Развитие детей третьего года жизни



К двум годам малыш приобретает много двигательных навыков. Он уже довольно хорошо сохраняет равновесие при ходьбе и приседании на корточки, умеет открывать двери, может залезать на стул и слезать с него, совершает много действий с предметами: открывает и закрывает крышки, втыкает колышки в дощечки с отверстиями, ставит кубики один на другой.

Ребенок этого возраста может пользоваться предложениями из двух-трех слов. Малыш хорошо понимает вашу речь, у него быстро пополняется словарный запас. Он становится активным участником процессов одевания и кормления, поскольку начинает осознавать себя как личность, и хочет делать все для себя сам.

Для детей третьего года жизни — при создании необходимых для этого условий — характерен ускоренный темп развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, как и прежде, основной линией развития.

Так, он все больше знакомится со свойствами предметов во время созидательной деятельности: выкладывания мозаики, рисования, конструирования и аппликации. Длительность занятий увеличивается до 12—15 минут. Прекращайте игру-занятие, если заметили, что ребенок устал и ему неинтересно.

Все предложенные ниже занятия являются для вас образцами, по которым вы можете проводить свои занятия столько раз, сколько потребуется.
___________________________________

Развитие восприятия величины



К двум годам у ребенка уже сформированы понятия большой и маленький. Вы можете их закрепить в играх, в ходе которых необходимо выбрать один из двух предметов. На третьем году жизни задачи по восприятию величины усложняются: надо закрепить (а если еще не сформировано, то сформировать) умение раскладывать в порядке увеличения и уменьшения 3 и более предмета.

Научите ребенка правильно пользоваться словами больше, меньше, самый маленький, самый большой, побольше, поменьше. Решению этой задачи способствуют игры с пирамидками, матрешками, кубами-вкладышами. Кроме того, нужно продолжать учить малыша устанавливать соответствие между предметами разной величины: большому — большее, маленькому — меньшее. Для решения этой задачи вы можете использовать предметы домашнего обихода, игрушки. Но если вам ничего не придумать, используйте вырезанные из цветного картона фигурки. Постепенно увеличивайте количество больших и маленьких фигур, добавляя прямоугольники, овалы, грибы и т. д.
____________________________________

Помогаем кукле разложить кружочки



Материал.
Игрушечный персонаж — кукла, 5 больших и 5 маленьких кружочков, вырезанных из картона красного цвета, 2 красивых пакета.

Ход игры-занятия.
Кукла приходит, здоровается и просит помочь разложить кружочки. Разложите на столе все кружочки и рассмотрите их вместе с ребенком. «Вот этот кружок— красный. И этот кружок — тоже красный».

Положите два разных кружка рядом и объясните: «Этот кружок большой. Этот кружочек— маленький». Затем предложите ребенку разложить все кружочки: «Большие кружочки будем складывать сюда, а маленькие — сюда». С этими словами положите большой кружок слева, а маленький — справа.

Подобные игры следует проводить постоянно, меняя комплекты геометрических фигур. Так, на следующем занятии кукла принесет большие и маленькие синие квадратики, затем — комплект зеленых треугольников и т. д.

Развивающие игры для малышей от года до трёх лет. 3-й год жизни. 1 часть



Возьмите любой следующий кружок и спросите ребенка: «Куда положить этот кружок?» Пусть он покажет или скажет, в какую сторону надо положить фигуру.
Так же действуйте со всеми остальными кружками. При этом предложите малышу самому взять фигуру и положить ее в нужное место. В случае затруднения или ошибочного выбора, приложите большой кружок к маленькому и еще раз определите, где большая фигура, а где — маленькая.
В конце игры-занятия, которое должно длиться 10—12 минут, кукла благодарит вас за помощь, складывает каждый комплект кружков в отдельный пакет и, попрощавшись, уходит.
______________________________________

Помогаем Петрушке закрыть коробочки



Материал.
3 квадратные картонные коробки разной величины с крышками, игрушечный персонаж — Петрушка.

Ход игры-занятия.
Петрушка показывает, что он принес 3 коробки: самую большую, поменьше и самую маленькую. Рассмотрите вместе с ребенком эти коробки. Пусть малыш исследует каждую из них: возьмет в руки, заглянет в нее. Объясните ребенку, что коробки — разные: «Вот это самая большая коробка. Вот эта — коробочка поменьше. А эта — самая маленькая». Поставьте их в ряд, чтобы малыш мог зрительно убедиться в разнице величин этих предметов. Спросите его: «Где самая большая коробка? Где коробочка поменьше? Где коробочка самая маленькая?» При этом помогайте ему находить соответствующую коробочку.

Затем обратите внимание ребенка на то, что у коробок нет крышек и неожиданно их найдите (незаметно выложите на стол): «А где же крышки от коробочек? Да вот же они!»
«А крышки все перепутались!» — говорит Петрушка и просит помочь ему закрыть коробочки. После этого вместе с ребенком сравните все крышки и определите, какая из них самая большая, какая — поменьше, а какая — самая маленькая. Для этого сравнивайте их так же, как сравнивали между собой коробки. Затем предложите ребенку закрыть коробки крышками.
Взяв крышку, спросите малыша, какую коробку он собирается закрывать. По мере освоения навыка предоставляйте малышу больше самостоятельности в действиях. Петрушка не сидит безучастно: он подсказывает, хвалит, а в конце занятия благодарит за помощь и уходит.
Так играть можно многократно. В следующий раз ребенку можно предложить закрыть кастрюльки, потом — пластмассовые коробочки или баночки.
__________________________________

По дороге едут машины

Материал.
5 больших и 5 маленьких машин, большие и маленькие автобусы, дорожка длиной 35—40 см (заранее сделайте ее из цветного картона).

Ход игры-занятия. Рассмотрите вместе с ребенком машинки и дорогу. Скажите: «Сейчас по дороге поедут машинки: сначала большая, потом маленькая, большая и маленькая». Сопровождая слова действиями, поставьте на дорожку сначала большую, потом маленькую машинки. Спросите малыша: «Теперь какая машинка поедет?» Если ребенок ответит правильно, дайте ему возможность дальше действовать самому.

Развивающие игры для малышей от года до трёх лет. 3-й год жизни. 1 часть Развивающие игры для малышей от года до трёх лет. 3-й год жизни. 1 часть

Развивающие игры для малышей от года до трёх лет. 3-й год жизни. 1 часть Развивающие игры для малышей от года до трёх лет. 3-й год жизни. 1 часть



В следующий раз по дороге поедут автобусы, а когда ребенок легко будет справляться с заданием, поедут и машины, и автобусы.