Игра-занятие «В гостях у солнышка». 3-4 года
Цель: воспитывать любовь и интерес к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать представления о выразительных и изобразительных характеристиках музыкальной речи,учить передавать настроение музыки в образных движениях и вокальных интонациях.
Музыкальный материал и оборудование:
С Прокофьев. «Марш».
Э. Григ. «Бабочки», «Ручеек», «Утро».
А. Аренский. «Лесной ручей».
Голубые и желтые ленточки (по числу участников), шарфы, элементы костюма бабочки, мягкая игрушка Петушок, домик для Петушка.
Ход занятия
Дети располагаются вокруг столика, на котором находится игрушечный домик — внутри него мягкая игрушка Петушок.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите слушать сказки и истории? Сегодня я расскажу вам историю о Петушке.
Жил-был маленький Петушок. Однажды утром он проснулся, выглянул в окошко, хотел громко закукарекать, смотрит — а солнышка-то нет. Крепко спит солнышко, не просыпается. Решил Петушок идти к солнышку и разбудить его.
Звучит «Марш» С. Прокофьева. Дети маршируют, изображая движения петушка.
Музыкальный руководитель: Шел, шел Петушок, а солнышка все не видно. Смотрит — летит бабочка. Решил Петушок спросить у бабочки, где солнышко живет.
Звучит пьеса Э. Грига «Бабочки». Девочки исполняют танец бабочек, мальчики изображают петушка.
Музыкальный руководитель: Но бабочка не знала, где солнышко искать. Покивала головой и упорхнула. Смотрит Петушок — течет ручей. И решил он пойти за ручейком, может, он приведет его к солнышку. А ручеек веселый, игривый, быстро течет между деревьев, по лесным овражкам.
Звучит пьеса Э. Грига «Ручеек». Дети исполняют музыкально-ритмическую импровизацию с ленточками, передавая характер движения мелодии.
Музыкальный руководитель: Маленький ручеек привел Петушка к большому лесному ручью.
Предлагает взять детям в руки шарфы и изобразить, как движется большой лесной ручей.
Звучит фрагмент пьесы «Лесной ручей» А. Аренского. Дети исполняют музыкально-ритмическую импровизацию с шарфами, двигаясь в соответствии с плавным и спокойным характером музыки.
Музыкальный руководитель: Большой ручей привел Петушка к подножию горы. Там, за горой, и живет солнышко. Забрался Петушок на гору, да как крикнет громко: «Ку-ка-реку!». Тут солнышко и проснулось и выкатилось из-за горы. Обрадовался Петушок и сочинил для солнышка свою песенку, радостную, веселую.
Предлагает детям сочинить мелодию на слова «ку-ка-реку». Дети импровизируют мелодию, передавая различные оттенки настроения (радостное, веселое, ликующее, спокойное, призывное и т.п.).
Звучит фрагмент пьесы «Утро» Э. Грига. Дети импровизируют движения в танце с желтыми ленточками, согласовывая их в соответствии с настроением музыки.
Музыкальный руководитель: Вот оно какое, наше солнышко! Радостное, яркое, круглое и большое.
Предлагает детям сделать большой круг, держась за ленточки.