Профессии. Ремесло. 3 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память
Начало здесь:
Часть жизни мы с вами, дорогие взрослые, проводим в очередях, пробках, просто поездках (на дачу, например). Наши дети и внуки вынуждены также бездарно коротать время рядом с нами, изнывая от скуки.
А может быть вы гуляете с младшим ребенком, который посапывает в колясочке, а старший в этот момент плетется рядом, опустив голову?
Но мы можем превратить эту скуку в игру!.. Ребенок многое узнает и очень удивится, когда поймет, что сапожник - это не пьяный водопроводчик, а ветеринар - специалист по ветру.
Весна? Лето? Вы собрались к бабушке в деревню или на дачу? В лес? В парк? Эти речевые игры помогут вам с пользой провести время в дороге, на гамаке или скамейке.
Или ваш ребенок заболел? Дома тоже можно играть в эти игры!
Это - беседы-игры, которые не требуют особого времени: на прогулке, остановке общественного транспорта - везде можно найти время для развития у ребенка дара слова.
Из весёлых игр ребёнок узнает о ремесленниках и мастерах много нового и полезного, а также научится излагать свои мысли, делать выводы и умозаключения, пополнит словарный запас, обогащая свою речевую культуру. А ещё игры одной тематической зоны помогут скоординировать ребёнка в этом сложном и перенасыщенном информацией мире - хаос и масса разрозненных идей, понятий, явлений перестанет пугать его.
Игры-перевёртыши, каламбуры стимулируют ребёнка к разнообразной творческой деятельности, потому что интерес и эмоциональный подъём ребёнка не угасает. Этот приём подачи материала называется провокацией: высказывания наставника ставят ребёнка в тупик, удивляют, изумляют -он включается тут же в игру, заинтригованный нестандартным высказыванием. Многие задания просто «принуждают» выдумывать, фантазировать, получать радость от собственных наблюдений и открытий. А это значительно повышает интерес и желание ребёнка учиться.
Ещё одна задача издания - неустанно упражнять ум. Ум всегда должен быть в форме -натренированным, гибким, эластичным. Однако умственная гимнастика должна быть наполнена реальным, положительным содержанием.
Итак, профессии и ремёсла «упакуем в систему», а систему преподнесём ребёнку в форме игры. Пусть «ломает» свою голову, а не чужие игрушки!
Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным - вот задача первоначального обучения.
(К.Д. Ушинский)
Материал. Одеяла из золота, табуретки из железа...
«Из стекла отличные получаются подушки... А из железа - кофточки и носочки...» Эти абсурдные утверждения поставят вашего ребёнка в тупик. Но эта абракадабра как удачная наживка - хороший способ зацепить внимание ребёнка. Вот так весело можно втянуть ваше чадо в следующую игру.
Наигравшись «вдоль и поперёк» (вначале вы ведущий, потом - ребёнок), игру можно переиначить. Вы оглядываетесь вокруг и называете предметы, окружающие вас. А ребёнок должен назвать, из какого материала этот предмет сделан. В процессе игры ребёнок с удивлением обнаружит, что большинство предметов из разных материалов. Банкетка, на которой ёрзает ваше чадо, - из дерева, ткани, металлической фурнитуры. Инструмент в руках сапожника - из дерева и железа.
Более сложный вариант игры: вы перечисляете слова в скобках (предполагаемые ответы ребёнка), а ребёнок должен отгадать, какие изделия могут быть из данных материалов. Например, вы спрашиваете у ребёнка: «Какие изделия бывает золотыми?» Ребёнок отвечает: «Монеты, медали, посуда, украшения, даже пуговицы...» Вы возражаете ребёнку: «Эти изделия ещё могут быть и из шоколада...». Варианты в ответе убывают. «Монеты, посуду, украшения и пуговицы в шоколаде не видел. Медали могут быть золотыми и шоколадными!» - таков предполагаемый ответ ребёнка. И т.д.
Что делают из...
Из глины - ... (горшки и другая посуда, кирпичи, бусы и другие украшения...).
Из стекла - ... (окно, стакан, зеркало, банка, ваза, люстра, бутылка...).
Из дерева - ... (посуда, стол, спички, карандаш, линейка, бумага, книги, мосты, мебель, дома, кровать...).
Из пластмассы - ... (расчёска, пуговицы, украшения, игрушки, посуда...).
Из стали - ... (станки, автомобили, проволока, иглы, посуда, рельсы; инструменты хирурга, стоматолога, парикмахера, часовщика...).
Из железа - ... (батареи отопления, трубы, водопроводный кран, молоток, лопата, топор, грабли, мотыга; инструменты кузнеца, сапожника...).
Из ткани - ... (одежда, бельё, шторы, мебель, игрушки, украшения...).
Из золота - ... (кольца, браслеты, серьги, колье, цепочки, кулоны...).
Из камня - ... (строительный материал, барельеф, стела, памятник, ограда...).
Железные кофточки, стеклянные подушки...
Монеты бывают медными. А какими ещё бывают монеты? (Серебряными, золотыми. ..)
Медаль бывает бронзовой. А какой ещё бывает медаль? (Серебряной, золотой, шоколадной...).
Пуговица бывает из пластмассы. А из какого материала ещё бывает пуговица? (Из дерева, стекла, минерала, стали...)
Украшения бывают пластмассовыми. А какими ещё бывают украшения? (Деревянными, соломенными, глиняными, золотыми, серебряными, из минералов, из янтаря...)
Посуда бывает деревянной. А какой ещё бывает посуда? (Алюминиевой, медной, серебряной, золотой, пластмассовой, фарфоровой, чугунной, глиняной, стеклянной...)
Одежда бывает из хлопка. А какой ещё бывает одежда? (Из льна, синтетических волокон, вискозы, шерсти, шёлка...)
«...Упражнения дара слова должны быть систематические. Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперед; так, например, рассмотрев с ребёнком какой-нибудь предмет, не должно, перейдя к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен, но следует рассмотренный предмет употреблять как средство для того, чтобы полнее овладеть новым.
Если мы хотим увеличить силу мускулов и развить в них ловкость, то делаем это систематически, постоянно, усиливая трудность упражнения по мере развития сил и ловкости мускулов. Упражнение чрезмерное, к которому мускулы ещё не приготовлены, могло бы только надорвать их силу и замедлить их развитие. Упражнения слишком слабые, для выполнения которых мускулы не должны были бы употреблять всей приобретенной ими силы и ловкости, также не будут их развивать. То же самое заметим мы и в отношении упражнения всех душевных сил, а следовательно, и дара слова...»
(К.Д. Ушинский)
Пожалуйста, не пропускайте слова классика, как когда-то в детстве пропускали описание природы в книжках. Эти слова - вся сермяжная правда педагогики. В правде - сила! Освоите эту правду - поймёте главные золотые правила педагогики!
Фарфоровые тапочки, войлочные лодки...
Мебель бывает деревянной. А бывает мебель пластмассовой? А бывает мебель из алюминия? А из золота?
Дома бывают деревянными. А какими ещё бывают дома? (Кирпичными, каменными, соломенными, глиняными...)
Обувь бывает из кожи. А какой ещё бывает обувь? (Из кожезаменителя, текстильного материала, дерева, соломы, войлока...)
Игрушки бывают деревянными. А какими ещё бывают игрушки? (Глиняными, пластмассовыми, из текстильного материала, стали...)
Лодки бывают деревянными. А какими ещё бывают лодки? (Из стали, газеты, резины, пластика...)
Куклы бывают деревянными. А какими ещё бывают куклы? (Тряпичными, фарфоровыми, соломенными, глиняными, пластмассовыми...)
Двери бывают деревянными. А какими ещё бывают двери? (Из стали, пластика, стекла...)
Справились? Переходим к следующей странице.
Крылатые выражения
Помогите ребёнку высказать свое мнение. Поясните сами смысл фразы, если малышу трудно. Каждое выражение разберите отдельно. Пока смысл выражения не будет ребёнком усвоен и понят до конца, не приступайте к разбору следующего выражения.
Не следует «прорабатывать» все выражения «за один присест». Возможно, вам придётся возвращаться к этой страничке и не раз. А ещё лучше вспоминать эту страничку и конкретные выражения в контексте с жизненными обстоятельствами... Ребёнок смастерил поделку и у него вышло «ах, как здорово!» - похвалите его известным выражением, уместным в данном случае: «У тебя золотые руки!». У вас запропастилась куда-то игла, и вы не можете пришить пуговицу; и опять уместно вспомнить между вашими «ахами и охами» выражение: «Без топора не плотник, без иглы не портной». Ребёнок слышит, запоминает, пополняет свой словарный запас...
Придумайте короткие рассказы с этими выражениями, раскрывающие их смысл. Главным героем рассказа может стать кто-либо из ближних: дедушка, бабушка, сосед...
Будьте чуткими к своему ребёнку - не «упирайтесь до конца» в разборе конкретного выражения: если ребёнок при длительном разборе проявляет тугодумство, возможно, вы переоценили его нынешние возможности и вам придется отступить на время!
Скажи, почему так говорят?
Что, по-твоему, значат эти пословицы?
ЗОЛОТЫЕ РУКИ.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ - ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
РЖАНОЙ ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ.
РЕМЕСЛО НЕ КОРОМЫСЛО, ПЛЕЧ НЕ ОТТЯНЕТ, А САМО ПРОКОРМИТ.
РЕМЕСЛО ПИТЬ-ЕСТЬ НЕ ПРОСИТ, А САМО КОРМИТ.
БЕЗ ТОПОРА НЕ ПЛОТНИК, БЕЗ ИГЛЫ НЕ ПОРТНОЙ.
КРАСНА ПТИЦА ПЕРЬЕМ, А ЧЕЛОВЕК - УЧЕНЬЕМ.
ПОКУДА ЕСТЬ ХЛЕБ ДА ВОДА, ВСЁ НЕ БЕДА.
БЕЗ БЛИНА НЕ МАСЛЕНИЦА, БЕЗ ПИРОГА НЕ ИМЕНИННИК.
«...Упражнения должны быть логические. Дар слова главным образом опирается на логическую способность души человеческой, на способность её отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение и т.д.
Эта логика составляет основание языка и выражается в его грамматических законах. Наставник родного языка беспрестанно имеет дело с этой логикой, так что развивать в детях дар слова - значит почти то же самое, что развить в них логичность мышления. Кроме того, легко понять, как необходима такая привычка к логическому мышлению при дальнейшем изучении всех предметов: она-то именно даёт возможность учащемуся учить урок логически, т.е. находить в нём главную мысль, привязывать к ней второстепенные, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят...»
(К.Д. Ушинский)
Привлеките к этой сложной для ребёнка игре старших братьев и сестёр, взрослых, позитивно настроенных подыграть. Позиция ребёнка как наблюдателя может принести свои плоды: он поймет логику игры, пополнит свой словарный запас и избежит роли «неудачника».
Вспомним или поможем все вместе запомнить.
Без топора не плотник, без иглы... (не портной).
В гостях хорошо, а дома... (лучше).
Глаз видит, да зуб... (неймёт).
Делу время, а потехе... (час).
Как аукнется, так и... (откликнется).
Красна птица перьем, а человек - ... (ученьем).
Любишь кататься - люби... (и саночки возить).
Мал золотник, да... (дорог).
Меньше говори, больше... (делай).
Не ладно скроен, да крепко... (сшит).
Не ленись, а... (трудись).
Не учась, и лаптя... (не сплетёшь).
Ремесло пить-есть не просит, а само... (кормит).
Тиши едешь - ... (дальше будешь).
Труд кормит, а лень... (портит).
Что посеешь, то и... (пожнёшь).
Семь раз отмерь - один раз... (отрежь).
«...Внимание есть та единственная дверь нашей души, через которую всё из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно проходит; следовательно, этой двери не может миновать ни одно слово учения. Понятно, что приучить дитя держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.
Существует два вида памяти: пассивный и активный. Пассивным вниманием я называю такое, в котором сам предмет, своей собственной занимательностью для нас, удерживает открытыми эти двери души человеческой, без участия нашей воли и даже иногда против нашего желания. Так, например, я слушаю интересный для меня рассказ, может быть, даже не хотел бы его слушать, но слушаю невольно. Но одного пассивного внимания ещё недостаточно, и без содействия активного внимания пассивное может превратиться в болезненное состояние души, требуя беспрестанно раздражения интересными рассказами или интересным чтением... В активном внимании не предмет уже владеет человеком, а человек предметом. Понятно само собой, как важна для человека привычка владеть своим вниманием и направлять его свободно, смело отрывая от предметов, которые его привлекают, и направляя на предметы вовсе не привлекательные. В учении это необходимое условие всякого дельного ученика...»
(К.Д Ушинский)
Конец! Теперь, придя с ребенком к музыканту или сапожнику, вы будете уверены, что ребенок будет знать, где находится!
Для тех, кому интересно:
В деревне. 1 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 2 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 3 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 4 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память
В деревне. 5 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.