Малыши не отделяют форму от предмета, не осознают ее как отличительный признак объектов. Вот почему они рисуют не конкретные предметы, а «каракули». В игре же создается такая ситуация, в которой целенаправленное восприятие формы предмета становится необходимым. Играя с предметами разной формы, ребенок учится обследовать их одновременно рукой и глазами — зрительным и осязательным способами. Эти способы неразрывно связаны и взаимодополняют друг друга. Их сочетание необходимо для создания целостного представления о предмете.
С детьми третьего года жизни продолжаются занятия по раскладыванию предметов разной формы на две группы.
____________________________________________
Материал.
Игрушечный персонаж — мишка, 5 кружков и 5 овалов, вырезанных из картона одного цвета, красивый пакет.
Ход игры-занятия.
Мишка приносит красивый пакет и предлагает поиграть.
Достаньте из пакета «игрушки» (овалы и круги). Возьмите овал и положите с одной стороны стола. Скажите: «Это овал. Положим его сюда». Возьмите круг и положите его с другой стороны. Скажите: «Это круг. Положим его сюда». Предложите ребенку продолжить раскладывание фигур. Мишка наблюдает и хвалит ребенка за правильные действия, а в конце занятия прощается и уходит. Занятие длится 10—12 минут.
Вы можете усложнить задание, предложив 3 вида фигур — круги, квадраты, треугольники. Используйте фигуры разного цвета — ребенок должен справиться с заданием, не обращая внимания на цвет.
___________________________________
Материал.
2 листа картона — желтого и фиолетового цвета. В листе фиолетового картона (это будет двухэтажный домик) аккуратно вырежьте окошки: на первом этаже — треугольник и овал, на втором этаже — круг и квадрат. Наложите фиолетовый лист картона на желтый и приклейте. Фиолетовый домик для зверюшек с желтыми окошками и ставни для окошек (фиолетовые треугольник, овал, квадрат, круг) готовы. Теперь надо заселить дом. Вклейте в окошки изображения зайчика, лягушки, мышки, белочки (кого найдете) или нарисуйте их так, чтобы из каждого окошка выглядывал зверек.
Ход игры-занятия.
Положите перед малышом на стол домик с открытыми окошками. Рассмотрите зверюшек вместе с ребенком. Обратите его внимание на то, что окошки у всех разные, и закрываются разными ставнями. Скажите: «У зайчика вот такое окошко, а ставня вот такая. У мышки вот такое окошко и ставня вот такая. У белочки вот такое окошко и вот такая ставня. У лягушки вот такое окошко и вот такая ставня».
Предложите ребенку обвести пальцем окошки. Скажите: «Зверюшки окошки закрывают, когда волк идет. Ой! Волк идет! Закрой окошки зверюшкам!» Помогайте малышу выбирать соответствующие фигуры и закрывать окошки. Похвалите малыша, скажите: «Все окошки в домике закрыты, теперь волку придется уйти в другое место. Вот он и ушел!» Когда волк уходит, окошки зверюшкам можно открыть. Предложите малышу помочь зверюшкам закрыть окна, потому что начинается дождик или наступает ночь и зверюшки хотят спать.
Игра длится 10—12 минут, после игры материал нужно убрать.
Повторить занятие можно через несколько дней. В эту игру можно играть многократно, еще и на четвертом году жизни, каждый раз вырезая все большее количество окошек самых разных форм.
_______________________________
Материал.
4—5 крупных бусинок (диаметр — не менее 1,2 см) и шнурок с твердыми концами (покрытыми пластиком).
Ход игры-занятия.
В гости к малышу приходит кукла и приносит с собой бусины и шнурок. Она очень расстроена. Спросите куклу: «Мальвина, почему ты плачешь?» Она отвечает: «Я к вам в гости шла и красивые бусы надела. А они рассыпались. Что же мне делать — сама-то я не умею бусы нанизывать!» «Не плачь, Мальвина, — успокойте ее. — Мы тебе сейчас поможем». Возьмите бусины и рассмотрите их с ребенком. Обратите его внимание на то, что в бусинах есть дырочки. Покажите малышу, как надо нанизывать на шнурок бусину. Когда две бусинки окажутся нанизанными, возьмите шнурок за оба конца и покажите ребенку, что получилось. Порадуйтесь вместе с куклой. Предложите ребенку нанизать следующую бусинку. Пусть он возьмет шнурок за основание твердого кончика в правую руку, а бусину — в левую (вы держите шнурок за другой конец). Когда бусина соскользнет вниз, предложите ребенку взять кончик шнурка левой рукой. Теперь один кончик шнурка в руках ребенка, другой — в ваших. «Вот какие красивые бусы получаются!» Так соберите все бусины.
Заворачивайте игрушки (мяч, кубики, коробки, машинки) во много слоев бумаги или фольги. Пусть ребенок разворачивает их. Фольга принимает форму предмета, и можно предложить малышу, глядя на сверток, отгадать, что там может быть.
В конце занятия завяжите концы шнурка и передайте бусы кукле. Мальвина благодарит малыша и отправляется к другим игрушкам.
Если ребенку сложно выполнить такое задание, дайте ему сначала игрушку «нитка в кубике», которая продается в магазине (деревянный кубик с дырками и шнурок).
__________________________________
Материал.
Красивый мешочек из плотной ткани, маленькие предметы — кубик, колечко, шар, чашечка и блюдечко из набора детской посуды.
Ход игры-занятия.
Гость или гостья приносят волшебный мешочек. Предложите малышу достать из него все игрушки по одной, рассматривая и ощупывая их. Называйте каждый предмет. Нужно, чтобы малыш ощупывал предмет пальцами обеих рук и рассматривал, переворачивая его в разные стороны. В процессе исследования обе руки действуют согласованно и активно. Одной рукой (левой) малыш придерживает и поворачивает предмет, а пальцами другой руки ощупывает его с каждой стороны, останавливаясь на дополнительных частях, которые характеризуют его строение (например, на ручке у чашки).
После этого все игрушки сложите обратно в мешочек и предложите ребенку доставать по одной. Только сначала ему надо просунуть руки в мешочек и на ощупь определить, что же он нашел. Не давайте ему возможности подсмотреть, разрешайте доставать игрушку только после того, как предмет будет назван.
Гость или гостья могут «болеть» за малыша, хвалить его за догадливость. В эту игру можно играть многократно, меняя предметы в мешочке от хорошо знакомых к менее знакомым и от более простых форм к более сложным. Пусть ребенок опускает в мешочек только одну (ведущую) руку и ощупывает ею предметы!
Чем легче узнает ваш малыш предметы на ощупь, тем больше у него будет возможностей познавать и создавать, так как восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности!