Викторина Пастернак Борис Леонидович
1. Поэзия — третья «любовь» Б. Пастернака. А какие были первые две?
2. Отец и мать будущего поэта были людьми искусства, но в разных областях. Каких?
3. Кого из русских писателей увидел Пастернак в раннем детстве и запомнил эту встречу на всю жизнь?
4. А на кого из музыкантов готов был молиться подросток:
«О, куда мне бежать
От шагов моего божества!»?
5. «...я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным». Что вырвал?
6. «Когда я с Байроном курил...» Чем был похож на Байрона юный Пастернак?
7. К какой футуристической группе примкнул начинающий стихотворец?
8. Кого из поэтов-современников боготворил молодой Пастернак и боялся стать его подражателем?
9. Какую формулу своей ранней поэзии дает автор в одном из стихотворений:
«Февраль. Достать чернил и плакать! <...>
И чем случайней, тем ...,
Слагаются стихи ...»?
10. Что снилось поэту в «Сне»:
«Мне снилась ... в полусвете стекол,
Друзья и ... в их шутовской гурьбе,
И как с небес добывший крови ...,
Спускалось ... на руку к тебе»?
11. «О, вольноотпущенница, если вспомнится,
А если забудется, пленница лет».
О ком или о чем здесь говорится?
12. Заглавия каких пастернаковских стихов включают в себя слово «гроза»?
13. Если осенний дождь видится Пастернаку в отсвете зари похожим на «кровавые слезы», то его младший современник позднее напишет, что сентябрь постучал в окно «багряной веткой ивы», а осень, «в березах убавляя сок, За всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок». Кто этот поэт?
14. Угадайте неожиданные, необычные образы раннего Пастернака:
«Вокзал, несгораемый ...
Разлук моих, встреч и разлук»,
«Размокшей каменной ...
В воде Венеция плыла»,
«Черным хрипом карет ...
В белом облаке скачет лихач».
15. В каком пастернаковском стихотворении так передана игра на рояле: «Я клавишей стаю кормил с руки»?
16. А вот как рисуется картина весны:
«По городу, как ...
Льды раскричались таючи <...>
И катятся, как ...,
Чернеющие улицы». Какие сравнения пропущены?
17. Какую вереницу «определений поэзии» мы находим в одноименном стихотворении:
«Это — круто налившийся ...,
Это — щелканье сдавленных ...,
Это — ..., леденящая лист,
Это — двух ... поединок»?
18. Кто в книге «Сестра моя — жизнь» является образом лермонтовского творческого духа, а кто — символом пушкинской глубины и таинственности?
19. «Два бога прощались до завтра ...
Стихия свободной стихии
С свободной стихией стиха».
Кто эти боги?
20. А это что:
«О сборник задач без ответов,
О ширь без решенья и шифр без ключа»?
21. «Любимая — жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется ... неприкаянный».
Кто?
22. Вслед за поэтом-современником, изображавшим Лондон эпохи Диккенса («У Чарлза Диккенса спросите, Что было в Лондоне тогда»), Пастернак тоже описывает этот город с его холодом и сыростью, но показывает другого писателя, который сидит в трактире и ему чудится, как с ним беседуют его стихи: «Что ваши птенцы перед плещущей чернью?» Назовите поэта и пастернаковского героя.
23. А вот портрет французского писателя:
«И ткет Парижу, как паук ...
Заупокойную обедню. <...>
Он вьет, как нитку из пеньки
Историю сего притона».
24. Какие трагедии Шекспира переводил Пастернак?
25. Какое свое произведение Пастернак определял как «автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве»?
26. Пастернак выделял в поэзии две разновидности: губка, впитывающая в себя все впечатления, и фонтан, выплескивающий их наружу. К какому типу относил он свои стихи?
27. Какие три стихотворения о цветах составляют своеобразный «ботанический» цикл:
«Он отделился и привстал,
Кистями капельки повисли»,
«Лиловое зданье из воска,
До облака вставши, плывет»
и
«Не любят дня, растут особняком
И даже запах льют поодиночке»?
28. Лирический герой какого произведения, прозванный автором «дураком» и «интеллигентом», «печатал и писал плакаты про радость своего заката»?
29. От какой «высокой болезни» страдает этот «идеалист»?
30. Кто и в какой поэме произносит пророческие слова:
«Напрасно в годы хаоса
Искать конца благого.
Одним карать и каяться,
Другим — кончать Голгофой»?
31. Приступая к эпическому повествованию о недавнем прошлом, поэт вспоминает и свои впечатления и так объясняет цель поэмы:
«Это было при нас.
Это с нами вошло в поговорку,
И уйдет. И однако
За быстрою сменою лет,
Стерся след,
Словно год
Стал нулем меж девятки с пятеркой...»,
Что это за поэма и с зачином какого произведения другого поэта перекликается:
«Это было с бойцами, или страной,
Или в сердце было в моем»?
32. Кто был прототипом героини романа «Спекторский» Марии Ильиной, эмигрировавшей за границу?
33. Какой город описан в «Спекторском»:
«Голодный город вышел из берлоги,
Мотнул хвостом, зевнул и раскатил
Тележный гул семи холмов отлогих»?
34. Кому посвятил Пастернак стихотворение с классическим названием о гибели гения по вине «мрази», «пошлости», «трусов и трусих»?
35. Под каким коллективным письмом с требованием расстрела врагов народа отказался поставить свою подпись Пастернак?
36. Обращаясь к художнику в одноименном стихотворении, автор задает такие вопросы:
«На какой арене
Стяжал он поздний опыт свой?
С кем протекли его боренья?»
И как он отвечает на них?
37. «Он жаждал воли и покоя» — чью формулу повторяет Пастернак, говоря о художнике?
38. Какую вакансию в современной действительности, «в дни великого совета» считал Пастернак опасной?
39. Кому адресовал поэт эти строки:
«Мне кажется, я подберу слова,
Похожие на вашу первозданность»?
40. Чьи слова запомнил и процитировал в очерке «Люди и положения» Пастернак:
«Мы действительно разные.
Вы любите молнию в небе, а я — в электрическом утюге»?
41. Что, по мнению А. Ахматовой, было «единственной и полноправной Музой» Пастернака, его Невестой, Возлюбленной, Женой — тем, чем «была Россия — Блоку»?
42. О ком Пастернак писал:
«Прославленный не по программе
И вечный вне школ и систем,
Он не изготовлен руками
И нам не навязан никем»?
43. Какой природный образ ассоциировался у Пастернака с личностью и поэзией Александра Блока?
44. С кем из поэтов-современников Пастернак дружил многие годы по переписке, а личное знакомство стало «невстречей» и прекратило дружбу?
45. Памяти какого немецкого поэта посвящена автобиографическая «Охранная грамота» (1930)?
46. Восстановите знаменитый пастернаковский афоризм: «Цель творчества — ..., а не ..., не ...».
47. Что общего у двух лирических «я» разных поэтов:
«И гибну, принц, в родном краю,
Штыком отравленным заколот»
и
«Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку»?
48. Если у С. Есенина «вяжут кружево над рощей в желтой пене облака», то кто у Пастернака «вяжет из хлопьев чулок»?
49. А кто поет «романсы о непролазной грязи», кто кропает «акростих, пуская в рифму пузыри»? И что такое акростих?
50. Какое событие приветствовал Пастернак:
«И вот пришло заветное мгновенье.
Он разорвал осадное кольцо.
И целый мир, столпившись в отдаленье,
В восторге смотрит на его лицо»?
51. Чья смерть вызвала у Пастернака угрызения совести:
«В молчанье твоего ухода
Упрек невысказанный есть»?
52. Пастернак дважды женился, и его жены имели те же профессии, что и его родители. Какие профессии?
53. «О, если бы я только мог,
Хотя, отчасти,
Я написал бы восемь строк...».
О чем?
54. «... скользит блином в сметане,
Все время скатываясь вбок.
За ней бегут вдогонку сани,
Но не дается ...».
Угадайте пропущенные слова.
55. Продолжите пастернаковские строки:
а) «А в наши дни и воздух пахнет смертью ...»;
б) «Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин ...»;
в) «Не знаю, решена ль Загадка зги загробной ...»;
г) «И тут кончается искусство ...»;
д) «Ты — вечности заложник ...».
56. Как сформулировал поздний Пастернак «удачи закон»:
«Ты понял, что праздность — проклятье
И счастья без ... нет» («Хлеб»)?
57. «Она шептала мне:
„Спеши!“ Губами, белыми от стужи,
А я чинил карандаши,
Отшучиваясь неуклюже».
Кто она?
58. Кого из классиков цитирует Пастернак:
«Столетье с лишком — не вчера.
А сила прежняя в соблазне
В надежде славы и добра
Глядеть на вещи без боязни»?
59. «Качаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар,
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр».
К кому обращается поэт?
60. А вот обращение к другому «ты»:
«Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою».
61. В какой повести Пастернак, вспоминая себя в детстве, рассказывает о девочке и ее восприятии мира?
62. Кому из пастернаковских героев принадлежат слова: «Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом»?
63. Сколько раз выдвигали Б. Пастернака на Нобелевскую премию и с какой формулировкой ее ему присудили?
64. Кто из пастернаковских друзей участвовал в написании отрицательной рецензии на роман «Доктор Живаго», обвиняя главного героя (а следовательно, и автора) в «самовосхвалении»?
65. На каком языке и где впервые был опубликован «Доктор Живаго»?
66. Первая фраза в романе звучит загадочно: «Шли и шли и пели „Вечную память“, и когда останавливались, казалось, что ее по залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновение ветра». По ком поют «Вечную память»?
67. Кто из персонажей по революционной моде тех лет сменил фамилию и взял значащий псевдоним?
68. Черты каких близких Пастернаку женщин соединились в образе главной героини «Доктора Живаго»?
69. Что является в романе символом революционной стихии, напоминая произведение другого поэта? Какое и кого?
70. Что совершают в истории «люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения»?
71. О ком отзывается Живаго как о «знаменитой родительнице, мученице, упрямице, сумасбродке, шалой, боготворимой, с вечно величественными и гибельными выходками, которые никогда нельзя предвидеть»?
72. Что, по мнению Лары и самого автора, должно быть «скупою приправою к искусству и жизни. Заниматься ею одною странно, как есть один хрен»?
73. От имени кого было написано широко известное стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» с его рефреном: «Свеча горела на столе, Свеча горела»?
74. В связи с чем Пастернак писал в одном из писем: «Всего лучше было бы теперь умереть, но я сам, наверное, не наложу на себя рук»?
75. «Он спал, весь сияющий в яслях из дуба ...
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола».
Кто он?
76. Какая библейская ситуация описана в следующих строках:
«Он им сказал: „Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной“»?
77. Что, по убеждению Пастернака, должно «рождать рыданье, но не плакать»?
78. Мелодии какого композитора любил и играл Пастернак, считая его своим «пожизненным собеседником»: «... траурная фраза Вплывает, как больной орел»?
79. Пастернак объединил в своем творчестве литературу, музыку и живопись и сам ощущал этот синтез:
«Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный,
Осенние сумерки ... ... ...».
Далее перечислены имена русских писателя, композитора и художника. Кого?
80. Чей это отзыв о Борисе Пастернаке: «Он наделен каким-то вечным детством»?
81. Кто из поэтов 60-х годов так откликнулся на смерть Б. Л. Пастернака:
«Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул...
А над гробом встали мародеры,
И несут почетный... Ка-ра-ул!»?
Ответы
1. Музыка и философия.
2. Отец — художник, мать — музыкант, пианистка.
3. Л. Н. Толстого, который был в гостях у Пастернаков, а мальчик проснулся и вышел в гостиную в ночной рубашонке.
4. На Скрябина.
5. «Музыку».
6. Будучи подростком, упал с лошади, одна нога стала короче другой, и Пастернак прихрамывал, как Байрон.
7. «Центрифуга».
8. В. Маяковского.
9. «...вернее», «навзрыд».
10. «...осень», «ты», «сокол», «сердце».
11. О душе («Душа», 1915).
12. «Июльская гроза», «Наша гроза», «Гроза, моментальная навек», «Приближенье грозы», «После грозы».
13. С. Есенин.
14. «...ящик», «баранкой», «перекушен».
15. «Импровизация» (1915).
16. «...чайки», «волны».
17. «...свист», «льдинок», «ночь», «соловьев».
18. Демон и Сфинкс.
19. Море и Пушкин («Оригинальная» — «Вариация»).
20. Город.
21. Бог.
22. О. Мандельштам. «Домби и сын», Шекспир («Шекспир»).
23. Бальзак («Бальзак»).
24. «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра».
25. «Охранная грамота».
26. К первому — губке.
27. «Ландыш», «Сирень» к «Любка» (ночная фиалка).
28. «Высокая болезнь» (1923, 1928).
29. «Высокая одна болезнь
Еще зовется песнь», т. е. поэзия.
30. Главный герой поэмы «Лейтенант Шмидт» (1926—1927).
31. «Девятьсот пятый год» (1925—1926). Маяковский — «Хорошо».
32. М. Цветаева.
33. Москва.
34. «Смерть поэта» (1930) — В. В. Маяковскому.
35. О казни Тухачевского и Якира.
36. «С самим собой, с самим собой» («Художник», 1935).
37. Пушкинскую —
«На свете счастья нет,
Но есть покой и воля».
38. «Оставлена вакансия поэта. Она опасна, если не пуста».
39. А. Ахматовой («Анне Ахматовой»),
40. В. Маяковского.
41. Природа — «Природа, мир, тайник вселенной».
42. Об А. Блоке (из цикла «Ветер»).
43. Ветер — «Он ветрен, как ветер».
44. С М. Цветаевой.
45. Райнера Марии Рильке.
46. «...самоотдача, а не шумиха, не успех».
47. Оба связаны с образом Гамлета — «Я — Гамлет. Холодеет кровь» Блока и «Гамлет» Пастернака.
48. Вьюга.
49. Ручьи, ливень. Стихотворение, в котором первые буквы строк составляют какое-нибудь слово, чаще всего имя.
50. Освобождение Ленинграда («Победитель», 1944).
51. М. Цветаевой («Памяти Марины Цветаевой», 1943).
52. Евгения была художницей, Зинаида — пианисткой.
53. «...о свойствах страсти».
54. «Луна», «колобок».
55. а) «Открыть окно, что жилы отворить»,
б) «И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен»,
в) «Но жизнь, как тишина Осенняя, — подробна»,
г) «И дышат почва и судьба»,
д) «У времени в плену».
56. «...подвига».
57. Зима («После перерыва», 1956).
58. А. С., Пушкина —
«В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни»
(«Стансы»).
59. Бог («В больнице», 1956).
60. «Природа, мир, тайник вселенной».
61. «Детство Люберс» (1922).
62. Юрию Живаго.
63. С 1946 года восемь раз, присудили в 1958 году «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».
64. К. Федин (и пять членов редколлегии журнала «Новый мир» во главе с К. Симоновым).
65. В Италии на итальянском языке в 1957 году.
66. По Юрию Живаго на его похоронах.
67. Антипов — Стрельников.
68. Жены Зинаиды Николаевны и Ольги Ивинской, в которую Пастернак был влюблен в эти годы.
69. Метель, как у А. Блока в «Двенадцати».
70. Революции.
71. О России.
72. Философия.
73. Юрия Живаго — «Стихотворения Юрия Живаго» — приложение к роману «Доктор Живаго».
74. Письмо двоюродной сестре М. А. Марковой — в связи с травлей после присуждения Нобелевской премии — исключен из Союза писателей и стоял вопрос о лишении гражданства и высылке за границу.
75. Младенец Иисус («Рождественская звезда»).
76. Последняя ночь Христа перед арестом и его просьба к ученикам («Гефсиманский сад»).
77. Музыка, песня.
78. Ф. Шопена — «Шопена».
79. «Чехова, Чайковского и Левитана» («Зима приближается», 1943).
80. А. Ахматовой.
81. А. Галич — «Памяти Б. Л. Пастернака».