Литературная игра Крестики-нолики
Участники:
Ведущий, четыре команды игроков по три человека в каждой.
Примечание.
Игру «Крестики-нолики» целесообразнее всего проводить в конце учебного года, когда школьниками пройдено достаточно значительное количество литературного материала. По желанию педагог может произвести замену вопросов, которые показались ему слишком усложненными или, наоборот, чересчур элементарными. Приведенный вариант игры рассчитан на программу по литературе для 2—3 классов.
Предварительная подготовка.
Для игры изготавливается по равному числу карточек с изображением знаков «крестик» и «нолик». Понадобится по 9 карточек с каждым знаком для группы знатоков и по 9 таких же карточек-эмблем для участников. Кроме того, изготавливается произвольное число карточек для поощрения верных ответов зрителей. Для проведения жеребьевки потребуется отдельный жетон, на одной стороне которого необходимо нарисовать знак «крестик», а на другой — «нолик». По желанию ведущего, после каждого тура игры можно для отдыха игроков устраивать «Театральные паузы» — инсценировки школьниками отрывков знакомых произведений или прослушивание выступлений лучших чтецов.
Принципы проведения игры.
Игра проводится в три тура. В каждом туре участвуют две команды по три человека и группа знатоков.
Первые два тура — отборочные, в них определяются команды-победители, которые затем сражаются за победу в третьем туре. Всего, таким образом, для игры понадобятся четыре команды игроков по три человека в каждой.
Участники команд назначаются заранее. В группу знатоков каждого тура входят 9 человек.
Состав этой группы — произвольный, его можно импровизационно менять каждый тур.
Ведущий игры — учитель.
Группа знатоков располагается на стульях в центре класса в три ряда по три человека. Каждый из них получает две карточки — по одной со знаками «галочка» и «палочка». Команды игроков располагаются справа и слева от знатоков.
Команды выбирают свой знак отличия — «крестик» или «нолик».
Ведущий задает вопросы игрокам каждой команды поочередно. Сначала ответ дает знаток, указанный игроком. Затем игрок говорит, согласен ли он с ответом знатока. При несогласии он должен выбрать свой вариант ответа из предложенных ведущим. Если ответ знатока и игрока совпадает и является верным, знаток поднимает карточку, соответствующую знаку команды игрока. Если знаток ошибся, но игрок исправил его ошибку и дал правильный ответ, то знаток также поднимает карточку со знаком команды игрока. Если же ответ неверен, знаток поднимает карточку со знаком противников. Результат ответа — верный он в итоге или нет — оценивает ведущий. Ведущим на каждый вопрос предлагаются три ответа, из которых верный всего один.
Суть игры заключается в том, чтобы среди знатоков выстроить линию из знаков своей команды по принципу рисованной игры «Крестики-нолики». Кроме того, за каждый верный ответ команде начисляется один балл. Если же по окончании тура ни одной из команд не удалось выстроить прямую из своих знаков, то победитель определяется по подсчету общего количества очков.
Если тур закончился досрочно, то есть одной из команд игроков удалось выстроить прямую еще до того, как были использованы все вопросы, то с оставшимися вопросами можно провести игру со зрителями. За правильный ответ зритель получает карточку с желаемым знаком. По окончании игры награждается не только команда-победитель, но и лучший зритель.
Ведущий.
Сегодня я предлагаю вам поиграть в занимательную литературную игру. Она называется «Крестики-нолики», и условия ее очень простые. Вот на доске нарисована решетка для этой игры — квадрат из девяти ячеек, по три в каждом ряду. Задача игроков: поочередно вписывая в ячейки свои значки — крестики или нолики — составить три из них в один ряд. Ряд может быть любым — по горизонтали, вертикали или диагонали. Просто, верно?
Но теперь я объясню условия нашей литературной игры. Для того, чтобы игрок имел возможность вписать свой значок в клеточку, ему нужно правильно ответить на вопрос сегодняшней литературной викторины. А кроме игрока думать над ответом будет его помощник — знаток, который в случае успеха поднимет карточку со значком соответствующей команды. Ну, а если ответ ошибочный — повезет соперникам, знаток поднимет карточку со значком соперника.
Игра «Крестики-нолики» пройдет в три тура. Для сегодняшней встречи мы подготовили четыре команды по три игрока в каждой. Для удобства мы обозначили их названия порядковыми цифрами — первая команда, вторая, третья и четвертая. Вот в первом туре будут играть команды первая и вторая. Во втором - третья и четвертая. А в третьем туре встретятся победители двух первых туров, и будет определен общий победитель всей игры. Не надо заранее думать, что в игре я стану задавать очень трудные вопросы, ведь на каждый вопрос имеется три ответа — только выбери правильный. А кроме того вам надо будет чуть-чуть сосредоточиться и вспомнить пройденные уроки — все правильные ответы вы наверняка знаете.
Игроки, я объясняю ваше задание. Выслушав вопрос, вы выбираете знатока, который должен найти правильный ответ из тех, что предложены мной. А затем в течение трех секунд вы анализируете ответ знатока и говорите, согласны ли вы с ним. Если знаток дал правильный ответ, и вы согласны — знаток поднимает карточку со знаком вашей команды. Если знаток ошибся, но вы с ним не согласны и дали свой, верный ответ — то же самое. А вот если ответы знатока неверные, и вы их не поправили, — поднимается карточка со значком вашего противника. Сейчас в процессе игры вы все правила быстро поймете.
Начинаем 1 тур!
Прошу выйти игроков команд первой и второй. Давайте бросим жребий, какой значок какой команде будет принадлежать. Нам в этом поможет жетон для жребия — видите, на одной его стороне нарисован крестик, на другой — нолик. Каким значком вверх ляжет жетон, то наименование получит команда справа от меня. Ну а оставшаяся команда получит и оставшееся имя. (Идет жеребьевка. Игроки прикалывают к своей одежде эмблемы). Теперь нам понадобятся девять знатоков. Кто хочет стать знатоком первого тура? (Идет отбор знатоков. Каждый получает по две карточки — по одной со знаками «крестик» и «нолик». Знатоки усаживаются на стулья в центре класса). Вот наши знатоки будут изображать ячейки решетки для игры в «Крестики-нолики». Посмотрим, какая команда первой выстроит линию из трех своих значков.
Теперь бросим жребий для того, чтобы определить, какой команде я задаю первый вопрос и тут же читаю на него три варианта ответа. Напомню еще раз — игрок, который отвечает, сначала выбирает себе помощника из знатоков, выслушивает его ответ и говорит, согласен он с ним или нет.
Прошу зрителей вести себя корректно и не подсказывать участникам игры ответы. Во-первых, среди них могут оказаться неверные, во-вторых, мы будем также проводить конкурс среди зрителей, и вы получите возможность сами проявить свои знания, а в-третьих, я думаю, что почти каждый из вас сможет сегодня испытать свои силы в качестве игроков или знатоков.
Игроки, вы готовы вступить? А знатоки готовы им помогать? Итак, мы начинаем заполнение нашей игровой решетки значками крестиков и ноликов.
Вопросы 1 тура.
1. Где жила девочка Варюша из сказки К. Паустовского «Стальное колечко»? (возле леса, у реки, на горе).
2. Стихотворение «Весенняя гроза» написал поэт... (Сергей Есенин, Федор Тютчев, Николай Некрасов).
З. Что подарил композитор Григ девочке по имени Дагни в рассказе «Корзина с еловыми шишками»? (Куклу, картину, музыку).
4. Словосочетание «лазурное небо» означает «... небо» (синее, серое, дождливое).
5. Как звали старика, который спасал зайцев во время наводнения? (Степан, Мазай, Иван).
6. Как козлик «Серебряное копытце» дарил людям драгоценные камни? (приносил в корзинке, стряхивал с рогов, выбивал копытцем).
7. Кто из героев книги «Винни-Пух и все-все-все» однажды застрял в дверях после того, как объелся в гостях? (Винни-Пух, Пятачок, Кролик).
8. В какую страну отправился по морю доктор Айболит? (В Америку, Африку, Европу).
9. Герой книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот» был (волшебником, девочкой, мальчиком).
Идет подведение итогов первого тура.
Ведущая.
Начинаем 2 тур! Прошу выйти игроков команд третьей и четвертой. Давайте бросим жребий, какой значок какой команде будет принадлежать. (Идет розыгрыш условных знаков и новые назначения в команду знатоков).
Вопросы 2 тура.
1. Какой герой совершил путешествие вместе с дикими гусями (Нильс, барон Мюнхгаузен, Иванушка-дурачок).
2. Какой герой в одной стране, где жили крошечные человечки, был настоящим великаном, а в другой, где жили люди-великаны, оказался совсем крошечным человечком? (Мойдодыр, Гулливер, Страшила).
3. Кто такой Рикки-Тикки-Тави? (медведь, обезьяна, мангуст).
4. Какой герой носил широкополую голубую шляпу и совершил путешествие на воздушном шаре? (Незнайка, Буратино, кот Матроскин).
5. Из какой сказки Пушкина эти строки:
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
(«О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке», «О царе Салтане»).
6. Когда в известной сказке «Лиса и журавль» журавль пришел в гости к лисе, то она стала угощать его (рыбой, хлебом, кашей).
7. В одной сказке у бедной принцессы все тело было в синяках оттого, что она (спала на горошине, упала с лестницы, попала в плен к пиратам).
8. Когда Карабас-Барабас подарил Буратино пять золотых, то Буратино хотел на них купить азбуку и ... (кукольный театр, куртку для папы Карло, подарок для Мальвины).
9. Стихотворение «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный» сочинил... (доктор Пилюлькин, Пончик, Незнайка).
Идет подведение итогов второго тура.
Ведущий.
Начинаем итоговый тур! Прошу выйти игроков команд-победителей в первом и втором турах. Давайте в последний раз бросим жребий, какой значок какой команде будет принадлежать. (Идет назначение в команду знатоков).
Вопросы для итогового тура.
1. Как звали песика, который вместе со своей хозяйкой девочкой Элли попал в волшебную страну? (Авва, Тотошка, Жучка).
2. В какой книге герои говорят слова: «Я хочу навеки быть человеком!»? («Крокодил Гена и его друзья», «Маугли», «Баранкин, будь человеком»),
3. Героиня какой сказки прилетела в теплые края вместе с ласточкой? (Дюймовочка, Аленушка, Муха-цокотуха).
4. Какой герой говорит своему хозяину:
«На меня скорей садись,
Только знай себе, держись.
Я хоть росту небольшого
Да сменю коня любого»? (Сивка-Бурка, Конек-горбунок, серый волк).
5. На каком по счету балу потеряла свой хрустальный башмачок Золушка? (на первом, втором, третьем).
6. В кого были превращены злой мачехой одиннадцать принцев в сказке Андерсена? (в жаб, лягушек, лебедей).
7. Как в сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане» ткачиха, повариха и баба Бабариха избавились от царицы и ее сына? (посадили их в тюрьму, усадили в бочку и пустили в океан, отравили).
8. Какое волшебное слово сказал старичок Павлику из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»? (карабарас, крекс-фекс-пекс, пожалуйста).
9. Кто был другом мальчика Маугли? (Карлсон, питон Каа, Муми-тролль).
Идет подведение итогов встречи и награждение команды-победительницы.