Викторина Русская литература начала XX века
1. Как по аналогии с пушкинской эпохой называют начало XX века в истории русской литературы?
2. Какие писательские псевдонимы в русской литературе начала XX века вы знаете и чем можно объяснить их большое количество?
3. Меняли ли писатели свои имена?
4. Как возник псевдоним Демьяна Бедного?
5. Кто, придумав себе псевдоним, так представился читателям: «Ваш слуга покорный, Он зовется...»?
6. Назовите писателей, которые начинали свой творческий путь со стихов, а потом переходили на прозу, и тех, кто совмещал в себе поэта и прозаика.
7. Вслед за толстовским «Детством» появились в этот период книги, озаглавленные «Детство» и «Детство... (кого?)». Назовите их.
8. Помните ли вы заглавия произведений, включающие слово «жизнь»?
9. В русской прозе XX века по два раза использовались названия произведений «Братья» и «Сестры», а во 2-й половине столетия эти два слова объединились в одном заглавии. Можете ли вы назвать авторов?
10. Знаете ли вы, что М. Горький не первый употребил название «Мать», уже встречавшееся в русской литературе XIX века?
11. Число 12 звучит в заглавиях произведений не только у Блока. А еще у кого? Есть ли другие «числовые» заголовки?
12. Какой год считается началом нового периода в истории русской литературы?
13. Как называли себя старшие и младшие символисты?
14. В Петербурге и Москве существо вали литературные «Среды». Кто их организовал и кто посещал?
15. Вокруг какого издательства объединились реалисты, а вокруг какого — модернисты?
16. Кем были написаны два теоретических трактата: «Ключи тайн» и «Ключи Марии»?
17. Откликом на какое происшествие была эпиграмма молодого С. Маршака:
«Литераторы в столицах,
«Аполлоновы» сыны,
С хризантемою в петлицах
Пострелялись в дни весны.
Оба живы, оба целы,
Ни один не поражен,
Очевидно, их прицелы
Передвинул Аполлон»?
18. На кого и кем была написана пародия
«Горизонты вертикальные
В шоколадных небесах,
Как мечты полузеркальные
В лавровишневых лесах...»?
19. Из разных лагерей прозвучали следующие пародии на декадентов, высмеивающие их пристрастие к экзотике и алогизмам:
«Но не дразни гиену подозренья,
Мышей тоски! Не то смотри, как леопарды мщенья
Острят клыки!» («На небесах горят паникадила...»)
и
«Он родился, не рождаясь,
Насыщался, не питаясь,
Кушал ухом, слушал брюхом
И гордился острым слухом» («Биография декадента»).
Кто авторы этих пародий?
20. Какого писателя называют «классиком рубежа двух веков»?
21. Кого современники считали великим знатоком православного чина и языческого бесчинства, и он, живя в Киеве, сочинил себе такой адрес: Зверинец, Церковная улица, 2-4?
22. Какие два поэта привезли себе из Киева жен:
«Из логова змиева,
Из города Киева
Я взял не жену, а колдунью»
и
«Как по улицам Киева-Вия
Ищет мужа, не знаю, чья женка...»?
23. Знаете ли вы в литературе XX века случаи, когда родные сестры становились одна — поэтом, другая — прозаиком, выступая то под одной фамилией, то под разными?
24. Какие два писателя так отозвались о рассказах друг друга: «...слишком компактно, вроде сгущенного бульона» и «пишет бегло и жидко»?
25. С чего начинали свой путь литератора Горький, Бунин, Куприн, Леонид Андреев?
26. О ком Чехов писал, что «в нем нет простоты, и талант его напоминает пение искусственного соловья»?
27. Кто о ком сказал: «Он пугает, а мне не страшно»?
28. В одном рассказе Бунина использована исходная ситуация чеховского произведения — случайная встреча мужчины и женщины, полюбивших друг друга и расстающихся. Назовите оба рассказа.
29. У каких двух писателей — поэта и прозаика — есть произведения о пряничном «ангелочке» для новогодней елки?
30. Какую литературную премию разделили Бунин с Куприным?
31. Кто из писателей в молодости покушался на самоубийство?
32. Знаете ли вы авторов произведений о духах зла: «Мелкий бес», «Дневник Сатаны», «Чертик»?
33. Кто из персонажей купринского «Поединка» учился в бурсе и зубрежка так развила его память, что он сравнивал себя с богатейшим человеком мира: «Я — ...»?
34. С каким философом, утверждавшим, что высшее счастье — одиночество, и в каком произведении полемизировал М. Горький?
35. Кто выступил с полемической статьей против «Партийной организации и партийной литературы» В. И. Ленина?
36. Чьи это поэтические декларации:
«Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного»
и
«Быть может, все в мире лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов»?
37. Какие революционные песни начала XX века вам известны?
38. В демократической и пролетарской поэзии был популярен образ кузнеца, поднимающего тяжелый молот. Назовите примеры и вспомните, кому принадлежат строки:
«Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат».
39. В отличие от знаменитого стихотворения 40-х годов «Жди меня», поэт начала века, обращаясь к любимой женщине, просил не ждать его:
«Люблю тебя! Но для родного края
Я должен жизнь отдать. Не жди меня».
Стихотворение так и называлось — «Не жди меня». Кто авторы обоих произведений?
40. В стихах о России одни поэты сравнивали ее с матерью (в традиционном духе), а другие — с женой и невестой:
«Мать Россия! Тебе мои песни, —
О немая, суровая мать!»,
«Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей...»;
«О Русь моя, жена моя!
До боли Нам ясен долгий путь»,
«О, кто ты, родина? Старуха?
Иль властноокая жена?»,
«Еще играешь ты, еще невеста.
Ты, вся в предчувствии высокого удела...».
Можете ли вы назвать этих поэтов?
41. Кому принадлежат эти программные заявления: «Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться»
и
«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор»?
42. Образ солнца встречается у многих поэтов: то это «золотое руно», то «божественный Ра-Гелиос», то Дионис, а то Ярило; кто-то призывает: «Будем как солнце», а кто-то признается: «В моей душе восходит солнце, и я лучиться обречен». Назовите авторов этих образов, призывов и признаний.
43. Как А. Блок использовал пушкинское выражение «без божества, без вдохновенья»?
44. Кто именовал себя на афишах литературных вечеров «доителями изнуренных жаб»?
45. Какие метаморфозы и перевоплощения мы наблюдаем в поэзии начала века: «Я — вождь земных царей и царь Ассаргадон», «Я инок. Зажигаю свечи», «Я вольный ветер, я вечно вею», «Вот так я сделался собакой», «Я пастух, мои палаты — межи зыбистых полей», «Пылаю солнцем, льюсь луной... и вею бабочкой ночной»? Кто их сочинил?
46. Когда-то Белинский назвал Жуковского «Колумбом, открывшим России Америку романтизма в поэзии», а кто кого в XX веке считал «Колумбом новых поэтических материков»?
47. Зачин знаменитой лермонтовской элегии «Выхожу один я на дорогу» не раз эхом отзывался в русской поэзии XIX—XX вв.: «Вот иду я вдоль большой дороги», «Выхожу я в путь, открытый взорам», «В полночь выхожу один из дома», «Выхожу я на высокий берег». Кем написаны эти строки?
48. Кого из реальных лиц имел в виду Брюсов, создавая образ «огненного ангела» в одноименном романе, и Мандельштам, написавший стихотворение «Как черный ангел на снегу...»?
49. «Моя душа — оазис голубой» и «Мое единое отечество — моя пустынная душа» — это слова одного поэта или двух?
50. Кто давал своему поколению такие определения: «Я — слабый сын больного поколенья», «Дети скорби, дети ночи, Ждем, придет ли наш пророк», «Мы — дети страшных лет России»?
51. О каких кровавых событиях упоминает А. Блок:
«Раскинулась необозримо
Уже кровавая заря,
Грозя Артуром и ...,
Грозя...»?
52. У каких поэтов можно найти метафору любви как пожара сердца:
«Я знал, что пожар я уйму.
Но вот и огонь потушили,
А я умираю в дыму»,
«Мама! Ваш сын прекрасно болен.
Мама! У него пожар сердца»,
«Пожарные! — душа горит!
Не наш ли дом горит?»,
«Заметался пожар голубой»?
53. Кто из символистов смертельно обиделся на М. Горького за образ поэта-декадента, воспевавшего смерть?
54. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах ... родины» что становится поддержкой и опорой русским писателям и в прошлом, и в настоящем?
«Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный — ...!» (1914)
и
«И мы сохраним тебя,
Великое русское... .
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!» (1941).
Кто авторы этих раздумий?
55. В своей поэме «Двенадцать» Блок употребил в просторечном варианте слово «электрический». Не помните ли вы, кто из литературных героев в XIX веке также коверкал это слово?
56. Лев Толстой, возмущаясь современными поэтами, заявлял, что их занимает только «упругость пробки». Кого он имел в виду?
57. Кто такие сатириконцы?
58. О ком говорили: «Сатирикон» родил его, а он «Сатирикон»?
59. Какую юмористическую «Историю» на основе гимназического учебника сочинили сатириконцы?
60. В «Древней истории» рассказывалось, что один любимый герой греков вычистил конюшни и подал «незабываемый пример чистоплотности», а другой «по рассеянности убил своего отца и женился на своей матери», и ему «пришлось выколоть себе глаза». Кто эти герои?
61. Кого из сатириконцев К. Чуковский назвал «мастером издевательских слов»? Попробуйте угадать его эпитеты. «На улице сморкался дождь ...», «... глаза, как два пупка», «любой ... декадентский щеголь», «Славься, чистое искусство с ... салом половым!», «От службы, от дружбы, от ... политики безмерно устали мозги».
62. Откуда взяла себе такой странный псевдоним «Тэффи» Надежда Бунинская?
63. Не находите ли вы переклички между двумя отрывками:
«Я хочу умереть молодой,
Облететь неувядшим цветком,
Закатиться небесной звездой»
и
«Я бы хотела умереть совсем, совсем молоденькой, не старше 46 лет.
Пусть скажут на моей могиле: „Она не долго жила. Не дольше соловьиной песни“»?
Из каких произведений взяты эти слова?
64. В каком рассказе Тэффи описано фантастическое изобретение, реализующее народную поговорку и исполняющее любое желание?
65. Чью сентенцию перефразировала Тэффи: «Занятно на этом свете, господа!»?
66. Кто из поэтов давал такую характеристику своим стихам: «Каждая строчка — пощечина. Голос мой — сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык?
67. Какие сатирические маски создавал Саша Черный:
а) «Моя жена — наседка,
Мой сын, вы, — эсер,
Моя сестра кадетка, <...>
Аристократ — свояк,
Мамаша — анархистка,
А я — я просто так;
б) «Я жених непришедшей прекрасной невесты,
Я больной, утомленный урод»;
в) «Разорваны по листику
Программки и брошюры,
То в ханжество, то в мистику
Нагие прячем шкуры»?
68. Одни поэты «тыкали» небу и звездам, а другие «выкали»:
«Мы желаем звездам тыкать,
Мы устали звездам выкать»,
«Давайте спать и хныкать
И пальцем в небо тыкать?»,
«Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!» Назовите их.
69. Какой поэт, считая себя преемником классика XIX века, определяет свой голос как «глухой, надтреснутый, насмешливый и гневный», а стих — «твердый, четкий» и «подвиг ежедневный»?
70. Чье это признание:
«Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!»?
71. Кто из писателей так характеризовал свою творческую манеру (метод): «Я, как сыщик, преследовал то одного, то другого прохожего, стараясь что-то понять в нем, войти в него»?
72. Как называли себя поэты-самоучки из народа, объединившись в кружок единомышленников?
73. Что это за названия — «Краса» и «Страда»? Какое отношение они имеют к литературе?
74. Кто кому вторит: «Схимник-бор читает требник» и «Воробей псалтырь читает»; «Галка-староверка ходит в черной ряске» и «И вызванивают в четки ивы — кроткие монашки»; «Заломила черемуха руки» и «Как метель, черемуха машет рукавом»; «Я надену черную рубаху» и «Я надену красное монисто»?
75. Какой фольклорный прием часто встречается в поэзии Н. Клюева:
«Недозрелую ...
Не ломают и не рвут —
Недорощена ...
Во солдаты не берут»?
76. Как обыгрывал Клюев пушкинскую «народную тропу»:
«Шесток для кота — что амбар для попа,
К нему не заглохнет ... тропа»?
77. Стихи какого русского классика напоминают вам строки Н. Клюева
«И слезятся жалобно и хило
Огоньки прибрежных деревень»?
78. А чьи строки переиначивал С. Есенин: «Пусть она услышит, пусть она поплачет, Ей чужая юность ничего не значит»?
79. Знаете ли вы, что знаменитый есенинский клен
(«Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым») имел предшественника и родственника:
«Зеленею, таинственный клен,
Неизменно склоненный к тебе»?
80. Считая себя «последним поэтом деревни», Есенин писал:
«И луны часы деревянные
Прохрипят мой ... ...».
Что прохрипят?
81. Какой обычай описан поэтами:
«Погадайте по венку,
Что бросаем в реку» (А. Толстой. «Семик»)
и «Погадала красна девица в семик» (Есенин)?
82. Кем из крестьянских поэтов, не выпустившим до революции ни одного сборника, было написано на германском фронте во время Первой мировой войны поразительное по силе чувств стихотворение:
«Отчего не рыдают камни
И не кричит луна в небе,
И солнце, и звезды, —
Когда нас расстреливают?»
А заканчивается оно так:
«Безответно седое небо,
Земля бессловесна...
И кому очень больно,
Что нас расстреливают?»
83. Какой демократический журнал был закрыт из-за горьковской «Песни о Буревестнике» (1901)?
84. Какой театр, впоследствии известный во всем мире, был открыт по инициативе М. Горького после революции в Петро граде?
85. Какие две пьесы М. Горького носят заглавия чеховских рассказов?
86. По какому случаю был сочинен шуточный «гимн»:
«Во 2-м дворе подвал,
В нем приют собачий.
Всякий, кто сюда попал, —
Просто пес собачий» ?
87. В каком кафе выступали имажинисты и как необычно назвали свой журнал: «Гостиница...»?
88. Герой из стихотворения поэта-сатириконца П. Потемкина «Идиллия» околоточный Иванов — «Карла Маркса знал он, ибо получал „Ниву" с приложениями семь лет в рассрочку». В чем здесь ирония?
89. Как переделал знаменитую некрасовскую формулу «Поэтом можешь ты не быть...» Максимилиан Волошин, стремившийся быть «над схваткой» — и социальной и литературной: «В дни революции быть ..., а не гражданином»?
90. Какой зарубежный город, в котором Волошин прожил в молодости несколько лет, он описал в своих стихах: «На старых каштанах сияют листы», «В дождь ... расцветает, точно серая роза»?
91. Через много лет другой русский поэт заявит после заграничной поездки: «Я хотел бы жить и умереть в ..., если б не было такой земли — Москва!» Чьи это слова?
92. Кто из волошинских современников писал:
«Узнаю тебя, жизнь, принимаю
И приветствую звоном щита!»
А что приветствовал М. Волошин:
«Жгучий ветр полярной преисподней,
Божий бич, приветствую тебя!»?
93. Если младшие современники Волошина — один хотел стать «настоящим, а не сводным сыном в великих штатах СССР», а другой ощущал себя «человеком эпохи Москвошвея», то он утверждал: «Я не изгой, а ... России, Я в эти дни немой ее укор». Кто эти поэты и кем себя считал Волошин?
94. Кто написал воспоминания о своем старшем друге «Живое о живом»?
95. А знакомы ли вам такие заглавия: «Живой труп», «Живая жизнь», «Живой, как жизнь», «Живые и мертвые»? Кем написаны эти произведения?
96. Многие поэты начала века обращешись к античности в поисках утраченной гармонии, или стихии страсти, или «домашнего эллинизма»: «Лампу Психеи несу я в руке — Синее пламя познанья», «Возлюбленный! — Ужель не узнаешь? Я ласточка твоя — Психея!», «Когда Психея-жизнь спускается к теням <...> Слепая ласточка бросается к ногам». Кому принадлежат эти строки?
97. А чьи эти стихи:
«Я пригвожден к трактирной стойке,
Я пьян давно, мне все равно»
и
«Пригвождена к позорному столбу,
Я все ж скажу, что я тебя люблю»?
98. О ком из своих предшественников и современников Марина Цветаева отзывалась так: «Бич жандармов, бог студентов, Желчь мужей, услада жен» и «рыцарь без укоризны», «снеговой певец»?
99. В ком К. Бальмонт видел «опального ангела, с небом разлученного»?
100. Кто из писателей, выбравших позицию вне лагерей и групп, прослыл «юродивым», коллекционировал игрушки, придумывал игры, сочинял сказки и любил всякую чертовщину?
101. В каком ремизовском рассказе изображена нечисть, примостившаяся на святой иконе?
102. Назовите авторов следующих публицистических книг о революции и гражданской войне: «Окаянные дни», «Несвоевременные мысли», «Апокалипсис нашего времени»?
103. Кто задал парадоксальный вопрос, который критики долгое время ставили поэту в вину: «Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?»
104. К кому обращался А. Белый: «Безумствуй, сжигая меня!» и называл «Мессией грядущего дня»?
105. Участником каких «любовных треугольников» оказался в своей жизни Андрей Белый?
106. Кто из поэтесс выступала в критике и публицистике под мужскими псевдонимами и писала стихи от мужского лица, а кто из поэтов создал стихотворный цикл от имени женщины «Стихи Нелли»?
107. С кем сравнивал Д. Мережковский пророков и поэтов: «Он смешон, но сколько детской Доброты в улыбке нежной, И в лице простом и бледном Сколько веры безмятежной»?
108. Начав стихотворение с утверждения «Любви неодолима сила», Ф. Сологуб подкрепляет его антитезой: «Альдонса грубая сгорает, Преображенная в любви...». В кого?
109. Какие два поэта писали о своем «детском сердце»: «Не ту же ли сладость находит и ныне Покорное, детское сердце мое» и «Впереди с невинным взорами Мое детское сердце идет»?
110. По какой блоковской пьесе поставил спектакль В. Э. Мейерхольд и играл в нем одну из главных ролей?
111. Какой юной гимназистке адресовал свое стихотворение «Когда вы стоите на моем пути...» Александр Блок, закончив его так: «Только влюбленный имеет право на звание ...»? Какое слово пропущено?
112. «Так любит только мать, и лишь больных детей». С чем сопоставил материнскую любовь Иннокентий Анненский («3-й мучительный сонет»)?
113. Чем возмущалась 3. Гиппиус в 1914 году:
«Кто посягнул на детище Петрово?
Кто совершенное ваянье рук
Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,
Смел изменить хотя б единый звук?»?
114. Кто объявлял себя «тринадцатым апостолом», а кто — пророком? Кто присвоил себе титул «Председателя Земного Шара», а кто считал свою славу «двусмысленной», но надеялся, что Россия положит ему в гроб розы?
115. У одного автора «бритый тенор» «взбивает сладкие сливки из любви, соловья и луны», а у другого — поэты «выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево». Назовите обоих авторов.
116. На какие бальмонтовские стихи была написана пародия А. Измайлова «Любовь инфернальная»:
«Хочу быть смелым, хочу быть храбрым,
Любви примеры другой явить,
Хочу лобзать я у женщин жабры,
С тигрицей хищной блаженство пить»?
117. А кто из поэтов сам на себя сочинил пародию:
«Я — фараон! Я жил на свете.
В Египте занимал я трон.
Тому уж 25 столетий,
Как умер я. Я — фараон»?
118. Сколько Толстых известно в русской литературе?
119. О ком из них говорили как о «лукавом богатыре», о жизнелюбце, «брюхом талантливом»?
120. По поводу каких своих произведений А. Толстой сказал, что «напал на собственную тему»?
121. Кто были прототипами сестер Булавиных в «Сестрах» А. Толстого?
122. Как определял тему своей трилогии А. Толстой — «это потерянная и ... родина»?
123. На основе какой повести итальянского писателя была пересказана А. Толстым сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
124. Угадайте авторов:
«День догорел в душе давно»,
«День сгорел, как белая страница:
Немного дыма и немного пепла»,
«И день сгорал, давно остановив часы».
125. Чьи это отзывы о собственных стихах: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед»,
«Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой»,
«И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд»,
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда»?
126. Что цветет «на дальнем берегу» у Блока? А у Пастернака есть похожая строка:
«Меня ... плохо видят
На отдаленном берегу».
Вставьте пропущенное слово.
127. С какими античными героинями сравнивала и отождествляла себя Анна Ахматова?
128. У кого из писателей много персонажей-стихотворцев, сочиняющих в разных стилях — от силлабических виршей до декадентских стихов?
129. Кто из поэтов создавал ритмическую прозу, а в конце жизни написал мемуарную трилогию — «На рубеже двух столетий», «Начало века» и «...»?
130. В XIX веке не принято было называть себя в стихах по имени и тем более по фамилии, а в XX столетии такие именования стали обычными: «Желал бы я не быть ... ...», «Что звали меня ...», «Помянул тебя в дождик Я — ... ...». Вставьте пропущенные имена и фамилии.
131. Кого называли «самым культурным писателем на Руси» (М. Горький), и он представил по-русски образцы поэзии всех времен и народов — от первобытных племен до французских лириков XIX века?
132. Один поэт жаловался, что «засосал» его «песенный плен», а другой — что наступал «на горло собственной песне». Назовите их.
133. Кого и что пародировал Куприн в своих двух пародиях — «Дружочек» и «Пирог с груздями»: «Изведал я всю жизнь насквозь. И скажу прямо, в лицо всем хамам и буржуям: черного кобеля не отмоешь добела» и «Сижу я у окна, задумчиво жую мочалку, и в дворянских глазах моих светится красивая печаль»?
134. Кого в критике именовали «Сафо нового времени», а кого — «Иваном Карамазовым русской литературы»?
135. Какой поэт опасался, что его творчество станет «достояньем доцента» и будет «критиков новых плодить», а другие хотели попасть в учебники:
«И пусть мои стихи заучит каждый школьник»
и
«Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети»?
136. Кто из поэтов считал себя, как и М. Цветаева, одиноким и «диким» — «на перекрестке „двух дорог“», а в начале 20-х годов увидал свою заслугу в том, что «привил-таки классическую розу к советскому дичку» ?
137. Если В. Ходасевич, обращаясь к авиатору, предлагал:
«Ах, сорвись, и большими зигзагами,
Упади, раздробивши хребет...», то другой автор описал увиденное им самим во время показательных полетов падение аэроплана и гибель летчика:
«Уж поздно, на траве равнины
Крыла измятая дуга...
В сплетеньи проволок машины
Рука — мертвее рычага...»
Кто этот поэт?
138. Чьи это строки:
«Мне много ль надо?
Коврига хлеба
И капля молока,
Да это небо,
Да эти облака!»?
139. Знаете ли вы, кому принадлежат афоризмы о вечности:
«У вечности ворует всякий,
А вечность — как морской песок»
и
«Ты — вечности заложник
У времени в плену»?
О ком идет речь в последних строках?
140. Чей это афоризм:
«Но, может быть, поэзия сама —
Одна великолепная цитата»?
141. О. Мандельштам определял цитату как ..., ибо «неумолкаемость ей свойственна». С чем сравнил поэт цитату?
142. Кто авторы двух книг со сходными заглавиями — «Шум времени» и «Бег времени»?
143. Каких писателей современники запомнили по этим характерным деталям одежды: бархатная блуза, белый полотняный балахон и сандалии, шаль, желтая кофта?
144. Кто на литературном вечере в Политехническом музее в 1918 году получил звание «короля поэтов», а кто занял второе и третье места?
145. Кого из писателей Серебряного века можно назвать «последними из могикан», так как они умерли в 1972 году?
146. Вслед за Пушкиным многие поэты XX века создавали свои «Памятники» или размышляли о посмертной славе:
«Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен,
Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!»,
«Сохрани мою речь за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда»,
«Только нет! Не ставьте памятник в Рязани!»,
«Пускай нам общим памятником будет
Построенный в боях социализм!»,
«В России новой, но великой
Поставят идол мой двуликий
На перекрестке двух дорог»,
«И если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество...»
Назовите авторов.
147. Если один поэт в юности восклицал: «Это — я!» (название сборника), то другой в старости, глядя на себя в зеркало, вопрошал: «Неужели вон тот — это я?» Кто эти поэты?
148. В каких послереволюционных поэмах появляется образ Христа?
149. Какие два поэта использовали заглавие книги Овидия «Скорбные песни» в названии цикла стихов («Тристии») и сборника («Tristia»)?
150. О строке какого поэта-современника «Не расстреливал несчастных по темницам» О. Мандельштам отозвался как о «прекрасном русском стихе»?
151. Кому принадлежат следующие поэтические описания осени:
«И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой»,
«Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли»,
«А я остался в осенней доле
На сжатом, смятом, бесплодном поле»,
«Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез»,
«Осень — рыжая кобыла — чешет гриву»?
152. Какую инвективу, т. е. слова резкого осуждения, произнес В. Брюсов в адрес русской интеллигенции после революции:
«Иль вам, фантастам, иль вам, эстетам,
Мечта была мила как дальность?
И только в книгах да в лад с поэтом
Любили вы ...?»?
Что любили?
153. Какую статью на аналогичную тему А. Блок закончил знаменитыми словами: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию»?
154. Два поэта сравнивают себя со старшими современниками-учителями:
«Тусклые ваши сиятельства! Во времена Северянина
Следует знать, что за Пушкиным были и ..., и ...»
и
«Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,
Подымать глаза...
Всколыхнет он ... и ...,
Встормошит других». Кого перечисляют Северянин и Есенин?
155. Вслед за каким поэтом XIX века Брюсов обращается к «олимпийцам» (олимпийским богам), которые посылают людям победы, оборачивающиеся поражениями:
«Все как было, все как вечно,
Победил и побежден!»?
156. Чьи строки и о ком:
«Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих»?
157. Кто озаглавил свой поэтический сборник «Нечаянная Радость», а кто пригласил гостя к «Нечаянной Радости»:
«К Нечаянные Радости в саду
Я гостя чужеземного веду»?
О какой Радости идет речь?
158. Один поэт в XIX веке отождествлял поцелуи со счастьем («Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою»), другой — в XX веке — сравнивал их с красной розой:
«Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах».
Можете ли вы назвать авторов?
159. «Много нас — свободных, юных, статных,
Умирает не любя», — печалился один поэт. А другой как будто откликался, но адресовался не к «нам», а к «ним» (своим читателям): «Много их, сильных, злых и веселых...
Умиравших от жажды в пустыне...»
Узнаете ли вы этих поэтов?
160. Кем — поэтом и прозаиком — написаны два произведения с аналогичным названием: «Anno Domini» и «Лето Господне», разделенные двумя десятилетиями?
161. «Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам»
и
«Я читаю стихи проституткам,
Я с бандитами жарю спирт».
Чьи это признания?
162. Если один поэт назвал стихотворение «Второе крещенье», то другой — книгу стихов «Второе рожденье». Кто они?
163. «Позор стране, поднявшей шумы
Вкруг шарлатанов и шутов!»
О ком отозвался так Игорь Северянин?
164. Кто противопоставлял себя символистам и заявлял, что «роза опять стала хороша сама по себе», а не «своими мыслимыми подобиями с мистической любовью»?
165. Какие экстравагантные заглавия давали футуристы своим манифестам и сборникам: «Садок ...», «Пощечина », «Дохлая ...», «Засаха », «Танго с ...», «Простое как ...», «Идите к ...!»
166. Образ Петербурга как рокового, призрачного, ледяного, проклятого города, заложенного Петром I на болотах, был создан в русской классической литературе и встречается у многих писателей XX века:
«Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета»,
«Нет! Ты утонешь в тине черной,
Проклятый город, Божий враг...»,
«Петроград огнями залит,
В нем пышной роскоши расцвет,
В нем мысль неутомимо жалит,
В нем тайной опьянен поэт...»,
«И город мой желто-серый,
Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла...»
Назовите авторов приведенных строк.
167. В чьих книгах «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком» (1907—1908) А. Блок увидел «поэзию, но и еще что-то», а автор пояснил так блоковский отзыв: «...это что-то от ученого»?
168. О каких матерях говорится в статье критика-марксиста В. Воровского «Две матери»?
169. Каким поэтам принадлежат стихи с «негативными» зачинами из трех глаголов (с отрицаниями «не»): «Не спят, не помнят, не торгуют...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Не волнуйся, не плачь, не труди...», «Не жди, не уповай, не верь...».
170. На какого поэта и его произведение намекает Ф. Сологуб в романе «Творимая легенда», описывая, как собратья по перу сбросили со скалы в море одного литератора и «низвергаемый поэт вопил неистовым голосом: «Нет, весь я не умру!»?
171. Как озаглавил свои исповедально-документальные записки философ и публицист В. В. Розанов, сравнивая разрозненные мысли с листьями?
172. Назовите авторов прозаических и поэтических сборников: «Листопад» и «Темные аллеи», «Под старыми липами», «Ясень» и «Зеленый вертоград», «Сосен перезвон», «Кипарисовый ларец», «Потаенный сад», «Вереск», «Алмазные леса», «Березовый ситец».
173. Художников каких разных течений изобразили два поэта:
«Художник в парусиновых штанах
Однажды сев случайно на палитру...
Из парусины вырезал квадрат
И... учредил сан „Ослиной кожи"»
и
«Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил » ?
174. Какие «измы» перечислил А. Блок в одном из своих стихотворений («День проходил, как всегда...»), осмеивая «тихое сумасшествие» и пустое времяпрепровождение интеллигенции: «Критик, громя ..., ... шпынял, Заключив ...»?
175. Последний год перед Первой мировой войной — эпоха «блудная и грозная» — стала предметом изображения и размышлений в двух произведениях писателей Серебряного века (в 40-е годы). В каких и у кого?
176. Можно ли объединить под одной обложкой, в одной книге двух таких непохожих, несовместимых писателей, как Бунин и Маяковский?
177. Какой год и почему можно назвать самым трагическим и траурным в Серебряном веке русской литературы?
Ответы
1. Серебряный — по аналогии с пушкинским, Золотым.
2. М. Горький (А. М. Пешков), В. Вересаев (Смидович), Серафимович (Попов), Андрей Белый (Б. Бугаев), А. А. Ахматова (Горенко), Игорь-Северянин (Лотарев), Скиталец (Петров), Демьян Бедный (Е. Придворов), С. Клычков (Лешенков), Ф. Сологуб (Тетерников), Саша Черный (А. Гликберг), Тэффи (Н. Бучинская). Возможно, это связано с идеей жизнетворчества, согласно которой жизнь можно творить как произведение искусства, пересоздавать свою личность и биографию.
3. Да. Алексей Пешков стал Максимом Горьким, Борис Бугаев — Андреем Белым, Виктор Хлебников — Велимиром, Ефим Притворов — Демьяном Бедным.
4. После стихотворения «О Демьяне Бедном, мужике вредном».
5. «Саша Черный».
6. А. Куприн, М. Горький, А. Толстой, Тэффи, И. Эренбург, И. Бунин, Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Белый, Ф. Сологуб.
7. «Детство» М. Горького, «Детство Темы» Н. Гарина-Михайловского, «Детство Никиты» А. Толстого, «Детство Люберс» Б. Пастернака.
81. «Жизнь человека» и «Жизнь Василия Фивейского» Л. Андреева, «Жизнь Матвея Кожемякина» и «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Жизнь моего приятеля» А. Блока, «Жизнь Арсеньева» И. Бунина.
9. «Братья» — И. Бунина и К. Федина, «Сестры» — В. Вересаева и А. Толстого. «Братья и сестры» Ф. Абрамова.
10. Так называлась поэма Н. А. Некрасова.
11. А. Аверченко — «12 ножей в спину революции » ; И. Ильф и Е. Петров — «12 стульев». «26 и одна» и «Трое» М. Горького; «150 миллионов» В. Маяковского, «Баллада о 26» и «Поэма о 36» С. Есенина.
12. 1892 год — первый манифест модернистов (Д. С. Мережковский); вступление в литературу М. Горького («Макар Чудра»); новый этап в творчестве Л. Толстого («Письма о голоде»), А. Чехова («Палата № 6», «Попрыгунья») и В. Короленко («Река играет»); обращение И. Бунина к прозе («Танька»), появление романа Д. Мамина-Сибиряка «Золото».
13. Декадентами и мистиками.
14. В Москве — Н. Телешов (Бунин, Горький, Куприн, Вересаев, Серафимович, Скиталец, Л. Андреев), в Петербурге — Вяч. Иванов (символисты и акмеисты).
15. Первые — вокруг «Знания», вторые — «Скорпиона».
16. В. Брюсовым и С. Есениным.
17. На дуэль Н. Гумилева и М. Волошина из-за Черубины де Габриак (Е. Дмитриевой).
18. В. Соловьевым на декадентов (старших символистов).
19. В. Соловьев и В. Короленко.
20. И. А. Бунина.
21. А. Ремизова.
22. Н. Гумилев — Анну Ахматову и О. Мандельштам — Надежду Хазину.
23. Мирра Лохвицкая и Надежда Лохвицкая-Бучинская (Тэффи), Марина и Анастасия Цветаевы.
24. А. Чехов об И. Бунине и И. Бунин об А. Чехове.
25. С журналистской и репортерской работы, сотрудничества в газетах.
26. О Леониде Андрееве.
27. Л. Н. Толстой о Л. Андрееве.
28. А. Чехов — «Дама с собачкой», И. Бунин — «Солнечный удар».
29. «Сусальный ангел» А. Блока и «Ангелочек» Л. Андреева.
30. Пушкинскую премию Российской академии наук.
31. М. Горький, К. Бальмонт, Л. Андреев.
32. Ф. Сологуб, Л. Андреев, А. Ремизов.
33. Назанский. Ротшильд.
34. Ф. Ницше. «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре).
35. В. Брюсов. «Свобода слова».
36. И. Бунина и В. Брюсова.
37. «Интернационал» (пер. А. Коца), «Варшавянка» и «Беснуйтесь, тираны!» Г. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу!» Л. Радина, «Мы кузнецы, и дух наш молод...» Ф. Шкулева.
38. «Кузнец» К. Бальмонта, С. Есенина, Скитальца, «Мы кузнецы» Ф. Шкулева, «Песня кузнеца» А. Микульчика. А. С. Пушкину (поэма «Полтава»).
39. К. Симонов и А. Гмырев.
40. А. Белый, И. Бунин, А. Блок, Н. Клюев, Ф. Сологуб.
41. М. Горькому и К. Бальмонту.
42. А. Белый, М. Кузмин, В. Иванов, С. Городецкий, Н. Клюев, С. Есенин, К. Бальмонт, И. Северянин.
43. Так Блок назвал свою статью об акмеистах.
44. Футуристы.
45. В. Брюсов, А. Блок, К. Бальмонт, В. Маяковский, С. Есенин, И. Северянин.
46. В. Маяковский — В. Хлебникова.
47. Ф. Тютчевым, А. Блоком, И. Буниным, С. Есениным.
48. Нину Петровскую, молодую поэтессу, влюбленную в Брюсова; Анну Ахматову.
49. Одного — К. Бальмонта.
50. И. Анненский, Д. Мережковский, А. Блок.
51. «Цусимой», «девятым января»: поражение в Русско-японской войне и расстрел мирной демонстрации в январе 1905 года.
52. У И. Анненского, В. Маяковского, М. Цветаевой, С. Есенина.
53. Ф. Сологуб из-за образа Смертяшкина в «Русских сказках».
54. Русский язык — «русская речь», «слово». И. С. Тургенев, И. Бунин, А. Ахматова.
55. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» Дикой — «елестрический».
56. Игоря Северянина:
«Вонзите штопор в упругость пробки —
И взоры женщин не будут робки!»
57. Писатели, сотрудничавшие в журнале «Сатирикон» (название сатирического романа римского писателя Петрония).
58. О редакторе «Сатирикона» Аркадии Аверченко.
59. «Всеобщую историю, обработанную.
60. Геракл и Эдип.
61. Сашу Черного; «слюнявый», «безглазые», «прыщавый», «грязным», «прелой».
62. Из сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо», где так уменьшительно звали дочку первобытного человека, а полное ее имя: «Девочка-которую-нужно-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья».
63. Первый написан Миррой Лохвицкой, которая умерла в 36 лет; второй — ее сестрой Н. Тэффи в рассказе «О дневнике».
64. «Когда рак свистнул» (ср.: «когда рак на горе свистнет»).
65. Н. В. Гоголя — «Скучно на этом свете, господа!» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
66. Саша Черный.
67. Обывателя («Жалобы обывателя»), интеллигента, разочаровавшегося в революции («Интеллигент»), ренегатов («Отбой»).
68. В. Хлебников, С. Черный, В. Маяковский.
69. Д. Бедный обращается к традициям гражданской поэзии Н. А. Некрасова.
70. А. Блока (стихотворение «Пушкинскому Дому»).
71. И. Бунин.
72. Суриковцы — последователи крестьянского поэта И. С. Сурикова — объединились в Суриковский литературно-музыкальный кружок.
73. Это объединения новокрестьянских поэтов.
74. С. Есенин — Н. Клюеву, своему учителю и старшему другу.
75. Психологический параллелизм — «калинушку», «детинушку».
76. «...кошачья».
77. М. Ю. Лермонтова «Родина» — «Встречать по сторонам, Мечтая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень».
78. М. Ю. Лермонтова: «Пускай она поплачет: Ей ничего не значит»
(«Забвение»).
79. Схожий образ есть в поэзии А. Блока («Я и молод, и свеж, и влюблен»).
80. «... двенадцатый час».
81. В Троицын день — седьмой четверг после Пасхи — водят хороводы, наряжают березу, плетут венки и бросают их в воду, гадая о своем будущем.
82. Петром Орешиным.
83. «Жизнь» в Петербурге — редактор В. А. Поссе.
84. Большой драматический театр — открылся в феврале 1919 года постановкой трагедии Шиллера «Дон Карлос». Председателем художественного совета был А. Блок.
85. «Дачники» и «Враги».
86. По случаю открытия литературно-артистического кафе «Бродячая собака».
87. «Стойло Пегаса», «для путешествующих в прекрасное».
88. Ежемесячный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге (до 1918 года), издавался действительно Марксом, но не Карлом, а Адольфом Федоровичем, русским книгоиздателем.
89. «...человеком».
90. «Париж».
91. «Париже» — В. Маяковского.
92. А. Блок. Революцию.
93. С. Есенин, О. Мандельштам, «пасынок».
94. Марина Цветаева о М. Волошине.
95. Л. Н. Толстым, В. Вересаевым, К. Чуковским, К. Симоновым.
96. М. Волошину, М. Цветаевой, О. Мандельштаму.
97. А. Блока и М. Цветаевой.
98. О Пушкине и Блоке.
99. В Лермонтове.
100. А. Ремизов.
101. «Чертик».
102. И. Бунин, М. Горький, В. Розанов.
103. Б. Пастернак.
104. К России («Родине», август 1917 г.).
105. А. Блок — Любовь Блок — А. Белый и В. Брюсов — Нина Петровская — А. Белый.
106. Зинаида Гиппиус (Антон Крайний) и Валерий Брюсов.
107. С Дон Кихотом («Дон Кихот»).
108. В Дульцинею.
109. Д. Мережковский и А. Блок.
110. «Балаганчик», Пьеро.
111. Лизе Пиленко, будущей поэтессе Е. Кузьминой-Караваевой; «человека» .
112. «Но я люблю стихи — и чувства нет святей».
113. Сменой названия — Петербург на Петроград.
114. В. Маяковский и С. Есенин. В. Хлебников и И. Северянин.
115. Саша Черный и В. Маяковский.
116. «Хочу» —
«Хочу быть дерзким, хочу быть смелым ...
Хочу упиться роскошным телом,
Хочу одежды с тебя сорвать!»
117. В. Брюсов (цикл «Любимцы веков» — «Ассаргадон», «.Александр Великий»).
118. Трое — Алексей Константинович, Лев Николаевич, Алексей Николаевич; в конце XX века — Татьяна Толстая (внучка А. Н. Толстого).
119. Об А. Н. Толстом.
120. Цикла рассказов «Заволжье» («Под старыми липами»).
121. Вторая жена А. Н. Толстого Наталия Крандиевская и ее сестра Надежда.
122. «...возвращению!!».
123. «Приключения Пиноккио» Коллоди.
124. А. Блок, О. Мандельштам и Б. Пастернак.
125. М. Цветаевой, С. Есенина, Б. Пастернака, А. Ахматовой.
126. «И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу» («Незнакомка»); «деревья».
127. С Федрой, Кассандрой, Дидоной, Антигоной.
128. У М. Горького: «...наш человек плохо умещается в прозе» («Фома Гордеев», «Трое», «Варенька Олесова», «Дачники», «Дети Солнца», «Городок Окуров», «Сказки об Италии», «Русские сказки», «Жизнь Клима Самгина» и др.).
129. А. Белый. «Между двух революций» — третья часть трилогии.
130. «Валерий Брюсов», «Мариной», «Есенин Сергей».
131. В. Брюсова, незаконченная книга «Сны человеческие.
132. С. Есенин и В. Маяковский.
133. М. Горького «Челкаш» и И. Бунина «Антоновские яблоки».
134. А. Ахматову и Л. Андреева.
135. А. Блок, О. Мандельштам и А. Ахматова.
136. В. Ходасевич.
137. А. Блок — «Авиатор».
138. В. Хлебникова.
139. О. Мандельштаму и Б. Пастернаку. О художнике. «Не спи, не спи, художник».
140. А. Ахматовой.
141. С цикадой.
142. О. Мандельштам и А. Ахматова.
143. А. Блока, М. Кузмина, М. Волошина, В. Маяковского.
144. Игорь Северянин, В. Маяковский и К. Бальмонт.
145. Б. Зайцев и Г. Адамович.
146. В. Брюсов, О. Мандельштам, С. Есенин, В. Маяковский, В. Ходасевич, А. Ахматова.
147. В. Брюсов и В. Ходасевич.
148. «Двенадцать» А. Блока, «Христос воскресе» А. Белого, «Товарищ» С. Есенина.
149. А. Белый и О. Мандельштам.
150. С. Есенина.
151. И. Бунину, А. Блоку, К. Бальмонту, Б. Пастернаку, С. Есенину.
152. «Товарищам интеллигентам»; «оригинальность».
153. «Интеллигенция и революция» (1918).
154. «Блок», «Бальмонт» — Северянин, «Брюсова», «Блока» — Есенин.
155. Ф. И. Тютчевым «Два голоса» — «Пускай олимпийцы завистливым оком...».
156. М. Цветаевой об О. Мандельштаме.
157. А. Блок и М. Цветаева. Название иконы Богоматери.
158. М. Ю. Лермонтов и С. Есенин.
159. А. Блок и Н. Гумилев.
160. А. Ахматова и И. Шмелев.
161. С. Есенина и Н. Гумилева.
162. А. Блок и Б. Пастернак.
163. О футуристах.
164. Акмеисты (С. Городецкий).
165. «... судей», «общественному вкусу», «луна», «кры...», «коровами», «мычание», «черту».
166. И. Анненский, З. Гиппиус, В. Брюсов, А. Блок, Б. Пастернак, О. Мандельштам.
167. М. Пришвина.
168. О Ниловне («Мать») и Вассе Железновой — у М. Горького.
169. А. Блоку, С. Есенину, Б. Пастернаку, В. Ходасевичу.
170. Пушкина и его стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
171. «Опавшие листья».
172. И. Бунин, А. Н. Толстой, К. Бальмонт, Н. Клюев, И. Анненский, С. Клычков, Г. Иванов, С. Бобров, С. Есенин.
173. «Рождение футуризма» Саши Черного и «Импрессионизм» О. Мандельштама.
174. «...футуризм», «символизмом», «реализмом».
175. «Чистый понедельник» И. Бунина и «Поэма без героя» А. Ахматовой.
176. Мемуарная книга В. Катаева о двух его учителях «Трава забвения».
177. 1921 год (август) — смерть А. Блока и гибель Н. Гумилева.