Викторина Русская литература 40—50-х гг
Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Игры для детей
  4. Викторины
  5. Викторина Русская литература 40—50-х гг

Викторина Русская литература 40—50-х гг

1. Накануне Отечественной войны наряду с бодрыми, лозунговыми, залихватскими стишками типа «И в воде мы не утонем, И в огне мы не сгорим», появлялись серьезные произведения, авторы которых предвидели трудные, тяжелые испытания, а порой предсказывали собственную гибель:
«Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы».
Знаете ли вы, кто написал это стихотворение?

2. Когда и кем была сочинена знаменитая песня «Катюша», ставшая во время войны и после нее поэтическим символом России?

3. А поэтической эмблемой Отечественной войны стала песня «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова). Не помните ли вы ее начало?

4. Какое лирическое стихотворение, в котором воин обращается к любимой с просьбой помнить и ждать его, было необычайно популярно в годы войны? Почему оно звучало как заклинание?

5. Кого в осажденном Ленинграде называли «блокадной Мадонной»?

6. Как передано состояние бойцов перед боем в стихотворении Семена Гудзенко: «Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать. Ведь самый страшный час в ... — час ожидания ...?

7. Кто из поэтесс-фронтовичек уже после войны напишет известное четверостишие на эту же тему: «Я только раз видала рукопашный — Раз наяву и тысячу во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне»?

8. Как описывает отдых солдата А. Сурков в стихотворении «Бьется в тесной печурке огонь»:
«И поет мне в землянке ...
Про улыбку твою и глаза»,
«Пой, ..., вьюге назло,
Заплутавшее ... зови.
Мне в холодной землянке тепло
От ... ... ...»?
От чего тепло?

9. Кого из писателей, погибших на войне, вы можете назвать?

10. Один из них сочинил песню, которую будет распевать послевоенное поколение молодежи, о романтиках, презревших «грошевой уют». А начинается она так:
«Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...». Назовите автора и песню.

11. А другой уже в дни войны осмеивает свои недавние книжные представления о войне:
«Я раньше думал: лейтенант
Звучит „налейте нам".
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто — трудная работа...»
И афористическая концовка —
«Не до ордена. Была бы Родина
С ежедневными ...».
Кто этот поэт и как заканчивается это, вероятно, последнее его стихотворение?

12. Знаете ли вы песни Отечественной войны? Попробуйте определить по первым строкам названия и авторов следующих песен:
«На позицию девушка
Провожала бойца...»,
«Я уходил тогда в поход
В суровые края...»,
«Горит свечи огарочек,
Гремит недальний бой...»
и
«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...»,
«Темная ночь. Только пули свистят по степи...»,
«Споемте, друзья, ведь завтра в поход...»,
«Бьется в тесной печурке огонь...»,
«Что ты, Вася, приуныл...»,
«Эх, дороги, пыль да туман...»,
«Холодные волны вздымает лавиной
Широкое Черное море...»,
«С берез — неслышен невесом —
Слетает желтый лист...».

13. Среди первых откликов на войну были публицистика и сатира, стихотворные очерки и лирические стихи, затем появляются поэмы. Кем были написаны поэмы «Василий Теркин», «Пулковский меридиан», «Сын», «Зоя», «Ленинградская поэма», «Лиза Чайкина»?

14. Кому были посвящены поэмы «Двадцать восемь» М. Светлова и «Зоя» М. Алигер?

15. Какому поэту-фронтовику принадлежит афористическое определение 40-х годов: «Сороковые, роковые»?

16. Почему слова другого поэта, вернувшегося с войны, Семена Гудзенко оказались пророческими:
«Мы не от старости умрем,
От ... ран умрем»?
Какое слово пропущено?

17. Во время войны и в первые послевоенные годы создаются по горячим следам повести и романы о войне: «Непокоренные» Б. Горбатова, «Звезда» и «Весна на ...» Э. Казакевича, «Повесть о ... человеке» Б. Полевого, «Молодая ...» А. Фадеева, «Волоколамское ...» А. Бека, «Они сражались за ...» М. Шолохова, «Народ ...» В. Гроссмана. Восстановите пропущенные слова.

18. В какой повести описывались бои под Москвой?

19. Какую легендарную фразу произнес комиссар Клочков: «Велика Россия, а отступать некуда — ...»?

20. У кого из поэтов-классиков прозвучали слова, которые часто цитировались во время Отечественной войны:
«Умрем же под Москвой,
Как наши братья умирали!»...?
А как дальше?

21. Какие три повести К. Симонова, В. Некрасова и В. Гроссмана были написаны о Сталинградской битве?

22. Кто из советских писателей начинал свой творческий путь с исторических и лирических поэм («Ледовое побоище» и «Суворов», «Пять страниц» и «Первая любовь»), а пройдя всю войну, обратится к прозе и на склоне лет скажет: «Я до сих пор был и продолжаю оставаться военным писателем»?

23. Название повести какого русского классика XIX века повторил начинающий стихотворец в своей ранней поэме «Первая любовь»?

24. К кому обращено симоновское стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?..», написанное в горькие месяцы отступления?

25. Какое определение неоднократно повторяется в этом стихотворении:
«Что ... мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, ... женщина,
... три раза меня обняла»?

26. Кому посвятил автор свой сборник любовной лирики «С тобой и без тебя»?

27. Какие негативные эпитеты подбирает он («злая, ..., ...»), набрасывая портрет той, «что нас на земле измучила и не даст нам скучать в ...» (где?)?

28. Какая пародийная ситуация нарисована в стихотворении «Если Бог нас своим могуществом...», герой которого, попав в рай, хочет взять с собой все?

29. О какой «странной» звезде пишет Симонов:
«От женских ласк отвыкшие мужчины,
Как женщину, мы ждем ее сюда
Под черным носом нашей субмарины...»?

30. Почему, адресовав «Открытое письмо» незнакомой женщине, Симонов подписал его так:
«Не уважающие вас
Покойного однополчане»?

31. Кто был предшественником Симонова, тоже написавшим «Письмо к женщине», любимой, но ставшей чужой, с такой подписью:
«С приветствием, Вас помнящий всегда
Знакомый ваш...»?

32. «Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал».
Что произошло с мальчиком? Отчего он поседел? («Майор привез мальчишку на лафете...»).

33. Какую песню сочинил Симонов:
«Так выпьем за победу,
За свою газету...
Выпьем за писавших,
Выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнем»?

34. С заглавием какого известного зарубежного романа о Первой мировой войне перекликается наименование первого симоновского военного романа «Товарищи по оружию»?

35. Создавая в 50—60-е годы трилогию «Живые и мертвые», кого писатель делает главными героями, придав одному из них автобиографические черты и придумав сходную со своей фамилию?

36. Как афористично озаглавлена вторая часть трилогии: «Солдатами... »?

37. Какой смысл вложен в название последней части «Последнее лето »?

38. Какой особенностью отличаются заглавия многих симоновских произведений: «С тобой и без ...», «Двадцать дней без ...», «Дни и ...», «Живые и ...», «Друзья и ...»?

39. Став «литературным генералом», какие руководящие должности занимал Симонов, в каких печатных органах был главным редактором?

40. Какие фильмы были сняты по сценариям Симонова: «Парень из », «Жди ...», «Бессмертный ...», «Нормандия — ...», «Дни ...», «Живые ...», «Двадцать ...»?

41. Где и как просил похоронить его К. М. Симонов, всю жизнь вспоминая тяжкие годы войны и особенно первые бои?

42. Кому принадлежит надпись на стеле Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге: «Никто не забыт, и ничто не забыто»?

43. О ком было сказано в одном военном романе, что в них объединились «самые, казалось бы, несоединимые черты — мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм, широта души и трезвый расчет»?

44. Кому был посвящен этот роман?

45. Что вынужден был переделать и изменить в романе автор после разгромной критики — в угоду властям? Что означало его признание: «Я все еще перерабатываю молодую гвардию в старую»?

46. А что имелось в виду в эпиграмме тех лет:
«Нет повести печальнее на свете,
Где оклеветаны и матери, и дети»?

47. Как звали молодогвардейцев и изменил ли их имена и фамилии Фадеев в своем романе?

48. Какие произведения Фадеева остались незавершенными?

49. Как отозвался о А. А. Фадееве, его личности и судьбе Г. Бакланов, писатель-фронтовик, автор многих книг о войне: «...отдавая писателей на погибель, одного за другим, на адовой этой службе и талант свой ..., и душу продал ...»?

50. Какой приговор подписал себе он сам?

51. О чем писал Фадеев в своем предсмертном письме: «Жизнь моя как ... теряет всякий смысл, и я с превеликой ..., как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ... из этой жизни»?

52. Почему послевоенные годы, несмотря на победу в Великой Отечественной войне, стали самыми мрачными в истории Советского Союза и самыми бесплодными в советской литературе?

53. Как поступало советское тоталитарное государство с деятелями культуры, действуя методами «кнута и пряника»?

54. Какое постановление было направлено против ленинградских писателей и литературных журналов?

55. Как обозвал партийный идеолог А. Жданов М. Зощенко и А. Ахматову в своем докладе, на основании которого принято было постановление ЦК?

56. Какая художественная «теория» существовала и процветала в период культа Сталина, требовавшая, чтобы искусство и литература были «праздничными» и идеализировали действительность, вроде романа С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» или фильма И. Пырьева «Кубанские казаки»?

57. Как официально характеризовалось советское искусство и литература по форме и по содержанию?

58. Как точнее и правильнее следовало бы назвать метод социалистического реализма, учитывая то, что он исходит из идеального образца и уподобляет реальную действительность придуманной, такой, какой она должна быть?

59. Почему Сталин был против постановок «Гамлета», «Макбета», «Бориса Годунова»?

60. Какой роман в духе времени и соцреализма — о борьбе за сохранение лесных богатств России написал Л. Леонов и получил премию?

61. Над каким романом начал работать в эти годы Б. Пастернак, не получавший никаких премий и наград, посвятив его судьбам интеллигенции в революции и первоначально озаглавив «Мальчики и девочки»?

62. Какую поэму писала в это время, не надеясь на ее публикацию, А. А. Ахматова о Серебряном веке и его поэтах и перелистывала страницы своей трагической жизни?

63. Что имела в виду А. Ахматова, говоря: «Мы живем в догутенберговскую эпоху»?

64. Такое развитие русской литературы предвидел М. Волошин:
Почетней быть твердимым наизусть,
И списываться тайно и украдкой,
При жизни быть не ..., а ...».
Чем быть?

65. О каком благополучном писателе, начинавшем с детских стихов, сочинявшем пьесы и басни, была написана такая эпиграмма:
«Мне подобных в мире много ль?
Я, во-первых, ...,
Во-вторых, бесспорно ...,
В-пятых, дедушка Крылов»?

66. Чем еще прославился этот поэт не только в русской литературе, но и в истории советского государства?

67. Автор героической комедии «Давным-давно», поставленной в 1941 году в осажденном Ленинграде, Александр Гладков был репрессирован. О ком он написал свою комедию?

68. Какой киносценарий по этому же сюжету создаст драматург через 20 лет и по нему будет снят популярный фильм?

69. Вернется из лагерей в 1946 году Николай Заболоцкий и напишет не для печати:
«Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой,
Лишь одни созвездья ...
Засверкают, став над ...».

70. Кто из известных в будущем писателей был арестован и репрессирован в 40-е годы?

Викторина Русская литература 40—50-х гг

Ответы

1. Николай Майоров, был убит в бою на Смоленщине в 1942 году.

2. Михаилом Исаковским в 1938 году.

3. «Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!»

4. «Жди меня...» К. Симонова. В нем много раз повторялся глагол «ждать» — поэт как бы заклинал:
«Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди...»

5. Ольгу Берггольц, поэтесса часто выступала по радио.

6. «...бою», «атаки».

7. Юлия Друнина.

8. «гармонь», «гармоника», «счастье», «моей негасимой любви».

9. А. Гайдар, Е. Петров, И. Уткин, Д. Алтаузен, Н. Майоров, П. Коган, М. Кульчицкий, Е. Ширман, Г. Суворов.

10. Павел Коган — «Бригантина».

11. Михаил Кульчицкий, «Бородино» («Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник», 1942).

12. «Огонек» М. Исаковского, «Моя любимая» Е. Долматовского, «Давно мы дома не были...» и «Соловьи» А. Фатьянова, «Темная ночь» В. Агатова, «Споемте, друзья» А. Чуркина, «В землянке» А. Суркова, «Вася-Василек» С. Алымова, «Дороги» Л. Ошанина, «Заветный камень» А. Жарова, «В лесу прифронтовом» М. Исаковского.

13. А. Твардовским, В. Инбер, П. Антокольским, М. Алигер, О. Берггольц, М. Светловым.

14. Двадцати восьми гвардейцам-панфиловцам, сражавшимся под Москвой, и комсомолке Зое Космодемьянской, повешенной фашистами.

15. Давиду Самойлову.

16. «старых». С. Гудзенко умер в 1953 году в возрасте 31 года действительно «от старых ран».

17. «Одере», «настоящем», «гвардия», «шоссе», «родину», «бессмертен».

18. «Волоколамское шоссе» Александра Бека.

19. «...позади Москва».

20. У М. Лермонтова в стихотворении «Бородино»: «И умереть мы обещали. И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой».

21. «Дни и ночи», «В окопах Сталинграда» и «За правое дело».

22. Константин Михайлович Симонов (1915—1979).

23. И. С. Тургенева.

24. К другу Алексею Суркову.

25. Русский — «русская», «русская», «по-русски».

26. Актрисе Валентине Серовой.

27. «ветреная, колючая», «раю».

28. «Никакой самой малой малости
На земле бы не бросил я»,
и возмущенный Бог вскоре бы «вновь на Землю столкнул меня».

29. О Венере — «Взошла Венера, странная звезда».

30. За то, что она изменила мужу-солдату и вышла замуж за другого, о чем написала на фронт, но муж погиб, не успев получить это письмо.

31. С. Есенин — «Сергей Есенин».

32. У него погибла мать, «сын не простился с ней», «отец был ранен, и разбита пушка».

33. «Корреспондентская застольная» (1943).

34. «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя.

35. Журналист Синцов и генерал Серпилин.

36. «...не рождаются».

37. Последнее лето войны и последнее лето в жизни Серпилина (1944).

38. «...тебя», «войны», «ночи», «мертвые», «враги» — антонимы, отрицания и противопоставления.

39. Секретарь Союза писателей журнала «Новый мир» и «Литературной газеты».

40. «нашего города», «меня», «гарнизон», «Неман», «и ночи», «и мертвые», «без войны».

41. На белорусской земле, где Симонов принял первые бои в начале войны, лежит камень с надписью: «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».

42. О. Берггольц.

43. О молодом поколении предвоенных лет в романе А. Фадеева «Молодая гвардия».

44. Комсомольцам-подпольщикам, погибшим в борьбе с гитлеровцами в маленьком шахтерском городке Краснодоне.

45. Убрать правдивые сцены паники и отступления, недовольства населения советским руководством, собственные размышления о неоправданности больших военных потерь. Заменял реальную подпольную самостоятельную деятельность молодогвардейцев выдуманным руководством взрослых коммунистов.

46. Намеки на предательство Виктора Третьякевича в образе Стаховича (сходство фамилий и общего облика).

47. Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Люба Шевцова, Валя Борщ, Иван Туркенич. Главные герои носят фамилии своих прототипов.

48. Романы «Последний из удэге» и «Черная металлургия».

49. «погубил», «дьяволу».

50. Покончил жизнь самоубийством в 1956 году.

51. «писателя», «радостью», «ухожу».

52. Последние годы правления Сталина были ознаменованы ужесточением полицейского режима и цензуры, преследованием не отдельных людей, а целых народов, погромными постановлениями и массовыми арестами, изданием посредственных произведений, награждаемых премиями.

53. Одних превращали в совчиновников и ремесленников (К. Федин А. Фадеев, А. Толстой, Н. Тихонов, Л. Леонов), других уничтожали физически или духовно, лишая возможности творить (М. Булгаков, А. Платонов, И. Бабель, А. Ахматова, Б. Пастернак).

54. Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».

55. «пошляком и подонком»; «полумонашенкой», полублудницей».

56. Теория бесконфликтности.

57. «Национальные по форме и социалистические по содержанию».

58. Метод социалистического классицизма.

59. Герои этих произведений, чтобы прийти к власти, совершают преступления и убийства.

60. «Русский лес».

61. «Доктор Живаго» (с 1946 года).

62. «Поэму без героя».

63. Лучших писателей не печатали, и их произведения распространялись в рукописях.

64. «книгой», «тетрадкой».

65. О Сергее Михалкове, «Михалков», «Гоголь».

66. Сочинением «Гимна Советского Союза», совместно с Г. Эль-Регистаном в 1943 году.

67. О героине Отечественной войны 1812 года Надежде Дуровой.

68. «Гусарская баллада» (1962).

69. «Магадана», «головой».

70. А. Солженицын, Ю. Домбровский, В. Шаламов, Д. Андреев, Б. Чичибабин, А. Жигулин.