Чудесных сказок волшебство
Действующие лица:
- ведущий
- чтецы.
Музыкальный материал:
- Н.А. Римский-Корсаков. «Шествие царя Берендея» из оперы «Снегурочка»;
- Н.А. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (тема фанфар; нотный пример 1), тема Белки (нотный пример 2);
- Н.А. Римский-Корсаков. Вступление «Океан-море синее» к опере «Садко» (нотный пример 3);
- Н.А. Римский-Корсаков. Сцена таяния из оперы «Снегурочка»;
- Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
- Н.А. Римский-Корсаков. «Пляска рыбок» из оперы «Садко» (нотный пример 4);
- А.К. Лядов. «Кикимора»;
- М.П. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках»;
- П.И. Чайковский. «Баба-яга» из фортепианного цикла «Детский альбом»;
- А.К. Лядов. «Баба-яга»; Н.А. Римский-Корсаков. «Шехеразада» (1 часть, нотный пример 5).
Наглядный материал и игровые пособия:
- (количество экземпляров должно соответствовать числу команд)
карточки 20x20 с буквами С, К, А, 3, К, А (к конкурсу «Разминка»); - карточки с названиями опер Н.А. Римского-Корсакова: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» (к конкурсу «Угадай сказку»);
- карточки с именами персонажей: Берендей, Купава, Мизгирь, Лель, Весна-красна, Гвидон, Повариха, Шахрияр, Синдбад, Шехеразада, Додон, Звездочет, Индийский гость, Варяжский гость, Любава, Волхова, Морской царь, Царевна-Лебедь, Ткачиха, Бабариха (к конкурсу «Музыкальное лото»);
- три конверта;
- чертежные листы размером АЗ;
- фломастеры для выполнения задания конкурса «Рисуем музыку»;
- пособие-ребус «Пять опер» Н.А. Римского-Корсакова;
- карточки с названиями произведений и указанием их авторов (М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»; П.И. Чайковский «Баба-яга»; А.К. Лядов. «Баба-яга»).
Звучит «Шествие царя Берендея» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
Ведущий
Наши далекие предки создавали сказки, предания, мифы, легенды, былины, в которых природа обладала могучей силой, а жизнь была полна опасностей. Солнце, ветер, огонь, вода могли быть добрыми и злыми. В лесу жили леший и Баба-яга, в реках и озерах - русалки и водяные. Встречи с ними всегда грозили опасностью! Но на то она и сказка, чтобы в ней добро всегда побеждало зло.
Сказка, как мечта, влечет нас в свой неведомый мир! Это о ней так образно сказал А.С. Пушкин:
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных.
Сказка и музыка! Как многое их объединяет! Без фантазии, выдумки, богатого воображения не сложится сказка, не возникнет музыка. Композиторы часто в основу своих произведений брали сказку.
Сейчас мы проведем наш конкурс «Разминка», в котором каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы. Первую букву ответа подскажут ассистенты.
Выходят ассистенты с карточками, на которых изображены буквы С, К, А, 3, К, А, и становятся в ряд. После вопроса ведущего ассистент поднимает карточку-подсказку с буквой, с которой начинается ответ. Вопросы задает ведущий.
Ведущий
• Назовите оперу-былину Н.А. Римского-Корсакова о певце-гусляре и отважном мореплавателе. («Садко».)
• Назовите фамилию французского композитора, автора сюиты «Карнавал животных». (Сен-Санс.)
• Тему этого персонажа в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк» исполняет кларнет. Кто это? (Кошка.)
• Назовите одного из героев сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». (Кай.)
• Как называется сольный номер в опере, который исполняет главный герой или героиня? (Ария.)
• Какой струнно-щипковый инструмент композиторы часто используют для создания волшебных образов в музыкальных сказках? (Арфа.)
• Назовите последнюю сатирическую оперу Н.А. Римского-Корсакова, созданную по мотивам сказки А.С. Пушкина, в которой есть такие слова:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Ки-ри-ку-ку,
Царствуй, лежа на боку!»
(«Золотой петушок».)
• Назовите одну из фей балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». (Зима.)
• Как называется нежная, певучая мелодия? (Кантилена.)
• Как называется одна из сказочных симфонических картин А.К. Лядова? («Кикимора».)
• Назовите итальянское обозначение медленного темпа в музыке. (Адажио.)
• Назовите струнно-смычковый музыкальный инструмент. (Альт.)
Музыкальная пауза
Ведущий
В каких музыкальных жанрах встречаются сказочные образы? Они оживают в операх и балетах, симфонических сюитах и пьесах, музыкальных сказках для симфонического оркестра и небольших миниатюрах. Давайте вспомним несколько сказочных произведений и их жанры.
Ведущий называет музыкальные произведения, а команды по очереди определяют их жанр.
Команды отвечают
1. «Спящая красавица» - (Балет.)
2. «Сказка о царе Салтане» - (Опера.)
3. «Петя и волк» - (Симфоническая сказка для оркестра и чтеца.)
4. «Руслан и Людмила» - (Опера.)
5. «Нянина сказка» - (Пьеса для фортепиано.)
6. «Щелкунчик» - (Балет.)
7. «Золушка» - (Балет.)
8. «Волшебное озеро» - (Одночастная симфоническая пьеса.)
9. «Золотой петушок» - (Опера.)
Ведущий
«Музыкальным сказочником» называли его. С детства он мечтал стать моряком, ведь его дядя был адмиралом! Он окончил морской корпус и совершил кругосветное плавание. Сколько раз он видел море: спокойное и взволнованное, штормовое и ласковое. Но мировая известность пришла к нему как к композитору. Море он часто изображал в своих музыкальных произведениях.
А как он любил народное творчество: сказки, обряды, былины, песни! «Мой род - это сказка, былина, и непременно русские», - говорил он. Именно сказочные, фантастические образы, воспевание красоты могучей природы, добра и гармонии явились главной темой его творчества. О ком идет речь?
Дети
О композиторе Н.А. Римском-Корсакове.
Ведущий
Одна за другой появляются его музыкальные сказки: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Исполняется тема фанфар из симфонической картины «Три чуда» оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
В нашем конкурсе «Угадай сказку» командам нужно определить, о какой опере Н.А. Римского-Корсакова идет речь и показать карточку с ее названием после прослушивания музыкального фрагмента.
Конкурс «Угадай сказку»
Участникам конкурса раздаются карточки с названиями опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Выходят 1-й и 2-й чтецы.
1-й чтец
Ой, вы гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Ведущий
Корабельщики в ответ:
2-й чтец
Мы объехали весь свет,
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привольный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый остров со дворцом...
Уходят.
Исполняется тема Белки из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Дети показывают карточку «Сказка о царе Салтане».
Выходит 3-й чтец.
3-й чтец
Кабы была у меня золота казна,
Кабы была дружинушка хоробрая,
Не сидел бы я сиднем в Новегороде,
А снарядил бы тридцать и един корабль,
Товары красные я б понагруживал.
Я б прошел по великим рекам
Ко синему морю далекому
На бесчетну казну в Новегороде
Понастроил бы я церквей божиих,
По далеким морям, по раздолью земли
Пронеслась бы слава Новегорода!
Уходит.
Исполняется фрагмент вступления к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» - «Океан-море синее».
Дети показывают карточку «Садко».
Выходит 4-й чтец.
4-й чтец
Но что со мной? Блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О, Мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви!
Какая нега томящая течет во мне!
О Лель!
В ушах твоих чарующие песни,
В очах огонь, и в сердце, и в крови
Во всей огонь.
Люблю и таю
От сладких чувств любви...
Уходит.
Звучит фрагмент сцены таяния «Но что со мной?» из IV действия оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, после которого дети показывают карточку «Снегурочка».
Ведущий
А теперь поиграем в «Музыкальное лото». Три оперы, которые вы сейчас перечислили, являются, пожалуй, самыми любимыми. А знаете ли вы персонажей этих опер? Задание следующего конкурса заключается в том, чтобы в конверт вложить пять карточек с именами персонажей, соответствующих указанному названию оперы.
На столы кладутся карточки с именами персонажей: Берендей, Купава, Мизгирь, Лель, Весна-красна, Гвидон, Повариха, Шахрияр, Синдбад, Шехеразада, Додон, Звездочет, Индийский гость, Варяжский гость, Любава, Волхова, Морской царь, Царевна-Лебедь, Ткачиха, Бабариха.
Ведущий держит в руках три конверта с написанными на них названиями опер: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».
Капитаны команд берут наугад один конверт, и команды выполняют задание.
В это время звучит музыкальная пауза. Далее следует проверка задания.
Ведущий
В «Сказке о царе Салтане» происходит чудес, и одно из них - превращение князя Гвидона в шмеля, устроившего в царстве Салтана большой переполох.
Выходит чтец.
Чтец
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь, а Лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит...
Так и тянет и уносит...
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился!
Уходит.
Ведущий
Слушая эти строки, вы, конечно, вспомнили гениальный музыкальный фрагмент из этой оперы «Полет шмеля». В концертном исполнении его можно услышать как отдельный номер.
Сейчас мы проведем конкурс «Опиши героя», в котором каждой команде после прослушивания «Полета шмеля» нужно написать как можно больше определений музыки, изображающей летящего шмеля.
Конкурс «Опиши героя»
Звучит фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова «Полет шмеля».
Проверка заданий
Ведущий
Как удавалось Римскому-Корсакову изобразить чудо в музыке! Как истинный художник, он умел находить для этого особые звуковые краски. Давайте послушаем отрывок из оперы «Садко» и определим, какое чудо изображено в этом музыкальном фрагменте, а потом попробуем нарисовать это чудо.
Конкурс «Рисуем музыку»
Исполняется «Пляска рыбок» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко».
Ведущий (обращаясь к зрителям)
А пока команды готовят рисунки, я предлагаю вам отгадать ребус «Пять опер».
Найдите ключ к отгадке, следуя по ходу часовой стрелки и пропуская всегда одинаковое количество лепестков. Прочитайте названия пяти опер Н.А. Римского-Корсакова.
(Ответы: 1. Снегурочка. 2. Садко. 3. Псковитянка. 4. Майская ночь. 5. Моцарт и Сальери.)
Просмотр рисунков
Ведущий
Композитор Анатолий Константинович Лядов продолжил дело своего учителя Н.А. Римского-Корсакова. Он создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты сказочной фантастики: симфонические картины «Баба ига», «Волшебное озеро», еще одну - о злом, коварном существе, воплощении нечистой силы. Литературной основой последней пьесы стало русское народное сказание, записанное собирателем фольклора В. Захаровым. Партитуре пьесы предшествует текст. Я напомню вам его, заменив ключевое слово местоимением «она».
«Живет, растет [она] у Кудесника в каменных горах. С утра до вечера тешит [ее] Кот баюн, говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают [ее] во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает [она]: тонешенъка, чернешенька, а голова то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломинкой. Стучит, гремит она от утра до вечера; свистит, шипит [она] со вечера до полуночи; со полуночи до бела света, прядет кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит на весь люд честной!»
Звучит фрагмент сказочной картины А.К. Лядова «Кикимора».
Ведущий
Кто же изображен в этой музыкальной пьесе Лядова?
Дети
Кикимора.
Ведущий
Русскую народную сказку невозможно себе представить без хозяйки дремучего леса - Бабы-яги. Всем она хочет причинить зло. Коварная, хитрая - такой мы представляем ее, такой изображают ее художники и композиторы. Сейчас прозвучат отрывки из произведений русских композиторов, а командам нужно определить их последовательность.
Ведущий кладет на столы участников конкурса по три карточки с указанием названия произведения и его автора.
Звучат фрагменты произведений М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»; П.И. Чайковский «Баба-яга» из цикла «Детский альбом»; А. К, Лядов «Баба-яга».
После прослушивания отрывков капитаны команд зачитывают ответы.
Ведущий
Наш последний конкурс «Правда ли, что...». Это серия вопросов, на которые нужно кратко ответить «да» или «нет».
Конкурс «Правда ли, что...»
• Был ли знаком Глинка с Пушкиным - автором текстов многих его сочинений? (Да.)
• Берендей - персонаж оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова? (Да.)
• Партию Черномора исполняет бас? (Нет.)
• Партию пастушка Леля в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» исполняет женский голос? (Да.)
• Для создания образа хозяйки сахарного дворца Феи Драже П.И. Чайковский использовал прозрачнохолодноватый тембр клавишного инструмента челесты, которую выписал специально для этого балета из Франции? (Да.)
• Партию Головы исполняет низкий мужской голос? (Нет.)
• Карлик Черномор и огромная Голова из оперы «Руслан и Людмила» были родными братьями? (Да.)
• На премьере оперы «Руслан и Людмила» присутствовал Пушкин? (Нет.)
• Наина, Берендей, Гвидон - персонажи одной оперы? (Нет.)
• Римский-Корсаков был гардемарином, а затем и мичманом в кругосветном плавании на клипере «Алмаз»? (Да.)
• Мусоргский окончил школу гвардейских подпрапорщиков и был гвардейским офицером? (Да.)
• Римский-Корсаков обладал уникальным даром - цветным слухом, и каждую тональность слышал в определенном цвете? (Да.)
Ведущий (поясняет)
Помимо того, что Н.А. Римский-Корсаков обладал абсолютным музыкальным слухом, он мог определять звук по цвету: До мажор - белый, Ре мажор -желтый, Соль мажор - коричневый, Ля мажор - розовый. Цвета моря он слышал так: Ми-бемоль мажор - ярко-синий, Фа мажор - зеленоватый.
Давайте послушаем фрагмент 1 части симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада», который рисует образ моря.
Жюри подводит итоги.
Конкурс заканчивается награждением участников викторины.