Игра-занятие «Волшебный магазин». 5-6 лет
Цель: развитие творческой активности детей в различных видах музыкальной деятельности; развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Задачи:
- развивать творческие способности в различных видах музыкальной деятельности;
- побуждать детей к творческим музыкальным импровизациям, сочинению мелодии на заданную тему;
- развивать способности передавать в ритмо-пластических и танцевальных импровизациях эмоционально-образное содержание музыки и учить самостоятельно находить способы передачи в движениях музыкальных образов;
- развивать творческое мышление, воображение и фантазию дошкольников.
Используемый репертуар:
- П. Чайковский. «Танец Феи Драже» из оперы «Щелкунчик»;
- B. Моцарт. «Менуэт»;
- C. Рахманинов. «Полька»;
- Л. Делиб. «Вальс»;
- П. Чайковский. «Танец пастушков» из оперы «Щелкунчик»; Л. Боккерини. «Менуэт»;
- Хорватская народная мелодия в обработке В. Герчика;
- П.Чайковский. «Юмореска»;
- Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»;
- С. Прокофьев. «Петя и волк»;
- Л. Бетховен. «Экосез»;
- И. Бах. «Шутка»;
- А. Вивальди. «Весна», 1-я часть.
Оборудование: кукла,легкие шарфики, мячик, книга сказок, музыкальные инструменты: металлофоны, колокольчики, треугольник, бубен,тон-блоки; подушечки, шапочки персонажей к сказке «Колобок», кисти, гуашь, листы бумаги.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в магазин игрушек. Но это не обычный магазин, а волшебный. Поздно вечером, когда покупатели и продавцы расходятся, там происходят удивительные вещи. Все игрушки оживают. Они начинают разговаривать между собой, шутить, смеяться, петь песни и даже танцевать.
Давайте потихоньку, не нарушая тишины, войдем в этот магазин и посмотрим, что же здесь происходит. (Звучит «Танец Феи Драже» П.И. Чайковского. Дети «входят» в магазин, осматриваются.)
Ребята, слышите, какая таинственная, завораживающая музыка. Давайте прислушаемся к ней. (Дети слушают. Музыка затихает.)
Ребята, давайте подойдем вот к этой полке. Посмотрите, какая красивая кукла, какой роскошный у нее наряд. Как здорово было бы поиграть с этой куклой. А давайте представим, что наша кукла ожила. Как вы думаете, ребята, что больше всего на свете нравится делать этой кукле?
Дети: Танцевать.
Музыкальный руководитель: Конечно, ребята, все куклы очень любят танцевать. Давайте представим, что мы превратились в кукол и попробуем станцевать так, как станцевала бы наша кукла. У каждого из вас должен быть свой танец. (Звучит, музыка В.-А. Моцарта «Менуэт». Дети танцуют.)
После импровизации педагог обсуждает с детьми характер движений, выражающих настроение музыки.
Музыкальный руководитель: (обращает внимание детей на шарфик) Ребята, посмотрите, какой чудесный, легкий, воздушный шарф. Кажется, я знаю, как он здесь оказался. Его обронила наша красавица кукла во время танца. И он, конечно же, тоже волшебный. Тот, кто возьмет его в руки, может превратиться в сказочного героя. Подумайте, пожалуйста, и скажите, кого мы можем изобразить в танце с шарфиком?
Дети: Бабочку.
Музыкальный руководитель: Итак, превращаемся в бабочку. (Звучит «Полька» С. Рахманинова. Дети танцуют с шарфиками.)
Музыкальный руководитель: Какие красивые были у всех бабочки.
Музыкальный руководитель предлагает детям рассказать о характере бабочки.
Музыкальный руководитель: Кого еще можно изобразить при помощи нашего волшебного шарфика?
Дети: Лисичку
Музыкальный руководитель: Итак, превращаемся в лисичку. (Звучит «Танец пастушков» П. Чайковского из оперы «Щелкунчик». Дети танцуют.)
Музыкальный руководитель: Ребята, какая у нас была лисичка?
Дети: Хитрая, осторожная, воображуля. Она хвалилась своим пушистым хвостом.
Музыкальный руководитель: Замечательно, ребята. Кого сейчас мы будем изображать?
Дети: Ветерок. (Звучит «Вальс» Л. Делиба. Дети танцуют с шарфиками.)
Музыкальный руководитель: Ребята, какой ветерок у нас получился? Он был одинаковый?
Дети: Ветерок сначала был легкий, игривый, ласковый. А потом порывистый, сильный.
Музыкальный руководитель: Ребята, каких сказочных персонажей мы можем изобразить в танце с шарфиком?
Дети: Принцесс и принцев. (Звучит «Менуэт» Боккерини. Дети танцуют.)
Музыкальный руководитель: Какие красивые у всех были принцы и принцессы. Ребята, а какая звучала музыка?
Дети: Гордая, неторопливая, величавая, царственная.
Музыкальный руководитель: Замечательно, ребята. Положите шарфики. Посмотрите, ребята, на этой полке совсем загрустил мячик. Он ждет своего друга, с которым ему будет весело играть. Ребята, как вы думаете, что поможет развеселить наш мячик?
Дети: Музыка!
Музыкальный руководитель: Конечно, веселая, жизнерадостная по характеру музыка. Послушайте, какую мелодию я сейчас сыграю. А вы скажете, подходит она или нет. (Играет на фортепиано Хорватскую народную мелодию в обработке В. Герчика.)
Дети: Подходит!
Музыкальный руководитель: Какой характер у мелодии этого произведения?
Дети: Веселый, задорный, игривый, легкий, подвижный.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, что может сделать эту музыку более яркой и красочной?
Дети: Ее можно оркестровать с помощью детских музыкальных инструментов.
Музыкальный руководитель предлагает взять инструменты и оркестровать мелодию.
Музыкальный руководитель: Замечательный у нас получился оркестр, ребята. Вот и заулыбался наш веселый мячик. Посмотрите на него, какого сказочного героя он вам напоминает?
Дети: Колобка.
Музыкальный руководитель: Действительно, мячик похож на Колобка. Эту сказку вы, конечно же, хорошо знаете. У нас есть книга с иллюстрациями к этой сказке. Давайте рассмотрим их. (Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации.) У этой сказки печальная концовка. Но вам же не хочется, чтобы лиса съела Колобка. Давайте попробуем придумать к этой сказке другую концовку. (Дети рассаживаются вокруг педагога и придумывают свое окончание сказки. Затем сказка драматизируется. Вместо обычных реплик и диалогов дети сочиняют песенные импровизации, соответствующие характеру героев сказки.)
Ребята, какая замечательная получилась у нас музыкальная сказка о Колобке. Наверное, кто-то из героев вам особенно полюбился или понравился. Сейчас я предлагаю нарисовать вам понравившегося сказочного героя из этой сказки.
Дети садятся за столы, где уже приготовлены кисти, гуашь, листы бумаги, и рисуют. После окончания рисования они вместе с педагогом рассматривают рисунки, делятся впечатлениями.
Музыкальный руководитель, рассматривая с детьми рисунки, предлагает создать свою книгу сказок, куда будут помещены созданные детьми рисунки.