Танец с кокосовыми орехами. Танец Индонезии для мальчика
Танец по построению несложный. Некоторую трудность представляют движения рук, особенно кистей и пальцев.
Чтобы разучить движения рук в индонезийском танце, необходимо отдельно отработать каждое положение кистей и особенно переходы из одного положения в другое. Переходы эти должны быть мягкими и пластичными.
Музыка танца народная, исполняется на рояле (или на баяне) в сопровождении барабана. В барабан ударяют ладонями в ритм мелодии. Это придает танцу особый колорит.
Костюм исполнителя.
Черные длинные штаны из легкой блестящей материи. На каждой штанине — внизу неширокая белая полоска. Кофта из такой же материи, рукава длинные, довольно широкие, пройма низкая, по пройме — две белые полоски.
Поверх кофты и штанов надевается полотнище, вроде юбочки (длина от пояса вниз 30—40 сантиметров). Эта «юбочка» — из ткани темно-желтого цвета со светло-коричневыми разводами. Спереди одна пола «юбки» заправляется за другую (см. рисунки). На голове — шарфик (из такой же материи, как «юбочка»), завязывающийся узлом слева на затылке. Мальчик танцует босиком (чтобы ногам не было холодно, можно постелить коврик).
Для танца необходимо иметь два кокосовых ореха, у которых срезаны верхушки. Орехи можно сделать из папье-маше, но очень плотные, чтобы при ударе одного ореха о другой был слышен стук.
Танец с кокосовыми орехами. Танец Индонезии для мальчика. Ноты. Нажмите.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Перед началом танца мальчик выходит на авансцену, становится лицом к зрителям, орехи кладет на пол перед собой отверстиями вниз.
Первая фигура
Исполняются 1—22-й такты музыки.
На 1—8-й такты мальчик идет вокруг орехов по ходу часовой стрелки (рис. 1), исполняя движение № 1 (рис. 2 и 3). При этом мальчик все время остается лицом к орехам, а в конце 8-го такта останавливается сзади орехов лицом к зрителям (то есть становится в исходное положение).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
На 9—16-й такты мальчик исполняет на месте движение № 2.
На 17-й такт мальчик, слегка наклоняясь влево, двумя руками осторожно берет орех, находящийся слева, чуть приподнимает его, переворачивает отверстием вверх и ставит донышком на пол.
На 18-й такт мальчик, оставаясь в приседании, выпрямив корпус, делает руками движения, описанные в движении № 1 (на счет «раз» переводит руки в положение, показанное на рисунке 2; на счет «два» переводит руки в положение, показанное на рисунке 3).
На 19-й такт мальчик, слегка наклоняясь вправо, так же берет орех, находящийся справа, и ставит его донышком на пол.
На 20-й такт мальчик, оставаясь в приседании и выпрямив корпус, делает руками те же движения, что и на 18-й такт.
На 21-й такт мальчик подтягивает левую ногу к правой ноге (оставаясь в приседании), берет правой рукой орех, находящийся справа, и слегка приподнимает его перед собой.
На 22-й такт мальчик берет левой рукой орех, находящийся слева, и слегка приподнимает его перед собой.
Вторая фигура
Исполняются 23—32-й такты музыки.
На 23-й такт мальчик, оставаясь в приседании, делает шаг назад правой ногой и ударяет одним орехом о другой, как показано на рисунке 4.
Рис. 4
На 24-й такт мальчик, оставаясь в приседании, делает шаг назад левой ногой и ударяет орехом, находящимся в левой руке, об орех, находящийся в правой руке.
На 25—28-й такты еще два раза повторяются движения, исполненные на 23—24-й такты.
На 29—30-й такты мальчик постепенно выпрямляется, ударяя орехом об орех, как на 23—24-й такты.
На 31-й такт мальчик исполняет на месте движение № 3 с левой ноги.
На 32-й такт мальчик исполняет на месте движение № 3 с правой ноги.
На 33—34-й такты повторяются движения 31—32-го тактов.
На 35-й такт повторяются движения 31-го такта.
Третья фигура
Исполняются 36—45-й такты музыки.
На 36—37-й такты мальчик два раза исполняет движение № 4 (с правой и с левой иоги), чуть продвигаясь вперед.
На 38—39-й такты мальчик, исполняя движение № 3 (сначала с правой, потом с левой ноги), поворачивается на 180 градусов влево и оказывается спиной к зрителям.
На 40-й такт мальчик исполняет движение № 5.
На 41—43-й такты мальчик повторяет движения 38—40-го тактов. Заключительной позой движения № 5 танец заканчивается, после чего на 44—45-й такты музыки мальчик медленно кланяется, опуская руки вниз, и затем уходит со сцены.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Ход вперед — влево»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Колени слегка согнуты. Руки, согнутые в локтях, приподняты до уровня груди (ладонями к корпусу), кисти рук слегка согнуты.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) поставить правую-ногу вперед — влево на носок. Колено не выпрямлять. Одновременно правую руку с опушенной кистью начать мягко поднимать вверх, левую руку опускать вниз. Смотреть на руки (рис. 5).
Рис. 5
На счет «два» (вторая четверть такта) соскользнуть с полупальцев правой ноги на всю ступню. Руки довести до положения, показанного на рисунке 2 (средний палец одной руки должен быть направлен к среднему пальцу другой руки). Смотреть на руки.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) поставить левую ногу вперед — влево на носок. Колено не выпрямлять. Одновременно левую руку начать поднимать вверх (постепенно опуская пальцы вниз), а правую руку начать опускать вниз (постепенно поднимая пальцы вверх). Корпус и голову повернуть влево. Смотреть на руки.
На счет «два» (вторая четверть такта) руки перевести в заключительное положение, показанное на рисунке 3, и одновременно соскользнуть с полупальцев левой ноги на всю ступню.
Затем движение исполняется сначала. Исполняя это движение, мальчик идет вперед маленькими шагами. Колени ног все время слегка согнуты.
Движения руками нужно делать плавна и непрерывно, фиксируя заключительное положение (то есть на какой-то момент останавливая руки в положении, показанном на рисунках 2 и 3).
Движение № 2
«Приседание с движениями рук»
Исполняется на восемь тактов музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта согнуть колено правой ноги. Левую ногу вытянуть влево и поставить на пятку (пальцы ноги поднять вверх). Руки приподнять перед собой в положение, показанное на рисунке 6.
Рис. 6
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть так-та) опустить левую ногу на всю ступню с ударом подушечкой стопы об пол (рис. 7). Кистями рук сделать круговое движение и перевести руки в положение, показанное на рисунке 7. Смотреть на левую руку.
Рис. 7
На счет «два» (вторая четверть такта) пальцы левой ноги, отделив от пола, приподнять. Руки в том же положении, как на счет «раз».
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) опустить левую ногу на всю ступню с ударом подушечкой стопы об пол. Одновременно руки перевести в положение, показанное на рисунке 6.
На счет «два» (вторая четверть такта) пальцы левой ноги, отделив от пола, поднять вверх. Руки оставить в том же положении, как на счет «раз».
3-й такт
Повторить движения 1-го такта.
4-й такт
Повторить движения 2-го такта, постепенно опускаясь вниз и становясь на правое колено.
5-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) наклониться вперед и скрестить руки (правая рука сверху), как показано на рисунке 8.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
Рис. 8
6-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) выпрямить корпус, продолжая стоять на колене правой ноги. Одновременно кисть правой руки чуть приподнять и, сделав ею круговое движение, повернуть ладонь кверху (руку при этом слегка отвести вправо).
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать круговое движение кистью левой руки, повернув ладонь кверху. Положение обеих ладоней показано на рисунке 9.
Рис. 9
7-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), приподнимая правую руку круговым движением (вниз и затем вправо), повернуть кисть ладонью наружу (на уровне правого плеча; рис. 10).
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза (танцующий лукаво смотрит на зрителя: сейчас он покажет, как танцует с орехами).
Рис. 10
8-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) мальчик сводит руки перед своим лицом ладонями наружу (рис. 11).
На счет «два» (вторая четверть такта) мальчик слегка разводит в стороны руки, согнутые в локтях (ладонями наружу).
Рис. 11
Движение № 3
«Шаг-подскок на месте»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки, согнув в локтях, приподнять перед корпусом.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг на месте правой ногой, левую ногу слегка отделить от пола и приподнять. Одновременно ударить орехом об орех перед собой (рис. 12).
Рис. 12
На счет «два» (вторая четверть такта) подскочить на правой ноге, левую ногу, согнув в колене, приподнять и ударить орехом об орех под коленом левой ноги (рис. 13).
Рис. 13
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг на месте левой ногой, правую ногу слегка отделить от пола и приподнять. Одновременно ударить орехом об орех перед собой (так же, как на счет «раз» в движении с правой ноги).
На счет «два» (вторая четверть такта) подскочить на левой ноге, правую ногу, согнув в колене, приподнять и ударить орехом об орех под коленом правой ноги.
Движение № 4
То же, что движение № 3, но на счет «раз» 1-го такта ударять орехом об орех, подняв округло руки над головой.
Движение № 5
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног, стоять спиной к зрителям.
На счет «раз» (первая четверть такта) правую ногу поставить на полупальцы, перекрещивая левую ногу (ступни почти параллельны). Одновременно, отведя руки за спину (рис. 14). ударить орехом об орех.
Рис. 14
На счет «два» (вторая четверть такта) повернуться на полупальцах обеих ног влево на 180 градусов (встать лицом к зрителям). Опуститься с полупальцев на ступни обеих ног, переводя их в естественную позицию. Руки, согнутые в локтях, слегка развести в стороны (рис. 15).
Рис. 15