Викторина Литературные персонажи Древнего Рима
Чей это портрет?
Видит она золотую голову с пышными волосами, пропитанными благоуханиями, окружающими молочную шею и пурпуровые щеки, благолепно опустившиеся завитки локонов, одни с затылка, другие со лба свешивающиеся, от крайнего лучезарного блеска которых сам огонь в светильнике заколебался...
*
...в исступленье мечется,
И на лице все признаки безумия:
Жар на щеках, и вздохи учащенные,
Улыбки, и потоки слез обильные,
И вскрики: чувства в ней противоборствуют.
Не знает, на кого всю тяжесть гнева ей
Обрушить; стонет, угрожает, сетует.
Куда прорвется ярость, наводнившая
Ей сердце?
*
Ты... белей лепестков белоснежной крушины.
Ты цветистей лугов, ольхи величавой стройней,
Ты светлее стекла, игривей малютки козленка,
Глаже раковин всех, округляемых вечно водою.
*
С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность, хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причесывать себя для скорости сразу нескольким цирюльникам, а когда стриг или брил бороду, то одновременно что-нибудь читал или даже писал. Лицо его было спокойным и ясным, говорил ли он или молчал... Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца... Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы — рыжеватые и чуть вьющиеся, брови — сросшиеся, уши — небольшие, нос с горбинкой и заостренный, цвет кожи — между смуглым и белым.
*
Вот, наконец, и она выходит с великою свитой,
Плащ свой сидонский надев с расписною богатой каймою.
С ней колчан золотой, на косе золотая повязка,
Платья пурпурного край закреплен золотою застежкой.
*
Его поведение заставило александрийцев много говорить о нем, всем же боевым товарищам-римлянам он показал светлые стороны своего характера.
К этому присоединялась и его благородная, представительная внешность... Красивая борода, широкий лоб и горбатый нос делали его похожим на героя Геракла, каким его рисуют на картинах или представляют в статуях... Когда ему приходилось появляться в многочисленном обществе, он застегивал тунику на бедре, опоясывался большим мечом и накидывал на плечи грубый солдатский плащ.
*
Юным похожий лицом на изваянный мрамор паросский,
Лежа глядит он на очи свои — созвездья двойные,
Вакха достойные зрит, Аполлона достойные кудри;
Щеки без пуха еще и шею из кости слоновой,
Прелесть рта и в лице с белоснежностью вместе румянец.
Кто из персонажей, и в каком произведении?
...всею душою предался незнакомому делу.
Стал он природу менять: полагает он перья рядами,
С малых начав, чтоб за каждым пером шло другое, длиннее...
Ниткой — средину у их основанья — воском скрепляет,
Соединенные, из их незаметною гнет кривизною.
*
...полночи в жалобах,
Забыв про сон, проводит. То поднять себя,
То уложить прикажет, то причесывать,
То распустить ей кудри. В тягость бедная
Сама себе, от этого и мечется.
О пище, о здоровье и не думает,
Шатаясь, бродит.
*
...теплую тотчас золу в очаге отгребла и вчерашний
Вновь оживила огонь, листвы ему с сохлой корою
В пищу дала и вздувать его старческим стала дыханьем.
Связки из прутьев она и сухие сучки собирает
С кровли, ломает в куски,— котелочек поставила медный,
Вот с овощей, что супруг в орошенном собрал огороде,
Листья счищает ножом: старик же двузубою вилой
Спину свиньи достает, что, на балке вися, закоптилась.
Долго хранилась там,— от нее отрезает кусочек
Тонкий; отрезав, его в закипевшей воде размягчает.
*
Кровью налитый взгляд обращала кругом, со щеки щеками
В пятнах, дрожа, побледнев в предчувствии смерти грядущей,
Внутрь, в покои дворца врывается и на высокий
Всходит костер в исступленье и меч обнажает дарда некий,—
Дар, что был поднесен совсем не для цели подобной.
Вдруг увидав илионский покров и знакомое ложе,
Здесь задержалась она ненадолго в слезах и раздумье,
К ложу припала потом с последнею речью...
*
Всех легко переносил, терпел;
С кем вместе был, тем отдавался полностью,
Ко вкусам их приспособлялся, никому
Наперекор, ни перед кем другим никак
Не выделялся.
*
К берегу лодку подвел вперед кормой потемневшей.
Души умерших прогнав, что на длинных лавках сидели,
Освободил он настил и могучего принял Энея
В лодку. Утлый челнок застонал под тяжестью мужа...
*
...не сводит глаз с мужниного оружия, осматривает и ощупывает его, вынимает из колчана одну стрелу, кончиком пальца пробует острие, но, сделав более сильное движение дрожащим суставом, глубоко колет себя, так что на поверхности кожи выступают капельки розовой крови.
Чьи это слова и кому они адресованы?
Хлынули слезы из глаз, и такое он слово промолвил:
«Вот, наконец, ты пришел! Любовь сыновняя все же
Трудность пути победила! Тебя суждено мне увидеть,
Сын, услыхать знакомый твой голос и словом ответить!
Правда, и сам я питал надежду на это, до встречи
Дни я считал и своим предчувствием не был обманут.
*
Ты... рожден воевать на морях и на суше,
Чтобы доспехи врага твой разукрасили дом;
Я же — закованный раб: в оковах красавицы милой,
Будто привратник, сижу близ непреклонных дверей.
*
Он убегает, кричит: «От объятий удерживай руки!
Лучше на месте умру, чем тебе на утеху достанусь!»
Та же в ответ лишь одно: «Тебе на утеху достанусь!»
После, отвергнута им, в лесах затаилась, листвою
Скрыла лицо от стыда и в пещерах живет одиноко.
*
...она разразилась громким хохотом, как человек, доведенный гневом до бешенства, затрясла головой, принялась чесать правое ухо и говорит: «Наконец-то ты удостоила свекровь посещением! Или, может быть, ты пришла проведать мужа, который по твоей милости мучится от раны? Но будь благонадежна, я сумею обойтись с тобою, как заслуживает добрая невестка!»
*
Боль несказанную вновь испытать велишь мне, царица!
Видел воочию я, как мощь Троянской державы —
Царства, достойного слез,— сокрушило коварство данайцев,
Бедственных битв я участником был; кто о них, повествуя,
Будь то даже долоп, мирмидонец иль воин Улисса,
Мог бы слезы сдержать?
*
Если кто просит тебя прочесть его завещанье,
Ты откажись и таблички рукой оттолкни, но сторонкой
Сам потихоньку взгляни между тем: что на первой табличке
В пункте втором, и один ли назначен наследником или
Многие вместе,— все это быстрей пробеги ты глазами.
*
...ты говорила когда-то, что любишь и хочешь
Только меня, что тебе даже Юпитер не мил.
Что ж, и тебя я любил, и не так, как подружку желают,
Нет, как добрый отец любит родимых детей.
Знаю тебя я теперь, и хоть страсть моя меня мучает жарче,
Много дешевле ты все ж, много пошлей для меня.
*
О боги! Что за род людской? И это что за заговор?
В симпатиях все женщины равны и в антипатиях!
От общего характера нет уклонения!
Свекрови полагается питать к невестке ненависть,
Всегда перечить мужу, на своем настаивать!
В одной и той же школе все учились злобе, кажется.
Такая школа если есть, ты, верно, в ней наставница.
*
Прекрасно самым славным между славных быть.
Отчизне помогать, несчастных миловать,
Не быть поспешным в гневе, избегать резни,
Дать мир земле и веку своему покой.
Вот к небу верный путь, вот доблесть высшая.
Отец отчизны, Август, первым так достиг
Светил и чтимым богом стал в святилищах,
Хоть через все превратности войны его
Гнала фортуна по земле и по морю,
Пока он не поверг врагов родителя.
Тебе ж она без крови покорилася
И отдала легко бразды правления,
Моря и земли воле подчинив твсюй?
*
Глупые мысли мои! Я ведь знаю твое сластолюбье,—
Верно, тебя вдалеке новая держит любовь,
Верно, твердишь ты о том, что жена у тебя простовата,
Что у нее не груба разве что пряжа одна,
Ответы
Чей это портрет?
1. Амура в «Метаморфозах» Овидия
2. Медеи в одноименной трагедии Сенеки
3. Галатеи в поэме Овидия «Метаморфозы»
4. Августа в книге Гая Светония «Жизнь 12 цезарей»
5. Дидоны в поэме Вергилия «Энеида»
6. Антония в «Параллельных жизнеописаниях» Плутарха
7. Нарцисса в «Метаморфозах» Овидия
Кто из персонажей, и в каком произведении?
1. Дедал в поэме Овидия «Метаморфозы»
2. Федра в одноименной трагедии Сенеки
3. Филемон и Бавкида в поэме Овидия «Метаморфозы»
4. Дидона в поэме Вергилия «Энеида»
5. Памфил в комедии Теренция «Девушка с Андроса»
6. Харон в «Энеиде» Вергилия
7. Психея в «Метаморфозах» Апулея
Чьи это слова и кому они адресованы?
1. Анхис — Энею в поэме Вергилия «Энеида»
2. Тибулл — Мессале («Элегии». Книга I)
3. Нарцисс — Эхо в поэме Овидия «Метаморфозы»
4. Венера — Психее в романе Апулея «Метаморфозы»
5. Эней — Дидоне в поэме Вергилия «Энеида»
6. Тиресий — Улиссу в сатире Горация «О погоне за наследством»
7. Катулл — Лесбии
8. Лахет— Сострате в комедии Теренция «Свекровь»
9. Сенека — Нерону в трагедии Сенеки «Октавия»
10. Пенелопа — Одиссею в поэме Овидия «Героиды»