Чудеса природы. Двоякодышащие
Как известно, для того, чтобы дышать и жить под водой, у рыб есть специальные органы — жабры. У наземных животных и человека, дышащих атмосферным воздухом, вместо жабр имеются легкие. Легкие — это такие органы, которые предназначены для дыхания вне воды. Все кажется просто: рыбы живут в воде, а потому дышат жабрами. И почти все рыбы подчиняются этому правилу. Почти, но не все. В Африке, Австралии и Южной Америке живут необычные рыбы, имеющие и жабры и легкие. Жабры им необходимы для дыхания в воде, а легкими они дышат на суше. За эту особенность их назвали двоякодышащими.
Все известные науке двоякодышащие — жители пресных водоемов жарких стран. Эти водоемы часто пересыхают, и рыбы оказываются вне воды. Вот тогда-то на помощь двоякодышащим приходят легкие. Все другие рыбы, оказавшись в такой же ситуации, погибают, а рыбам с двойным дыханием хоть бы что: дыша легкими, они спокойно переживают засуху.
Неоцератод
Самая большая двоякодышащая рыба живет в Австралии. Ее называют по-разному: неоцератодом, рогозубом, баррамундой. Взрослый неоцератод весит около десяти килограммов и достигает почти двухметровой длины. Все его тело покрыто очень крупной чешуей, а мясистые грудные и брюшные плавники напоминают ласты-крылья пингвина. Обычно все тело неоцератода окрашено в коричневый или серый цвет, только брюхо светлее — желтоватое или беловатое. Большую часть жизни неоцератод проводит на дне, спокойно полеживая на брюхе и дыша жабрами. Но, по всей видимости, этого ему оказывается недостаточно. Один раз в час он поднимается к поверхности воды, чтобы подышать атмосферным воздухом. Дыхание рыбы сопровождается громким хрюкающим звуком, разносящимся по всей округе.
У неоцератода съедобное и вкусное мясо. Как и мясо лосося, оно окрашено в красноватый цвет. Одной рыбины достаточно, чтобы накормить десять взрослых людей.
Особенно важным для неоцератода становится легочное дыхание в засушливый период, когда от водоемов остаются лишь небольшие лужи с гнилой, зловонной водой без кислорода. Здесь скапливается много всяких рыб и других водных животных. Жить им в пересыхающей луже становится все труднее и труднее. В конце концов все они погибают, а неоцератод остается жить в жалких остатках воды, превращенных разлагающимися трупами в гадкую жижу. Там громадная рыбина спокойно лежит, оглашая время от времени окрестности хрюкающими звуками от вдохов и выдохов атмосферного воздуха, до тех пор, пока засуха не сменится спасительными дождями. Дожди наполнят водой высохшие водоемы, в них вернется жизнь, а неоцератоды будут реже подниматься к поверхности для дыхания атмосферным воздухом. В сезон дождей неоцератоды выводят потомство. На листьях водных растений они откладывают крупные, величиной с горошину, икринки. Примерно через две недели из икринок появляются мальки, которые поначалу питаются мелкими водорослями, а взрослея, начинают есть более крупную пищу — червей, моллюсков, рачков и личинок насекомых.
Неоцератод — ленивое и малоподвижное животное. Если дотронуться до лежащей на дне рыбы, она может даже не пошевелиться. Этим пользуются австралийские аборигены при их ловле. Они вплотную приближаются к неоцератоду под водой и набрасывают на него сети. Остается только вытянуть рыбу из воды. Неоцератодов также успешно ловят на крючок. И если рыбак справится с сопротивлением могучей рыбы и орудие лова не сломается, то рыбака и его семью ждет вкусный и питательный обед.
Протоптер
Далеко от Австралии, где водятся неоцератоды, в жаркой Африке местные жители ходят на рыбалку за другой рыбой, имеющей и жабры и легкие, что позволяет ей дышать и в воде и на суше. Ее называют чешуйчатник, или протоптер. И если австралийцы ходят на рыбалку вооружившись сетями и крючками, то африканцы берут с собой обычную лопату. Чешуйчатников легче найти на суше, чем в воде. Дело в том, что водоемы, в которых живут африканские двоякодышащие, существуют лишь несколько месяцев в году. Засуха, длящаяся в этих местах по семь—девять месяцев в году, не оставляет от водоемов и капли воды. Чтобы пережить засуху, протоптеры, пока еще водоем окончательно не высох, роют ртом норы, залезают в них, складываются пополам и впадают в спячку. Местные рыбаки находят их по маленьким бугоркам засохшего ила, образующимся над их убежищами. А затем выкапывают протоптеров лопатой, как картофель, и складывают их в сумку.
После долгой, засухи протоптер приобретает свой прежний облик
В мае или июне, когда заканчиваются долгие месяцы засухи, наступает сезон дождей. Многие дни и недели льются теплые тропические ливни. Реки наполняются водой, разливаясь по всем низинам. Вновь появляются водоемы. В них возвращается жизнь. Почувствовав живительную влагу, протоптеры просыпаются. Они выбираются из своего добровольного заточения изрядно исхудавшими, помятыми, с кривыми хвостами и изогнутыми плавниками. Первые дни им приходится заново учиться плавать, их движения поначалу неловки и резки. Но пройдет немного времени, и протоптеры приобретут свой прежний облик. Их тело станет округлым и упругим, грудные и брюшные плавники выпрямятся и приобретут форму шнура. Чем больше времени провел протоптер в спячке, тем дольше ему придется отходить от сна. А спячка этой рыбы может длиться несколько лет!
Суданцы, отправляясь на лов протоптеров, берут с собой барабан. Они идут по выжженной солнцем земле и громко стучат в него. Обманутые протоптеры, принявшие эти звуки за звуки тяжелых капель спасительного дождя, падающего на землю, пробуждаются от спячки и издают громкие квакающие звуки. По ним-то и обнаруживают рыбаки свою добычу.
Изголодавшиеся после спячки рыбы первым делом приступают к приему пищи, хватая все подряд: моллюсков, ракообразных, различных рыб, части растений. Видит рыбка плохо. Да зрение ей и ни к чему. Своими длинными гибкими парными плавниками протоптер ощупывает все вокруг, определяя: пригодно оно для пищи или нет.
Примерно через месяц после спячки протоптеры приступают к размножению. На мелководье, в зарослях густой травы, они роют подковообразную нору с двумя выходами: одним пошире, другим — поуже. Самка откладывает в гнездо сотни икринок величиной чуть более спичечной головки и уплывает восвояси. А самец остается опекать потомство. Он охраняет кладку, а затем и выклюнувшихся личинок от врагов, нападая и кусая всех, кто только приблизится к гнезду. Достается и человеку. Туземцы боятся приближаться к гнезду протоптера. Заботливый папаша, кроме того, постоянно обмахивает кладку хвостом, не давая воде застаиваться, а икре задохнуться.
Американский чешуйчатник
В Южной Америке живет близкий родственник протоптера — американский чешуйчатник. Он очень похож на своего африканского собрата как внешним видом, так и образом жизни. Тело у американского чешуйчатника змеевидное, до метра и более в длину, буроватого цвета. Парные плавники у него короче, чем у протоптера. В период засухи, как и африканское двоякодышащее, он роет нору и впадает в спячку. А с наступлением сезона дождей оживает и приступает к размножению. Индейцы ловят этих рыб ради вкусного и питательного мяса.
Звуки, издаваемые американским чешуйчатником, напоминают кошачье мяуканье.
В отличие от протоптера, отличающегося свирепым нравом и ведущего себя весьма агрессивно как по отношению к другим рыбам, так и к своим сородичам, американский чешуйчатник — миролюбивая рыба, хорошо уживается с другими рыбами.