Не бери чужого. Экология для дошкольников
Экология для детей старшей группы детского сада
Часть 1
Педагог спрашивает:
— какими качествами обладает честный человек? Нечестный? (честный человек — человек искренний и прямой, добросовестный),
— что мы понимаем под словом «чужое»? (чужой человек — незнакомый; чужие вещи — не твои),
— как нужно относиться к чужим (незнакомым) людям? Чужим вещам? (Чужие вещи без спроса брать нельзя, даже если они очень вам нравятся, они вам нужны, а у вас их нет.)
Помните! Только своим честным трудом человек может заработать то, что ему необходимо. Воровство — одно из самых отрицательных качеств человека.
Этика
«Лентяй и солнце»
В жаркий летний день пошел Лентяй в лес. Лег на тенистой поляне и уснул в мягкой траве.
Пока он спал, Солнце прошло по небосклону большой путь и поднялось в самую высокую точку. Поляну осветили солнечные лучи. Лентяй почувствовал, как Солнце припекает и голову и ноги. Подняться бы Лентяю и передвинуться в тень, на прохладную траву, но лень.
Говорит Лентяй Солнцу:
— Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко.
Солнце рассмеялось...
— Разве мыслимое это дело, чтобы солнце передвигалось, куда Лентяю захочется!
Лентяй рассердился и закричал:
— Значит, ты не хочешь передвигаться?
— Не могу, осветило Солнце.
— Ах, так, — сказал Лентяй, — тогда я на зло тебс буду лежать здесь.
В.Сухомлинский.
Словарная работа:
лентяй — ленивый человек, т.е. любящий безделье, не желающий трудиться.
Вопросы
- Почему автор рассказа назвал своего героя Лентяем?
- Как вы думаете, доводит ли лень до добра?
Часть 2
ЭКОЗНАК «Не рви растения с корнем»
Этим ты сокращаешь численность травянистых растений.
Изучаем растение
Ромашка луговая (поповник/нивянка) — дикорастущее травянистое растение, относится к семейству сложноцветных. Растет по лугам и полянам в разреженных лесах. Цветет с конца мая до осени.
Краевые цветки — крупные, белые, язычковые; срединные — желтые, трубчатые, собраны в корзинку. Листья нежно лопатчатые.
Ромашку луговую часто путают с ромашкой пахучей, от которой она отличается цельными листьями и крупными корзинками цветов.
* * *
На просеке, в поле,
На теплой полянке
Все лето цветет золотая нивянка.
Но если кто с нею не очень знаком,
Ромашку он спутает с этим цветком.
В. Кожевников
«Лесная мозаика»
Лисенок выбежал на поляну и увидел много ромашек.
— Вот сейчас-то я узнаю, что со мной будет! — обрадовался он и подбежал к одной из них. — Ромашка, разреши на тебе погадать, — попросил малыш растение. — Хочу узнать, накажет меня мама или нет. Я без спроса убежав из дома и очень долго гуляю.
— Я бы разрешила, но ты ведь будешь обрывать мои белые лепесточки, и мне будет больно. — Испугалась Ромашка.
— Ну что ты! Я только буду их считать.
— Тогда пожалуйста, — разрешил цветок и наклонился к малышу.
Лисенок стал лапой касаться лепестков и повторять:
— Накажет, не накажет, накажет, не накажет. — Остался последний лепесток, малыш вздохнул и произнес:
— Накажет. Что же мне теперь делать?
— Я знаю, как ты можешь сам себе помочь, — цветок на длинной ножке с редкими продолговатыми листьями улыбнулся.
— Как? — спросил зверек. — Тебе надо быстрее бежать домой, попросить у мамы прощения и больше никогда так не делать.
— И тогда мама не будет на меня сердиться?
— Конечно, не будет.
— Спасибо тебе, добрая Ромашка! — поблагодарил довольный Лисенок и побежал к дому.
Цветок наблюдал за малышом до тех пор, пока тот не скрылся среди кустарника. Он был рад, что помог Лисенку.
Потом Ромашка распрямилась и покачалась на ветру, стала смотреть в небо. Ее белые лепестки словно взялись за руки и повели хоровод вокруг желтого солнышка. Солнышка, собранного из маленьких-маленьких цветочков. Да, да, из самых настоящих цветочков, которые, когда отцветает ромашка, дадут много семян этого красивого растения.
В. Зотов
Вопросы
- Как называется растение, описанное в рассказе?
- Где оно растет?
- Какие у ромашки стебель и листья?
- Какие у нее цветки?
- Какого цвета лепестки у ромашки?
- Что дают маленькие желтые цветочки, когда растение отцветает?