Подвижные игры, развивающие быстроту, выносливость и ловкость. 1-6 классы
1. «Салки на ограниченном пространстве»
Тот, кого преследуют, увертывается — отступая, бросаясь в сторону, меняя направление. Кого коснется водящий, тот начинает водить.
2. «Салки по-английски»
Тот, кого осалили, прикрывает одной рукой место, на которое пришелся удар, а другой старается дотронуться до противника.
3. «Ловля цепочкой»
Игру начинает водящий. Если он осалит кого-нибудь, оба берутся за руки и бегут вместе. Третий осаленный присоединяется к ним и т. д. Салить могут только крайние в цепочке.
4. «Черный человек»
Участники стоят вдоль линии, ограничивающей игровое пространство. Водящий стоит посреди площадки перед ними. На вопрос: «Кто боится черного человека?» игроки отвечают: «Никто» — и бегут к противоположной стороне. Водящий старается поймать (осалить) как можно больше игроков из группы соперников.
5. «Второй лишний»
Игроки стоят по кругу, расстояние между ними примерно 2 м. Один игрок преследует другого. Тот может спастись, встав перед кем-нибудь. В этом случае «лишний» должен ловить того, кто преследовал до этого. Убегающий также может спастись, встав перед кем-нибудь.
6. «Борьба с перетягиванием и толканием»
4-6 игроков, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга лежит несколько мячей. Каждый игрок старается заставить соседа коснуться мяча. Игрок, коснувшийся мяча, исключается из игры. В конце 2 игрока борются за победу.
7. «Два пограничника»
Играют две команды. Игра на волейбольной или баскетбольной площадке. Игроки одной команды размещаются в произвольном порядке по всему полю. Два игрока противоположной команды, взявшись за руки, пытаются коснуться как можно больше игроков из команды соперника в течение 30-60 секунд (время игры зависит от возраста). Игрок, которого коснулись, выходит за пределы игровой площадки. Также выходит тот, кто выбежит за пределы поля. Побеждает команда, у которой осталось больше игроков на площадке.
8. «У ребят порядок строгий»
Играющие строятся в шеренгу.
По сигналу учителя они разбегаются по площадке (залу) и произносят:
«У ребят порядок строгий, знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!»
Сигнал учителя. Играющие быстро строятся в шеренгу в указанном месте. Места построения во время игры меняются. Строить можно не только в шеренгу, но и в колонну. Игру можно проводить под музыку.
9. «Совушка»
Выбирают «совушку». Ее «гнездо» в стороне от площадки. Играющие — на площадке, — «совушка» в «гнезде». По сигналу учителя «День наступает — все оживает» дети ходят, бегают, подражая полету бабочек, птиц, жуков. После слов «Ночь наступает — все замирает» играющие останавливаются в той позе, в какой их застал сигнал. «Совушка» выходит охотиться: шевельнувшихся уводит в свое «гнездо». Снова учитель произносит: «День наступает— все оживает», «совушка» уходит в «гнездо», играющие оживают. «Совушка» меняется через 2-3 игры.
10. «Волк во рву»
Посередине площадки (зала) проводятся две продольные параллельные линии на расстоянии 50-70 см одна от другой— это «ров». Во «рву» водящий— «волк». «Козы» находятся на одной из сторон площадки (зала) и по сигналу учителя перебегают на другую сторону, перепрыгивая через «ров». «Волк», не выбегая из рва, ловит (пятнает) «коз». Пойманные «козы» подсчитываются. «Волки» меняются после двух-трех перебежек.
11. «Попрыгунчики-воробушки»
На земле (на полу) обозначен круг. В центре круга находится водящий— «ворона». За линией круга все играющие— «воробьи». Они впрыгивают в круг, прыгают по кругу, выпрыгивают из него. «Ворона» старается осалить «воробушка», когда тот находится в кругу. Пойманный становится водящим.
12. «Конники-спортсмены»
На расстоянии 2 м от стены и 1 м одно от другого обозначены «стойла». Их должно быть на 2-3 меньше, чем играющих. Играющие стоят по кругу правым (левым) боком к центру, представляя из себя лошадок. Инсценируется выездка спортивных лошадей. По команде «Шаг коня!» «лошадки» идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях. Команда: «Поворот!» — и «лошадки» поворачиваются кругом, продолжая движение в противоположном направлении. Команда: «Рысью!» — «лошадки» быстро бегут, «Шаг коня!» — снова идут. Так повторяется 2-3 раза. По команде «В стойла!» все быстро бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без «стойла» проигрывают.
13. «Зайцы в огороде»
На площадке (в зале) обозначаются два концентрических круга, один большой (диаметр 8-12 м) — «огород», другой малый (2-4 м) — домик сторожа, в нем находится водящий. «Зайцы» прыгают в круг, по кругу, выпрыгивают из него. Сторож бегает по «огороду» и старается поймать «зайцев». Пойманных отводит в домик. Когда будет поймано 3-4 «зайца», выбирается новый водящий.
14. «Вызов номеров»
Все играющие делятся на две команды, становятся в шеренги лицом другу к другу и рассчитываются по порядку номеров. Расстояние между шеренгами — 6-10 м. В 8-10 м в стороне от шеренг лежат набивные мячи. Учитель называет какой-либо номер. Вызванные номера обеих команд бегут к набивным мячам, обегают их и возвращаются на свои места. Прибежавший первым приносит своей команде очко. Затем вызывается другой номер, и так до тех пор, пока все играющие не будут вызваны. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
15. «Пустое место»
Играющие образуют круг. Водящий идет по кругу (с внешней стороны) и дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит по кругу в любую сторону. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в противоположную сторону. Каждый из них старается прибежать к образовавшемуся пустому месту. Кто прибежит быстрее, становится в круг, опоздавший водит.
Варианты: игроки прыгают на двух ногах или на одной.
16. «Команда быстроногих»
Все играющие делятся на 2—4 команды. Команды располагаются вокруг игровой площадки так, чтобы всем было хорошо видно. Обозначается общая стартовая линия, на которую становятся по одному игроку от каждой команды. В 10—15 м от каждого игрока, вставшего на старт, обозначен кружок, а в нем — деревянная палочка. По сигналу учителя игроки бегут к кружкам, берут палочки, стучат ими три раза по земле (полу), кладут палочки в кружки и возвращаются обратно. Прибежавший первым приносит своей команде одно очко, прибежавший вторым — два и т. д.
17. «Кто обгонит?»
Все играющие делятся на 4-5 команд и выстраиваются на одной линии шеренгами, держась за руки по командам. По сигналу все команды прыгают на одной ноге до обозначенной линии. Выигрывает команда, достигшая границы первой.
18. «День и ночь»
Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 1,5-2 м. Одна команда — день, другая — ночь. У каждой команды на своей стороне площадки — дом. Учитель неожиданно говорит: «День» или «Ночь». Соответствующая команд быстро убегает в свой дом, а другая ее догоняет. Затем все встают на прежние места, а учитель или помощники подсчитывают пойманных игроков. Игра повторяется. Выигрывает команда, которая поймает больше противников.
Варианты: играющие стоят друг к другу боком, лицом. Команды называются «Воробьи» и «Вороны».
19. «Обгони мяч»
Играющие стоят по кругу (лицом внутрь). У одного из игроков — мяч. Сзади него, за кругом, водящий. По сигналу учителя дети быстро передают мяч по кругу. Мяч должен побывать в руках у каждого игрока. Водящий бежит по кругу в ту же сторону, куда передается мяч, и старается обогнать его до того, как мяч попадет к игроку, который начал передачу. Если это ему удается, выбирается новый водящий — и игра продолжается.
20. «Лишний на прогулке»
Играющие парами, взявшись за руки, идут по кругу, прогуливаются. Двое водящих: один убегает, другой догоняет. Убегающий, спасаясь от преследования, берет за руку одного из пары, а другой становится «лишним» и убегает. Если догоняющий осалит его, они меняются ролями.
21. «Белые медведи»
На площадке (в зале) обозначается «льдина». На ней водящий— «белый медведь». Остальные играющие — «медвежата». По сигналу учителя «медведь» начинает ловить «медвежат». Тот, кого коснется водящий, берется с ним за руки, и они продолжают ловить вдвоем, не расцепляя рук. Каждый пойманный берется за руку с пойманным ранее. Игра продолжается до тех пор, пока все «медвежата» не будут пойманы.
22. «Передай точно»
Команды строятся в колонны по одному у стены на расстоянии 4-5 м. На стене напротив каждой команды нарисован круг диаметром 1 м на высоте 1,5 м. Первые номера бросают мяч в круг и уходят в конец колонны. Вторые ловят мяч после отскока, бросают и т. д. Побеждает команда, совершившая больше попаданий в круг. При равенстве очков — кто быстрее завершил броски.
23. «Мяч в корзину»
Команды стоят в колоннах по одному перед линией броска, за которой на расстоянии 2-4 м установлены большие корзины (ящики). По сигналу первые номера, в руках которых по мячу, из стойки «ноги врозь» поочередно выполняют броски двумя руками снизу, старясь забросить мяч в корзину. Игрок, выполнивший бросок, переходит в конец колонны. Побеждает команда, у которой больше попаданий.
24. «Попади в обруч»
Команды, разделившись на две подгруппы, стоят в колоннах по одному лицом друг к другу на расстоянии 4-5 м. В руках у направляющего — мяч. Между подгруппами игроков находится стойка с вертикально закрепленным на высоте 1,5 м обручем (обруч могут держать учащиеся). По сигналу направляющий бросает мяч через обруч первому игроку противоположной части команды, а сам перебегает в конец своей колонны. Игрок, поймавший мяч, бросает его обратно через обруч игроку, стоящему за направляющим, и также становится в конец своей колонны и т. д. Если игрок с первой попытки не попал в обруч, он подбирает мяч и бросает его вторично. Побеждает команда, быстрее других закончившая эстафету.
25. «Движение с мячом»
Играющие строятся в колонны по одному. Направляющие — с мячами. По сигналу участники поочередно выполняют разные задания, пробегая с мячом указанное расстояние (6-12 м) вперед и назад. Способы передвижения с мячом: держа мяч на ладони; ударяя мячом о пол с ловлей двумя руками; ведя мяч правой, левой рукой, ведя мяч ногами.
26. «Мяч водящему»
Класс делится на несколько групп, каждая из которых образует круг диаметром 4-5 м. В центре круга — водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч (обусловленным способом) своим игрокам, стараясь получить его обратно, не уронив. Мяч должен обойти всех игроков 3 раза. Побеждает группа, раньше выполнившая задание и меньшее количество раз уронившая мяч.
27. «Гонка по кругу»
Играющие, образовав круг, рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Двух рядом стоящих игроков назначают капитанами. У каждого из них — по мячу разного цвета. По сигналу капитаны передают мячи по кругу в разные стороны, через одного, ближайшим игрокам своей команды. Побеждает команда, которая первой вернет мяч своему капитану.
Варианты: игроки передают мячи друг другу в одном направлении, старясь догнать чужой мяч; мячи передают по кругу несколько раз, игроки находятся в положении сидя.
28. «Овладей мячом»
В игре участвуют трое учащихся, двое из которых стоят друг перед другом на расстоянии 3-4 м и перебрасывают мячи друг другу любым способом. Третий, располагаясь между ними, старается овладеть мячом или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местом с тем, чью передачу прервал. Побеждает тот, кто меньше всех терял мяч.
29. «Мяч — ловцу»
На площадке три концентрических круга: первый — диаметром 1 м, второй — 3 м, третий — 5 м. В первом круге стоит ловец, второй круг свободный, а в третьем занимают место 4-6 защитников. Остальные — игроки поля. Игроки поля, передавая мяч друг другу, стараются послать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Если ловец поймает мяч, он становится защитником, защитник, чье место он занял, переходит к игрокам поля, а игрок, передавший мяч, становится ловцом. Игру можно проводить на время.
30. «Защита укрепления»
Играющие встают по кругу радиусом 8-10 м на расстоянии вытянутой руки. В центре круга ставится укрепление — три палки, связанные вверху и обведенные линией. Выбирается водящий, который встает в середину круга для защиты укрепления. У одного из стоящих по кругу находится волейбольный мяч. По сигналу играющие начинают сбивать мячом укрепление, а водящий защищает треножник, отбивая мяч руками и ногами. Игрок, которому удалось сбить укрепление, меняется местом с водящим. Игра продолжается установленное время. Желательно, чтобы в роли водящего побывало как можно больше играющих. В конце игры отмечаются ребята, которые хорошо защищали крепость и точно метали мяч.
31. «Догони!»
Команды играют попарно, стоят в шеренге напротив друг друга на расстоянии 10-20 м. Каждый участник держит правую руку, согнутую в локте, перед собой ладонью вверх. Первый номер противоположной команды подбегает, два раза касается ладони одного или нескольких игроков и, коснувшись любого третий раз, убегает. Тот, кого он коснулся в третий раз, догоняет. Если он его не догнал, то выходит из команды. Если догнал — выходит убегающий. Выигрывает команда, у которой остались участники.
32. «Бросколов»
Игра проводится на спортплощадке. Обозначается квадрат со стороной 8-12 м. На расстоянии 1 м от одной из сторон отмечается линия. Одна из команд находится в квадрате. Участники другой (каждый по 2 броска) от 1-метровой линии бросают с силой теннисный мяч вверх, чтобы он, опустившись, попал в квадрат. Команда в квадрате должна поймать мяч. Если они поймали, они получают очко, нет — соперники. Если мяч опустился за пределы квадрата, очко получает команда, находящаяся в квадрате. Затем команды меняются местами. Побеждает команда, которая получила больше очков. Победители соревнуются между собой за 1-2 места, проигравшие — за 3-4.
В среднем и старшем возрасте школьники развивают и совершенствуют двигательные качества в процессе прохождения учебного материала по спортивным играм: футболу, баскетболу, волейболу, ручному мячу. Богатый выбор специальных упражнений позволяет эффективно влиять на процесс развития и совершенствования всех без исключения физических качеств.
Смотрите также другие игры в разделах: