Малыши и музыка. Пение. Ясли. Младшая группа детского сада
Виктория Александровна ПЕТРОВА
(Виктория Александровна Петрова - один из корифеев отечественной музыкальной педагогики, высокообразованный музыкант, глубоко преданный детям и делу творческий человек. Её хорошо знают и высоко ценят в музыкальном сообществе как уникального специалиста по музыкальному воспитанию детей раннего возраста, развивающего классическое направление Т.С. Бабаджан.
Виктория Александровна является автором книг «Музыкальные занятия с малышами» (1993), «Музыку - малышам» (2001), известной программы «Малыш» и целого ряда статей, посвящённых методике музыкального воспитания детей раннего возраста.)
Пение - одно из основных средств музыкального воспитания. Пение развивает слух, память, чувство ритма, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.
Как же поют наши любимые малыши?
«Совсем не поют! Стараюсь, стараюсь - ничего не получается. Может быть, вам и везёт, у вас такие хорошие дети... А мне не везёт, из года в год такой сложный подбор детей... Приходите, посмотрите сами», - говорит музыкальный руководитель Нина Сергеевна.
Идём в ясли-сад к Нине Сергеевне. И сразу - в группу. До начала занятия 15 минут. Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Воспитатель обращается к малышам: «Приведите себя в порядок! Скоро идём в зал, на нас все будут смотреть... Пришли гости». И далее сплошным потоком: «Серёжа, что ты ищешь под стулом? Аня, только что завязала тебе бант, опять развязала! Боря, почему не сказал бабушке, чтобы пришила пуговицу? Антон, где у тебя носовой платок? На, держи хоть салфетку. Зина, опять пришла в старых колготках? Посмотри на себя, они висят как гармошка!» И так далее без остановки 12 минут.
Осталось 3 минуты до занятия. Воспитатель переходит к «ценным» указаниям:
- Слушайте музыку внимательно, ничего подсказывать не буду!
- Пока вас не спросят, какая это музыка, не надо ничего про неё говорить!
- Галя, ты будешь плясать с Серёжей, смотри за ним!
- Гриша, не пляши по-цыгански! Не надо хлопать по ноге. Пляши как все!
- Когда будете плясать с погремушкой, не придумывайте ничего, а то кто начинает кружиться, кто топать, кто звенеть. Всё делать, как Галя. Она ничего не придумывает!
Указания продолжаются, время идёт, дети сидят...
Как же малыши устали сидеть! Сидеть и ждать, сидеть и покорно выслушивать нравоучения, чувствовать недовольство воспитателя, высказанное всем (и обо всём) и каждому персонально по очереди. Часть малышей вяло всё терпит, глазки «потухли», на лицах безразличие, апатия. А часть ребятишек, наоборот, перевозбуждены: теребят свою одежду, раскачиваются, ёрзают на стульчиках, пощипывают, подталкивают сидящих рядом детей. Серёжа ухитрился поцарапать Леночку, куснуть Юру.
Вот в таком физическом и эмоциональном состоянии идут на музыкальное занятие.
Время! Разрешили встать. Со словами воспитателя «Будьте хорошими!» дети пошли в зал. Часть группы медленно поднимается по лестнице (зал на втором этаже) и плетётся по длинному коридору, другая часть бежит с визгом и опасной скоростью. В зале детей встречает музыкальный руководитель Нина Сергеевна (далее - Н. С.), она предлагает сесть на стулья и немного отдохнуть. Стулья стоят полукругом у фортепиано, почему-то по левую руку сидящего за фортепиано педагога.
Сесть на стул - целое событие. Стулья высокие (для старших детей). Подрезать ножки у хохломских стульев не разрешили, и нашим деткам приходится на них влезать. Именно влезать! Наконец уселись. Ножки малышей не достают до пола, висят.
Н. С,: «Здравствуйте, детки! Будем петь». Играет песенку «Бобик» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой). Спрашивает детей: «Какая это песенка?». Дети молчат. Спрашивает ещё и ещё - ответа нет.
Н. С.: «Вы же знаете! Мы третью неделю учим эту песенку... Давайте споём!» Но поют лишь музыкальный руководитель и воспитатель. Галя еле шевелит губами, да Серёжа один раз «гавкнул» громко и от души.
H. С.: «Будем петь ещё». Звучит песня «Пришла зима» (муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи).
Опять вопрос - «Какая песенка?». Ответа не последовало. Всем предложили «петь дружно». Н, С. играет и поёт, воспитатель, держа перед собой шпаргалку со словами песни, подпевает. Дети не поют, не слушают, сидят безучастно.
Н. С.: «Будем учить новую песенку!». Показывает малышам игрушку-петушка, объясняет, где у петушка гребешок, где хвостик, где глазки, шпоры. Предлагает спеть: «Ку-ка-ре-ку!». Затем исполняет песню «Утро» (муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой), дети не проявляют к ней никакого интереса. Н. С.: «Хотите, я вам ещё спою?» - «Народ безмолвствует».
Н. С. смотрит на гостей - ждёт от них сочувствия и поддержки (дети не поют, а ведь она так «старается»!)
Поможем Н. С. и, возможно, другим музыкальным руководителям избежать ряда ошибок.
1. Итак, мы убедились, что подготовка детей к музыкальному занятию предваряет и определяет весь его ход и результат - вот почему нельзя оставлять без внимания, чем заняты дети до прихода в зал. Помощь воспитателю советами, конкретными предложениями в организации работы с детьми необходима!
2. Петь малыши должны стоя, а не сидя на стульях! Стоять детям надо у фортепиано с правой стороны клавиатуры, иначе они плохо слышат или совсем не слышат мелодию. А вот сидя на стульчиках малыши слушают:
- отдельные изобразительные пьесы, например, «Дождик», «Машина»;
- рассказы, иллюстрируемые музыкой, например, «Игрушки», автор материала Б. Грантовская;
- музыку в игровой форме, например, «Кто поёт песенку?», автор материала В. Петрова;
- песни в исполнении взрослых, рекомендованные для слушания малышами, например, «Ласковая песенка» (муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи) или «Вот уж зимушка проходит» (рус. нар. мел. в обр. П. Чайковского, сл. Т. Мираджи);
- музыку, исполняемую на различных музыкальных инструментах (флейте, детской арфе и др.).
Слушая музыку, дети сидят на стульчиках по правую руку музыкального руководителя.
3. Педагогу необходимо следовать всем обозначениям в нотном тексте (темп, динамические оттенки, штрихи, педаль) - нельзя ничего упускать! Так, потеря legato, особенно в песнях, вызывает у детей желание подговаривать, скандировать по слогам, а не петь.
Педаль должна быть чистой. Нельзя «размазывать» звук прямой педалью и передерживать её, смешивая тонику с доминантой. Следует играть с запаздывающей педалью, использовать левую педаль (или вообще не использовать педаль).
Аккомпанемент должен быть тот, который записан в нотах, а не свой, наскоро подобранный. Звучать он должен так, чтобы не заглушать мелодию.
Какую музыку слушали малыши на музыкальном занятии Н. С.?
Аккомпанемент песен заглушал мелодию; прямая и бесконечно звучащая педаль «размазывала» все звуки. И вообще, аккомпанемент был свой собственный, так как песни были транспонированы в другие тональности, удобные для голоса Н. С.
Неудивительно, что дети на занятии молчали - такое исполнение не могло им понравиться и никак не стимулировало их к подпеванию.
Далее вы более подробно прочтёте о пении, разучивании новой песни и сами ответите, почему дети Н. С. не поют, не отвечают на вопросы и не хотят слушать новую песню.
Как же поют малыши? Известно, что «большинство детей третьего года жизни исполняют мелодию неточно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов или музыкальных фраз» (Бабаджан Т. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., 1967. - С. 53). Практика работы с малышами показала, что к трём годам они точнее воспроизводят ритмический рисунок песни. Около половины детей группы с небольшими погрешностями исполняют всю выученную песню под музыкальное сопровождение. Более одарённые дети к трём годам могут чисто спеть всю песенку без помощи взрослых и без музыкального сопровождения.
Музыкальные руководители учат малышей внимательно слушать песню, стараются вызвать у них желание принять участие в звукоподражании, подговаривании, подпевании и пении.
Детей учат:
- петь без напряжения, естественным голосом, не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова;
- вместе начинать и заканчивать пение, петь не опережая и не вторя, выдерживать паузы, слушать вступление и заключение;
- верно передавать общее направление мелодии и ритмический рисунок песни (это по силам детям первой младшей группы).
Не стоит ждать одинаковых успехов в пении у всех детей одной и той же группы, как и у детей двух групп, сформированных из одинаковых по возрасту малышей. Очень многое зависит от того, когда сформирована данная группа, сколько в ней детей, посещающих ясли второй год, сколько новых, «домашних» детей, которые меньше подготовлены к музыкальным занятиям. На музыкальный слух детей двух-трёх лет влияет множество факторов - речь, координация движений (от неё зависит и артикуляция), общее развитие и т. д.
Необходимо помнить, что к концу третьего года жизни малыши знают и употребляют в пять-шесть раз больше слов, чем в два или два года 1-2 месяца.
Текст песен для малышей должен быть понятным, коротким, выразительным, интересным, мелодия должна находиться в диапазоне голосов детей данной группы, быть удобной по тесситуре и дыханию. Н.А. Метлов отмечал, что понятие «доступная песня» неадекватно понятию «лёгкая песня». Одни только «лёгкие песни» не могут способствовать музыкальному развитию детей. Значит, при выборе песен необходимо руководствоваться правилом постепенного перехода от усвоенного к незнакомому.
Самые маленькие дети переходят от подговаривания и звукоподражания к подпеванию и пению.
Подобрав песню, музыкальный руководитель выучивает её наизусть - и не только мелодию, но и аккомпанемент. Этим он значительно облегчает процесс обучения детей пению. У малышей неустойчивое внимание, и взгляд взрослого, устремлённый в ноты, разъединяет его и детей. Только глядя на малышей, видя всех и каждого, педагог концентрирует их внимание, поощряет, вовлекает в подпевание.
Даже если музыкальный руководитель одинаково хорошо владеет аккордеоном и фортепиано, петь с детьми надо под фортепианное сопровождение: по тембру, качеству звука фортепианный аккомпанемент - лучше. А вот дать послушать мелодии знакомых детям песен, исполняемых на различных музыкальных инструментах - триоле, блок-флейте, ксилофоне, губной гармошке, металлофоне, детской арфе - желательно и необходимо. Это развивает мелодическую и тембровую память, внутренний музыкальный слух, учит малышей понимать, любить музыку, радоваться ей.
Многие музыкальные руководители транспонируют песни в другие тональности, потому что им самим это удобно, и забывают, что малыши активно поют в диапазоне от «ми» первой октавы до «ля» первой октавы. Перемена тональности возможна лишь в том случае, если это пляска или маршировка с текстом, который поют только взрослые. Песню же необходимо петь так, как она записана в музыкальных сборниках и предложена для пения детям двух-трёх лет.
Часто музыкальные руководители, работая с малышами, поют очень медленно, чуть ли не по слогам, объясняя это так. «Чтобы все поняли». А результат порой бывает обратный: теряется связь между слогами - исчезает слово, исчезает смысл, теряется связь между звуками мелодии - исчезает мелодия.
Так как же петь с детьми? Следует играть на фортепиано и петь в удобном для малышей темпе, всё время прислушиваясь к их подпеванию и пению. Можно предложить детям повторить только что исполненную песню чуть быстрее. Для этого музыкальный руководитель сначала сам пропевает одну фразу в предложенном темпе, затем поёт с детьми, слушает, как они справились, удобно ли им, решает, оставить ли этот темп на дальнейших занятиях. Не следует искусственно ускорять или замедлять темп настолько, что песня «распадается».
...Малышу два года. Всего неделю-другую он в детском саду. Период адаптации прошёл быстро, легко. На музыкальном занятии ребёнок смотрит и слушает с интересом, как поют музыкальный руководитель и воспитатель. Музыкальный руководитель предлагает ему: «Пой с нами песенку!». Малыш молчит. Боится? Не хочет? Не понимает? Да, не понимает, что именно ему предложено делать. Дома взрослые не привлекали его к пению («Мал, плохо говорит»), и когда на музыкальном занятии ему предложили спеть, малыш не понял значение глагола «петь». Поэтому музыкальному руководителю надо до и после исполнения песенки говорить: «Вот как я пою песенку», «Буду петь», «Как тётя Оля спела?», т. е. обязательно надо связать глагол «петь» с конкретным действием. Если на занятии было спето две песенки, то до и после исполнения каждой из них не забывайте сказать: «Будем петь» и «Спели песенку». Через два занятия ребёнок уже понимает значение глагола «петь». Он слушает, смотрит на педагога, просит: «Ещё», но сам не поёт.
Большая практика работы с детьми раннего возраста помогла выделить те песни, которые малыши охотнее всего начинают петь.
Попевка «Поёт, поёт наша Танечка» - одна из них.
Исполняется на мелодию русской народной песни «Поёт, поёт соловушка»
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом, музыкальный руководитель зовёт к себе Танечку, обнимает её, ласково на всех смотрит и поёт без музыкального сопровождения:
Поёт, поёт наша Танечка,
Поёт, поёт, хорошая.
Хорошая, пригожая.
Поёт, поёт свою песенку:
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля,
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля, ля.
Музыкальный руководитель предлагает и Танечке петь «ля-ля...»
На первом занятии Танечка (или Олечка, Вовочка) охотно стоит рядом с музыкальным руководителем, радуется вниманию и ласке, но может не захотеть петь. Терпеливо и умело музыкальный руководитель старается вовлечь ребёнка в подпевание.
Вот удача: один из малышей запел! Посмотрите на реакцию детей. Они сразу переключают внимание на поющего ребёнка, с удивлением и интересом смотрят на него. Взрослые понимают: это победа. Теперь и другие дети включаются в пение. Если в группе начали подпевать двое-трое детей, это залог того, что через неделю будут петь остальные (разумеется, с помощью взрослых). Можно приглашать петь нескольких малышей, а затем и всю группу, используя такие слова:
Поют, поют мои деточки,
Поют, поют хорошие.
Хорошие, пригожие,
Поют, поют свою песенку:
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля,
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля.
Если в попевке «Поёт, поёт наша Танечка» малыши подпевают только «ля-ля», то в следующей песенке ("Мишка") начинают подпевать некоторые повторяющиеся слова. Так, в простую и интересную для детей игру включена песенка-попевка с повторяющимися словами, и малыши с лёгкостью начинают подпевать.
Попевка «Мишка»
На скамейке спит мишка (игрушка). Дети и музыкальный руководитель подходят к нему и будят:
Мишка, мишка, что ты долго спишь?
Мишка, мишка, что ты так храпишь?
Мишка, мишка, мишенька, вставай!
Мишка, мишка, с нами поиграй!
Воспитатель поднимает мишку, тот «просыпается и рычит», дети убегают. Мишка ходит, ищет детей, приговаривает: «Кто тут песни распевал, мишке спать не давал?» Когда мишка вновь «засыпает», воспитатель и дети повторяют песенку. Игра весёлая, понятная малышам, и они охотно включаются в подпевание.
«В музыкальных играх певческая активность детей тем больше, чем очевиднее, нагляднее результат их пения» (Бабаджан Т. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., 1967. - С. 53).
Разумеется, не все дети поют песню от начала до конца на первых же занятиях. Вначале малыши подпевают повторяющиеся слова («Мишка, мишка»), а затем и некоторые фразы.
Очень помогают пению короткие двустишия, включённые в игру. Хотя они не сопровождаются музыкой, дети радостно, дружно говорят хором (нараспев). Так, в музыкально-двигательном показе «Купанье Наташи» (рус. нар. мел., сл. Н. Френкель, движения И. Плакиды / Мы любим музыку. Вып. 6. - М., 1967) есть такое двустишие:
Водичка - хлюп-хлюп-хлюп,
Наташенька - куп-куп-куп.
Эти строчки не поются, а повторяются говорком между пением куплетов. Такое хоровое подговаривание важно, как ступенька к обучению дружному подпеванию.
Вот так взрослые привлекают к подпеванию малышей полутора-двух лет и начинают петь с детьми третьего года жизни (особенно в тех случаях, когда группа сформирована из новых «домашних» детей).
Недели через две после разучивания попевки «Поёт, поёт наша Танечка» и игры с попевкой «Мишка» можно начинать работать над песенкой «Птички». Украинская народная мелодия.
Попевка «Птички»
Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.
Зёрнышек я птичкам дам, дам, дам.
Клювиками птички - клю, клю, шло.
Я смотрю на птичек и пою:
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.
Текст песенки понятен детям. Повторяющиеся слова помогают им включится в пение. Слова «Я смотрю на птичек и пою» позволяют продолжить песенку. Все повторяют куплет, напевая «ля-ля», что даёт возможность лучше запомнить мелодию. Песенку лучше петь без какого-либо инструментального сопровождения. Позже мелодию можно предложить для слушания, исполняя её на музыкальных занятиях на дудочке, флейте, металлофоне, арфе и т. д.; желательно попросить детей узнать и назвать эту песенку.
Старшее поколение музыкальных работников использует в своей практике вариант текста И. Плакиды: он поётся на украинскую народную мелодию «Веснянка», что было рекомендовано творческой группой под руководством Т. Бабаджан.
«Веснянка» - древняя весенняя закличка, её интонации отбирались десятилетиями. Нечётная структура (3 такта) придаёт мелодии особое своеобразие, звучит нестандартно, в истинно народных традициях. Подобные заклички вместе со взрослыми пели дети. Несмотря на некоторые сложности в мелодии («си-бемоль» малой октавы и скачок вверх на чистую октаву), не укладывающиеся в рамки наших представлений о возможностях голосов детей младшего возраста, дети подпевают.
См. также: Ноты. Украинская народная песня «Веснянка».
Ноты. Русская народная песня «Ой, бежит ручьём вода»
Музыкальные руководители часто сопровождают исполнение песни движениями. Так, дети «сыплют крошки», «манят птиц», стучат пальцем одной руки по ладошке другой («птички клюют»), Для чего нужна эта имитация? «Развивается чувство ритма и вообще малышам нравится», — отвечают музыкальные руководители. Да, нравится. Но посмотрите на детей: многие из них не поют, а стараются выполнить предложенные им движения. В песенном репертуаре для малышей песенка «Птички» - одна из лучших: в ней выразительная мелодия, ясный текст, повторяющиеся слова. Именно с её помощью мы учим детей не только подпевать отдельные слова, но и петь фразы, всю песню. Может быть, не стоит «обогащать» её дополнительными ритмическими задачами и развлекать детей?
Для развития чувства ритма у малышей, для обучения их отдельным движениям под музыку есть большой выбор инструментальной и вокальной музыки (начиная с «Ладушек»),
Вовлекать малышей в подпевание и пение помогают песенки, где есть звукоподражание, например «Бобик» (муз. Т. Попатенко, сл. И. Найдёновой//Песни для детского сада. Вып. 1. - М., 1965). Дети быстро и охотно имитируют лай собачки. Сначала они удлиняют строчку, ломая фразу, а затем, в процессе занятий, звукоподражание звучит более дружно и ритмический рисунок не нарушается. Постепенно малыши начинают подпевать некоторые слова, а затем и всю песенку.
Музыкальные занятия с детьми проводятся два раза в неделю, что недостаточно для успешного обучения пению. Чем чаще малыш слышит песенку, исполняемую на различных музыкальных инструментах или голосом, со словами или без слов, тем быстрее развиваются его музыкальные способности.
Чистота интонации зависит не только от музыкального слуха ребёнка, но и от степени его внимания во время пения. Порой малышу мешают петь застенчивость, плохая артикуляция.
Присутствие на музыкальных занятиях старшего воспитателя детского сада позволяет ему увидеть недостатки воспитательной работы, подсказать воспитателю группы, на каких занятиях, с помощью каких приёмов следует поработать с ребёнком, чтобы сформировать у него более устойчивое внимание, речь, помочь преодолеть застенчивость, замкнутость, подсказать, кого из детей направить к логопеду и т. д. Качество музыкально-педагогической работы зависит от всей воспитательной работы в целом. Вот почему посещение музыкального занятия старшим воспитателем необходимо.