эти тексты делают массаж спины, например. Изображая рисунком по спине слова из стихотворения.
"Рельсы, рельсы" - две параллельные полосы вдоль спины от шеи к талии.
"Шпалы, шпалы" - поперечные полосы (много и с хорошим нажимом на спину) между рельсами, как шпалы на железной дороге.
"Горох" - имитация ударов горошин - тыкать указательным пальцем в разных частях спины.
И так далее...
***
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,
Ехал поезд запоздалый.
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
Пришли куры — поклевали,
Пришли гуси — пощипали.
Пришел слон — потоптал.
Пришел дворник — все подмел,
Поставил стол, поставил стул
И печатную машинку.
И начал писать письмо:
«Дорогая дочка, дзинь-точка, дзинь-точка!
Присылаю тебе чулочки, дзинь-точка, дзинь-точка!»
Но у него ничего не получилось.
Он все смял, выбросил, все подмел.
Поставил стол, поставил стул,
Поставил печатную машинку и написал:
«Дорогая дочка, дзинь-точка, дзинь-точка!
Присылаю тебе чулочки, дзинь-точка, дзинь-точка!
А чулочки не простые:
Все застежки золотые».
Пошел на почту и поставил печать.
***
Замесила бабка тесто.
Месит, месит, закончила.
Пошла бабка на огород, срубила капусту и пошла домой.
Пришла и стала рубить капусту.
Порубила.
Стала раскатывать тесто.
Раскатывала, раскатывала, раскатала.
Порезала на лепешки и стала заворачивать и делать пирожки.
Поставила пирожки в печку.
Они жарились, жарились, жарились.
(В это время надо очень сильно тереть по спине).
Ну что, пожарились?
(«Пациент» должен ответить «да» или «нет».)
Ну если «да», то пирожки готовы!
***
РАЗНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРИГОВОРЫ И ПРИПЕВЫ
Дети становятся в круг, ходят в ту и другую сторону и поют:
А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушали, рушали
(Парить землю — оставить землю в залежи, дать отдохнуть год, предварительно унавозив.
Просо рушать — драть, молоть, дробить.)
***
А мы просо веяли, веяли;
А мы пшено
Сушили, сушили.
А мы кашу варили, варили.
(Каждый куплет поется два раза.)
Исполняя песню, дети подражают работе.
***
А шли кони по улице,
Чем они попутаны?
Золотым путом
Под копытом.
Зайка идет,
Травку рвет —
Что вырвет,
То в пучок.
Спев эту песню, дети приседают. Кто не успевает сесть, тот «квач-бальмач, черные глаза».
(Путами — веревками вяжут ноги лошадям, чтобы не уходили далеко.
Квач — помазок в дегтярнице. Бальмач вместо бельмач от слова ведьмы, глаза. Квач-больмач, или квач-бельмач, означает черноглазый, глазастый. Черный глаз считался худым, завистливым, насылающим порчу.)
***
Играющие становятся в кружок, в середине на скамье сидит «Дрема».
Хор поет о Дреме:
Сиди, Дрема,
Сиди, Дрема,
Выбирай-ай, Дрема,
Выбирай-ай, Дрема,
Бери-и, Дрема,
Бери-и, Дрема!
Дрема встает со скамьи, выбирает кого-нибудь, и выборный считается Дремой.