Узбекский танец для детей
В этом танце принимают участие четыре девочки (можно шесть или восемь).
Танец исполняется с присущими каждой узбекской пляске легкостью, грациозностью и четкостью.
На общем плавном, мягком фоне рисунка танца отчетливо выделяются отдельные, как бы отточенные позы, которые почти всегда подчеркиваются вздрагивающим движением кистей рук. Заучить отдельные движения узбекского танца нетрудно, но нужно усвоить очень мягкую, пластичную манеру движения рук.
Описание движений после описания танца.
Узбекский танец для детей. Ноты. Нажмите
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Перед началом танца четыре девочки, разделившись по две, находятся с двух сторон за кулисами в глубине сцены.
Первая фигура
Исполняются 1 — 14-й такты музыки.
На 1-й такт девочки по две с разных сторон выходят «основным ходом» (движение № 1) друг за другом.
На 2-й такт они исполняют движение № 2.
На 3—4-й такты повторяются движения, исполненные на 1—2-й такты.
На 5—6-й такты все девочки поворачиваются лицом к зрителям и одной ровной линией «основным ходом», начиная с правой ноги, идут на авансцену (перед началом движения наклоняют корпус вниз и начинают движение, как бы вынырнув снизу).
На последние две четверти 6-го такта, стоя на месте, девочки ударяют, два раза подушечкой левой ноги. Руками при этом делают то же движение, что и в «основном ходе»: сначала влево, потом вправо (взглядом девочка следит за руками).
На 7—8-й такты тем же движением девочки отходят назад (с левой ноги), наклоняя при этом корпус вперед. Руки постепенно разводят в стороны. На последние две четверти 8-го такта делают два удара подушечкой правой ноги и одновременно делают движение правым плечом (вперед — на место, вперед — на место).
На 9-й такт танцующие по двое расходятся в разные стороны. Девочки, идущие вправо, исполняют «боковой ход» (движение № 3) с правой ноги, а девочки, идущие влево, — «боковой ход» с левой ноги. На 10-й такт повторяется движение 9-го такта.
На 11 — 12-й такты исполняются движения 9—10-го тактов, но в другую сторону (с другой ноги), и, таким образом, танцующие вновь сходятся в одну линию.
На 13—14-й такты девочки «основным ходом» движутся по кругу против хода часовой стрелки и заканчивают движение, повернувшись спиной к центру круга.
Вторая фигура
Музыка начинается сначала.
На 1-й такт, переводя руки в положение, которое показано на рисунке 1, девочки делают следующее движение по кругу: на счет «раз» (первая восьмая такта), шагнув правой ногой влево, ставят ее на подушечку перед левой ногой; на счет «и» (вторая восьмая такта) делают шаг левой ногой влево; на счет «два» (третья восьмая такта) — шаг правой ногой, поставив ее на подушечку сзади левой ноги; на счет «и» (четвертая восьмая такта)—шаг левой ногой влево; на счет «три-четыре» (последние четыре восьмые такта) — полный поворот (360 градусов) влево на полупальцах обеих ног (поворот заканчивается легким полуприседанием на обеих ногах).
Рис. 1
На 2-й такт исполняется следующее: на счет «раз-два» (Первая и вторая четверти такта) девочки, пол у присев, два раза хлопают в ладоши около правого плеча, наклонив голову к правому плечу; на счет «три-четыре» (третья и четвертая четверти такта) делают два хлопка около левого плеча, наклонив голову к левому плечу.
На 3—4-й такты повторяются движения первых двух тактов, но на последнюю четверть 4-го такта все поворачиваются (на полупальцах) лицом к центру круга.
На 5—6-й такты танцующие идут «основным ходом» к центру. Руки снизу поднимают вперед, затем в стороны и на последние две четверти 6-го такта, положив руки друг другу на плечо, делают два удара подушечкой правой ноги.
На 7—8-й такты девочки медленно опускаются сначала на правое колено, потом на оба. На последние две четверти 8-го такта, стоя на коленях, танцующие делают движение правым плечом (вперед — на место, вперед — на место).
На 9—10-й такты девочки медленно выгибаются назад (садясь на пятки; рис. 2), постепенно снимая с плеч кисти рук. Голова повернута вправо.
Рис. 2
На 11 — 12-й такты танцующие медленно выпрямляют корпус.
На 13—14-й такты все поднимаются сначала с правого колена, потом с левого; руки переводят вперед — вверх, а затем на плечи друг другу.
Третья фигура
Музыка начинается сначала.
На 1—2-й такты делается то же движение ногами, что на музыку 1-го такта во второй фигуре, но вправо с левой ноги. На две последние четверти 2-го такта девочки два раза топают подушечкой левой ноги об пол.
На 3—4-й такты повторяются движения первых двух тактов, но влево с правой ноги.
На 5—6-й такты, исполняя «основной ход», девочки расходятся по углам и останавливаются лицом друг к другу (боком к центру).
На 7-й такт все идут «боковым ходом», но вместо паузы на последний счет слегка топают подушечкой левой ноги, ставя ее сзади правой в третью позицию.
Этим движением девочки идут в сторону зрителей (для этого стоящие справа начинают движение с правой ноги, стоящие слева — елевой).
Движения рук (для танцующих справа): на счет «раз» (первая четверть такта) кончиками пальцев правой руки легко ударить по тыльной части левой руки (рис. 3); на счет «два» (вторая четверть такта) левая рука остается в том же положении; правую руку, сделав круговое движение кистью, поднять вверх (рис. 9). Пауза 2/4.
Рис. 3
Танцующие слева делают то же движение, но поменяв положение рук.
Во время движения голова повернута в сторону зрителей.
На 8-й такт повторяются движения 7-го такта, но в обратную сторону.
На 9—10-й такты, подняв руки вверх (образуется как бы круглая рамка из рук) и прищелкивая пальцами, девочки опускаются на колени (вполоборота к зрителям).
На 11-й такт танцующие садятся на пятки. При этом они на счет «раз» (первая четверть такта) делают хлопок, на счет «два» (вторая четверть такта) ставят руки в позу, показанную на рисунке 4; на счет «три-четыре» (третья и четвертая четверти такта), сохраняя ту же позу (рис. 4), исполняют движение № 4.
Рис. 4
На 12-й такт все хлопают в ладоши и меняют положение рук (правую руку переводят в положение левой, а левую — в положение правой) и опять делают движение головой.
На 13—14-й такты девочки постепенно поднимаются с колен и на последние две четверти разводят руки в стороны и затем вверх (рис. 5).
Рис. 5
Четвертая фигура
Музыка начинается сначала.
На 1—2-й такты, не опуская рук и прищелкивая пальцами, девочки исполняют «основной ход» и сходятся парами (одна пара на авансцене, другая — в глубине сцены). Во время движения девочки резко поворачивают верхнюю часть корпуса плечом вперед (друг к другу; рис, 6). На две последние четверти 2-го такта девочки два раза ударяют подушечкой правой ноги об пол (положение руки см. на рисунке 5) и делают движение головой.
Рис. 6
На 3—4-й такты девочки поворачиваются лицом к зрителям и повторяют движение 1—2-го тактов, причем танцующие передней пары слегка расходятся в стороны, а танцующие задней пары входят в образовавшийся проход. Таким образом, девочки перестраиваются в одну линию, лицом к зрителям.
На 5—6-й такты девочки кладут правую руку друг другу на талию, левую руку вытягивают в сторону, и в таком положении все идут вправо тем же движением, что во второй фигуре (на 1— 2-й такты), но начав с левой ноги (то есть на счет «раз» переступают на левую ногу, поставив ее перед правой, и т. д.). Голова повернута в сторону движения. На последние две четверти 6-го такта два раза ударяют об пол подушечкой левой ноги и одновременно делают два круговых движения кистью левой руки.
На 7—8-й такты исполняется то же, что на 5—6-й такты но в обратную сторону и с другой ноги.
На 9-й такт девочки идут «боковым ходом» (только шаги) вправо и затем влево. Одновременно, сделав круговое движение кистями рук (на счет «раз»), ставят их в положение, показанное на рисунке 7 (на счет «два»). На следующий счет («три-четыре») движение руками повторяется, но в другую сторону.
Рис. 7
На 10-и такт повторяются движения 9-го такта.
На 11—13-й такты девочки, повернувшись спиной к зрителям проходят в глубину сиены «основным ходом» (без остановок), затем поворачиваются правым плечом к зрителям и идут на авансцену.
На 14-й такт девочки делают поворот (через левое плечо} и заканчивают танец поклоном (рис. 8).
Рис. 8
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Основной ход»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг правой ногой вперед на полную ступню.
На счет «два» (вторая четверть такта) переступить на полупальцы левой ноги, поставив ее рядом с правой в шестую позицию. Правую ногу сейчас же отделить от пола и ударить об пол подушечкой ноги.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать шаг левой ногой вперед на полную ступню.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) переступить на полупальцы правой ноги, затем сделать удар об пол подушечкой левой ноги.
Затем движение начинается сначала.
Движения ног должны быть очень легкими, скользящими, устремленными вперед.
Руки перед началом движения вытянуты вперед, локти полусогнуты, кисти опушены вниз. Шагая с правой ноги, правую руку нужно вытянуть немного больше вперед, чем левую (так, чтобы пальцы левой руки были у запястья правой).
Шагая с левой ноги, левую руку нужно вытянуть чуть дальше правой. Кисти рук опущены вниз и немного вздрагивают одновременно с ударом подушечкой правой или левой ноги об пол, сообщая легкое напряжение мускулам всей руки. Пальцы то слегка приподнимаются, то опять опускаются вниз.
Танцующая следит взглядом то за правой, то за левой рукой (то есть за той, которая находится впереди).
Движение № 2
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4.
На счет «раз-два-три» (первая, вторая и третья четверти такта), стоя на месте, сделать три удара об пол подушечкой правой ноги, каждый раз ставя ее рядом с левой ногой. Тяжесть тела — на левой ноге.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза.
Одновременно исполняется движение руками: на счет «раз» — хлопок в ладоши, на счет «два» перевести руки в положение, указанное на рисунке 9 (по ходу движения сделать круговое движение кистями рук), на счет «три-четыре» положение рук сохраняется.
Рис. 9
Движение № 3
«Боковой ход»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — шестая позиция ног. Руки опущены вниз.
Из-за такта правую ногу слегка отвести вправо.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вправо правой ногой. Руки перевести в положение, которое показано на рисунке 10.
Рис. 10
На счет «и» (вторая восьмая такта) левую ногу, слегка согнутую, приставить к правой (пятку левой ноги на пол не опускать). Руки мягко перевести в положение, которое показано на рисунке 11.
Рис. 11
На счет «два» (третья восьмая такта) слегка переступить вправо правой ногой. Левая нога в прежнем положении.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
На счет «три-четыре» (последние две четверти такта), оставляя тяжесть тела на правой ноге, сделать два удара подушечкой левой ноги об пол, поставив ее при первом ударе вперед, при втором ударе — назад. Руки при этом мягко перевести в положение, которое показано на рисунке 12.
Рис. 12
«Боковой ход» влево исполняется так же, но начиная с левой ноги; удары об пол делаются правой ногой. Заключительное положение рук обратное тому, которое показано на рисунке 12 (то есть правая рука вытянута в сторону, левая — над головой).
Движение № 4
«Движение головой»
Это движение имеет вид смещения головы в сторону. Голова попеременно оказывается то над правым, то над левым плечом (рис. 13). Плечи при этом совершенно неподвижны, лицо не напряжено. Движение головой можно делать в разном ритме: на каждую 1/8 или три раза на 3/8, а затем пауза на 1/8 такта.
Рис. 13