Полска. Финский танец для детей
Финский народный танец «Полска» несколько медлительный, исполняется парами спокойно, сдержанно, но жизнерадостно,
В танце участвует любое количество пар, но не менее шести (или четырех).
Музыка танца и костюмы исполнителей народные.
Костюм девочки.
Юбка с продольными полосами. Цвет полос синий, зеленый, бордовый. Кофта белая, с рукавами, собранными у запястий. Поверх кофты — темная жилетка со шнуровкой. Небольшой белый фартук. Волосы заплетены в косы, в косах ленты. На голове может быть белая косыночка, которая надевается очень высоко (на макушечку) и спадает к плечам пелериной. Косыночку можно заменить лентой, повязанной вокруг головы. На ногах — красные или белые чулки, черные туфли.
Костюм мальчика.
Темные брюки, белая рубашка, жилетка с пуговицами в два ряда. Цвет жилетки серый или коричневый, синий или темно-зеленый. На ногах — обувь вроде пьекс или черные ботинки.
Описание движений после описания танца.
Ноты. Нажмите
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Перед началом танца исполнители становятся за кулисами в правом заднем углу. Все берутся за руки, образуя вереницу (впереди мальчик, рядом с ним девочка, с которой он танцует, — это первая пара; потом мальчик и девочка второй пары, далее третья пара, и т. д.).
Первая фигура
Исполняется первая мелодия музыки. Музыкальный размер 4/4.
На 1—12-й такты танцующие, исполняя движение № 1, выходят на сцену, идут мимо правых кулис, затем по кругу против хода часовой стрелки (см. линию пунктиром на рисунке 1).
Рис. 1
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—4-й такты первый мальчик ведет за собой своих друзей к левым кулисам (см. сплошную линию на рисунке 1). Все идут движением № 1, выравниваются в линию. В конце 4-го такта танцующие разъединяют руки и останавливаются лицом к зрителям (рис. 2).
Рис. 2
На 5—8-й такты все исполняют движение № 1, но мальчики, положив руки себе на пояс, танцуют на месте (без продвижения вперед), а девочки, придерживая юбочку руками (с двух сторон), первую часть движения (на два такта) исполняют па месте, а затем, исполняя подскоки, переходят налево (каждая девочка проходит впереди мальчика —своего партнера, становится около его левого плеча и поворачивается лицом к зрителям) .
На 9—12-й такты повторяются движения, исполненные па 5—8-й такты, но каждая девочка, исполняя вторую часть движения № 1 (подскоки), идет вправо, проходит впереди мальчика— своего партнера, становится около его правого плеча и поворачивается лицом к зрителям. В конце 12-го такта танцующие каждой пары поворачиваются лицом друг к другу (девочка — правым, а мальчик — левым боком к зрителям).
Вторая фигура
Исполняется вторая мелодия музыки. Музыкальный размер 3/4.
На музыкальное вступление (два аккорда) танцующие в каждой паре кланяются друг другу (движение № 2), затем мальчик кладет правую руку на талию девочке, своей левой рукой берет правую руку девочки и мягко отводит ее в сторону (влево от себя). Девочка левую руку кладет на правое плечо мальчика (поза вальса).
На 1—4-й такты пары, исполняя движение № 3, расходятся: 1-я, 3-я и 5-я пары идут к авансцене, остальные пары — в глубину сцены. В конце 4-го такта пары останавливаются. При этом девочки стоят спиной к середине сцены (рис. 3).
Рис. 3
На 5—6-й такты танцующие каждой пары, взявшись за обе руки и разведя их в стороны (рис. 4), исполняют на месте движение № 4 (девочка исполняет движение сначала с правой, потом с левой ноги, мальчик — сначала с левой, потом с правой ноги).
Рис. 4
На 7—8-й такты танцующие в каждой паре легкими шагами на низких полупальцах (на каждую четверть такта — один шаг) меняются местами: девочка переходит на место мальчика, а мальчик — на место девочки. При этом девочка проходит под поднятыми соединенными руками, как показано на рисунке 5. Исполняя это движение, пары образуют круг (мальчики стоят спиной к центру круга, девочки — лицом к мальчикам). Танцующие каждой пары берутся за обе руки, опустив их вниз, до пояса (рис. 6).
Рис. 5
Рис. 6
На 9—12-й такты пары, исполняя движение № 5, идут к центру круга (см. пунктирные линии на рисунке 6). При этом девочки начинают движение с правой ноги и идут вперед, мальчики начинают также с правой ноги, но идут спиной к центру.
На 13—14-й такты пары тем же движением, но более широкими шагами идут в обратном направлении и таким образом возвращаются на свои места.
На 15—16-й такты танцующие каждой пары, не разъединяя рук, легким бегом (на каждую четверть такта—один шаг) на низких полупальцах меняются местами, проходя справа друг от друга. Таким образом, в конце 16-го такта девочка оказывается спиной к центру круга, мальчик — лицом к девочкам (рис. 7).
Рис. 7
Третья фигура
Исполняется первая мелодия музыки. Музыкальный размер 4/4.
На 1-й такт танцующие каждой пары, держась за обе руки, исполняют движение № 6 (девочка — с левой ноги, мальчик — с правой).
На 2-й такт танцующие каждой пары в той же позе повторяют движение № 6, но с другой ноги (девочка — с правой, мальчик — с левой ноги).
На 3—4-й такты повторяются движения 1—2-го тактов. В конце 4-го такта танцующие каждой пары, не прерывая движения, становятся лицом по кругу против хода часовой стрелки (рис. 8) в позу, показанную на рисунке 9.
Рис. 8
Рис. 9
На 5—8-й такты пары, исполняя движение № 7, в позе, показанной на рисунке 9, двигаются по кругу против хода часовой стрелки. При этом в каждой паре мальчик слегка продвигается вперед, а девочка одновременно с продвижением вперед переходит налево и становится около левого плеча своего партнера. При этом девочка постепенно снимает левую руку с правого плеча мальчика и кладет себе на пояс, а правую руку кладет на левое плечо мальчика (рис. 10).
Рис. 10
На 9—12-й такты повторяются движения 5—8-го тактов, но в каждой паре девочка переходит к правому плечу и становится, как показано на рисунке 9. При этом все пары перестраиваются из круга в две линии, как показано на рисунке 11.
Рис. 11
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—2-й такты пары, исполняя движение № 8, меняются местами. При этом танцующие каждой пары, находящейся в глубине сиены, берутся за руки, как показано на рисунке 12, и идут на авансцену. Одновременно каждая пара, находящаяся на авансцене, в позе, показанной на рисунке 12, проходит под поднятыми руками («воротцами») встречной пары и идет к заднику сцены.
Рис. 12
На 3—4-й такты танцующие каждой пары меняют позу (мальчик кладет руки на пояс девочки, а девочка кладет руки на плечи мальчика; рис. 13) и движением № 8 кружатся на месте по ходу часовой стрелки. В конце 4-го такта пары опять становятся лицом друг к другу (рис. 11).
Рис. 13
На 5—6-й такты повторяются движения 1—2-го тактов, и, таким образом, пары возвращаются на свои места.
На 7—8-й такты танцующие повторяют движения 3—4-го тактов.
На 9—12-й такты еще раз повторяются движения 1—4-го тактов. В конце 12-го такта пары становятся лицом по кругу против хода часовой стрелки. В каждой паре мальчик правой рукой берет левую руку девочки, соединенные руки они выводят вперед. Девочка правой рукой придерживает юбочку, мальчик левую руку кладет себе на пояс (рис. 14).
Рис. 14
Четвертая фигура
Исполняется вторая мелодия музыки. Музыкальный размер 3/4.
На вступительные аккорды танцующие кланяются друг другу (движение № 2).
На 1—2-й такты танцующие идут парами по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 9 (девочки начинают с правой ноги, мальчики — с левой). При этом в каждой паре девочка и мальчик чуть отворачиваются друг от друга.
На 3—4-й такты танцующие продолжают идти по кругу тем же движением, но девочка и мальчик в каждой паре слегка поворачиваются лицом друг к другу.
На 5—8-й такты в каждой паре мальчик исполняет движение № 9 на месте, а девочка тем же движением идет вокруг мальчика, как показано на рисунке 15.
Рис. 15
На 9—16-й такты повторяются движения, исполненные на 1—8-й такты. В конце 16-го такта мальчики разъединяют руки с девочками, выходят к центру круга и берутся за руки, образуя внутренний круг. Девочки остаются во внешнем круге (рис. 16).
Рис. 16
Повторяется вторая часть музыки.
На 1—8-й такты мальчики приподнимают соединенные руки так, чтобы кисти рук были у плеч, и, слегка повернувшись влево, движением № 5 идут по кругу по ходу часовой стрелки. Одновременно девочки, держась руками за юбочку, на 1—4-й такты исполняют на месте движение № 4, слегка поворачиваясь то вправо (когда движение делают с правой ноги), то влево (когда движение делают с левой ноги); на 5—8-й такты тем же движением поворачиваются на месте вправо на 360 градусов.
На 9—16-й такты мальчики, повернувшись в обратную сторону, движением № 5 идут по кругу против хода часовой стрелки. Одновременно девочки повторяют движения, исполненные на 1—8-й такты, В конце 16-го такта мальчики возвращаются на свои места, разъединяют руки, поворачиваются вправо на 180 градусов и становятся лицом к девочкам — своим партнершам.
Пятая фигура
Исполняется первая мелодия музыки. Музыкальный размер 4/4.
На 1—4-й такты танцующие в каждой паре, взявшись за обе руки и отклонив корпус друг от друга, движением № 1 кружатся на месте по ходу часовой стрелки (рис. 17).
Рис. 17
На 5—8-й такты танцующие каждой пары тем же движением кружатся на месте в обратную сторону (против хода часовой стрелки). В конце 8-го такта пары останавливаются в положении, показанном на рисунке 6.
На 9—10-й такты пары идут к центру круга, исполняя движение № 10. При этом девочки начинают с правой ноги и идут вперед, а мальчики начинают с левой ноги и отступают назад.
На 11—12-й такты пары идут тем же движением в обратном направлении (от центра круга). В конце 12-го такта пары становятся лицом по кругу против хода часовой стрелки (рис. 8) в позе, показанной на рисунке 9.
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—4-й такты каждая пара в позе, показанной на рисунке 9, кружится на месте против хода часовой стрелки, исполняя движение № 10. При этом мальчик кружится на месте, а девочка идет вокруг мальчика. В конце 4-го такта пары становятся в исходное положение (лицом по кругу против хода часовой стрелки; рис. 8).
На 5—8-й такты каждая пара кружится движением № 10 в обратную сторону (по ходу часовой стрелки). При этом девочка кружится на месте, а мальчик идет вокруг девочки.
На 9—12-й такты девочки движением № 9 идут к центру круга и берутся за руки, образуя круг. Мальчики поворачиваются направо (рис. 18).
Рис. 18
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—4-й такты девочки, держась за руки, движением № 1 идут по кругу по ходу часовой стрелки. Одновременно мальчики, скрестив руки перед грудью, движением № 1 идут по кругу против хода часовой стрелки.
На 5—8-й такты все поворачиваются лицом в обратную сторону и тем же движением идут по кругу: девочки — против хода часовой стрелки, мальчики — по ходу часовой стрелки. В конце 8-го такта танцующие каждой пары доходят друг до друга.
На 9—12-й такты девочка и мальчик в каждой паре берутся за обе руки, отклоняют корпус друг от друга (рис. 17) и кружатся на месте по ходу часовой стрелки, исполняя движение № 1. В конце 12-го такта пары становятся лицом против хода часовой стрелки (рис. 8) в позе, показанной на рисунке 9.
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—2-й такты пары в позе, показанной на рисунке 9, идут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 8.
На 3—4-й такты каждая пара кружится на месте против хода часовой стрелки, исполняя движение № 7. При этом мальчик кружится на месте, а девочка идет вокруг него, затем снимает левую руку с правого плеча своего партнера, идет по кругу вперед, к следующему мальчику, и становится с ним в позу, показанную на рисунке 9.
На 5—12-й такты два раза повторяются движения, исполненные на 1—4-й такты. При этом пары постепенно одна за другой уходят со сцены в левые кулисы.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Бег и подскок»
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 4/4.
1-й такт
На счет «раз-два-три» (первая, вторая и третья четверти такта) — легкий бег (на низких полупальцах) вперед, начиная с правой ноги. Бег исполняется очень мягко, пружинно.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) — короткий подскок на правой ноге, левую ногу мягко, свободно поднять, согнув ее в колене (колено и носок левой ноги направлены вперед).
2-й такт
Исполняется то же, что на первый такт, но бег начинается с левой ноги, подскок делается на левой ноге.
3—4-й такты
Сделать четыре подскока вперед (на каждые две четверти такта один подскок), начиная с правой ноги.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 2
«Поклон»
Танцующие делают поклон на месте рис. 19. мягко, сдержанно.
Рис. 19
Мальчик делает поклон, наклоняя только голову. Руки при этом опущены вниз (вдоль корпуса), ноги в естественной позиции.
Девочка, держась за юбочку, ставит правую ногу на полупальцы сзади пятки левой ноги (в третью позицию) и слегка приседает (без движения головой).
Движение № 3
«Вальс парами»
Исполняется парами, как обычный вальс, но простыми шажками на низких полупальцах. Девочка начинает с левой ноги, мальчик — с правой. Исходное положение показано на рисунке 19.
Движение № 4
«Боковое переступание»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вправо на полупальцы правой ноги, левую ногу отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) переступить на полупальцы левой ноги, поставив ее рядом с правой ногой в естественную позицию; правую йогу отделить от пола.
На счет «три» (третья четверть такта) переступить на полупальцы правой ноги, ставя ее рядом с левой ногой в естественную позицию; левую ногу отделить от пола.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг влево на полупальцы левой ноги, правую ногу отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) переступить на полупальцы правой ноги, поставив ее рядом с левой ногой в естественную позицию; левую ногу отделить от пола.
На счет «три» (третья четверть такта) переступить на полупальцы левой ноги, ставя ее рядом с правой ногой в естественную позицию; правую ногу отделить от пола.
Движение № 5
«Шаги и подскок вперед»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг правой ногой вперед, с легким ударом стопой об пол.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать левой ногой простой шаг вперед.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать подскок на левой ноге. Правую ногу, согнув в колене, мягко приподнять.
Затем движение исполняется сначала.
Шаги исполняются мягко, легко, пятку почти не опускают на пол.
Это движение можно исполнять и с продвижением назад. В этом случае на первую и вторую четверти такта шаги делаются не вперед, а назад.
Движение № 6
«Боковое переступание с подскоком»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз-два-три» (первая, вторая и третья четверти такта) сделать три небольших шага на низких полупальцах вправо, начиная с правой ноги. Шаги исполняются мягко, пружинно.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) сделать подскок на правой ноге; левую ногу, отделив от пола, вынести вперед — вправо, перекрещивая правую ногу.
Затем движение повторяется, но с левой ноги влево.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, как с правой ноги, но шаги делаются влево, начиная с левой ноги. Подскок делается также на левой ноге, а правая нога выносится влево, перекрещивая левую ногу.
Затем движение повторяется, но исполняется с правой ноги вправо.
В третьей фигуре это движение исполняется парами: девочка начинает с правой ноги и вытягивает вправо левую ногу, а мальчик начинает с левой ноги и вытягивает влево правую ногу.
Движение № 7
«Медленные подскоки»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать простой шаг вперед правой ногой, левую ногу отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) подскочить на низких полупальцах правой ноги, проскользнув вперед; левую ногу, согнув в колене, мягко приподнять вперед.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать простой шаг вперед левой ногой, правую ногу отделить от пола.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) подскочить на низких полупальцах левой ноги, проскользнув вперед; правую ногу, согнув в колене, мягко приподнять вперед.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 8
Это первая часть движения № 1 (исполненная на 1—2-й такты).
Движение № 9
«Переменные шаги»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед на низкие полупальцы правой ноги.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать такой же шаг вперед левой ногой.
На счет «три» (третья четверть такта) переступить на низкие полупальцы правой ноги, ставя ее рядом с левой ногой в естественную позицию. Левую ногу, сейчас же отделив от пола, вытянуть вперед.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, как с правой ноги, но первый шаг нужно сделать левой ногой, второй шаг — правой ногой и переступить на левую ногу.
Затем движение исполняется с правой ноги.
Движение № 10
Исполняется так же, как движение № 9, но на счет 4/4.
На первую, вторую и третью четверти такта делаются три простых шага, начиная с правой ноги. На последнюю четверть такта пауза.
Затем движение повторяется, но с левой ноги.