Победа над Змеем. Игра для юных богатырей
Предварительная подготовка:
детям дается задание прочитать русские народные сказки «Звериное молоко», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Добрыня Никитич».
Для игры на листе ватмана рисуется туловище Змея с десятью головами. Все головы съемные, для этого в ватмане делаются прорези. В схватку со Змеем вступают шесть богатырей. Надо обладать силой богатырской, чтобы одолеть Змея (ответить на все вопросы). В качестве оружия богатыри выбирают копья, палицы или мечи. Они изготавливаются из картона, на обратной их стороне записываются вопросы. Каждый богатырь выбирает себе оружие по усмотрению. Выбор оружия определяет ту сказку, к которой относится вопрос: копье — сказка «Звериное молоко», палица — сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», меч — сказка «Добрыня Никитич».
Богатырей в битве со Змеем ожидает немало трудностей: копья и палицы ломаются, мечи затупляются: поэтому для каждой битвы необходимо новое оружие (новый вопрос). Если богатырь храбр и удачлив (правильно отвечает), Змей лишается одной головы, а победитель получает ее как трофей. Если Змей оказывается проворней (неправильный ответ), то у него отрастает одна голова (вставляется в прорезь). Для этого у ведущего должны быть в запасе вопросы и «головы» Змея. Побеждает богатырь, сумевший сбить наибольшее количество голов. Битва продолжается до тех пор, пока не будут уничтожены все головы Змея.
Вопросы-«копья» (Сказка «Звериное молоко»)
1. Кем оборачивался Змей Змеевич, когда хаживал к княгине-красавице, жене князя Ивана? (Молодцом-удальцом.)
2. Что попросила жена у князя в первый раз, притворившись больной, чтобы выздороветь? (Волчьего молока.)
3. Что она попросила с этой же целью во второй раз? (Медвежьего молока.)
4. Что она попросила с этой же целью в третий раз? (Львиного молока.)
5. Что она попросила с этой же целью в четвертый раз? (Волшебной пыли, что лежит за двенадцатью дверями, за двенадцатью замками, в двенадцати углах чертовой мельницы.)
6. Кого застал у себя дома князь, вернувшись с волшебной пылью? (Змея Змеевича.)
7. Что уготовил Змей князю? (На шею шелковую петлю.)
8. Как князь отвлек внимание Змея? (Спел три песни.)
9. Кто помог князю избавиться от Змея и обманщицы-жены? (Птицы и звери.)
10. Какими словами заканчивается сказка? («В старину удальцы рождались, нам от них только сказочки остались».)
Вопросы-«палицы» (Сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»)
1. Где проживало Чудо-юдо? (В палатах каменных.)
2. Где сражался Иван с Чудом-юдом? (На реке Смородине, на Калиновом мосту.)
3. В какое время суток являлось Чудо-юдо? (В полночь.)
4. Кто его сопровождал? (Конь, пес и ворон.)
5. Какое оружие для борьбы с Чудом-юдом помог достать Ивану и его братьям старый человек? (Мечи булатные.)
6. Благодаря чему головы Чуда-юда вновь прирастали? (Благодаря огненному пальцу.)
7. Сколько голов было у Чуда-юда, когда оно явилось в третий раз? (Двенадцать.)
8. Кто превращался в колодец, яблоко и ковер? (Жена Чуда-юда.)
9. Кто превращался в большую свинью, которая хотела проглотить Ивана и его братьев? (Мать Чуда-юда.)
10. Кто помог Ивану победить Чудо-юдо? (Конь Ивана.)
Вопросы-«мечи» (Сказка «Добрыня Никитич»)
1. Сколько лет было Добрыне, когда он стал искать подвигов богатырских? (Двенадцать.)
2. Куда поехал Добрыня, оседлав коня? (К горе, где скрывался Змей Горыныч.)
3. Где встретился Добрыня со Змеем? (На Пучай-реке.)
4. Чем отшиб Добрыня Змею двенадцать хоботов? (Шапкой, набитой доверху песком.)
5. О чем договорились Добрыня со Змеем? (Змей не будет летать на Русскую землю, а Добрыня не будет ездить к Змею.)
6. Кто и как нарушил договор? (Змей, он похитил Забаву Путятишну.)
7. Для чего дала мать Добрыне шелковую плеточку? (Чтобы он ударял ею своего коня, а тот бы поскакивал и топтал змеенышей.)
8. Сколько времени бился Добрыня со Змеем? (Трое суток и три часа.)
9. О чем просил Добрыня мать-сырую землю? (Чтобы она расступилась, убрала кровь змеиную.)
10. Кого, кроме Забавы, освободил Добрыня из погребов Змея? (Сорок царей-царевичей, сорок королей-королевичей.)
Подведение итогов игры. Награждение богатыря-победителя.