Логическое упражнение - Кто без чего не обойдется
Взрослый называет главный предмет игры, например, стадион. Потом произносит подборку из четырех-пяти слов. Задача ребенка — внимательно выслушав слова, выбрать из них только два-три, но эти слова должны обозначать самые важные предметы, без которых главный предмет не может обойтись.
Итак, ведущий называет слово «стадион», а потом дает подборку — поле, мяч, спортсмены, солнце. После чего начинаются обсуждения — какие слова важнее остальных и почему? Без чего стадион не может существовать вообще? Правильно, без поля. А может стадион существовать без мяча? Допустим, если дело происходит зимой? А что за стадион без спортсменов? Конечно, это слово — в числе самых важных. Солнце тоже вещь необходимая, но соревнования на поле обычно проводятся в любую погоду. Значит, два главных слова — поле и спортсмены. Вот еще подобные подборки слов.
- Сад - садовник, собака, забор, земля, деревья.
- Магазин — прилавки, продавцы, кассир, коляски, деньги.
- Больница — врач, стол, кабинет, стулья, справки.
- Сапоги — шнурки, подошва, каблук, молния, голенище.
- Река — берег, рыба, рыболов, тина, вода.
- Город — автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед.
- Игра — карты, игроки, штрафы, наказания, правила.
- Чтение — глаза, книга, картинка, печать, слово.
- Война — самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты.
- Школа — учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради.
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главная цель игры — объяснить ребенку, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.