Соэ Куат. Вьетнамский танец для детей
Танец с веерами и платками.
Вьетнамский танец с веерами и платками («Соэ куат») очень мягок и пластичен. Особенно пластичны движения рук. Девочки и мальчики жизнерадостно танцуют, весело напевая мелодию танца, приветливо улыбаясь друг другу. В танце участвуют четыре девочки и четыре мальчика, но количество исполнителей можно увеличить.
Музыка народная. Музыкальный размер 4/4. Темп умеренный.
КОСТЮМЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Костюм девочки.
Кофта с круглым воротом (без воротника), с длинными узкими рукавами. Цвет белый, розовый, желтый (светлого тона). От ворота вниз в два ряда цветные пуговицы (зеленые, красные) диаметром около 2 см Черная длинная (почти до пола) узкая, но чуть в сборку юбка из легкой материи. Зеленый пояс из легкой материя шириной в 15—20 сантиметров, завязывается справа бантом с одной петлей. На шею свободно накинут красный или голубой шарф из легкой материи длиной в полтора — два метра, шириной в 15—20 сантиметров. В правой руке веер (можно сделать из плотной цветной бумаги), в левой — платок косынкой из красной материи (ситца, бязи). На голову сначала надевается плотный жгут в виде венка из материи, поверх него надевается белый платок. Ниже на рисунках мы показываем, как нужно надеть платок.
1. Платок надевается на лицо, прикрепляется к жгуту сзади.
2. Платок снизу откидывается назад на голову.
3. Два угла платка складываются на затылке один к другому.
4. Нижний угол платка загибается вперед и прикрепляется.
5. Так же прикрепляется платок сбоку с двух сторон.
На ногах у девочек черные тапочки.
Костюм мальчика.
Штаны и кофта (покрой см. на рисунках) отделаны цветной полосой. Цвета: розовые штаны и кофта с зеленой полосой, желтые штаны и кофта с голубой полосой, светло-зеленые штаны и кофта с розовой полосой. Тона светлые, мягкие. Поверх кофты — пояс-шарф (одного цвета с полосами на костюме), завязывается бантом в одну петлю. На голове — красная повязка шириной в 15—18 сантиметров; обматывается вокруг головы два раза и завязывается слева бантом. В правой руке так же, как у девочки, веер, в левой руке — красная косынка (см. рисунки). На ногах — черные тапочки.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Перед началом танца девочки находятся за последней правой кулисой, мальчики — за последней левой кулисой. После музыкального вступления (см. ноты) начинается танец.
Соэ Куат. Вьетнамский танец для детей. Ноты. Нажмите.
Первая фигура
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты девочки и мальчики выходят на сцену, исполняя движение № 1 (девочки — с правой ноги, мальчики — с левой). Они идут мимо кулис по авансцене, затем парами посередине сцены в глубину (рис. 1).
Рис. 1
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты танцующие, дойдя до середины задний сцены, расходятся: девочки — к правому заднему углу, мальчики — к левому. Затем танцующие идут мимо кулис до передних углов сцены (рис. 2).
Рис. 2
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты танцующие идут по диагонали к центру сцены (рис. 3).
Рис. 3
В центре проходят поочередно через одного (сначала проходит девочка, потом мальчик, снова девочка» т. д.) и перестраиваются в круг, который медленно движется против хода часовой стрелки.
В конце 8-го такта все должны стоять, как показано на рисунке 4.
Рис. 4
Вторая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1-й такт все девочки, повернувшись направо на 90 градусов и исполняя движение № 2 с левой ноги, идут боком к центру круга; мальчики, стоя лицом к центру, исполняют на месте движение № 1 с правой ноги, а на последнюю четверть такта поворачиваются правым боком к центру круга.
На 2-й такт девочки движением № 2 с правой ноги возвращаются на места; одновременно мальчики движением № 2 с правой ноги идут к центру круга (рис. 5).
Рис. 5
На 3-й такт девочки, исполняя движение № 2 с левой ноги, идут к центру круга; мальчики тем же движением возвращаются па исходные места.
На 4-й такт повторяются движения 2-го такта.
На 5-й такт повторяются движения 3-го такта.
На 6-й такт еще раз повторяются движения 2-го такта.
На 7-й такт еще раз повторяются движения 3-го такта.
На 8-й такт мальчики, повернувшись лицом к центру круга, исполняют на месте движение № 1 с левой ноги. Девочки движением № 2 с правой ноги подходят к мальчикам, становятся на свои места, и на последнюю восьмую 8-го такта все поворачиваются друг за другом лицом против хода часовой стрелки (рис. 6).
Рис. 6
Третья фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты танцующие, исполняя движение № 3, идут друг за другом по кругу против хода часовой стрелки. В конце 8-го такта все поворачиваются лицом к центру круга.
Четвертая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1-й такт девочки, исполняя движение № 4, с левой ноги бегут к центру круга. Мальчики, быстро повернувшись спиной к центру, тем же движением бегут от центра круга (рис. 7).
Рис. 7
На 2-й такт девочки и мальчики, быстро повернувшись на левой йоге вправо на 180 градусов, исполняют движение № 4 с правой ноги в обратном направлении (девочки — от центра, мальчики — к центру круга).
На 3—4-й такты повторяются движения 1—2-го тактов.
На 5—6-й такты еще раз повторяются движения 1—2-го тактов.
На 7—8-й такты еще раз повторяются движения 1—2-го тактов. В конце 8-го такта все становятся лицом к центру круга.
Пятая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты танцующие исполняют движение № 5.
В конце 8-го такта девочка и мальчик в каждой паре становятся лицом друг к другу и боком к центру (рис. 8).
Рис. 8
Шестая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—4-й такты каждая пара, исполняя движение № 6, обходит круг на месте против хода часовой стрелки. Девочка при этом, положив левую руку с платком на пояс, правую руку с веером поднимает вверх и взмахивает им. Мальчик также поднимает правую руку с веером вверх, а платок держит двумя руками наискосок, как показано на рисунке 9, и на каждый шаг переводит руки (не опуская их вниз) справа налево и наоборот.
Рис. 9
На 5—8-й такты повторяются движения 1—4-го тактов. Танцующие обходят еще один круг на месте в той же позе (рис. 9), В конце 8-го такта все возвращаются в исходное положение (рис. 8), мальчики поворачиваются влево на 180 градусов, и таким образом все стоят лицом против хода часовой стрелки (рис. 6). Платок и веер держат в правой руке. Левую руку кладут себе на пояс.
Седьмая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—2-й такты танцующие, исполняя движение № 7, идут по кругу против хода часовой стрелки.
На 3—8-й такты тем же движением танцующие, постепенно перестраиваясь из круга в две линии (рис. 10), идут вдоль задника сцены парами, и в конце 8-го такта все поворачиваются лицом к зрителям (рис. 11).
Рис. 10↓
Рис. 11↓
Восьмая фигура
Музыка исполняется сначала
На 1-й такт девочки идут к правым кулисам, исполняя движение № 8 вправо с правой ноги. Одновременно мальчики идут к левым кулисам, исполняя движение № 8 влево с левой ноги.
На 2-й такт танцующие, исполняя то же движение, но с другой ноги (девочки — с левой ноги влево, мальчики — с правой ноги вправо), возвращаются на свои места.
На 3—8-й такты три раза повторяются движения, исполненные на 1—2 й такты.
Девятая фигура
Музыка исполняется сначала
На 1—6-й такты девочки и мальчики, сохраняя равнение в линиях, три раза исполняют движение № 9.
На 7-й такт все останавливаются в позах, показанных на рисунке 12, и вибрируют веерами
Рис. 12
На 8-й такт девочки и мальчики, сохраняя те же позы, вибрируют веерами. Если есть занавес, он постепенно закрывается. Если занавеса нет, позы сохраняются до конца музыки.
Затем все становятся прямо, лицом к зрителям, кланяются и уходят, девочки — в левые кулисы, мальчики — в правые.
Примечание.
В некоторых моментах (по определению руководителя) для усиления впечатления можно ввести пение (без слов) всех участников танца.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Все шаги в этом танце надо исполнять мягко, чуть заметно пружиня ноги. Колени слегка согнуты. Движения рук, корпуса, головы мягкие, плавные, выразительные.
Движение № 1
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног. В правой руке полу раскрытый веер, в левой — платок.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед правой ногой (шаг начинать с пятки, не поднимая носка вверх, и затем перевести ногу на всю ступню). Левую ногу чуть отделить от пола. Одновременно, сблизив руки перед корпусом, хлопнуть ладонью левой руки о веер, находящийся в правой руке (рис 13).
Рис. 13
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу подвести к правой (почти касаясь носком пола) и поставить па носок у середины ступни правой ноги. Смягчить движение чуть заметным присоединением на обеих ногах. Одновременно сделать второй хлопок о веер.
На счет «три» (третья четверть такта) левую ногу поставить назад на носок. Корпус чуть наклонить вперед. Руки, мягко опустив вниз, развести в стороны и слегка назад.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) левую ногу перевести па всю ступню (тяжесть тела теперь на левой ноге), правую ногу поставить на носок у середины ступни левой ноги. Руки в том же положении.
Затем движение исполняется сначала.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но шаг вперед нужно сделать левой ногой, правую поставить на носок у левой, затем правую ногу отставить назад, перенести на нее тяжесть тела, левую ногу поставить на носок у правой ноги.
Затем движение исполняется сначала.
Движение исполняется очень мягко, шаги вперед значительно большие, чем шаги назад.
Движение № 2
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног. В правой руке веер, в левой — платок.
а) Движение с левой ноги.
Из-за такта левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг влево левой ногой. Корпус чуть отклонить вправо. Руки перевести в положение, показанное на рисунке 14. Смотреть на платок.
Рис. 14
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать шаг правой ногой влево, повернувшись влево на 180 градусов. Поза не меняется (рис. 15). Левую ногу отделить от пола.
Рис. 15
На счет «три» (третья четверть такта) повернуться на правой ноге еще на 180 градусов влево (то есть вернуться в исходное положение) и стать на левую ногу. Руки в том же положении.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) правую ногу поднять перед левой, перекрещивая ее. Корпус чуть отклонить вправо. Руки из положения, показанного на рисунке 15, мягко и постепенно (начиная со счета «три») перевести в положение, показанное на рисунке 16 (левую руку сначала опустить перед корпусом вниз, а потом приподнять). Смотреть на платок.
Затем движение исполняется с правой ноги.
Рис. 16
б) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг правой ногой вправо. Правую руку перевести вправо, как показано на рисунке 17. Смотреть на веер.
На счет «два» (вторая четверть такта) Сделать шаг левой ногой вправо. Правую руку перевести вправо, как показано на рисунке 17. Смотреть на веер.
Рис. 17
На счет «три» (третья четверть такта) повернуться на левой ноге еще на 180 градусов вправо (то есть вернуться в исходное положение) и стать на правую ногу. Руки в том же положении.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) левую йогу поднять перед правой, перекрещивая ее. Руки из положения, показанного на рисунке 18, мягко и постепенно (начиная со счета «три») перевести в положение, показанное на рисунке 19. Смотреть на платок.
Затем движение исполняется с левой ноги.
Рис. 18↓
Рис. 19↓
Движение № 3
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Правая рука с веером — на поясе (тыльной частью кисти), левая рука с платком вытянута в сторону немного ниже плеча (рис. 20).
Рис. 20
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг левой ногой вперед чуть влево. Тяжесть тела перенести на левую ногу. Правая нога на носке. Одновременно взмахнуть платком: руку (от кисти до локтя) опустить вниз, а затем приподнять до исходного положения. Смотреть на платок.
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу поставить на носок к пятке левой ноги. Смягчить движение чуть заметным приседанием на обеих ногах. Еще раз так же, как на счет «раз», взмахнуть платком.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать шаг правой ногой вперед чуть вправо. Одновременно левую руку положить на пояс, а правую приподнять вверх, взмахом раскрыть веер (рис. 21) и вибрировать им.
Рис. 21
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) левую ногу поставить на носок у пятки правой ноги. Смягчить движение чуть заметным приседанием на обеих ногах. Веером опять взмахнуть и вибрировать им.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 4
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с левой ноги.
Из-за такта левую ногу отделить от пола.
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) пробежать вперед двумя шагами на низких полупальцах (начиная с левой ноги), свободно размахивая руками, как при маршировке; если шаг делается с левой ноги, вперед выводится правая рука, назад — левая, и наоборот: если шаг делается с правой ноги, вперед выводится левая рука, назад — правая.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать прыжок вперед на всю ступню левой ноги, чуть согнув ее в колене; правую ногу, согнутую в колене, броском отвести назад. Одновременно слегка наклонить корпус вперед и хлопком о веер соединить ладони.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) руки слегка развести в стороны.
б) Движение с правой ноги.
Исполняется так же, но бег начинается с правой ноги, прыжок вперед делается на правую ногу, левая броском отводится назад.
Движение № 5
Исполняется на восемь тактов музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать очень маленький шаг влево левой ногой; правую ногу слегка отделить от пола. Одновременно хлопнуть в ладоши (хлопок о веер).
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу поставить на носок у пятки левой ноги. Смягчить движение чуть заметным приседанием на обеих ногах. Одновременно сделать второй хлопок о веер.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать очень маленький шаг вправо правой ногой, левую ногу слегка отделить от пола. Руки, опустив вниз, слегка развести в стороны и немного назад.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) левую ногу поставить на носок у пятки правой ноги, смягчить движение чуть заметным приседанием на обеих ногах. Руки остаются разведенными в стороны.
2-й такт
Повторить движения 1-го такта.
3-й такт
Сделать поворот на месте влево (на 360 градусов) четырьмя простыми шагами, начиная с левой ноги. Правую руку при этом положить на пояс, левую (с платком) поднять перед собой до уровня лица.
4—5-й такты
Два раза повторить движения 1-го такта.
6-й такт
Повторить движения 3-го такта.
7—8-й такты
Два раза повторить движения 1-го такта.
Движение № 6
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать правой ногой шаг вправо.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу поставить на носок у середины ступни правой ноги.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать левой ногой маленький шаг влево (почти на месте).
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) правую ногу поставить на носок у середины ступни левой ноги.
Затем движение исполняется сначала. Танцующий, исполняя движение, продвигается вправо.
Движение № 7
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение— естественная позиция ног. Левая рука на поясе. Правая опущена вниз.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг левой ногой вперед, чуть влево. Правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу поставить на носок у пятки левой ноги. Правую руку на счет «раз-два» плавно перевести в положение, показанное на рисунке 22.
Рис. 22
На счет «три» (третья четверть такта) сделать правой ногой шаг вперед, чуть вправо. Левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) левую ногу поставить на носок к пятке правой ноги. Правую руку на счет «три-четыре» мягко перевести вправо, как показано на рисунке 23.
Рис. 23
Движение № 8
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног; руки опущены вниз и чуть отведены влево.
а) Движение с правой ноги вправо.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вправо правой ногой, левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу поставить на носок у правой ноги.
Одновременно (на счет «раз-два») обеими руками сделать в воздухе круг: вправо, затем вверх, по дуге над головой — влево, затем мимо левого плеча вниз и снова вправо (см. пунктирную линию на рисунке 24).
Рис. 24
На счет «три» (третья четверть такта) правой ногой сделать еще шаг вправо. Левую ногу чуть отделить от пола. Руками сделать еще раз круговое движение (рис. 24), затем приподнять руки вверх и, взмахнув кистями рук, остановить их в положении, как показано на рисунке 25.
Рис. 25
На счет «четыре» (четвертая четверть такта), сохраняя ту же позу (рис. 25), левую ногу поставить на носок у правой ноги.
б) Движение с левой ноги влево.
Исполняется в том же порядке, но шаги нужно делать влево с левой ноги. Правую ногу поставить на носок у левой ноги.
Руками делать то же движение, но в обратную сторону. Заключительная поза показана на рисунке 26.
Рис. 26
Движение № 9
Исполняется на два такта музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног, руки опущены вниз.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг левой ногой вперед. Правая нога остается сзади на носке. Правую руку с веером отвести в сторону, левую руку с платком поднять вперед и затем вверх (рис. 27).
Рис. 27
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу приставить к левой в естественную позицию. Руки в том же положении.
На счет «три» (третья четверть такта), повернувшись налево на 90 градусов (правым боком к зрителям), сделать шаг влево левой ногой. Правая нога на носке. Руки переводятся в положение, показанное на рисунке 28.
Рис. 28
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) правую ногу приставить к левой в естественную позицию. Положение рук то же.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), повернувшись на 90 градусов вправо (в исходное положение, лицом к зрителям сделать шаг вперед правой ногой. Левая нога — сзади на носке.
Руки перевести в положение, показанное на рисунке 29.
Рис. 29
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу приставить к правок. Руки в том же положении (рис. 29).
На счет «три» (третья четверть такта), повернувшись на 90 градусов направо (левым боком к зрителям), сделать шаг вправо правой ногой. Левая нога на носке. Руки переводятся в положение, показанное на рисунке 30.
Рис. 30
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) левую ногу приставить к правой в естественную позицию. Положение рук то же.