Викторина Цветаева Марина Ивановна
1. «Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась».
Когда родилась Марина Цветаева?
2. О каких двух своих бабках она писала:
«Обоим бабкам я вышла — внучка:
Чернорабочий — и белоручка!»?
3. Создателем какого музея был отец Марины и как передалось ей его увлечение античным искусством?
4. Цветаевой нравилось ее имя, и она часто упоминала и объясняла его в своей поэзии. Приведите примеры.
5. Что имела в виду Цветаева, когда вспоминала: «Все мое младенчество — сплошной крик о белой бумаге»?
6. Какие пушкинские произведения с детства полюбила она, а какие не любила никогда и как назвала свои статьи-эссе о Пушкине?
7. Кому из русских писателей прошлого отдавала она предпочтение, проявляя самостоятельность в выборе и идя наперекор общим мнениям?
8. Как была озаглавлена первая цветаевская книга стихов, написанная о детстве и изданная тайком 18-летним автором, и какие литературные ассоциации вызывает у вас это заглавие?
9. Кто из поэтов старшего поколения стал для Марины «добрым гением», а кто — «злым»? С первым она подружилась и называла его «чудным, сказочным Медведюшкой», а второй «зарубил» ее рукопись «Юношеских
10. Какой год считала она «счастливейшим» в своей жизни?
11. «Иду вдоль генуэзских стен, Встречая ветра поцелуи...» — это поэтическая фантазия или реальность?
12. Какой стихотворный сборник открывался обращением:
«Милый читатель! Смеясь, как ребенок,
Весело встреть мой волшебный фонарь»?
13. О каком раннем стихотворении поэт скажет через 20 лет, что это была «формула — наперед» всей ее писательской и человеческой судьбы?
14. В другом стихотворении автор, обращаясь к прохожему, говорит о себе в прошедшем времени: была, звали, любила, вились. Какую самохарактеристику она себе дает: «Я слишком сама любила ...»?
15. Молодая поэтесса примеряла на себя разные маски и амплуа: бродяга и цыганка, грешница и уличная девка, разбойница и островитянка, в том числе и литературные — женские и мужские. Какие?
16. В одном из ранних стихотворений Цветаева молила окружающих о любви: «...за что, что мне так часто — слишком грустно И только 20 лет», а заканчивала так: «Послушайте! — Еще меня любите за то ...». За что? Какой другой поэт скажет, что ему 22 года, что он «красивый, двадцатидвухлетний»?
17. «Почему мои речи резки
В вечном дыме».
В каком дыме?
18. Какой труд и сон благословляет Цветаева:
«Благословляю ... труд,
Благословляю ... сон»?
19. А на что жаловалась:
«Обвела мне глаза кольцом
Теневым — ...
Оплела мне глаза ...
Теневым венцом»?
20. «Чем прогневили тебя эти серые хаты, —
Господи!..»
У какого поэта мы находим тот же эпитет в стихах о России?
21. «Не свой любовный произвол
Пою — своей ... рану».
Чью рану?
22. В ком видела «божественного мальчика» и «лебеденыша», предрекая ему тернии и лавры: «На страшный полет крещу вас»?
23. А кто затруднял поэтессе путь на Парнас —
«Ты солнце мне в выси застишь,
Все звезды в твоей горсти!»?
24. С какими музыкальными инструментами сравнивала Марина Цветаева свои стихи?
25. «Гришка-вор тебя не ополячил,
Петр-царь тебя не онемечил».
Кто «ты»?
26. Какому «зеленоглазому львенку» пророчила Цветаева беды: «Тяжкое тебе нести наследье» — и пророчество сбылось?
27. «Я — вся курсив». Что хотела этим сказать поэт?
28. К кому обращалась она со словами: «Здорово, гордец чумазый», «Архангел-тяжелоступ — здорово», «Здорово, булыжный гром!»?
29. Ведя в октябре — ноябре 1917 года дневниковые записи «Октябрь в вагоне», куда ехала их автор?
30. «Кто ... не строил —
Земли недостоин!»
Чего не строил?
31. Как с юмором описывала Цветаева узкую клетушку с одним окошком, в которой ютилась в революционные годы:
«Чердачный ... мой дворцовый ...»!
«Здесь ... от крыши дырявой.
Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел ...»?
32. Какой смысл вкладывала автор в заглавие своей книги «Лебединый стан»?
33. «Белым был — красным стал, ... обагрила.
Красным был — белым стал, ... побелила».
Вставьте пропущенные слова.
34. С кем или с чем прощалась Цветаева:
«Полыхни малиновок» юбкой,
... моя! Моя голубка
Смуглая! Раззор моей души!
... моя! Утешь, спляши!»?
35. А кого считала «охотником» и «погоней»:
«Ты охотник, но я не дамся,
Ты погоня, но я есмь бег.
Не возьмешь мою душу живу!»?
36. Романтически настроенная Цветаева утверждала, что «стихи растут как звезды и как розы»:
«О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон ... и формула ...».
А кто позднее заявит, что стихи растут из сора, «не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда»?
37. В чем видела Марина Цветаева «триединство» своей души:
«Встань, Триединство моей души:
Лилия, Лебедь, ...!»?
38. В статье «Поэты с историей и поэты без истории» выделено два типа художественного сознания: все берется из собственной души — круг и все познается через мир — стрела. Кого автор относит к первым и вторым?
39. Закончите цветаевский афоризм: «Поэт издалека заводит речь ...».
40. Кто за кем следует: «Сапожком — робким и кротким —
За плащом — рьяным и рваным»?
41. Кто кого полюбил: «Полюбил богатый — ...,
Полюбил ... — глупую,
Полюбил румяный — ...,
Полюбил ... — вредную,
Золотой — полушку ...»?
42. Что с чем сопоставлено и что чему противопоставлено:
«Доблесть и ...! Сей союз
Древен и дивен, как смерть и ...»
и
«И ты поймешь, как страстно день и ночь
Боролись Промысел и ...
В ворочающей жернова груди»?
43. Каких двух врагов ненавидит поэт:
«Два на миру у меня врага,
Два близнеца — неразрывно-слитых.
Голод ... — и сытость ...!»?
44. Во что превращаются «золотые волосы»:
«Золото волос моих
Тихо переходит в ...»?
А у поэта-современника —
«Тех волос золотое сено
Превращается в ...»?
45. Кто был любимым театральным героем Цветаевой?
46. С какой актерской группой подружилась она в революционной Москве?
47. Среди цветаевских пьес название одной повторяет пушкинскую повесть, а другой — измененное заглавие его же «маленькой трагедии». Назовите их?
48. «Знаю, умру на заре! На которой из двух ...». Какую предпочитает поэт?
49. Чей неологизм употребила Цветаева:
«Шепоточки — мои — смеюнчики,
Сладкослюнчаты, сладкострунчаты!»? А какие придумала сама?
50. Памяти кого было посвящено это четверостишие:
«...И не жалость — мало жил
И не горечь — мало дал —
Много жил — кто с нами жил
Дни, все дал — кто песню дал»?
51. На какую сказку из сборника А. Афанасьева опиралась поэтесса при создании поэмы «Молодец»?
52. В ком угадала М. Цветаева эпического поэта, уговаривая его написать «большую вещь»?
53. Своим произведениям она часто давала простые заглавия — «Стихи о ...», «Стихи к ...», «Поэма ...», «Повесть о ...». Вспомните их.
54. «Душа, как ..., в воду брошенный Все расширяющимися кругами». С чем сравнивается душа?
55. Кого попросила Марина Ивановна разыскать за границей своего мужа — С. Я. Эфрона и тот сумел выполнить эту просьбу?
56. Кого встретила она перед отъездом за границу (1922) по дороге на вокзал, спросила, что передать на Западе, и услышала ответ: «Передайте, что правда — ...»? Какой ответ?
57. С кем из русских эмигрантов сблизилась М. Цветаева в Праге, любя его как человека и ценя как писателя за узорчатый, кружевной язык, напоминающий лесковский?
58. С какими двумя поэтами Цветаеву связывала дружба, в основном эпистолярная, причем с одним из них она так и не встретилась, а встреча с другим оказалась «невстречей»?
59. Преобразовав формулу В. Маяковского «живее всех живых», к кому ее применила поэтесса: «Всех живучей и живее! ... — в роли мавзолея?»?
60. Преклоняясь перед Пушкиным, М. Цветаева презирала его жену, обвиняя ее во всех грехах: «Счастие или грусть — Ничего не знать ...», «сердце Пушкина ... в руках», «и прослыть в веках длиннобровой, ни к кому ...», «и в гробу вспоминать ...». В каких грехах?
61. Какой птице уподобляла себя поэтесса в молодости:
«Возлюбленный! — ужель не узнаешь!
Я ... твоя — Психея!»,
«Скоро уж из ... — в колдуньи!», а с какими животными сравнивала себя в зрелые годы:
«Мне все равно, каких среди
Лиц — ощетиниваться пленным ...»,
«камчатским ... без льдины»?
62. Кого воспевала Цветаева вместо традиционного Пегаса и называла «вьючным мулом»?
63. С какими растениями в отличие от есенинских березки и клена ассоциировались для М. Цветаевой образ России и собственный облик и судьба?
64. Что определяла она как «верх земли и низ неба», «олицетворение и выражение высоты» и «наглядное понятие Духа»?
65. Содержание какой поэмы автор расшифровывала так: «...уже разразившееся женское горе, грянувшие слезы»?
66. Кто был прототипом героя в «Поэме Горы» и «Поэме Конца»?
67. «Плачем гнева и любви» встретила Цветаева начало Второй мировой войны, оплакивая две страны: одна из них — в слезах, а другая — в крови. Что это за страны?
68. Окрестив фашизм «черной горой, затмившей весь свет», поэтесса готова «творцу вернуть билет». Слова какого классического персонажа цитирует она в измененном виде?
69. А чья цитата приводится в следующем зачине цветаевского стихотворения с заменой одного слова:
«Двух станов не боец, а — если гость случайный —
То гость — как в горле кость, гость — как в подметке гвоздь»?
70. Какое чувство с горькой иронией называла Марина Цветаева «давно разоблаченной морокой»? С чем сравнивала свой дом на чужбине?
71. Какие города и веси любила она и хотела быть похороненной в одном из них?
72. Воображая себя бабушкой: «Когда я стану бабушкой —
Годов через десяточек», какие имена дает Марина Ивановна своим внукам?
73. Почему поэме «Крысолов», в основе которой лежит немецкая легенда о бродячем музыканте, спасшем город от крыс, автор дала посвящение: «Моей Германии»?
74. А кому адресовано стихотворение «Тебе — через сто лет»?
75. Какой героине одной из поэм автор подбирает такие эпитеты — черная, спешная, чуткая, гудкая, шаткая, падкая, хлипкая, зыбкая, дрожкая, швыркая?
76. «Невозвратимо, неостановимо,
Невосстановимо хлещет ...».
Что?
77. Кого поэт считает «хватателями минут», «жевателями мастик», «глотателями пустот»?
78. Какой знаменитый романс вспоминает Цветаева:
«Я думаю, уж никому не по нраву
Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид ...»?
79. Какие приемы выделения и разделения слов стали приметой цветаевского стиля?
80. Как и какие слова сближаются и связаны ли они общим происхождением: «Гора горевала (а горы глиной Горькой горюют в часы разлук)»?
81. О ком писала Цветаева:
«Бог видит — побожусь! —
Не будешь ты отбросом Страны своей»?
82. Чей воображаемый страшный диалог передан в стихотворении «Советским вельможей» (1930)
«(В кровавой рогоже
На полной подводе...) —
Все то же, Сережа!
Все то же, Володя!»?
83. Характеризуя свой век, какую русскую пословицу вспоминает поэтесса:
«Век мой — яд мой, век мой — вред мой,
Век мой — враг мой, век мой — ад»?
А у какого поэта: «И некуда бежать от века-властелина», «Мне на плечи кидается век-волкодав»?
84. Одно из последних цветаевских стихотворений начинается так:
«Все повторяю первый стих
И все переправляю слово: —
«Я стол накрыл на шестерых».
Чей стих повторяет автор?
85. «А быть или нет Стихам на Руси —
Потоки спроси, ... спроси».
Кого?
86. С какой просьбой обратилась в Совет Литфонда за пять дней до своей гибели Марина Ивановна?
87. Кому принадлежат эти два поэтических посвящения Марине Цветаевой, одно написанное при жизни, другое — после ее смерти:
«Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем,
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
А вокруг погребальные звоны...»
и
«Лицом, повернутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели»?
Ответы
1. Осенью — 26 сентября 1892 года.
2. Со стороны отца — жена бедного сельского священника, я по матери — польская панна.
3. Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. По мотивам античных мифов написала трагедии «Ариадна» и «Федра» и дочь назвала Ариадной.
4. «Что звали меня Мариной» («Идешь, на меня похожий...»),
«Мне дело — измена,
Мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская»
(«Кто создан из камня...»).
Сравнивала себя с Мариной Мнишек:
«Такова у нас, Маринок,
Спесь, — у нас, полячек-то»
(«Поэма Конца»).
5. Ей не давали бумагу, чтобы отучить от стихов, и засаживали за фортепиано, чтобы сделать музыкантом, пианисткой.
6. «К морю», «Цыганы», «Капитанская дочка» — не любила «Евгения Онегина». «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев».
7. Державину и Некрасову, Аксакову и Лескову.
8. «Вечерний альбом» (1910). Анна Ахматова назовет свой первый сборник «Вечер» (1(912).
9. М. Волошин и В. Брюсов.
10. 1912 — взаимная любовь и замужество (Сергей Эфрон), вторая книга стихов.
11. Свадебное путешествие в Италию.
12. «Волшебный фонарь» (1912).
13. «Моим стихам, написанным так рано...» (1913): «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».
14. «Смеяться, когда нельзя» («Идешь, на меня похожий...») — подчеркивает свой непокорный, своевольный нрав.
15. Кармен, Манон Леско, Федра — Орфей, Гамлет, Дон Жуан, Фауст.
16. «...что я умру». В. Маяковский — «Иду красивый, двадцатидвухлетний». («Облако в штанах»).
17. «...моей папиросы». Цветаева всю жизнь, начиная с юности, курила.
18. «...ежедневный», «еженощный».
19. На бессонницу — «бессонница» (цикл «Бессонница»).
20. У А. Блока — «Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые» («Россия»).
21. «...отчизны».
22. В О. Мандельштаме («Ты запрокидываешь голову», «Никто ничего не отнял», 1916).
23. А. Ахматова (цикл «Ахматовой», 1916).
24. С флейтой и виолончелью.
25. Москва («Москве»).
26. Сыну Н. Гумилева и А. Ахматовой — Льву, тогда 4-летнему, в будущем предстояло перенести аресты, тюрьмы, лагеря.
27. Курсив — наклонный шрифт, подобный рукописному. Возможно, Цветаева имела в виду, что все в ней связано с рукописями или же что «вся» она выделяется на общем фоне, как курсив в типографском тексте.
28. К В. Маяковскому («Маяковскому», 1921).
29. Из Крыма в Москву и обратно, чтобы спасти детей от голода и увидеться с мужем.
30. «дома».
31. «...дворец», «чердак», «лужа», «паук».
32. Белый стан, погибающий стан — реквием по белому движению.
33. «Кровь», «Смерть».
34. С молодостью — «Молодость» («Скоро уж из ласточек — в колдуньи», 1921).
35. Жизнь — «Не возьмешь моего румянца (цикл «Жизнь», 1924).
36. «...звезды», «цветка», А. Ахматова — «Мне ни к чему одические рати» (цикл «Тайны ремесла», 1936—1960, названный, возможно, по аналогии с цветаевским сборником «Ремесло», 1923).
37. «Лира» — символы чистоты, верности и поэзии.
38. Пастернака (и, вероятно, себя) и Маяковского.
39. «Поэта далеко заводит речь».
40. Ученик за Учителем («По холмам — круглым и смуглым» — цикл «Ученик», 1921).
41. «...бедную», «ученый», «бледную», «хороший», «медную».
42. «Девственность», «слава», «произвол».
43. «...голодных», «сытых».
44. «...седость», у С. Есенина — «серый цвет».
45. Сирано де Бержерак из пьесы Э. Ростана.
46. С Третьей студией МХТ — вахтанговцами, среди них были П. Антокольский, Завадский, Софья Голлидэй.
47. «Метель», «Каменный ангел» (у Пушкина «Каменный гость»). См. также по аналогии с «Пиковой дамой» — «Червонный валет» (или ср. с группой художников-модернистов «Бубновый валет»).
48. «Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!»
49. «Смеюнчики» В. Хлебникова («Заклятие смехом»), эпитеты «сладко-слюнчаты» и «сладкострунчаты» — цветаевские (ср. в фольклоре «гусли звончаты»).
50. С. Есенина — «Памяти Сергея Есенина» (январь 1926 года).
51. «Упырь».
52. В Б. Пастернаке, который вскоре создает поэмы «Лейтенант Шмидт», «905» и роман в стихах.
53. «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину», «Стихи к сыну», «Стихи к Сонечке», «Стихи к Чехии», «Стихи сироте»; «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Воздуха», «Поэма Заставы», «Поэма Лестницы», «Повесть о Сонечке». Может быть, цветаевское увлечение такими заглавиями заставило А. Ахматову дать отклик-возражение в названии «Поэмы без героя».
54. «...камень» (ср. в «Стихах к Блоку» — «камень, брошенный на лету»).
55. И. Эренбурга, который нашел С. Эфрона в Праге.
56. В. Маяковского, «здесь».
57. С А. Ремизовым.
58. С Р. М. Рильке — немецким поэтом (с ним встреча не состоялась, так как он умер) и с Б. Пастернаком, встреча с которым стала концом дружбы.
59. К Пушкину — «Пушкин» («Стихи к Пушкину»).
60. «...наизусть», «теребить», «не суровой», «Ланского»...
61. Ласточке — «ласточка», «ласточек», «Львом», «медведем».
62. Письменный стол (цикл «Стол»).
63. С рябиной и бузиной.
64. Гору — «Поэма Горы».
65. «Поэмы Конца».
66. Студент Пражского университета и друг С. Эфрона Константин Родзевич, бывший красный командир, взятый белыми в плен и оказавшийся в эмиграции. Впоследствии воевал в Испании, участвовал во французском Сопротивлении, сидел в Бухенвальде и остался в живых.
67. Чехия и Испания — первая в слезах, вторая в крови («О слезы на глазах!»).
68. Ивана Карамазова из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «...свой билет на вход спешу возвратить обратно. Не бога я не принимаю, а только билет ему почтительнейше возвращаю».
69. А. К. Толстого — «Двух станов не боец, но только гость случайный».
70. «Тоску по родине». С госпиталем и казармой.
71. Москву и Прагу, «Таруса ..., Коктебель да чешские деревни — вот места моей души».
72. Маринушка и Егорушка — Георгием через- несколько лет назовет она сына.
73. Предки М. Цветаевой по материнской линии — выходцы из Германии, и она с детства учила немецкий язык, знала немецкие сказки и легенды, любила немецкую музыку.
74. Будущему читателю ее стихов.
75. Лестнице — «Поэма Лестницы».
76. «...стих» («Вскрыла жилы...»).
77. Читателей газет («Читатели газет»).
78. «Средь шумного бала, случайно...» — на слова А. К. Толстого:
«Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид».
79. Тире, дефис и перенос:
«Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...»,
«Без ни-душка! Без ни-души!»,
«Бой за су-ще-ство-ванье»,
«Кача» — «живет с сестрой» —
Ются — «убил отца!»
80. Гора — горе, горький. Это поэтическая, а не языковая этимология, прием звукового сближения называется паронимией, слова — паронимы.
81. О сыне Георгии (домашнее прозвище — Мур) — «Стихи к сыну».
82. С. Есенина и В. Маяковского, покончивших жизнь самоубийством.
83. «Язык мой — враг мой». У О. Мандельштама.
84. Арсения Тарковского — «Я стол накрыл на шестерых».
85. «Потомков».
86. «Прошу принять меня работать в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда» (столовая открылась только через три месяца).
87. А. Ахматовой и Б. Пастернаку — «Поздний ответ» (1940) и «Памяти Марины Цветаевой» (1943).