Загадки природы. Сирруш
Сиррушем древние вавилоняне называли загадочное существо, которое упоминается в Библии под более привычным названием дракона. Согласно Ветхому Завету, чудовище было повержено еврейским пророком Даниилом. В течение долгого времени считалось, что этот персонаж восточной мифологии, известный в Европе благодаря Священному Писанию, является аналогом знаменитых огнедышащих змеев, о которых рассказывают мифы Древнего Китая.
Зародившееся на Востоке сказание о драконе перекочевало в Европу, где сделалось популярным в Средние века. По мере своего развития оно породило мифы о грифонах, базилисках (василисках), химерах.
Однако позднее удалось установить, что сирруш характерен исключительно для мифологии Вавилона. Облик вавилонского чудовища нам точно известен по его изображениям на Вратах Иштар, иногда неправильно называемых Вратами Семирамиды. Ворота эти были посвящены богине Иштар, покровительствовавшей городу. Городская стена с воротами существовали задолго до возведения этого архитектурного шедевра. Организатором их перестройки выступил вавилонский царь Набопаласар, живший в VII веке до нашей эры. На рубеже VII и VI веков до нашей эры сын Набопаласара Навуходоносор II соорудил стену второго ряда вокруг города, тогда-то и понадобилось перестраивать ворота. Всего в Вавилон вело 8 ворот. Те из них, что были связаны с Дорогой процессий, ведшей к дворцу правителя, Навуходоносор посвятил покровительнице Вавилона.
По завершении работ, связанных с возведением ворот Иштар, Навуходоносор повелел составить надпись, которая бы увековечила для потомков деяния правителя. Главная причина перестройки ворот заключалась в их уменьшении по мере роста насыпей на дорогах.
Обновленная постройка представляла собой арку, которую с боков подпирали две громадные стены. Монументальное сооружение было облицовано разноцветной глазурью, по большей части голубой. Разные части новых ворот были украшены 575 барельефами, изображавшими всевозможных животных. Особенно позаботился царь о стенах, окружавших арку с двух сторон: «Свирепые рими и мрачные сирруши нарисованы на дворе врат, чем сообщил я вратам великолепие чрезвычайное и роскошное, и род людской может взирать на них в изумлении». Рими — это дикие быки, которые в Месопотамии не обитали. Вероятно, художник, создавший барельеф, опирался на знания, приобретенные в странствиях.
Летописи сохранили следующее изречение Набопаласара: «Большую стену Вавилона, которая до меня обветшала, разрушилась, заложил я на прежнем основании, и построил ее вновь с помощью войска и всех сил моей страны, и приказал оградить ею Вавилон с четырех сторон, увенчал ее верхом, как в былые времена. Стена, замолви перед Мардуком, моим господином, слово на благо мне».
Немецкий археолог Р. Колдевей, руководивший в 1897—1899 годах раскопками Врат Иштар, с большим вниманием отнесся к барельефу. Ученого заинтересовало присутствие сказочного дракона среди вполне реальных, хотя и необычных для Вавилонии, животных — быков, львов и прочих. Изучив изображение сирруша, Колдевей пришел к выводу, что оно в точности передает определенные признаки какого-то реального существа. Тело и тонкая длинная шея сирруша, если верить изображению, были покрыты чешуей. В пасти существа находился раздвоенный змеиный язык. Задние лапы сильно напоминали птичьи. Признаки дракона гармонично сочетались в этом образе, создавая «единообразную физиологическую концепцию», по замечанию Колдевея. Исходя из этого, археолог заключил, что прообразом вавилонского дракона послужил какой-то динозавр, В своем труде, посвященном Вратам Иштар, ученый смело заявил, что вавилонские жрецы держали в одном из храмов живого игуанодона, которого выдавали за мифического сирруша.
Игуанодоны заселяли почти все континенты в мезозое. Ящеры имели мощные задние конечности, что позволяло им принимать вертикальное положение во время поедания древесной листвы.
Последующие открытия историков, археологов и палеонтологов убеждают в правоте категоричных слов Колдевея. Вавилоняне не имели понятия о том, что горные породы хранят в себе окаменелые останки доисторических существ. Даже если бы жителям великого города и попадались случайно на глаза окаменелости, то это не могли быть кости динозавров. Наукой установлено, что ни одного кладбища ископаемых ящеров на территории Месопотамии нет.
Большое количество костей и скелетов игуанодонов найдено в Бельгии, где ящеры были впервые детально изучены. Здесь же в 1980-х годах удалось обнаружить скелет самого крупного из известных науке игуанодонов.
В высоту этот динозавр достигал 7,5 м.
Кроме того, верящие в вавилонского дракона криптозоологи указывают на стабильность изображения сирруша в восточном искусстве. Об* раз чудовища появился задолго до 600 года до нашей эры, когда началось сооружение Врат Иштар при Навуходоносоре. И на протяжении десятилетий, а возможно, и столетий форма животного оставалась неизменной. Такая стабильность в искусстве нетипична для фантастических образов, которые часто видоизменяются со временем.Что касается несоответствий барельефа с обликом игуанодона, реконструированным палеонтологами в наши дни, то это объяснить легче всего. На воротах все животные были изображены своеобразно. Это объясняется стилизацией и ошибками художника, которого меньше всего беспокоила точность изображения.
Фигурки животных располагаются на стенах ворот Иштар в строго определенном порядке. Они выстроены в чередующиеся горизонтальные ряды, причем расстояние между рядами всегда равно 4 вавилонским элам (2 м), высота каждого ряда — 2,17 эла (1,08 м), расстояние между двумя фигурками в одном ряду — 1,84 эла (0,91 м).
Возникает другой вопрос: откуда у вавилонян оказался живой игуанодон? Единого мнения у ученых нет. Многие криптозоологи полагают, что ящера привезли из Африки вавилонские или финикийские купцы. Последние, активно торговавшие с вавилонянами и выполнявшие много заказов своих восточных соседей, не раз совершали путешествия к реке Нигер, вглубь «черного континента». Здесь же, о чем свидетельствуют некоторые факты, существовали подходящие условия для обитания последнего динозавра.