Македонские танцы для детей
Интересны и разнообразны народные танцы республик, которые ранее входили в состав Югославии. Каждая республика имеет свои, отличные от других народные танцы, но большинство югославских танцев хороводные. «Коло» (круг) — основная форма югославских танцев.
Перед вами четыре народных танца Македонии. Танцы эти небольшие и могут быть исполнены один за другим как единый номер.
Первый танец, «Зачерпни воду, Яно», — спокойный, пластичный; второй танец, «Рипни ми, скокни ми», — живой, игривый; третий танец, «Старското», танцуют одни мальчики, быстро, энергично; заключительный танец, «Се скарале, се степале», исполняется девочками и мальчиками стремительно, весело.
В танце участвует семь человек: четыре мальчика и три девочки.
Музыка танцев и костюмы исполнителей народные.
Костюм девочки.
Белая вышитая рубашка со стоячим воротничком и длинными рукавами. Короткий тканый сарафан красно-кирпичного цвета, подол украшен цветными нашивками или вышивкой. Тканый цветной пояс с металлическими круглыми пряжками. Тканый фартук красно-кирпичного цвета, украшенный цветным орнаментом. Волосы заплетены в косы, в одной косе — цветок. На ногах — черные чулки с цветным узором внизу и мягкие чувяки.
Костюм мальчика.
Белые штаны, широкая, длинная белая рубашка с длинными рукавами и стоячим вышитым воротничком. Тканый широкий пояс красно-кирпичного цвета, такого же цвета короткая безрукавка, обшитая цветной тесьмой. На ногах — красные узорчатые носки до колен и чувяки. На голове может быть маленькая меховая (или суконная) коричневая шапочка.
Описание движений после описания танца.
Македонские танцы для детей. Ноты. Нажмите
ОПИСАНИЕ ТАНЦЕВ
1. ЗАЧЕРПНИ ВОДУ, ЯНО
Исполняется под народную музыку того же названия. Музыкальный размер 2/4.
Перед началом танца девочки и мальчики становятся слева за кулисами в линию, чередуясь: мальчик, девочка, мальчик, девочка, и т. д. (танцоров может быть любое количество, но мальчиков больше на одного, чем девочек). Все становятся лицом к зрителям, берутся за руки и поднимают их, сгибая в локтях так, чтобы кисти рук были на уровне плеч.
После музыкального вступления начинается танец.
Первая фигура
Исполняются два раза 1—4-й такты первой мелодии музыки.
На 1-й такт танцующие, держась за руки, как показано на рисунке 1, и слегка повернувшись вправо, выходят на сцену, делая два простых шага вперед — вправо: на первую четверть такта — правой ногой, на вторую четверть — левой ногой, ставя ее перед правой ногой.
Рис. 1
На 2-й такт танцующие исполняют движение № 1 с правой ноги вправо.
На 3-й такт они исполняют движение № 1 с левой ноги влево.
На 4-й такт они повторяют движение № 1 с правой нога вправо.
На повторение 1-го такта танцующие, не разъединяя рук, поворачивают корпус влево и делают два простых шага вперед — влево (Шаги влево по размеру должны быть меньше, чем шаги вправо) на первую четверть — левой ногой, на вторую четверть — правой ногой, ставя ее перед левой ногой (рис. 2).
Рис. 2
На повторение 2-го такта танцующие исполняют движение № 1 с левой ноги влево.
На повторение 3-го такта они исполняют движение № 1 с правой ноги вправо.
На повторение 4-го такта они исполняют движение № 1 с левой ноги влево.
Вторая фигура
Исполняются два раза 5—8-й такты музыки.
На 5-й такт танцующие, не разъединяя рук, поворачиваются вправо и делают два простых шага вперед — вправо: на первую четверть такта — правой ногой, на вторую четверть — левой ногой, ставя ее перед правой ногой.
На 6—7-й такты танцующие два раза повторяют движение 5-го такта.
На 8-й такт танцующие исполняют движение № 1 с правой ноги вправо.
На повторение 5-го такта танцующие, не разъединяя рук, поворачивают корпус влево и делают два простых шага (меньших, чем шаги вправо): вперед — влево на первую четверть левой ногой, на вторую четверть — правой ногой, ставя ее перед левой ногой.
На повторение 6—7-го тактов танцующие два раза повторяют движения предыдущего такта.
На повторение 8-го такта танцующие исполняют движение № 1 с левой ноги влево.
Затем танец исполняется сначала и повторяется два раза. Сначала танцующие идут вдоль задника сцены, потом по полукругу мимо правых кулис, затем по кругу против хода часовой стрелки. Темп танца постепенно ускоряется, шаги переходят на легкий бег, Первый мальчик держит в правой руке красный платок, которым он взмахивает (или кружит) в воздухе, подняв руку немного выше плеча. Заканчивая первый танец, танцующие замыкают круг (рис. 3), опускают соединенные руки вниз и начинают второй танец.
Рис. 3
2. РИПНИ МИ, СКОКНИ МИ
Исполняется вторая мелодия музыки. Музыкальный размер 4/4.
На 1-й такт танцующие, держась за руки и слегка повернувшись вправо, идут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 2.
На 2-й такт танцующие движутся в том же направлении, делая три простых шага (каждый шаг на 1/4 такта, начинают с левой ноги). На последнюю (четвертую) четверть такта танцующие поднимают правую ногу и, немного согнув ее в колене, переводят справа налево (одновременно поворачиваются на полупальцах левой ноги влево), затем опускают ее низко к полу.
На 3-й такт танцующие, исполняя движение № 3, продвигаются по кругу по ходу часовой стрелки.
На 4-й такт танцующие, продолжая двигаться по кругу по ходу часовой стрелки, делают три простых шага, начиная с правой ноги. На последнюю четверть такта девочки и мальчики отделяют левую ногу от пола, приподнимают ее с согнутым коленом и отводят вправо перед правой ногой.
На первую и вторую четверти 5-го такта все делают два простых шага (начиная с левой ноги), двигаясь по ходу часовой стрелки; на третью и четвертую четверти 5-го такта исполняют движение № 1 с левой ноги влево.
На первую и вторую четверти 6-го такта все, повернувшись вправо, делают два простых шага (начиная с правой ноги), двигаясь против хода часовой стрелки; на третью и четвертую четверти 6-го такта исполняют движение № 1 с правой ноги вправо.
На 7—8-й такты повторяются движения 5—6-го тактов.
Затем танец исполняется еще раз, но в более быстром темпе, чем в первый раз. При этом ведущий мальчик разъединяет правую руку с рукой мальчика, стоящего рядом, и, взмахивая платком, ведет за собой всех танцующих в глубину сцены. В конце танца все останавливаются полукругом, поворачиваются лицом к центру сцены (рис. 4) и разъединяют руки. Мальчики выходят вперед и кладут руки друг другу на плечи, готовясь к следующему танцу (ноги — в естественной позиции).
Рис. 4
3. СТАРСКОТО
Исполняется мальчиками под третью мелодию музыки. Музыкальный размер 2/4.
На 1-й такт мальчики, слегка повернувшись вправо, делают простой шаг вперед — вправо правой ногой.
На 2-й такт мальчики делают простой шаг вперед — вправо левой ногой, ставя ее перед правой ногой.
На 3—4-й такты мальчики, повернувшись на левой ноге лицом к зрителям и не разъединяя рук, исполняют на месте движение № 4.
На 5—8-й такты повторяются движения 1—4-го тактов.
На 9—10-й такты мальчики исполняют движение № 5.
На 11—12-й такты мальчики исполняют движение № 4.
Затем танец исполняется сначала. Мальчики двигаются по линии круга против хода часовой стрелки. Ведущий мальчик выкриком дает сигнал к переходу от одного движения к другому.
Одновременно девочки или исполняют вдоль задника сцены первый танец, или разбегаются на две стороны к кулисам а, хлопая в ладоши, подзадоривают мальчиков.
В конце танца мальчики идут вдоль задника сцены (рис. 5), девочки подбегают к мальчикам, становятся между ними. Все берутся за руки и, сгибая их в локтях, поднимают так, чтобы кисти были на уровне плеч.
Рис. 5
Начинается четвертый, заключительный танец.
4. СЕ СКАРАЛЕ, СЕ СТЕПАЛЕ
Исполняется четвертая мелодия музыки. Музыкальный размер 2/4.
Первая фигура
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1—2-й такты танцующие, повернувшись вправо и держась за руки, как показано на рисунке 1, стремительно идут вправо, исполняя два раза движение № 6 (сначала с правой ноги, потом елевой). Ведущий мальчик, взмахивая платком, ведет товарищей по полукругу к авансцене.
На 3-й такт танцующие делают два простых шага в том же направлении: на первую четверть — правой ногой, на вторую четверть — левой.
На 4-й такт все исполняют движение № 1 с правой ноги вправо
На 5—6-й такты танцующие, не разъединяя рук, поворачиваются влево и, исполняя два раза движение № 6 (сначала с левой ноги, потом с правой), идут влево (шаги влево по размеру меньше, чем шаги вправо).
На 7-й такт танцующие, продолжая двигаться влево, делают два шага: на первую четверть такта—левой ногой, на вторую четверть — правой.
На 8-й такт исполняют движение № 1 влево с левой ноги.
Вторая фигура
Исполняются 9—12-й такты музыки.
На 9-й такт танцующие снова поворачиваются вправо и делают два больших шага, как на 3-й такт.
На 10-й такт танцующие исполняют движение № 1 с правой ноги вправо.
На 11-й такт танцующие, не разъединяя рук, поворачиваются влево и делают два небольших шага (как на 7-й такт).
На 12-й такт танцующие исполняют движение № 1 с левой ноги влево.
Повторяются 9—12-й такты музыки.
На 9-й такт танцующие снова поворачиваются вправо и делают два больших шага (на первую четверть — правой ногой, на вторую четверть — левой).
На 10-й такт танцующие исполняют движение № 1 с правой ноги вправо.
На 11-й такт танцующие, не разъединяя рук, поворачиваются влево и делают два небольших шага (на первую четверть такта — левой ногой, на вторую четверть — правой).
На 12-й такт все топают ступней правой ноги, ставя ее влево перед пальцами левой ноги. Тяжесть тела остается на левой ноге.
Затем танец повторяется и исполняется еще два — три раза. Темп становится все быстрее и быстрее, шаги переходят в бег н прыжки. Первый мальчик, взмахивая платком и задорно вскрикивая, ведет всю вереницу танцующих по кругу, а затем вдоль задника и уводит со сцены в правые кулисы.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Шаг с качанием»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать боковой шаг вправо правой ногой, ставя ее на всю ступню, левую ногу чуть отделить от пола. Корпус и голову слегка повернуть вправо.
На счет «два» (вторая четверть такта) качание корпуса на правой ноге (качание происходит за счет сгибания и выпрямления правой ноги). Одновременно левую ногу взмахом приподнять вперед, перекрещивая ее с правой ногой.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта), слегка повернув корпус и голову влево, сделать боковой шаг влево левой ногой, ставя ее на всю ступню; правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) качание корпуса на левой ноге (так же, как на правой в движении с правой ноги). Одновременно правую ногу взмахом приподнять вперед, перекрещивая ее с левой ногой.
Движение № 2
«Шаги с подскоком вправо»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед — вправо левой ногой, ставя ее перед правой ногой.
На счет «два» (вторая четверть такта) подпрыгнуть на левой ноге, продвигаясь вперед — вправо; правую ногу отделить от пола и, согнув в колене, подвести к левой ноге.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать шаг правой ногой вправо.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) подпрыгнуть на правой ноге, продвигаясь вперед — вправо; левую ногу отделить от пола и, согнув в колене, подвести к правой ноге.
Движение № 3
«Шаги с подскоком влево»
Исполняется так же, как движение № 2, но первый шаг делают влево правой ногой, ставя ее с ударом стопой об пол (левая нога отделяется от пола), подскок вперед также правой ногой, затем шаг и подскок левой ногой. При этом танцующий двигается влево.
Движение № 4
Исполняется мальчиками на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Тяжесть тела на левой ноге. Руки — на плечах друг друга.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) правую ногу отделить от пола и вынести вперед.
На счет «два» (вторая четверть такта), стоя на левой ноге, опустить правую ногу, ставя ее на носок впереди левой ноги.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), стоя на всей ступне левой ноги, правую ногу, согнутую под прямым углом, поднять (рис. 6).
Рис. 6
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
Движение № 5
Исполняется на два такта. Счет 2/4. Исходное положение—-стоять на всей ступне левой ноги, правая нога с согнутым коленом поднята.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), слегка повернувшись вправо, сделать шаг правой ногой вперед — вправо.
На счет «два» (вторая четверть такта) опуститься на колено левой ноги, поставив его около пятки правой ноги (рис. 7).
Рис. 7
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) встать с колена, повернуться в исходное положение. Ноги в естественной позиции (повернуть ступни, не отделяя от пола).
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
Движение № 6
«Переменный шаг»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать простой шаг вперед — вправо правой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) пауза.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать простой шаг вперед — вправо левой ногой, ставя ее перед правой ногой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) сделать простой шаг вперед — вправо правой ногой.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать простой шаг вперед — вправо левой ногой, ставя ее перед правой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) пауза.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать простой шаг вперед — вправо правой ногой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) сделать простой шаг вперед — вправо левой ногой, ставя ее перед правой ногой.
Примечание.
В четвертом танце на 5—6-й такты это движение нужно исполнять вперед — влево. Правую ногу в этом случае каждый раз ставить перед левой ногой.