Мазурка. Польский танец для детей
Мазурка — популярный польский народный танец, широко распространен по всей Польше. Разнообразие движений мазурки (как сложных, так и простых), их свободное сочетание дают возможность танцевать мазурку и взрослым и детям.
Все движения мазурки исполняются стремительно, но плавно, особенно различные прыжки и взмахи ног. Большое значение придается осанке танцующих. Корпус должен быть подтянут, никакие нарочитые наклоны или повороты корпуса и головы недопустимы.
В парном танце девочка и мальчик смотрят друг на друга.
В данном варианте танца участвует любое количество пар, но не менее шести — семи. Девочки и мальчики танцуют весело, непринужденно, приветливо улыбаясь друг другу.
Музыка танца и костюмы исполнителей народные.
Костюм девочки.
Пестрая ситцевая юбка, украшенная на подоле цветными полосами. Белая кофта с широкими рукавами на обшлагах, у ворота — рюшка (оборочка), на обшлагах и у ворота — легкая вышивка. На шее — бусы. Поверх кофты — цветная безрукавка с баской зубчиками. Безрукавка отделана вышивкой и пуговицами. Волосы заплетены в две косы. В косах — банты. На голове может быть цветной платочек, завязывающийся на затылке узлом. На ногах — черные высокие ботинки с красными шнурками.
Костюм мальчика.
Белая рубашка с широкими рукавами на обшлагах. Красный галстук, завязывающийся небольшим бантом. Светло-синий жилет. Полосатые штаны, заправленные в черные или коричневые сапожки.
Мазурка. Польский танец для детей. Ноты. Нажмите
Описание движений после описания танца.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Перед началом танца девочки и мальчики становятся парами (в каждой паре девочка справа от мальчика) за кулисами в левом заднем углу сцены.
Первая фигура
На 1—3-й такты танцующие пара за парой выбегают движением № 1 на сцену в позе, показанной на рисунке 1. Девочка начинает движение с правой ноги, мальчик — с левой.
Рис. 1
На 4-й такт танцующие, продолжая движение вперед (вдоль задника сцены), исполняют «тройной притоп» (движение № 2): девочка — с левой ноги, мальчик — с правой.
На 5—7-й такты повторяются движения 1—3-го тактов. При этом первая пара ведет за собой все остальные пары мимо правых кулис и далее — по кругу против хода часовой стрелки (рис. 2).
Рис. 2
На 8-й такт танцующие исполняют «двойной притоп» (движение № 3): девочка — с левой ноги, мальчик — с правой, одновременно поворачиваются лицом друг к другу и разъединяют руки (рис. 3).
Рис. 3
На 9—11-й такты в каждой паре девочка и мальчик берутся за правые руки, левые сгибают под прямым углом (рис. 4) и в этой позе кружатся на месте (обходят друг друга) по ходу часовой стрелки, исполняя движение № 1 (оба начинают с левой ноги). В конце 11-го такта танцующие должны вернуться на свои первоначальные места.
Рис. 4
На 12-й такт все исполняют на месте движение № 4, одновременно разъединяют руки и поворачиваются лицом друг к другу (рис. 3).
На 13—15-й такты танцующие в каждой паре берутся за левые руки, правые руки сгибают под прямым углом и обходят друг друга движением № 1 (оба начинают с правой ноги) против хода часовой стрелки. К концу 15-го такта танцующие должны оказаться на своих местах.
На 16-й такт все исполняют движение № 4, одновременно разъединяют руки, поворачиваются лицом против хода часовой стрелки (рис. 5).
Рис. 5
В каждой паре мальчик кладет правую руку на талию девочке; девочка кладет правую руку себе на бедро (упирается в бедро тыльной стороной кисти, локоть чуть направляет вперед). В этом положении танцующие соединяют ладони правых рук, а левые руки, соединив, отводят влево немного ниже левого плеча мальчика (рис. 6).
Рис. 6
На 17—18-й такты пары двигаются по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 5: девочка — с правой ноги, мальчик — с левой.
На 19—20-й такты танцующие, продолжая двигаться вперед по кругу, исполняют движение № 6: девочки — с правой ноги, мальчики — с левой.
На 21—24-й такты каждая пара в той же позе (рис. 6) движением № 5 кружится на месте против хода часовой стрелки (делает два полных круга), при этом девочка идет вокруг мальчика, исполняя движение № 5 с правой ноги вперед, а мальчик поворачивается на месте, исполняя движение № 5 с левой ноги (левую ногу заносит назад за себя). В конце 24-го такта танцующие останавливаются лицом друг к другу (рис. 3) и берутся за обе руки, разводя их в стороны (рис. 7). Ноги в естественной позиции.
Рис. 7
На 25—26-й такты танцующие каждой пары в позе, показанной на рисунке 7, два раза исполняют движение № 7: девочка — вправо, мальчик — влево, таким образом продвигаются по кругу против хода часовой стрелки.
На 27—28-й такты танцующие каждой пары, проводя руки низом вперед, поворачиваются лицом по кругу против хода часовой стрелки и бегут вперед в позе, показанной на рисунке 1, движением № 1 (девочка начинает с правой ноги, мальчик— с левой).
На 29—32-й такты каждая пара в той же позе движением № 1 кружится на месте. При этом девочка идет вокруг мальчика против хода часовой стрелки, а мальчик танцует на месте, следя взглядом за девочкой и проводя ее левую руку над своей головой.
На 33—36-й такты повторяются движения 25—28-го тактов.
На 37—39-й такты девочки, положив руки себе на бедра, движением № 1, начиная с правой ноги, идут к центру круга; мальчики, положив руки себе на бедра, движением № 1, начиная с левой ноги, медленно поворачиваются влево лицом к центру круга.
На 40-й такт девочки, исполняя движение № 2 с левой ноги, поворачиваются влево на 180 градусов (спиной к центру круга) и берутся за руки (рис. 8); мальчики исполняют на месте движение № 3 с правой ноги.
Рис. 8
Вторая фигура
Музыка исполняется с начала (без вступления).
На 1—4-й такты девочки бегут по кругу по ходу часовой стрелки, исполняя движение № 1, начиная с правой ноги. Одновременно мальчики исполняют на месте движение № 8, начиная с правой ноги.
На 5—8-й такты девочки слегка поворачиваются влево и тем же движением бегут по кругу против хода часовой стрелки. Мальчики продолжают исполнять на месте движение № 8.
На 9—12-й такты каждая девочка движением № 1 подходит к мальчику — своему партнеру, подает ему правую руку, и все пары движением № 1 идут в глубину сцены, перестраиваясь в полукруг.
На 13—15-й такты танцующие каждой пары, держась за правые руки, левые сгибают под прямым углом (рис. 4) и кружатся на месте (обходят друг друга) по ходу часовой стрелки, продолжая исполнять движение № 1. В конце 15-го такта все разъединяют руки и поворачиваются лицом к зрителям, выравнивая полукруг (рис. 9).
Рис. 9
На 16-й такт все, положив руки себе на бедра, исполняют на месте движение № 4.
На 17—24-й такты из середины полукруга выходит одна пара. Начинается сольный танец первой пары: на 17-й такт первая пара идет вперед, исполняя движение № 1 (девочка — с правой ноги, мальчик — с левой); на 18-й такт пара исполняет движение № 9 (девочка — с левой ноги, мальчик — с правой); на 19-й такт пара исполняет движение № 6 (девочка — с правой ноги, мальчик — с левой); на 20-й такт оба исполняют движение № 2 (девочка — с правой ноги, мальчик — с левой); одновременно девочка поворачивается лицом к мальчику и становится с ним в позу, показанную на рисунке 10; на 21—22-й такты девочка и мальчик первой пары в позе, показанной на рисунке 10, кружатся на месте (делают один круг по ходу часовой стрелки), исполняя движение № 1 (девочка — с левой ноги, мальчик — с правой); на 23—24-й такты танцующие первой пары разъединяют руки. Девочка подбегает к одному из мальчиков, стоящих в полукруге, и приглашает его танцевать, а мальчик — ее партнер приглашает танцевать одну из девочек, стоящих в полукруге.
Рис. 10
Во время танца первой пары остальные танцующие исполняют на месте движение № 8, начиная с правой ноги, и хлопают в ладоши на первую четверть каждого такта.
На 25—40-й такты все танцующие, кроме двух пар солистов, рассаживаются на полу в полукруге свободными группами. Две пары солистов танцуют. Они начинают свой танец с противоположных концов полукруга и двигаются навстречу друг другу. На 25-й такт в позе, показанной на рисунке 7, пары исполняют движение № 7 (девочки — с правой ноги, мальчики — с левой); на 26-й такт пары в позе, показанной на рисунке 1 (руки проводят низом вперед), исполняют движение № 1 (девочки — с правой ноги, мальчики — с левой); на 27-й такт танцующие в каждой паре, отвернувшись друг от друга, как показано на рисунке 11, исполняют движение № 7 с другой ноги (девочка — с левой ноги, мальчик — с правой); на 28-й такт пары в позе, показанной на рисунке 1 (руки проводят низом вперед), исполняют движение № 1 (девочки — с левой ноги, мальчики — с правой); на 29—32-и такты танцующие обеих пар соединяют левые руки «звездочкой», правые руки раскрывают в стороны (рис. 12) и бегут против хода часовой стрелки, исполняя движение № 5 с правой ноги; на 33—36-й такты солисты разъединяют левые руки, поворачиваются лицом в обратную сторону, соединяют правые руки, левые разводят в стороны и движением № 6 с левой ноги бегут по ходу часовой стрелки; на 37—40-й такты солисты разъединяют руки, подбегают к своим товарищам, которые с интересом следили за танцем, и сговариваются с ними о новой фигуре. В глубину сцены выбегают один мальчик и четыре девочки и становятся, как показано на рисунке 13 («мотылек»).
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Третья фигура
Музыка начинается с начала (без вступления).
Танцует новая группа солистов: мальчик и четыре девочки. На 1—2-й такты солисты в позе, показанной на рисунке 13, бегут вперед движением № 1 (все начинают с правой ноги).
На 3—4-й такты девочки-солистки меняют позу (становятся, как показано на рисунке 14) и продолжают бежать вместе с мальчиком-солистом тем же движением (но девочки исполняют его назад) по кругу против хода часовой стрелки.
Рис. 14
На 5—8-й такты повторяются движения 1—4-го тактов. Остальные девочки и мальчики, сидя на полу, хлопают в ладоши на первую четверть каждого такта.
На 9—12-й такты девочки-солистки разъединяют руки с мальчиком, берутся за руки, образуя кружок вокруг мальчика, и бегут движением № 1 против хода часовой стрелки. Мальчик-солист, положив левую руку на бедро, а правую подняв наискосок вверх — вправо, исполняет на месте движение № 2, потом движение № 4 и еще раз движение № 2 и движение № 4.
На 13—16-й такты мальчик-солист повторяет движение 9—12-го тактов, девочки-солистки поворачиваются в обратную сторону и бегут вокруг мальчика тем же движением по ходу часовой стрелки.
В это время одна из девочек, сидевших на полу, поднимается, жестом зовет всех танцевать, те быстро поднимаются, бегут к солистам и, берясь за руки, образуют вокруг солистов второй круг.
На 17—22-й такты солисты становятся лицом к зрителям в положение «мотылек» (рис. 13) и исполняют на месте попеременно движение № 2 (с правой ноги) и движение № 3 (с левой ноги). Одновременно остальные танцующие, держась за руки, бегут по кругу против хода часовой стрелки движением № 1, начиная с правой ноги.
На 23—24-й такты танцующие, в том числе и солисты, тем же движением перестраиваются в пары по кругу (рис. 5) и берутся за руки, как показано на рисунке 1.
На 25—26-й такты танцующие каждой пары поворачиваются лицом друг к другу, соединенные руки отводят влево от девочки и исполняют движение № 10: девочка — с правой ноги, потом с левой, мальчик наоборот — сначала с левой ноги, потом с правой.
На 27-й такт танцующие каждой пары, повернувшись лицом против хода часовой стрелки и проведя соединенные руки низом вперед, исполняют движение № 9: девочка —с правой ноги, мальчик — с левой.
На 28-й такт все исполняют движение № 11.
На 29—31-й такты танцующие бегут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 1 (девочки начинают с правой ноги, мальчики — с левой).
На 32-й такт танцующие каждой пары исполняют движение № 2 (девочка — с левой ноги, мальчик — с правой) и одновременно поворачиваются лицом друг к другу. Соединенные руки отводят в сторону (влево от девочки).
На 33—40-й такты повторяются движения 25—32-го тактов. В конце 40-го такта танцующие останавливаются лицом друг к другу (рис. 3) и разъединяют руки.
Четвертая фигура
Музыка исполняется сначала (без вступления).
На 1—3-й такты в каждой паре девочка и мальчик берутся за правые руки, левую руку кладут себе на бедро и в этой позе обходят друг друга по ходу часовой стрелки, исполняя движение № 1 (оба начинают с левой ноги). В конце 3-го такта танцующие возвращаются на свои места (рис. 3) и разъединяют правые руки.
На 4-й такт все, положив руки себе на бедра, исполняют движение № 3 с правой ноги.
На 5—7-й такты мальчики, стоя на месте, исполняют движение № 8, начиная с правой ноги. Одновременно девочки, кружась вправо движением № 1 (начинают с правой ноги), идут по кругу против хода часовой стрелки и останавливаются около следующего мальчика.
На 8-й такт девочки и мальчики, стоя лицом друг к другу (рис. 3), исполняют движение № 2 с левой ноги.
На 9—11-й такты пары (в новом составе), взявшись за левые руки, а правые положив себе на бедро, обходят друг друга против хода часовой стрелки, исполняя движение № 1 (начинают с правой ноги). В конце 11-го такта возвращаются на свое место (рис. 3) и разъединяют левые руки.
На 12-й такт все, положив руки себе на бедра, исполняют движение № 3 с левой ноги.
На 13—15-й такты девочки, стоя на месте, исполняют движение № 8 (начиная с левой ноги) и хлопают в ладоши на первую и третью четверти каждого такта. Одновременно мальчики, кружась влево движением № 1 (начинают с левой ноги), идут по кругу против хода часовой стрелки и доходят до своих партнерш.
На 16-й такт девочка и мальчик каждой пары, стоя лицом друг к другу (рис. 3), исполняют движение № 2 с правой ноги.
На 17-й такт танцующие каждой пары берутся за правые руки и, исполнив движение № 1 с правой ноги, становятся боком к центру круга: девочка — левым боком, мальчик — правым (рис. 15).
Рис. 15
На 18—23-й такты исполняется «цепочка». Танцующие движением № 1 идут по кругу: девочки — против хода часовой стрелки, мальчики — по ходу часовой стрелки; при этом каждая девочка, отойдя от мальчика — своего партнера, встречается с новым партнером, они берутся за левые руки, проходят слева друг от друга, следующему партнеру подают правые руки, опять проходят мимо друг друга, но уже справа, при следующей встрече подают левые руки — проходят слева, и т. д. Исполняя эту фигуру, очень важно не сбиться с направления и точно на счет «раз» (первую четверть каждого такта) подавать руку следующему партнеру, а на счет «три» разъединять руки. На рисунке 15 линиями показано, как должны двигаться по кругу девочки и мальчики.
На 24-й такт каждый встречается со своим партнером и все, продолжая движение парами, становятся лицом против хода часовой стрелки (рис. 5) в позу, показанную на рисунке 1.
На 25—26-й такты танцующие бегут пара за парой по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 5 (девочки — с правой ноги, мальчики — с левой).
На 27—28-й такты танцующие исполняют движение № & (девочки — с правой ноги, мальчики — с левой).
На 29—32-й такты танцующие продолжают бежать в том же направлении, исполняя движение № 1 (девочки — с правой ноги, мальчики — с левой).
На 33—40-й такты танцующие повторяют движения 25—32-го тактов и постепенно, пара за парой, уходят со сцены в правые кулисы (рис. 16).
Рис. 16
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Основной ход мазурки»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4.
а) Движение с правой ноги.
Исходное положение — тяжесть тела на левой ноге. Правая нога — на носке у пятки левой ноги.
Из-за такта правую ногу слегка отделить от пола и перевести по воздуху вперед.
На счет «раз» (первая четверть такта) перескочить вперед на полупальцы правой ноги. Тяжесть тела перенести на правую ногу, левую ногу отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать простой шаг вперед левой ногой, ступая с носка. Тяжесть тела перенести на левую ногу, правую ногу отделить от пола.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать простой шаг вперед правой ногой, ступая с носка. Тяжесть тела перенести на правую ногу.
б) Движение с левой ноги.
Исходное положение — тяжесть тела на правой ноге. Левая нога — на носке у пятки правой ноги.
Из-за такта левую ногу слегка отделить от пола и провести по воздуху вперед.
На счет «раз» (первая четверть такта) перескочить вперед на полупальцы левой ноги. Тяжесть тела перенести на левую ногу, правую ногу отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать простой шаг вперед правой ногой, ступая с носка. Тяжесть тела перенести на правую ногу, левую ногу отделить от пола.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать простой шаг вперед левой ногой, ступая с носка. Тяжесть тела перенести на левую ногу.
Примечания:
1. «Основной ход мазурки» исполняется в характере легкого бега.
2. Перескок на счет «раз» должен быть низким: движение исполняется вперед, а не вверх.
3. Шаги на счет «два» и «три» можно исполнять на полупальцах, особенно при быстром темпе танца.
4. Основное положение рук: для девочки — руки опираются тыльной стороной кисти о бедра, пальцы обращены назад, локоть слегка направлен вперед; для мальчика — руки на бедрах, пальцы свободно собраны в кулак. В танце может быть и иное положение рук; тогда оно специально оговаривается в описании.
5. Когда «основной ход мазурки» исполняется подряд несколько раз, то он чередуется; если начинается с правой ноги, то затем продолжается с левой, потом с правой, и т. д., и, наоборот, если начинается с левой ноги, то продолжается с правой, затем с левой, и т. д.
Движение №2
«Тройной притоп»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение не указывается, так как это движение завершающее: им заканчивается какое-либо другое, предшествующее ему движение.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) легко топнуть правой ногой, чуть согнув ее в колене.
На счет «два» (вторая четверть такта) легко топнуть левой ногой, чуть согнув ее в колене.
На счет «три» (третья четверть такта) легко топнуть правой ногой, выпрямляя оба колена.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но сначала нужно топнуть левой ногой, потом правой и еще раз левой.
«Тройной притоп» можно исполнять на месте или с продвижением вперед (небольшими шагами с ударом стопой об пол), а также с поворотом на 180 или на 360 градусов.
Движение №3
«Двойной притоп»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение не указывается, так как это движение завершающее.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) легко топнуть правой ногой, чуть согнув ее в колене.
На счет «два» (вторая четверть такта) легко топнуть левой ногой и выпрямить колено правой ноги.
На счет «три» (третья четверть такта) пауза.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но сначала нужно топнуть левой ногой, потом правой.
Движение №4
«Прыжок»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение не указывается: движение завершающее.
Из-за такта соединить ноги в естественную позицию и слегка подпрыгнуть вверх.
На счет «раз» (первая четверть такта) приземлиться после прыжка на низкие полупальцы обеих ног, смягчив движение чуть заметным приседанием.
На счет «два-три» (вторая и третья четверти такта) пауза. Колени выпрямить.
Движение №5
«Подскок с шагами»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4.
а) Движение с правой ноги.
Исходное положение — тяжесть тела на левой ноге, правая нога — на полупальцах у пятки левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) продвинуться вперед чуть заметным подскоком на левой ноге, правую ногу слегка отделить от пола и провести по воздуху вперед.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать простой шаг вперед левой ногой, ступая с носка.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать простой шаг вперед левой ногой (ступая с носка).
Затем движение повторяется.
б) Движение с левой ноги.
Исходное положение — тяжесть тела на правой ноге, левая нога на полупальцах у пятки правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) продвинуться вперед чуть заметным подскоком на правой ноге, левую ногу слегка отделить от пола и провести по воздуху вперед.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать простой шаг вперед левой ногой, ступая с носка.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать простой шаг вперед правой ногой, ступая с носка.
Затем движение повторяется.
Это движение исполняется легко и грациозно. Разучивая его, нужно хорошо отработать сочетание подскоков и шагов так, чтобы подскок не тормозил продвижения вперед.
Движение №6
«Подскок с шагом и притопом»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4.
а) Движение с правой ноги.
Исходное положение — тяжесть тела на левой ноге, правая нога на полупальцах у пятки левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) продвинуться вперед чуть заметным подскоком на левой ноге, правую ногу слегка отделить от пола и провести по воздуху вперед.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать простой шаг вперед правой ногой, ступая с носка, левую ногу немного приподнять вперед, согнув в колене под прямым углом.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать шаг вперед левой ногой, ударив стопой об пол.
Затем движение исполняется сначала.
б) Движение с левой ноги.
Исходное положение — тяжесть тела на правой ноге, левая нога на полупальцах у пятки правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) продвинуться вперед чуть заметным подскоком на правой ноге, левую ногу слегка отделить от пола и провести по воздуху вперед.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать простой шаг вперед левой ногой, ступая с носка. Правую ногу немного приподнять вперед, согнув в колене под прямым углом.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать простой шаг вперед правой ногой, ударив стопой об пол.
Затем движение исполняется сначала.
Характер исполнения этого движения тот же, что и движения № 5.
Движение №7
«Голубцы и шаг в сторону»
В польской мазурке есть несколько «голубцов». Мы даем описание наиболее простого из них.
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги вправо.
Из-за такта правую ногу отделить от пола и отвести в сторону.
На счет «раз» (первая четверть такта) подпрыгнуть вправо на левой ноге, одновременно каблуком правой ноги щелкнуть о каблук левой ноги, приземлиться на полупальцы левой ноги, а правую ногу вытянуть вправо, невысоко от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать простой шаг вправо на полупальцы правой ноги, левая нога остается в стороне на носке.
На счет «три» (третья четверть такта) левую ногу подтянуть к правой. Тяжесть тела перенести на левую ногу.
б) Движение с левой ноги влево.
Из-за такта левую ногу отделить от пола и отвести в сторону.
На счет «раз» (первая четверть такта) подпрыгнуть влево на правой ноге, одновременно каблуком левой ноги щелкнуть о каблук правой ноги, приземлиться на полупальцы правой ноги, а левую ногу вытянуть влево невысоко от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать простой шаг влево на полупальцах левой ноги, правая нога остается в стороне на носке.
На счет «три» (третья четверть такта) правую ногу подтянуть к левой. Тяжесть тела перенести на правую ногу.
Движение № 8
«Покачивание»
Исполняется на два такта музыки. Счет 3/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать небольшой шаг вправо правой ногой и перенести на нее тяжесть тела. Корпус и голову чуть-чуть наклонить вправо.
На счет «два-три» (вторая и третья четверти такта) пауза.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) перенести тяжесть тела на левую ногу, корпус и голову чуть-чуть наклонить влево.
На счет «два-три» (вторая и третья четверти такта) пауза.
Движение №9
«Шаг с подскоком и взмахом ноги»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение — тяжесть тела на левой ноге, правая нога на полупальцах у пятки левой ноги.
а) Движение с правой ноги.
Из-за такта продвинуться вперед чуть заметным подскоком на левой ноге, правую ногу отделить от пола.
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) правую ногу свободным махом вынести по воздуху вперед и наступить на нее. Тяжесть тела перенести на правую ногу.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать простой шаг вперед левой ногой.
б) Движение с левой ноги.
Из-за такта продвинуться вперед чуть заметным подскоком на правой ноге, левую ногу отделить от пола.
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) левую ногу свободным махом вынести по воздуху вперед и наступить на нее. Тяжесть тела перенести на левую ногу.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать простой шаг вперед правой ногой.
Движение № 10
«Боковое движение»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
Из-за такта правую ногу слегка отделить от пола и отвести вправо.
На счет «раз» (первая четверть такта) перескочить на полупальцы правой ноги, ставя ее рядом с левой ногой, как бы выбивая ею левую ногу, при этом тяжесть тела перенести на правую ногу, левую ногу сейчас же отделить от пола и отвести влево.
На счет «два» (вторая четверть такта) переступить на левую ногу, ставя ее влево с носка, тяжесть тела перенести на левую ногу. Правую ногу отделить от пола.
На счет «три» (третья четверть такта) правую ногу поставить рядом с левой ногой, как бы выбивая ею левую ногу, при этом тяжесть тела перенести на правую ногу, левую ногу сейчас же отделить от пола и отвести влево.
б) Движение с левой ноги.
Из-за такта левую ногу слегка отделить от пола и отвести влево.
На счет «раз» (первая четверть такта) перескочить на полупальцы левой ноги, ставя ее рядом с правой ногой, как бы выбивая ею правую ногу, при этом тяжесть тела перенести на левую ногу, правую ногу сейчас же отделить от пола и отвести вправо.
На счет «два» (вторая четверть такта) переступить на правую ногу, ставя ее вправо с носка, тяжесть тела перенести на правую ногу. Левую ногу отделить от пола.
На счет «три» (третья четверть такта) левую ногу поставить рядом с правой ногой, как бы выбивая ею правую ногу, при этом тяжесть тела перенести на левую ногу, правую ногу сейчас же отделить от пола и отвести вправо.
Движение №11
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение не указывается: движение завершающее.
На счет «раз» (первая четверть такта) чуть заметным прыжком нешироко расставить ноги в стороны (расстояние между ногами меньше одной ступни).
На счет «два» (вторая четверть такта) чуть заметным прыжком сдвинуть ноги вместе в естественную позицию (при этом свободной рукой можно сделать взмах вверх по диагонали чуть назад).
На счет «три» (третья четверть такта) пауза.
Во всех движениях мазурки носки ног всегда опущены вниз.