Литературная игра Изобрази чувства героя
Для этой игры удобно воспользоваться сюжетом известной книжки, в которой у героев меняется настроение.
Пусть ребенок перед зеркалом попытается изобразить, как выглядят такие виды чувств, как веселье (рот приоткрыт, губы растянуты, глаза сощурены в улыбке),
серьезность (брови нахмурены, губы собраны),
ехидство (нос сморщен, губы презрительно оттопырены),
радость (улыбка) и др.
Для показа всех этих переживаний перечитайте вслух рассказ писателя В. Сутеева «Разные колеса» о том, как звери нашли в лесу телегу с разными колесами, принесли их все домой и пристроили к делу. А заяц, который над ними сначала насмехался, увидел, что в умелых руках и колеса сгодятся, был пристыжен и попросил прощенья за свою иронию.
В этом рассказе автор очень ярко рисует чувства, которые овладевали персонажами в той или иной ситуации. Удивление мушки, лягушки, ежика и петуха, которые нашли колеса. Их сосредоточенность, когда они думали-думали и придумали забрать домой колеса, ехидство зайца, который первоначально хохотал над ними, а потом извинился. То есть у каждого героя есть развитие поведения, что и надо передать соответствущей мимикой.
Еще один яркий пример того, как можно мимикой и действиями передать чувства героев - русская народная потешка «Кошкин дом». Ведущий вместе с детьми читает потешку, а выбранные на разные роли дети изображают поведение героев. Детей-солистов надо вооружить предметами, которые у них имеются, согласно тексту потешки. Курочке дать ведро, лошадке — фонарь, собаке — помело, зайке — лист бумаги.
Допустим, взрослый и дети хором скандируют:
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! (изображение чувств тревоги и страха).
Тили-бом! Тили-бом! Идет дым столбом!
Ведущий:
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Ребенок, изображающий кошку, бегает, крича «Спасите, помогите!», мимикой и жестами показывая чувство тревоги и страха. Далее по очереди под чтение текста свои действия выполняют все остальные персонажи, помогая себе действиями и характерными звукоподражаниями.
Бежит курочка с ведром поливать кошкин дом | курочка «выливает» ведра с водой и кудахчет |
А лошадка с фонарем, | лошадка светит фонарем и ржет |
А собачка с помелом, | собачка размахивает помелом и лает |
Серый заюшка с листом. | заяц хлопает листом по воображаемому пламени |
Потом все артисты произносят хором: «Раз-раз! Раз-раз! И огонь погас!». Все изображают радость и смеются.
Ведущая просит сказать, какие еще чувства они ощущают после тушения пожара. Ответ — усталость, все переводят дух и садятся отдыхать.
См. также:
Знакомство с эмоциями. Отвращение, брезгливость. Сценарий занятия
Знакомство с эмоциями. Стыд, вина. Сценарий занятия
Знакомство с эмоциями. Злость. Сценарий занятия
Знакомство с эмоциями. Самодовольство. Сценарий занятия
Знакомство с эмоциями. Удивление. Сценарий занятия
Знакомство с эмоциями. Страх. Сценарий занятия
Знакомство с эмоциями. Радость. Сценарий занятия