Музыкальная игра-импровизация «Сказка о лесном ручейке». 6-9 лет
Игра начинается со звучания фрагмента «Лесной ручей» А. Аренского, педагог читает четверостишие:
Рядом у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Продолжая слушать музыку, дети импровизируют движения (плещутся в ручейке, пьют воду, изображают движения воды).
Воспитатель (обращаясь к детям): Прислушайтесь, ручеек рассказывает сказку: «Жил-был маленький Ручеек. Он недавно пробился из-под земли и был еще очень слабым.
Мимо пролетал ветер, ручеек, обращаясь к ветру, спросил (роль выполняет один из активных детей): «Ветер, ты везде летаешь, все видишь и все знаешь, расскажи о мире, какой он?»
Ветер: «Этот мир большой, красивый, в нем много разных стран, есть леса и реки, горы и долины». Ручеек: «Я тоже хочу увидеть мир». И Ручеек собрал все свои силы и побежал вперед, ему было очень весело, он улыбался солнышку, шептался с камушками, брызгал водой на травку и пел свою звонкую песенку.
Звучит фрагмент пьесы «Лесной ручей» А. Аренского.
Воспитатель: «Но тут Ручейку преградил путь большой камень (коряга, плот, горка и т.п.)».
Камень: «Постой, не спеши, я тебя дальше не пушу, ишь, раззвенелся!»
Ручеек: «Пропусти, пожалуйста, я бегу к большой реке». Но камень ничего не ответил Ручейку, тогда он попросил ветер, чтобы тот пригнал дождевые тучи. По небу приплыла большая, важная туча, и начался дождь.
Звучит пьеса Г. Свиридова «Дождик».
Воспитатель: «От дождевой воды Ручеек набрался новых сил и, обогнув камень, помчался дальше. И вот он попал в чащу леса». Дети: «Здесь были старые корявые деревья, которые были похожи на лапы чудовищ, но где-то далеко в лесу пела кукушка».
Звучит фрагмент пьесы К. Сен-Санса «Кукушка в чаще леса», дети импровизируют движения, изображая деревья, причудливо изогнутые, кустарники, коряги, и подпевают пению кукушки.
Воспитатель: «Ручеек услышал голос кукушки и направился к ней, так он выбрался из чащи леса. Скоро на пути ему попались другие ручейки. Они спрашивали: «Куда бежишь, приятель? Возьми нас с собой».
Звучит А. Аренский «Ручеек», дети изображают движения воды.
Воспитатель: «Ручеек наполнился силой, и тогда ему стали не страшны ни камни, ни корни, ни коряги. И вот показалась река».
Дети: «Но она была еще скована льдом».
Воспитатель: Ручеек крикнул: «Здравствуй, река!» Река ему ответила: «Тише, не шуми, я еще сплю». Ручеек: «А я помогу тебе освободиться ото льда, попрошу солнышко, и оно растопит холодный лед».
Звучит концерт А. Вивальди «Весна» из «Времен года», дети изображают с помощью желтых ленточек движения солнечных лучей.
Воспитатель: «Лед на реке разломался, течение реки подхватило льдины, и под жаркими лучами солнца они растаяли».
Дети: «И вдруг на реке показался большой пароход!»
Воспитатель: «Пароход приветствовал маленькие ручейки, и нашему Ручейку очень нравился его призывный голос: «Ту-ту-ту-ту». Гудок парохода подхватило эхо: «У-у-у-у».
Дети: «Журавли возвращались с юга и закурлыкали: «Курлы-курлы». И малые птички подхватили эту песню: «Чик-чирик. Пришла весна».
В завершение сказки звучит «Весна» А. Вивальди, дети вспоминают стихотворения о весне.