Викторина Древнегреческое искусство и архитектура
1. Что являлось олицетворением человеческой мощи и красоты для древнего грека?
2. В каких архитектурных сооружениях функции колонн выполняли коры (кариатиды)?
3. Каких художественных законов не знали древние живописцы и ваятели?
4. Чьи статуи считались образцом в изобразительном искусстве античности?
5. Какие древнегреческие произведения архитектуры и скульптуры относились к семи чудесам света?
6. Кто из древнегреческих художников поражал современников необыкновенным правдоподобием своих картин?
7. Почему богиня победы Ника, в отличие от бога войны Ареса, изображалась скульпторами безоружной, но с орлиными крыльями?
8. Почему величайшего древнегреческого скульптора Фидия обвинили в безбожии и посадили в тюрьму?
9. Кто из древнегреческих художников получил прозвище Скиаграфа (Тенеписца) и почему?
10. Почему статуи обнаженной Афродиты распространились по всему эллинистическому миру?
11. В каком древнегреческом храме богиня победы Ника изображена без крыльев и почему?
12. Чем отличались храмы богов от храмов героев?
13. Почему древнегреческие храмы всегда имели нечетное число ступеней?
14. Кто из живописцев раскрашивал статуи Праксителя?
15. Почему правая рука статуи, изображающей бога Гелиоса (Колосс Родосский), была тесно прижата ко лбу, а левая рука придерживала покрывало, спадающее до земли?
16. Что, по свидетельствам древних авторов, служило масштабной единицей для Поликлета, создателя теории пропорций человеческого тела? Кто из скульпторов нарушил ее?
17. Кто из живописцев впервые осуществил синтез зрительного образа и литературного текста?
18. В какой древнегреческой комедии местом действия являлся Акрополь?
19. Какие древнегреческие сосуды изображены на рисунке и кто из живописцев их расписывал?
Ответы
1. Статуи атлетов, победителей в состязаниях.
2. В Акрополе, (храм Эрехтейон), в сокровищнице сифносцев, в которой хранились дары Аполлону.
3. Законов перспективы.
4. Статуи Дедала.
5. Статуя Зевса в Олимпин работы Фидия, Колосс Родосский, храм Артемиды в Эфесе, сожженный Геростратом в 356 г. до н. э., Галикарнасский мавзолей, в строительстве которого принимал участие Скопас, маяк в Александрии.
6. Зевксис.
7. Победа дороже оружия, но она непостоянна: перелетает от одного противника к другому.
8. Фидий изобразил себя на щите Афины рядом и богами в виде старца, подымающего двумя руками камень.
9. Аполлодор Афинский, включивший в свою палитру полутона.
10. Царь Никомед пытался уговорить жителей Книда продать ему «Афродиту» Праксителя, но те отказали. Никомед заказал статую богини современному мастеру. Его примеру последовали другие цари.
11. В одном из храмов Акрополя, посвященном Нике Аптерос. После греко-персидских войн афиняне утверждали, что Победа навсегда поселилась в их городе.
12. Храмы богов были обращены фасадом на восток, храмы героев — на запад.
13. Чтобы верующие могли коснуться ногой и первой и последней ступени.
14. Никий втиранием растопленных восковых красок.
15. Придавая Гелиосу такую позу, скульптор Харес учитывал вес и размеры статуи, подставкой для которой было покрывало.
16. Фаланга большого пальца: ее удвоенная длина составляла длину большого пальца руки, который дважды укладывался в кисти руки, и т. д. Лисипп нарушил.
17. Евфроний, роспись на пелике: «Смотри, ласточка!» — «Да, клянусь Гераклом!» — «Вот она! Уже весна!»
18. В комедии Аристофана «Лисистрата».
19. Гидрия (Клеофрад), пелика (Клитий, Евфроний), амфора (Эксекий, Эпиктет), лекиф (мастер Пан), килик (Сосий, Эксекий, Дурис), кратер (Эрготим).