Железная дорога. Тематические дидактические игры для детей в детском саду
Игра «Кто работает на железной дороге»
Цели:
систематизировать знания детей о профессиях работников железной дороги; упражнять в умении узнавать профессии работников железной дороги; развивать мышление, речь и внимание; активировать словарь детей; воспитывать уважение к работниками железной дороги.
Активизация словаря:
машинист, стрелочник, проводник, путеец, ремонтник.
В комплект игр входит 1 большой лист с картинками, изображающими профессии железнодорожников, и 1 лист с картинками, изображающими предметы, относящиеся к той или иной профессии.
Большой лист разрезать пополам, получится два игровых поля.
Лист с предметами надо разрезать на маленькие карточки.
Правила игры
Вариант 1
Ведущий раздает большие карточки. Затем показывает играющим маленькие карточки с предметами.
Играющие должны найти у себя в карточке картинку, в которой предмет соответствует той или иной профессии железнодорожника.
Выигрывает тот, кто первым угадает все предметы и закроет все картинки на своей карточке.
Игра несет в себе не только познавательный, но и логический характер.
Вариант 2
Правила игры такие же, как и в игре № 1, но несколько сложнее.
Ведущий может попросить детей рассказать стихотворение, или спеть песенку, или какой-нибудь сюжет из жизни (из личного опыта ребенка), попросить детей составить небольшой рассказ о той или иной профессии.
Игра «Ассоциации»
Цели:
учить детей ассоциировать картинки с тематикой железной дороги; упражнять в умении выстраивать логическую цепочку; воспитывать активное познание окружающего мира.
Активизация словаря:
ассоциации.
Правила игры
Играть можно одному или с группой.
Перед началом игры разрежьте карточки по пунктирным линиям.
Предложите детям собрать карточки так, чтобы получился большой «ковер».
Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога»
«Товар и его свойства»
Тема, задачи игры
1. Формулировать представления детей о работниках железнодорожного транспорта.
2. Познакомить с новыми понятиями: ссуда, заказ, конструктор, сборщик, чек, испытатель, заказчик, модель, проект, планерка, квалифицированный рабочий, чертеж, рекламный ролик.
3. Показать взаимозависимость понятий «заказчик» — «производитель».
4. Развивать умение играть в коллективе, помогать друг другу в затруднительных ситуациях, учить договариваться о ходе игры, самостоятельно распределять роли.
Роли, содержание игры
1. Директор вагонного завода получает заказ на изготовление железнодорожного состава улучшенной планировки (электровоз и вагоны) для перевозки пассажиров. Он берет ссуду в банке, для разработки нового проекта создает бригаду: инженер-конструктор, сборщики, испытатели, менеджер.
2. Инженер-конструктор: разрабатывает новую модель электровоза и пассажирских вагонов улучшенной планировки: делает несколько чертежей; на планерке советуется с директором завода, выбирает самый оптимальный вариант и дорабатывает его.
3. Сборщики строят электровоз и вагоны по чертежу из готовых деталей.
4. Испытатели испытывают железнодорожный состав на прочность.
5. Менеджер совместно с директором дает железнодорожному составу название, устанавливает цену, оформляет документы: договор купли-продажи, акт испытания, технический паспорт. Создает рекламу.
6. Заказчик просматривает рекламный ролик, знакомит с готовыми изделиями, расплачивается чеком, перегоняет состав в депо
Занятия, дидактические игры
1. Развитие речи:
1.1. Я инженер-конструктор (рассказ-рассуждение).
1.2. Отгадай, какой железнодорожный транспорт я рекламирую (загадки о железнодорожном транспорте).
1.3. Сочинение стихотворений про железную дорогу.
2. Изобразительная и художественная деятельность:
2.1. Экскурсия на железнодорожный вокзал (рисование).
2.2. Электровоз будущего (рисование).
2.3. «Поезд для Незнайки» (конструирование).
2.4. «Деньги-фишки» (ручной труд).
3. Дидактические игры:
3.1. «Кому что нужно для работы?».
3.2. «Собери тепловоз и вагоны» (различные геометрические фигуры)
Литература, беседы
Беседы:
1. Кто такой инженер-конструктор?
2. Какие бывают поезда?
3. Как показать лучшие качества электровоза?
4. Что бы делал производитель, если бы не было заказчика?
5. Как вести себя в поезде?
Чтение:
1. Б. Жидков «Что я видел: железная дорога» (Вокзал, какая платформа. Вагон. Как мы поехали.)
2. Б. Никольский «БАМ».
3. З. Александрова «Письмо с БАМа».
4. Большая книга «Правила поведения для воспитанных детей» (как вести себя в поезде).
5. Н. Саконская «Песенка о метро»
Наблюдения, демонстрация
1. Экскурсия на железнодорожный вокзал.
2. Наблюдение за управлением железнодорожным составом (на макете) в музее железнодорожного транспорта.
3. Альбомы: «На железнодорожном транспорте», «Транспорт (серия: ж/д транспорт)»
Предметно-игровая среда
1. Столы.
2. Карандаши, линейки, фломастеры, мелки, бумага.
3. Различные конструкторы (кубики, инструменты, конструктор типа «Лего», конструктор «Железная дорога»).
4. Макеты:
4.1. Железная дорога.
4.2. Железнодорожный вокзал.
5. Элементы спецодежды рабочих: фуражка, жилетка.
6. Билеты.
7. Касса
Методы и приемы руководства
1. Внеситуативно-познавательная беседа воспитателя с детьми.
2. Внесение игровых атрибутов.
3. Наводящие вопросы и проблемы ситуации по ходу игры.
4. Напоминание.
5. Наблюдение за ходом игры.
6. Совместное обсуждение игры до и после окончания игровой деятельности.
7. Включение в игру главных и второстепенных ролей.
8. Контроль и оценка реальных и игровых взаимоотношений детей в связи с игрой