Путешествие по Санкт-Петербургу. Музыка, танцы, поэзия.
Действующие лица:
- Ведущий
- Две Дамы
- Чтецы
Музыкальный материал:
- М. Глиэр. «Гимн «Великому городу» из балета «Медный всадник»;
- М.И. Глинка, слова Н. Кукольника. «Попутная песня»;
- М.И. Глинка. Полонез из оперы «Иван Сусанин»;
- С.С. Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир»;
- М.И. Глинка. Мазурка из оперы «Иван Сусанин»;
- Н.А. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
- М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»;
- А.П. Бородин. Ария Игоря из оперы «Князь Игорь»;
- Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере «Садко»;
- Д.Д. Шостакович. Симфония № 7. 1-я часть. Тема эпизода фашистского нашествия;
- П.И. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин».
Наглядный материал и игровые пособия:
- Фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга, портреты композиторов, поэтов, писателей. Портрет Петра I - основателя города;
- портреты И.А. Крылова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя;
- 15 карточек по 5 для каждой команды с названиями танцев: полька, мазурка, полонез, вальс, котильон;
- 15 листов размером АЗ с нотной записью музыкальных тем (по пять фрагментов каждой темы) к конкурсу «Сложи мелодию»;
- 3 листа АЗ для конкурса «Рисуем музыку».
Участники викторины разделены на три команды.
Звучит «Гимн великому городу» Р. Глиэра из балета «Медный всадник».
Выходит 1-й чтец.
Чтец
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную,
На золотые купола
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса...
А.С. Пушкин.
Уходит.
Ведущий
Наш первый конкурс - «Разминка». Каждая команда будет отвечать по очереди.
Итак, слушайте вопросы и отвечайте.
• В каком году был заложен Санкт-Петербург? (В 1703.)
• Как назывался город в разные периоды своей истории? (Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург.)
• Как назывался кружок музыкантов, созданный в Петербурге в 1860-е годы? (Могучая кучка.)
• Назовите композитора - основателя кружка «Могучая кучка» и Бесплатной музыкальной школы. (М. Балакирев.)
• Первая классическая опера была впервые поставлена в 1836 году в Санкт-Петербурге. Назовите оперу и ее автора. («Жизнь за царя» М.И. Глинки.)
• Белые ночи. Пьеса с таким названием вошла в фортепианный цикл «Времена года». Кто его автор? (П.И. Чайковский.)
• Кого из русских композиторов, живших в Санкт-Петербурге, можно назвать композитором-сказочником? (Н.А. Римского-Корсакова.)
• Два выдающихся музыканта, братья Антон и Николай, были инициаторами создания первых в России консерваторий - один Петербургской другой Московской. Назовите фамилию и имя одного из них - основателя Петербургской консерватории. (Антон Рубинштейн.)
• Это музыкальное произведение было написано во время войны, в блокадном Ленинграде. Автор написал: «Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе. Посвящается городу Ленинграду». Назовите крупнейшего советского композитора, автора «Ленинградской» симфонии. (Д.Д. Шостакович.)
• Из какой оперы известного русского композитора эта компания персонажей: Купава, Мизгирь, Берендей. («Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.)
• О каком персонаже оперы Глинки и поэмы Пушкина эти строки:
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей.
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой
Принадлежала борода.
(О Черноморе.)
• Как называется балет русского композитора, написанный по сказке Гофмана о необыкновенных приключениях девочки Мари после новогоднего вечера и кто его автор? («Щелкунчик» П.И. Чайковского.)
Ведущий
Великолепный и блестящий Санкт-Петербург! Город роскошных дворцов, богатых музеев, красивых улиц, площадей, мостов, набережных, неповторимых садов и парков. Петр I заложил Санкт-Петербург в 1703 году как будущую столицу, и он стал ею в 1712 году. Город построен на реках, и перекинул свои мосты через Неву, Фонтанку, Мойку. Не случайно его называют Северной Венецией.
Мы начинаем свое путешествие по Санкт-Петербургу. Сейчас прозвучит фрагмент хорошо известной песни. Вспомните ее название и автора, а также событие, в честь которого она была написана. Команда, правильно ответившая на вопрос, принесет заветные очки в свою копилку.
Звучит «Попутная песня» М.И. Глинки на слова Н. Кукольника.
«Попутная песня» М.И. Глинки, созданная в честь открытия первой в России железной дороги между Петербургом и Царским селом в 1837 году.
Ведущий
Прибыв на железнодорожный вокзал, мы отправляемся к крепости, с которой и начал расти и разницать ся Санкт-Петербург. В центре ее - красивый собор. После победы русских над шведами с 1704 года до наших дней ровно в 12 часов дня гремят выстрелы артиллерийских орудий. Здесь похоронены русские императоры. Крепость стала мрачным местом для многих заключенных.
Вопрос первой команде: назовите крепость, о которой идет речь.
(Петропавловская крепость.)
Ведущий показывает фотографию Петропавловской крепости.
Ведущий
А вот и величественный Зимний дворец - лучшее творение итальянского архитектора Растрелли, созданное уже при правлении дочери Петра I Елизавете Петровне. На дворцовой площади стоит Александрийский столп с ангелом, держащим крест.
Вопрос второй команде: назовите великого русского поэта, сравнившего свое творчество с этим памятником, и прочитайте несколько строк этого стихотворения.
(Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».)
Ведущий показывает фотографию памятника на стенде.
Ведущий
Известная всем Сенатская площадь в Санкт-Петербурге помнит восстание декабристов 1825 года. Именно на ней установлен памятник основателю города - Петру I.
Выходит 2-й чтец.
2-й чтец
В морозном тумане белеет Исакий,
На глыбе оснеженной высится Петр,
И люди проходят в дневном полумраке,
Как будто пред ним выступая на смотр...
...Но северный город - как призрак туманный,
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Лишь ты сквозь века, неизменный венчанный,
С рукою простертой летишь на коне...
В. Брюсов
Уходит.
Ведущий
Название памятника перекликается с названием поэмы выдающегося русского поэта и одноименного балета известного советского композитора.
Вопрос третьей команде: назовите поэму, одноименный балет и их авторов.
(А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Р.М. Глиэр. Балет «Медный всадник».)
Ведущий показывает фотографию памятника Петру I на Сенатской площади. Далее, говоря о достопримечательностях города, ведущий сопровождает свой рассказ показом фотографий, рисунков, подобранных к викторине.
Ведущий
Мы пройдем мимо здания Адмиралтейства с тонким золотым шпилем, о котором О. Мандельштам писал:
В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали - воде и небу брат.
Давайте немного задержимся у ворот Летнего сада, которому уже 300 лет. Редкие породы деревьев и цветов, статуи и фонтаны являются его украшением.
Выходит 3-й чтец.
3-й чтец
Я к розам хочу в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их над невскою помню водой...
А.А. Ахматова
Ведущий
Нельзя без восхищения смотреть на Исаакиевский собор, который по богатству отделки яшмой, лазуритом, мрамором, позолотой не имеет себе равных в мире. Величественный Казанский собор, где собраны знамена наполеоновских армий, и где похоронен фельдмаршал М. Кутузов. Самая знаменитая улица Санкт-Петербурга Невский проспект. На ней расположены библиотеки, театры и, конечно, магазины, которые замужние дамы XIX века в шутку называли «Смерть мужьям» из-за дорогих покупок.
В литературно-музыкальных салонах богатых и знатных людей собирались писатели, поэты, художники, музыканты.
3-й чтец
Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы, куда столетья
Не ступала ничья нога.
И воистину - ты столица
Для безумных и светлых нас.
Но когда над Невою длится
Тот особенный, чистый час,
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн
Ты - как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон.
А.А. Ахматова
Уходит.
Ведущий
В конкурсе «Штрихи к портрету» вам, ребята, нужно назвать фамилии трех известных петербуржцев.
Вопрос первой команде:
Вспомните одного из них: баснописца, любимца петербургской публики, которому после его смерти благодарные горожане на народные деньги поставили памятник в Летнем саду. (И.А. Крылов.)
Вопрос второй команде:
В день окончания сказочноромантической поэмы, первого крупного своего сочинения, задуманного еще в лицее, 20-летний поэт получил от Г.Р. Державина в знак признательности портрет, на котором глава русской поэзии написал: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Кто этот «победитель»? (А.С. Пушкин.)
Вопрос третьей команде:
Этот известный русский писатель обязан Санкт-Петербургу многими типами созданных им характеров. Санкт-Петербург был местом страданий и гибели «маленьких людей». Здесь были созданы повести: «Невский проспект», «Нос», «Женитьба». Назовите его. (Н.В. Гоголь.)
Ведущий
Мы вспомнили с вами только три великие фамилии. Но были еще Ф. Достоевский, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый, А. Ахматова, О. Бергольц и многие-многие другие.
Звучит Вальс из 4-й картины оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
Ведущий
Незабываемые Петербургские балы! Необычайная роскошь и великолепие!
Увы! На разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы
Я балы б до сих пор любил!
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд...
А.С. Пушкин
Что же мы видим на балу в Санкт-Петербурге XIX столетия? «Первое ощущение - это головокружение. Сначала ничего нельзя различить сквозь взрывы, яркого света, излучения. Сияние, отсветы, искры свечей, зеркал, золота, бриллиантов, драгоценных камней, тканей,» - писал французский путешественник Теофиль Готье.
А что же танцевали на балу петербуржцы? Послушаем разговор двух дам и попробуем догадаться - о каких танцах они рассказывают.
Конкурс «Петербургские балы»
Ведущий раздает каждой команде по пять карточек с названиями танцев: полька, мазурка, полонез, вальс, котильон. В качестве ответа команда выбирает и показывает зрителями и жюри нужную карточку.
Выходят две Дамы, которые, прогуливаясь, ведут неторопливую беседу.
1-я Дама
Бал открывается танцем, похожим на процессию. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Танец-процессия начинается под музыку величественную и благородную. Танец ведет император, дающий руку княгине или даме, которой он оказал честь.
Звучит полонез из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (Ответ: Полонез.)
2-я Дама
Итак, бал начался! Танцы следуют один за другим. Вот этот танец был одним из самых любимых на балу. Кавалеры приглашали дам, звучала музыка, и пары начинали кружиться легко и изящно. Что-то радостное и таинственное, ласковое и веселое, дружеское и романтическое чувствуется в этом нестареющем и сейчас танце.
Звучит Вальс С. Прокофьева из оперы «Война и мир». (От вет: Вальс.)
1-я Дама
А знаете ли вы, что, переступить порог аристократических танцевальных залов и дворцов, вальсу удалось не сразу. Его посчитали слишком неприличным! Кавалер при всех обнимает даму! И вальс запрещали. Так, в Вене его разрешали танцевать на балу не более 10 минут, в немецких землях запрет сняли лишь в 1888 году, а в России император Павел I запретил «пляску, вальсеном именуемую».
2-я Дама
А этот танец в Санкт-Петербурге исполняли с невиданным совершенством и элегантностью. В нем чувствуется решительность, гордость. Бравый удар каблука на слабую долю - вот его черта.
Это о нем писал Пушкин:
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком...
Звучит мазурка из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. (Ответ: Мазурка.)
Уходят.
Ведущий
А теперь - Конкурс капитанов.
Назовите фамилию композитора, о котором сейчас пойдет речь.
Жизнь этого иностранца оказалась тесно связанной с Россией. Известный композитор почти 10 лет прожил в Санкт-Петербурге и полюбил его глубоко, пламенно, всем сердцем. Навсегда вошли в музыкальную жизнь Санкт-Петербурга танцевальные вечера в Павловском парке, где он дирижировал. Публика любила слушать и танцевать под его музыку. В своем прощальном письме он назвал Санкт-Петербург второй родиной. Это Санкт-Петербургу он посвятил свои шедевры - «Нева», «Прощание с Петербургом», «Воспоминание о Павловске». Жанр, в котором любил сочинять композитор, принес ему мировую славу. Я надеюсь, что названия его сочинений «Весенние голоса», «На прекрасном голубом Дунае» помогут вам вспомнить имя композитора. Отвечают капитаны команд.
(Иоганн Штраус).
После ответа звучит «Королевский вальс» И. Штрауса.
Ведущий
Санкт-Петербург со времен Петра I становится музыкальным центром России. Особенного расцвета музыкальная культура достигает во второй половине XIX века, когда в Санкт-Петербурге открываются первая в России консерватория, Бесплатная музыкальная школа, начинает работу Русское музыкальное общество, главной целью которого была пропаганда музыкального искусства, организация публичных концертов. Здесь появляется кружок «Могучая кучка». В Санкт-Петербурге жили и творили А. Бородин, М. Мусоргский, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков; в XX веке - Д. Шостакович, В. Гаврилин, А. Петров и многие другие композиторы.
Знаменитый Мариинский театр оперы и балета помнит премьеры опер: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Снегурочка» и т.д. Здесь пел великий Ф. Шаляпин, были поставлены гениальные балеты П. Чайковского.
А теперь наш следующий конкурс. Давайте вспомним персонажей, названия опер и их авторов.
Конкурс «Персонажи опер»
«О, дайте, дайте мне свободу,
Я свой позор сумею искупить...»
(Князь Игорь из оперы А. Бородина «Князь Игорь».)
«Мне все здесь на память
Приводит былое
И юности светлой
Привольные дни...»
(Князь из оперы А. Даргомыжского «Русалка».)
Туча со громом сговаривалась:
«Ты греми, гром, а я дождь разолью».
(Лель из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».)
«Ты взойдешь моя заря!
Над миром свет прольешь!»
(Иван Сусанин из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».)
«Как во городе было, во Казани.
Грозный царь пировал да веселился».
(Варлаам из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».)
«О, Мать-Весна!
Благодарю тебя за радость,
Благодарю тебя за сладкий дар любви.
Люблю и таю ...от сладких чувств любви...»
(Снегурочка из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».)
«Не о том скорблю подруженьки,
Я горюю не о том,
Что мне жалко воли девичьей,
Что оставлю отчий дом».
(Антонида из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».)
«О, нет, нет друг, нет князь,
Ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня дорогой».
(Кончак из оперы А. Бородина «Князь Игорь».)
«Еще одно, последнее сказание
И летопись окончена моя.
Окончен труд, завещанной от Бога
Мне, грешному...»
(Пимен из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».)
«Близится час торжества моего,
Ненавистный соперник
Уйдет далеко от нас...»
(Фарлаф из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».)
Ведущий
А теперь рассаживайтесь поудобнее. Мы пришли в театр и будем слушать оперу. Фрагменты, конечно. Определите название оперы и ее автора. Свой ответ каждая команда напишет на листке и прочитает после прослушивания музыки.
Дети слушают фрагменты из музыкальных произведений: «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; марш Черномора (среднюю часть) из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»; арию Игоря из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».
Ведущий
На сцене Мариинского театра была впервые поставлена замечательная опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Наш следующий конкурс не совсем обычный. Догадайтесь, что изображает эта музыка в опере, а свой ответ нарисуйте!
Конкурс «Рисуем музыку»
Звучит Вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» «Окиан-море синее». Дети слушают и рисуют то, что им представляется в музыке.
Ведущий показывает работы.
Ведущий
А теперь в традиционном конкурсе «Правда ли, что...» команды по очереди должны ответить на вопросы кратко «да» или «нет». Итак, правда ли, что...
• великий баснописец Крылов настолько искусно играл на скрипке, что мог исполнять с виртуозами самые трудные квартеты? (Да.)
• Пушкин присутствовал на премьере оперы «Евгений Онегин» Чайковского? (Нет.)
• Федор Шаляпин любил исполнять роль Черномора в опере «Руслан и Людмила»? (Нет.)
• Глинка хорошо рисовал, знал восемь иностранных языков, обладал литературным даром и преподавал вокал многим известным певцам? (Да.)
• слово «вокзал» в своем происхождении имеет связь с музыкой? (Да.)
Ведущий поясняет: это английское слово состоит из двух частей: «вок» — пение и «зал» - большое помещение для публики. Получается, что вокзал — это большое помещение для пения перед публикой. В русский язык это слово попало благодаря Павловскому вокзалу близ Санкт-Петербурга, служившему одновременно залом ожидания и увеселительным местом. Чтобы пассажирам в ожидании поезда не было скучно, их развлекали пением.
• консерватория в переводе с итальянского языка означает «приют для сирот и бездомных». (Да.)
• Алябьев сочинил свою знаменитую песню «Соловей» в тюрьме, где он находился по обвинению в убийстве? (Да.)
• существует цветной музыкальный слух? (Да.)
• Бородин был химиком, профессором медико-хирургической академии? (Да.)
• Римский-Корсаков был морским офицером и после окончания Морского корпуса отправился в кругосветное плавание на три года? (Да.)
• Петербургская консерватория носит имя П.И. Чайковского? (Нет.)
• партию Вани из оперы «Иван Сусанин» исполняет высокий мужской голос? (Нет.)
Наконец, завершит нашу викторину последний конкурс «Сложи мелодию».
Сейчас прозвучит тема эпизода фашистского нашествия из симфонии №7 выдающегося композитора Д.Д. Шостаковича. Каждой команде нужно будет составить ее из предложенных фрагментов.
Ведущий раздает всем командам по 5 фрагментов, записанных на карточках. Дети прослушивают тему и составляют ее из фрагментов (карточек).
Выходит 1-й чтец.
1-й чтец
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия!
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
А.С. Пушкин
Далее следует подведение итогов, награждение победителей и участников викторины.