Взаимоотношения животных. Животные защищаются
Своим рождением каждое животное получило право на жизнь. И оно всячески борется за это право. В борьбе за выживание животные обзавелись поразительно разнообразными защитными приспособлениями и выработали определенные стереотипы защитного поведения.
Зачуяв опасность, животные прежде всего стараются убежать, спрятаться, затаиться в кустах или норе. Спасаясь от преследователей, они развивают рекордные скорости. Обычный заяц может бежать со скоростью 70 км в час, а сайгаки, газели и антилопы и того больше — около 80 км в час. Во время бега животные могут совершать длинные прыжки. Испуганная косуля прыгает на пять-шесть метров в длину, а антилопа импала взлетает на высоту трех метров от земли и перелетает за один прыжок по десять-одиннадцать метров в длину. Мощные мышцы бедер и длинные стройные ноги этих животных — отличное сочетание, позволяющее быстро бегать и далеко прыгать.
Лисята возле норы
Чтобы запутать своего врага, животные идут на всякие уловки. С хитростью лисы знакомы многие охотники, она прячется в своей норе и, когда охотник с собаками пытается ее выудить оттуда, незаметно выскакивает из другого выхода и благополучно удаляется. Болотный крапивник порой вьет более десятка ложных гнезд, чтобы отвести хищников от тщательно спрятанного настоящего гнезда. Кайенский стриж сооружает гнездо в виде трубки. Хозяин попадает в гнездо через отверстие снизу, а для непрошеных гостей устраивает более заметный вход, который заканчивается тупиком и не сообщается с «жилой площадью» птицы.
Многим животным помогают защититься от врагов их окраска и форма тела. Животное инстинктивно находит маскирующий его фон, оно обладает высокоразвитыми органами чувств, чтобы вовремя обнаружить опасность и тут же умолкнуть, прекратить обычную деятельность и либо замереть, либо, наоборот, воспроизводить естественное движение окружающих его предметов — колыхание, покачивание и т. п.
Спастись от навязчивости врагов часто помогают отпугивающие звук — рычание, крик, визг, писк. Непрерывное жужжание осы предупреждает птиц и зверей о том, что у нее есть жало. Гремучие змеи издают характерные тарахтящие звуки, а у птиц хорошо известна реакция «окрикивания» по отношению к сидящим хищникам, например ястребам или совам. Птицы довольно близко подлетают к ним, испускают громкие крики и производят разного рода демонстрационные действия.
Богомол
Большинство зверей, оказавшись в лапах хищника, либо кричат, либо визжат. Неопытный молодой охотник от неожиданного звука может даже выпустить свою жертву. В других случаях на крик жертвы могут сбежаться на помощь соплеменники и освободить своего неудачливого собрата. Иногда крик жертвы привлекает другого хищника, и тогда оба зверя начинают выяснять отношения, а у жертвы появляется шанс на спасение. Многие звери в случае опасности кусают своих обидчиков и часто оставляют им «на память» глубокие раны. Хищник, получивший укус от своей жертвы, может бросить ее.
Различные виды богомолов, сидя неподвижно на деревьях и кустах, выглядят точь-в-точь как сучочки, листья или цветки, так что даже остроглазые птицы обнаруживают их с большим трудом. Дьявольский богомол похож на цветок орхидеи, на которой он проводит всю свою жизнь.
Чтобы отпугнуть врага, многие животные принимают различные устрашающие позы. Богомол поднимает свои надкрылья, обнажая на них яркие пятна в виде глаз, одновременно принимая вычурную позу. Бабочка глазчатая зубчатка при возникновении опасности разводит в стороны невзрачные крылья и показывает яркие задние, вращая при этом брюшком. Гусеница большой гарпии резко вскидывает кверху переднюю часть тела и поднимает длинные шевелящиеся «хвосты». Ящерица ушастая круглоголовка широко расставляет ноги, до предела раскрывает рот и растягивает околоушные складки, которые наливаются кровью, — все это создает впечатление огромной пасти. Плащеносная ящерица при приближении врага внезапно, словно зонт, раскрывает кожную перепонку, расположенную вокруг шеи. Неожиданное возникновение ярко расцвеченного воротника, окружающего широко оскаленную пасть, отпугивает многих ее врагов. Предупреждающее поведение можно наблюдать у птиц, когда они взъерошивают перья, или у кошек, когда они вздыбливают шерсть на загривке, чтобы выглядеть более внушительными и опасными, чем на самом деле.
Жерлянка
Среди ила и травы трудно заметить краснобрюхую жерлянку, окрашенную сверху в темнозеленый цвет. Но если, несмотря на покровительственную окраску, земноводное будет обнаружено врагом, жерлянка принимает своеобразную защитную позу, при которой становятся видимыми отдельные участки ее ярко-красного брюшка. Задрав вверх голову и одновременно выворачивая «наизнанку» лапки, жерлянка демонстрирует не видимую прежде предостерегающую окраску, сообщая противнику о своей ядовитости. Если этого бывает недостаточно, жерлянка переворачивается на спину и демонстрирует врагу все свое яркое брюшко.
Большинство лягушек и жаб имеют неброскую окраску из зеленых, серых и бурых тонов. У бирюзово-оранжевого древолаза задняя часть туловища и задние лапки бирюзовой окраски, а на голове — ярко-оранжевый «капюшончик». Красно-черный древолаз покрыт широкими чередующимися красными и черными полосками. Лягушка-помидор окрашена в ярко-красный цвет, а золотистая лягушка имеет ярко-желтую окраску.
Животные, имеющие рога, редко используют свое грозное оружие в полную силу во время конфликтов со своими соплеменниками. Даже турнирные бои, которые устраивают самцы во время брачного периода, часто носят ритуальный характер и очень редко заканчиваются кровопролитием. Иное дело хищники, с ними рогатое животное не церемонится. Простой демонстрации рогов бывает достаточно, чтобы обратить хищника в бегство. Только стая хищников может справиться с такими рогачами, как лось или пятнистый олень. Хорошим орудием для защиты от врагов являются и копыта. Быстрыми и сильными ударами копыт взрослое животное может даже убить своего обидчика. Нередки случаи, когда от удара пятнистого оленя погибали молодые неопытные волки.
Скат-хвостокол
Для многих животных единственное оружие защиты — это хвост. В Черном море обитает интересная рыба — скат-хвостокол, или морской кот, внешне напоминающая большую сковородку с ручкой-хвостом. У основания хвоста растет длинный, плоский, зазубренный по краям и острый, как шпага, шип. Подвергшийся нападению морской кот бешено бьет хвостом, нанося «шпагой» глубокие раны.
Часто от уколов скатов страдают рыбаки, аквалангисты и просто купающиеся. Скаты практически не используют свое оружие для нападения. Несчастные случаи обычно происходят вследствие неосторожного обращения с рыбой или когда купающийся наступает на лежащего на дне ската. Обычно после укола шипом ската у пострадавшего появляется острая, жгучая боль, затем развивается отек. Отравление организма ядом сопровождается слабостью, иногда с потерей сознания, судорогами и нарушением дыхания. Бывают случаи смертельного исхода от уколов ската-хвостокола.
За длительный период эволюции у животных выработались химические способы защиты от врагов. У многих насекомых ядовитая кровь, а то и все тело, вне зависимости от растений, которыми они питаются. Такие животные обычно окрашены в яркие предупреждающие цвета. Божьи коровки при испуге выделяют множество капелек ярко-желтой и довольно сильно пахнущей крови. Этот запах обусловлен присутствием химического соединения хиненона. Птица, схватившая божью коровку и получившая дозу яда, немедленно выпускает ее из клюва. Запах хиненона, который сам по себе не ядовит, но является индикатором ядовитости, птица запомнит на всю жизнь.
Кровь божьих коровок применяют в народной медицине для лечения кариозных зубов. Божьих коровок используют и в качестве биологического оружия для борьбы с тлей. За день один жук съедает до 50 тлей.
Этим пользуются некоторые неядовитые насекомые, пахнущие хиненоном. Личинки американских пилильщиков выбрызгивают струйки едкой жидкости через специальные отверстия, расположенные над дыхальцами.
Личинки тополевого и осинового листоеда при опасности покрываются многочисленными капельками неприятно пахнущей ядовитой крови, а как только опасность минует, тотчас же втягивают ее обратно.
Божья коровка семиточечная
Существует немало животных, которые «выстреливают» во врага своими выделениями. Эти животные не имеют отпугивающей окраски, которая могла бы насторожить нападающего, и поэтому «выстрелы» получаются неожиданными и эффективными. Среди насекомых таким удивительным «оружием» обладают обитатели южных стран — жуки-бомбардиры. При опасности они выделяют жидкость, которая на воздухе моментально испаряется, превращаясь с легким взрывом в облачко. Жук может сделать до десяти «выстрелов» подряд, после чего ему требуется отдых для восстановления «боевых запасов». Такая неожиданная «бомбардировка» заставляет врага отступить.
Термит
У термитов-солдат крепкие челюсти отсутствуют. Вместо этого имеется лобная железа, секрет которой выбрызгивается через клювовидный вырост. Во время походов солдаты располагаются по бокам колонны и направляют свои клювики наружу.
«Коммуна» термитов возникает так. Самка и самец вырывают неглубоко под землей небольшую камеру. Там они спариваются, и самка откладывает яйца. Выходящие из яиц термиты становятся первыми рабочими, начинающими возводить над землей будущее неприступное сооружение. Одно поколение рабочих сменяется другим, и мало-помалу вырастает массивный термитник, вмещающий свыше миллиона обитателей.
В случае опасности или нападения на термитов муравьев, их врагов и конкурентов на жизненной арене, клювовидные солдаты выбрасывают струйки клейкой и ядовитой жидкости. Она сковывает движения муравьев и отравляет их. Число солдат у термитов может достигать до половины всех жителей термитника.
Надежное оружие самообороны имеют головоногие моллюски — осьминоги, кальмары и каракатицы. Они выпускают навстречу врагу «чернильную бомбу» — жидкость, несколько капель которой достаточно, чтобы замутить вокруг воду и незаметно скрыться. Некоторые головоногие моллюски и глубоководные креветки спасаются от хищников тем, что выпускают облако слизи, состоящее из светящихся бактерий, и под прикрытием такой световой завесы уходят от врага. Долгое время считалось, что это вещество играет лишь роль дымовой завесы. Теперь известно, что химический туман вдобавок притупляет чувствительность органов обоняния у мурен и других хищных рыб, преследующих животных.
Плюющая индийская кобра, африканская черношейная кобра и ошейниковая кобра обороняются молниеносным и точным «выстрелом» яда в глаза противнику. При этом черношейная кобра может делать до двадцати «выстрелов» подряд.
Скунс
Весьма оригинально поступает со своими врагами скунс — представитель семейства куньих, обитающий в Северной Америке. Он поворачивается к хищнику задом, поднимает свой роскошный хвост и выстреливает в противника липкими и дурно пахнущими выделениями анальных желез. Пораженный таким поворотом событий хищник спешит удалиться и больше никогда близко не приближается к скунсу. Запах выделений скунса чрезвычайно стоек и может держаться на обстрелянном ими враге почти месяц.
Когда какому-нибудь скунсу придет в голову прогуляться по оживленному шоссе, водители, автомашин в ужасе тормозят. Если машина подвергнется «химической атаке», пользоваться ею в течение нескольких месяцев станет невозможно.
Оборонительной тактикой для некоторых животных является поза полной неподвижности, делающая их незаметными для врагов. Завидев врага, застывают на месте бегущие заяц, олень, белка, ящерица. Замирают на день ночные птицы, такие как выпь и козодой. Ярко выражено такое поведение у одиночных птиц в период насиживания. Сидящий на гнезде вальдшнеп в момент опасности плотно прижимается к земле и замирает. Скрадывающая окраска и неподвижная поза делают его абсолютно невидимым. Многие животные, чтобы замаскироваться и уменьшить свою тень, плотно прижимаются к земле, коре дерева или камню, на которых сидят. Дневные бабочки складывают крылья таким образом, чтобы они не давали тени.
Опоссум
Есть животные, которые в момент опасности симулируют смерть, впадают в состояние оцепенения. Такое явление называется каталепсией. Классическим примером каталепсии является поведение опоссума, Не имея возможности вовремя убежать от врага, зверек валится на бок и становится неподвижным, имитируя смерть. Нападающий, обнюхав распростертое тельце, обычно удаляется, а опоссум через некоторое время «оживает» и спасается бегством. Такое поведение, возможно, не притворство, а шоковая реакция животного на критическую ситуацию. Но животному оно частенько спасает жизнь. При испуге падают на землю и лежат неподвижно бабочки-пестрянки, «умирают» жуки из семейства карапузиков или притворяшек. Характерна каталепсия и для палочников, которые принимают определенную позу и не меняют ее даже при механическом повреждении.
Все сумчатые живут в Австралии, и только несколько видов опоссумов обитают в Южной Америке. Много миллионов лет назад Австралия и Южная Америка были соединены сухопутным мостом. Частью этого моста была современная Антарктида. Здесь ученые в 1982 году нашли ископаемые останки сумчатых. Этим мостом и воспользовались животные, оказавшись в другой части света.
Очень искусно создает впечатление смерти свиноносная змея. Если враг ее обнаружит, безобидная неядовитая змея первым делом пытается запугать противника — она растягивает шею подобно ядовитой кобре, громко шипит и грозно бьет хвостом из стороны в сторону. Если угрозы не помогают, змея внезапно переворачивается на спину, разевает пасть и после двух-трех притворных судорог остается лежать в полной неподвижности. Хищник, не привыкший питаться падалью, поверив в обман, удаляется.
Свиноносная змея
У ящерицы летающего дракона для полета имеются ложные ребра с кожистой перепонкой. Когда дракон пребывает в спокойном состоянии, они плотно прижаты к телу. В случае опасности ящерица расправляет их, образуя подобие двух широких полукруглых крыльев, и стремительно планирует на длительные расстояния, которые могут достигать 30 метров. В полете спасаются от нападения и украшенные древесные змеи. Раздвигая ребра и втягивая живот, они сплющивают свое тело и перелетают на другое дерево или мягко планируют на землю. Пользуется планирующим полетом, спасаясь от врагов, и древесная лягушка, имеющая между длинными пальцами перепонки. Широко раздвигая пальцы и растягивая перепонки, лягушка легко, словно на крыльях, планирует вниз.
Ящерица
Оригинальным оборонительным приемом у животных является автотомия — способность мгновенно отбрасывать определенную часть тела в момент нервного раздражения. Такая реакция характерна, например, для ящериц. Когда хищник хватает ящерицу за хвост, она безропотно оставляет его врагу. Нападающий хватает конвульсивно извивающийся хвост, а его хозяйка торопится побыстрее удрать. Через некоторое время у ящерицы вырастает новый хвост, который при необходимости также может быть ею пожертвован ради сохранения жизни.
Иногда у ящерицы хвост отламывается частично, а рядом вырастает второй хвост. И тогда можно наблюдать двухвостую ящерицу. В лабораторных условиях ученые получали многохвостую ящерицу.
Подобное явление происходит и у пойманного за ногу паукообразного сенокосца. Автотомируют при опасности и некоторые виды насекомых, например кузнечики, палочники. Рефлекторное самотравмирование встречается и среди водных животных. Схваченные за клешни речные раки или крабы обламывают конечности, причем в строго определенном месте. Осьминоги жертвуют щупальцами. Отторгнутые органы продолжают какое-то время шевелиться: сокращаются отброшенные конечности, извиваются щупальца и хвосты, отвлекая на время внимание нападающего. Благодаря этому животным удается спастись.
Голотурия
В целях быстрого спасения от своих многочисленных хищников — раков, морских звезд и рыб — голотурия, или морской огурец, в момент опасности выбрасывает через отверстие клоаки свой собственный пищеварительный канал. При сильном возбуждении в расход могут пойти и легкие, и половые железы. Таким образом это животное дает на откуп врагам свои внутренние органы. Хищник, утоливший голод отторгнутыми от тела органами голотурии, может оставить голотурию в покое. Через некоторое время у нее полностью восстанавливаются утраченные органы, с которыми она в случае опасности может снова легко расстаться.
Краб
Для своей безопасности некоторые виды животных сооружают или приспосабливают различные переносные укрытия. Так, раки-отшельники, имеющие мягкое, не защищенное твердым покровом брюшко, прячут его в пустую раковину брюхоногого моллюска, которую постоянно таскают с собой. Крабы дориппе водружают себе на спину створку раковины и бегают с ней по дну, прикрываясь ею, как щитом. Многие насекомые, преимущественно личинки, строят специальные переносные домики-чехольчики. Гусеницы бабочек семейства мешочниц и чехлоносок выстилают чехольчик тонким плотным шелком, к которому снаружи прикрепляют кусочки растений или минеральные частички. В этом чехольчике гусеницы проводят всю жизнь, передвигаясь с помощью грудных ног.
Нередко ради безопасности и продолжения рода животные объединяются в группы и действуют против врага сообща. Сотни глаз и ушей помогают быстрее обнаружить хищника, а манера разбегаться врассыпную при приближении хищника приводит его в замешательство, мешает выбрать определенную жертву. И тут главное для хищника — не погнаться «за двумя зайцами».
Овцебыки при нападении на них волков образуют круг, в который прячут телят и самок, а самцы выстраиваются по внешнему кругу, выставляя навстречу врагу крепкие рога. Бобры бьют хвостом по воде, оповещая таким способом остальных членов колонии о приближении врага, У луговых собачек и некоторых видов сурков и сусликов в случае опасности каждый зверек издает пронзительный крик, предупреждающий соседей о том, что надо прятаться.
Морские ежи
Как способ защиты сложились рыбьи стаи. При опасности собираются в стаи сельдевые рыбы, причем анчоусы сбиваются так плотно, что образуют огромный компактный шар. На поверхности такого шара оказывается наименьшее число рыб, которым грозит непосредственная опасность. На ровном участке дна морские ежи-диадемы располагаются друг от друга на расстоянии длины иглы.
Уколы, наносимые иглами морских ежей, очень болезненны. Особенно опасны они для ныряльщиков, которые, получив неожиданный болезненный укол, могут потерять сознание. Очень опасными являются тропические виды морских ежей, продуцирующие сальные паралитические яды.
Длинные, подвижные и ядовитые иглы диадем делают такую группу животных малодоступной для многих хищников. Коллективная защита встречается у птиц. Сообща охраняют свои гнезда грачи, чайки, ласточки, самоотверженно вступая в борьбу с хищными птицами и зверями. Массовое скопление ради защиты характерно и для некоторых мелких насекомых, например для ярких пилильщиков или клопов-солдатиков. В сборище более заметна их предупреждающая окраска, которая отпугивает многих насекомоядных птиц.
Деревенские ласточки
Однако каким бы эффективным ни сделал естественный отбор тот или иной способ защиты, животным необходимо не только его менять, но и совершенствовать, поскольку хищники все время вырабатывают новые методы овладения добычей, совершенствуя, в свою очередь, свои органы чувств и средства нападения. Мангуст научился избегать ядовитых зубов кобры и брать над ней верх с помощью одной лишь стремительности и охотничьей сноровки. У медведей и барсуков появился иммунитет к укусам пчел, защищающих свои соты. Спрятавшихся в песок креветок каракатица научилась доставать сбивая струйкой воды песок.
Твердые раковины моллюсков не гарантируют их безопасность. Морские звезды способны тянуть створки в разные стороны с такой силой и так долго, что в конце концов раскрывают их. Калан, или морская выдра, приспособился разбивать прочные створки моллюсков о камень. Муравьед справляется с крепкими коммунальными убежищами термитов, разламывая их стенки с помощью длинных мощных когтей.
Словом, борьба за жизнь продолжается.