Пистилчето. Болгарский танец для детей
Танцуется в Северной Болгарии.
Сценический вариант танца составил болгарский балетмейстер Петер Захариев.
Танец исполняется весело, легко, грациозно, очень четко и музыкально.
В танце участвует любое количество пар, но не меньше четырех.
В каждой паре — девочка и мальчик. Девочки танцуют сдержанно, мальчики — более задорно.
Музыка народная.
Темп умеренно быстрый.
Музыкальный размер 9/8.
Болгарский танец для детей. Пистилчето. Ноты. Нажмите
Костюмы исполнителей народные.
Костюм девочки.
Белая рубашка с длинными рукавами, украшена вышивкой у ворота, на рукавах и на подоле. Юбка в сборку. Поверх юбки — вышитый фартук. На голове — цветной платочек, из-под которого виден цветок. На ногах — пестрые узорчатые чулки и мягкие национальные туфли («цырвули» — кожаные лапти).
Костюм мальчика. Белая рубашка с длинными рукавами, украшена вышивкой на груди. Коричневые штаны, коричневый жилет, отделанный шнуром. Широкий яркий (чате красный) пояс с бахромой на концах. На ногах поверх штанов — белые чулки и «цырвули» со шнуровкой до колен. На голове — черная меховая шапка (но можно танцевать и без шапки).
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Танцующие становятся друг за другом, взявшись за руки, за последними кулисами сцены. Девочки стоят на правой стороне сцены, мальчики — на левой.
После музыкального вступления начинается танец.
Описание всех движений после основного танца↓.
Первая фигура
«Выход»
Исполняются 1 — 12-й такты музыки.
На 1—4-й такты и на повторение их девочки и мальчики выходят движением № 1 («влаченка») на сцену, идут мимо задника сцены навстречу друг другу (рис. 1).
Рис. 1
Первый мальчик и первая девочка могут на ходу помахивать платочком, держа его в правой приподнятой руке.
На 5—8-й такты и на повторение их, дойдя до середины задника сцены, танцующие движутся к авансцене «скользящим шагом» (движение № 1) двумя параллельными линиями (рис. 2).
Рис. 2
При этом девочки и мальчики смотрят друг на друга.
На 9—12-й такты и на повторение их танцующие, дойдя до авансцены, тем же движением идут в разные стороны (девочки — направо, мальчики — налево), затем мимо кулис и опять встречаются в глубине сцены (рис. 3).
Рис. 3
Вторая фигура
«Диагональ»
Исполняются 13—24-й такты музыки.
На 13—20-й такты танцующие перестраиваются в одну линию (каждая девочка, дойдя до середины задника сцены и встретившись там с мальчиком — своим партнером, становится в линию сзади него) и, держась за руки, движением № 1 идут по диагонали к левому углу авансцены (рис. 4).
Рис. 4
Впереди всей группы танцующих — мальчик первой пары. Будем называть этого мальчика ведущим.
На 21—24-й такты и па повторение их танцующие тем же движением идут к правому заднему углу сцены, как показано на рисунке 5.
Рис. 5
Третья фигура
«Змейка»
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1—4-й такты и па повторение их ведущий ведет танцующих зигзагами, как показано на рисунке 6.
Рис. 6
Все движутся «прибежкой» (движение № 2), опустив голову вниз.
На 5—8-й такты и па повторение их танцующие продолжают идти зигзагами. На 8-м такте ведущий выпрямляется, поднимая опущенную голову. В четвертой фигуре каждый танцующий, дойдя до места, где ведущий выпрямился, также выпрямляется и поднимает опущенную голову.
Четвертая фигура
«Хороводная»
Исполняются 9—24-й такты музыки.
На 9—12-й такты и на повторение их танцующие идут, исполняя движение № 1, перестраиваясь в круг. Для этого ведущий ведет танцующих по кругу против хода часовой стрелки, а девочка, замыкающая цепочку, — в обратную сторону, навстречу ведущему.
В конце 12-го такта танцующие образуют замкнутый круг лицом к центру («хоро»; рис. 7).
Рис. 7
Соединенные руки свободно опускают вниз.
На 13—14-й такты танцующие, держась за руки и сохраняя ровный круг, исполняют движение № 3 («перекрестный ход») вправо с правой ноги.
На 15-й такт танцующие еще раз исполняют движение № 3 вправо, но на счет «четыре» левую ногу выносят вправо (так, чтобы ступня левой ноги была впереди ступни правой ноги) и пяткой левой ноги ударяют об пол у пальцев правой ноги. Носок левой ноги при этом приподнят.
На 16-й такт танцующие исполняют на месте «притопывание» (движение № 4), начиная с левой ноги.
На 17-й такт танцующие исполняют движение № 3 влево, но на счет «четыре» правую ногу выносят влево (так, чтобы ступня правой ноги была впереди ступни левой ноги) и пяткой правой ноги ударяют об пол у пальцев левой ноги. Носок правой ноги при этом приподнят.
На 18-й такт танцующие исполняют движение № 4, начиная с правой ноги.
На 19—20-й такты танцующие исполняют «перекрестный ход» (движение № 3) влево, с левой ноги.
На 21-й такт танцующие еще раз исполняют движение № 3 влево, по на счет «четыре» правую ногу выносят влево и пяткой ударяют об пол у пальцев левой ноги (Как исполнялось на 17-й такт).
На 22-й такт исполняют «притопывание» (движение № 4), начиная с правой ноги.
На 23-й такт исполняют движение № 3 вправо, но на счет «четыре» левую ногу выносят вправо и пяткой ударяют об пол у пальцев правой ноги (как на 15-й такт).
На 24-й такт исполняют движение № 4, начиная с левой ноги.
На повторение 21—24-го тактов мальчики разъединяют руки с девочками и, исполняя движение № 1, идут к центру и берутся за руки, образуя ровный круг. Девочки поворачиваются направо и, не берясь за руки, идут друг за другом движением № 1 вокруг мальчиков (рис. 8).
Рис. 8
Пятая фигура
«Два круга»
Исполняются 1 — 12-й такты музыки.
На 1—4-й такты мальчики исполняют те же движения, что на 13—16-й такты в четвертой фигуре. Одновременно девочки в позе, которая показана на рисунке 9, бегут вокруг мальчиков (против хода часовой стрелки), исполняя движение № 2.
Рис. 9
На повторение 1-го такта мальчики исполняют движение 17-го такта из четвертой фигуры, Девочки продолжают бежать по кругу.
На повторение 2-го такта мальчики, держась за руки, с небольшого прыжка низко приседают на полупальцах обеих ног (на счет «раз-два»), а затем прыжком поднимаются из приседания и становятся на ступни обеих ног (на счет «три-четыре»). Девочки продолжают бежать по кругу.
Эта комбинация движений (на шесть тактов музыки) повторяется еще три раза.
Первый раз — на повторение 3—4-го тактов и на 5—8-й такты.
Второй раз — на повторение 5—8-го тактов и на 9—10-й такты.
Третий раз — на 11—12-й такты и на повторение 9—12-го тактов.
Шестая фигура
«Колонна»
Вся фигура исполняется движением № 1 (скользящим шагом «влаченка»).
Исполняются 13—24-й такты музыки.
На 13—16-й такты мальчики разъединяют руки и, оставаясь спиной к девочкам, двигаются назад, расширяя круг. Одновременно девочки, повернувшись лицом к центру круга, идут вперед, приближаясь к мальчикам. Каждая девочка становится слева от мальчика — своего партнера. Опять образуется общий круг («хоро»; рис. 7).
Танцующие берутся за руки (ведущий мальчик и девочка, стоящая справа от него, за руки друг друга не берут).
На 17—20-й такты танцующие поворачиваются направо, и ведущий ведет своих друзей мимо левых кулис в глубине сцены.
На 21—24-й такты и на повторение их ведущий, дойдя до середины задника сцены, поворачивается лицом к зрителям и вместе с девочкой, своей партнершей, парой идет к авансцене. Вслед за ними все танцующие поочередно, доходя до середины задника сцены, так же отделяются от цепочки и парами следуют за первой парой к авансцене (рис. 10). При этом девочки и мальчики смотрят друг на друга.
Музыка исполняется сначала.
Рис. 10
На 1—4-й такты и на повторение их колонна пар доходит до авансцены и разделяется на две колонны: первая пара идет вправо, вторая — влево, третья — за первой вправо, четвертая — за второй влево, и т. д. Обе колонны пар движутся мимо кулис в глубину сцены (рис. 11).
Рис. 11
На 5—8-й такты и на повторение их каждые две пары, встречаясь, берутся за руки и четверкой идут через центр сцены вперед к авансцене (рис. 12).
Рис. 12
На 9—12-й такты и на повторение их первая четверка поворачивается направо и, не разъединяя рук, движется мимо правых кулис, затем мимо задника сцены к левому заднему углу. Каждая четверка, дойдя до авансцены, проделывает то же самое, присоединяясь к предыдущей четверке (первый в каждой четверке берется за руку с последним в предыдущей четверке; рис. 13).
Рис. 13
Таким образом, снова образуется одна линия: каждый мальчик держит левой рукой правую руку девочки, своей партнерши, а правой рукой — левую руку девочки, стоящей впереди него.
Седьмая фигура
«Уход»
Исполняются 13—24-й такты музыки.
На 13—20-й такты, дойдя до левого заднего угла, ведущий со своей парой идут по диагонали к правому нижнему углу.
Вслед за ними все танцующие поочередно, дойдя до левого заднего угла, отделяются по два от цепочки и парами двигаются по диагонали к правому переднему углу (рис. 14).
Рис. 14
Все идут «скользящим шагом» (движение № 1), при этом девочки и мальчики смотрят друг па друга (рис. 15).
Рис. 15
На 21—24-й такты и на их повторение танцующие не спеша продолжают двигаться в том же направлении и поочередно (пара за парой) уходят со сцены в первую правую кулису.
Примечание.
В соответствии с величиной сцены или площадки, на которой исполняется танец, количество тактов для первой, второй, третьей, шестой и седьмой фигур может быть увеличено или уменьшено.
Например, если сцепа небольшая, то первую фигуру можно исполнять не на 24 такта, а на 16 тактов, а если сценическая площадка очень большая, то на 32 такта, и т. д.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Для того чтобы облегчить разучивание движений на 9/8, мы будем вести счет следующим образом: «раз» (2/8), «два» (2/8), «три» (2/8), «четыре» (3/8), то есть на каждый счет приходится две восьмые, на последнем счете — небольшая (на 1/8) задержка.
Названия движений даем на болгарском языке с русским переводом.
Движение № 1
«Влаченка» («скользящий шаг»)
Исполняется на один такт музыки (9/8). Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» — «скользящий шаг» вперед правой ногой. Шаг делается очень маленький (пятка правой ноги — у середины ступни левой ноги).
На счет «два» — «скользящий шаг» вперед левой ногой. Шаг также очень маленький (пятка левой ноги — у середины ступни правой ноги).
На счет «три» — то же, что на «раз».
На счет «четыре» — то же, что на «два». Небольшая задержка (на 1/8) на левой ноге, и затем движение исполняется сначала. При исполнении этого движения скольжение по полу делается подушечкой ноги, колени ног мягкие (расслабленные). Корпус сильно подтянут. Танцующие двигаются плавно н равномерно.
Движение № 2
«Прибежка» (пробег)
Это движение напоминает основной украинский ход («па-де-баск») вперед.
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» — небольшой прыжок вперед на правую ногу. Левая нога, оставаясь сзади правой ноги, чуть отделяется от пола.
На счет «два» — шаг вперед левой ногой.
На счет «три» — шаг вперед правой ногой.
На счет «четыре» — шаг вперед левой ногой. Небольшая задержка (на 1/8) на левой ноге, правая нога чуть отделяется от пола, и затем движение начинается сначала. Движение исполняется очень легко, грациозно.
Движение № 3
«Перекрестный ход»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение вправо.
На счет «раз» — небольшой прыжок на правую ногу (чуть вправо). Тяжесть тела переносится на правую ногу. Колено ноги слегка сгибается (рис. 16).
Рис. 16
На счет «два» — шаг вправо левой ногой, ставя ее на низкие полупальцы сзади правой ноги (перекрещивая ее). Тяжесть тела переносится на левую ногу (рис. 17).
Рис. 17
На счет «три» — шаг вправо правой ногой. Тяжесть тела переносится на правую ногу.
На счет «четыре» — шаг вправо левой ногой, ставя ее на низкие полупальцы впереди правой ноги (рис. 18).
Рис. 18
Небольшая задержка (на 1/8). Затем движение исполняется сначала.
б) Движение влево.
Исполняется так же, но с левой ноги влево (небольшой прыжок на левую ногу влево, шаг правой ногой за левую, шаг левой ногой влево, правую ногу поставить впереди левой ноги, перекрещивая ее).
Движение № 4
«Набиванка» («притопывание»)
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На «раз» — шаг на месте правой ногой.
На «два» — топнуть всей ступней левой ноги, ставя ее рядом с правой ногой.
На «три» — шаг на месте левой ногой.
На «четыре» — топнуть всей ступней правой ноги, ставя ее рядом с левой ногой. Небольшая пауза (1/8).
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но с другой ноги (шаг левой ногой, топнуть правой, затем шаг правой ногой, топнуть левой).