В мире музыкальных инструментов
Музыкальное занятие с известными произведениями и музыкальными викторинами и заданиями.
Действующие лица:
- Ведущий
- Чтецы
Музыкальный материал:
- И.С. Бах. Токката и фуга ре минор;
- Г. Перселл. Канарейка (клавесин);
- Й. Гайдн. Симфония № 103 «С тремоло литавр». Вступление;
- Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми минор - финал;
- Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к 3-й песне Леля из оперы «Снегурочка» (кларнет);
- П.И. Чайковский. Танец пастушков (флейты) и вступление к Вальсу цветов (арфа) из балета «Щелкунчик»;
- А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром a-moll (фрагмент I части);
- М.И. Глинка. Арагонская хота;
- М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» - вступление ко 2-й картине пролога;
- Л. Бетховен. Шестая симфония, IV часть. «Гроза»;
- Э. Григ. Утро, Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт»;
- Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»;
- Н.А. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады из 1-й части симфонической сюиты «Шехеразада»;
- П.И. Чайковский. Китайский танец из балета «Щелкунчик».
Наглядный материал и игровые пособия:
На стенде могут быть представлены репродукции картин:
- М. Караваджо. «Лютнист»;
- Я. В. Делортский. «Молодая женщина играет на верджинале»;
- Д. Цампьери. «Игра на большой виоле»;
- Я. Купецкий. «Музыкант, играющий на поперечной флейте»;
- Д. Левицкий. «Портрет Г.И. Алымовой»;
- В. А. Тропинин. «Гитарист»;
- Ф. Керетинг. «Скрипач-виртуоз Николо Паганини»;
- К. Коро. «Девушка с мандолиной»;
- Э. Дега. «Оперный оркестр»;
- В. Маковский. «На бульваре»;
- О. Ренуар. «Две девушки у пианино».
карточки с изображением струнных инструментов:
альт, домра, арфа, балалайка, контрабас, гитара, виолончель, гусли, скрипка;
карточки с изображением деревянных и медных духовых инструментов:
флейта, тромбон, туба, кларнет, фагот, валторна, гобой, труба;
карточки с изображением ударных инструментов:
треугольник, ложки, кастаньеты, литавры, тарелки, ксилофон, колокола, бубен, барабан;
15 листов размером АЗ с нотной записью трех музыкальных тем (пять фрагментов каждой темы) к конкурсу «Сложи мелодию».
Звучит Токката и фуга ре минор И.С. Баха.
Выходит 1-й чтец.
1-й чтец
... Склонились к скрипкам оркестрантов лица,
И с клавиш, рассыпавших серебро,
Рождалась тема, чтоб с оркестром слиться
И - тяжко приземлившаяся птица -
Рояль приподнял черное крыло.
Как низкий гул под сводами собора,
Как бурных волн раскатистый напор,
Из тесных стен, ища себе простора,
Многоголосье меди, струн и хора
Вел за собой все выше дирижер...
Вс. Рождественский
Уходит.
Ведущий
Как разнообразен мир музыкальных инструментов!
Каждый народ создавал свои неповторимые инструменты. На протяжении веков менялись их форма, размеры, способы звукоизвлечения, совершенствовалась конструкция. Долгий путь эволюции приводил к забвению одних и господству других.
Первые инструменты. В руках древних мастеров оживали тростник, охотничий лук, панцирь черепахи, бусы и браслеты, простые камни - все то, что пело, звенело, свистело, гудело, то, что было под рукой. Рождались мифы и легенды о музыке.
Выходит 2-й чтец.
2-й чтец
Березовая роща - это арфа...
На ней играет набежавший ветер
Простую, незатейливую песню.
А бор сосновый - золотой орган,
И музыка его почти что зрима:
Она взлетает вверх движеньем кроны...
...И вижу я в осине - балалайку,
И слышу я в орешнике рожок,
И клен звенит, как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивляюсь,
Как много музыкальных инструментов
Подслушал у природы Человек.
В. Семернин
Уходит.
Ведущий (обращается к детям)
• На каком музыкальном инструменте играл бог лесов Пан прекрасной нимфе Сиринге? (Свирели.)
• С каким музыкальным инструментом изображали древние греки Аполлона — покровителя искусств? (С кифарой.)
• «Прародителями» каких музыкальных инструментов были: камень, раковина, тростник? (Барабана, валторны, флейты.)
• На каком музыкальном инструменте играл легендарный Садко? (На гуслях.)
• Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? (Баян.)
• Какой музыкальный инструмент является эмблемой музыкального искусства? (Лира.)
• Как назывался инструмент — предшественник скрипки? (Виола.)
• Назовите инструмент, который, родившись в древности, до сих пор остается прекрасным, благодаря своему дивному голосу. На нем играл еще библейский царь Давид и древние греки. Плавные, струящиеся звуки напоминают журчание воды, дуновение ветерка... (Арфа.)
• Как называются инструменты - предшественники фортепиано. (Клавикорд, клавесин.)
• Какой инструмент по-итальянски называется «corno»? (Валторна.)
Ведущий (продолжает)
А каким богатством красок обладают голоса музыкальных инструментов! Их звучание — резкое, бархатистое, мягкое, глухое, гнусавое, хрустальное — может напомнить о журчании воды, голосах животных, завывании ветра.
(Показывает на стенд с репродукциями картин.)
Взгляните на эти репродукции. На них изображены музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Посмотрите внимательно и назовите эти музыкальные инструменты.
Дети называют музыкальные инструменты, изображенные на репродукциях.
Ведущий
Глядя на портреты людей с музыкальными инструментами, кажется, что слышишь музыку.
(Обращаясь к участникам.)
В конкурсе «Волшебная сила звуков» постарайтесь узнать тембр звучащих музыкальных инструментов и назвать их.
Конкурс «Волшебная сила звуков»
Дети слушают фрагменты произведений и определяют по тембру музыкальные инструменты.
• Г. Перселл. Канарейка (клавесин).
• Й. Гайдн. Симфония № 103 «С тремоло литавр», вступление (литавры).
• Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, финал (скрипка).
• Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к 3-й песне Леля из оперы «Снегурочка» (кларнет).
• П.И. Чайковский. Танец пастушков (три флейты)
• П.И. Чайковский. Вступление к Вальсу цветов из балета «Щелкунчик» (арфа).
Ведущий
О музыкальных инструментах рассказывают сказки, пишут рассказы, слагают стихи. Попробуем отгадать, о каких музыкальных инструментах идет речь.
Конкурс «Назови инструмент»
Выходят чтецы.
1-й чтец
О, говори хоть ты со мной,
Подруга семиструнная!
Душа полна такой тоски,
А ночь такая лунная!...
(Гитара.)
А. Григорьев
2-й чтец
Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!
Ты и нынче зря робеешь!
Ты одна на всю страну
Так задиристо умеешь
Тронуть русскую струну!...
(Балалайка.)
И. Кобзев
3-й чтец
...Ударьте меня посильней -
Ответит вам голос мой древний.
Чем горестней мне и больней,
Тем песня моя задушевней. ...
Так бейте сильнее меня
Не очень приучен я к ласке!
Я - жаркая пляска огня,
Огонь незатейливой пляски.
(Бубен.)
К. Кулиев
4-й чтец
Древней Русью через рассветы
Шли слепые не на пиры -
Композиторы и поэты,
Гениальные ...
(Гусляры.)
С. Макаров
1-й чтец
Мой голос высок и чист, нежен и прозрачен как лесной ручеек. Бывает, льется спокойно и ровно, может и пожурчать, а может и искрящимися водопадами рассыпаться. Самая высокая из нас перекроет самые высокие голоса в оркестре, чем и пользуется. Кто я?
(Флейта.)
2-й чтец.
Мое слово решительное, крепкое, властное. Я люблю вырваться звонким, ярким возгласом в многого-лосицу инструментов, но и покрасоваться длинной певучей фразой никогда не откажусь. Кто я?
(Труба.)
3-й чтец
Мы расположились слева от дирижера на самом виду. Нам все подвластно: мечтать, веселиться, негодовать. Нас в оркестре много. Но есть у нас одна, первая из первых, иногда она решается высказать свое личное мнение, солировать. За это ей особый почет и уважение. Назовите инструмент.
(Скрипка.)
Уходят.
Звучит фрагмент I части концерта для скрипки с оркестром ля минор А. Вивальди.
Выходит 4-й чтец.
4-й чтец
...Послушно звуки в музыку сливались:
То скрипки вдруг польются,
То тревожно
Господствовать начнет виолончель,
То фортепиано мощные фонтаны
Ударят вверх и взмоют, и взовьются.
И в недоступной зыбкой вышине
Рассыплются на брызги и на льдинки,
Чтоб с легким звоном тихо замереть,
Покорно звуки в музыку сливались...
Вл. Солоухин
Уходит.
Ведущий
Из отобранных историей инструментов лишь некоторые участвуют в концертной жизни самостоятельно; для большинства же постоянный дом - большой оркестр. Струнные, духовые, ударные инструменты прекрасно «уживаются» вместе, дополняя друг друга, используя свои выразительные возможности.
Конкурс «Струнные инструменты»
На доске расположены таблички с названиями струнных инструментов: лютни, альта, домры, арфы, балалайки, контрабаса, гитары, виолончели, гуслей, скрипки.
Ведущий просит учащихся разобраться: какие инструменты относятся к струнносмычковим, а какие - к струннощипковым и расставить их в две группы.
Вариант выполнения задания (см. на рис.).
Ведущий
Квартет - это ансамбль четырех исполнителей. У каждого инструмента свой характер, свой тембр. В классическом струнном квартете сложился особый состав инструментов. Послушайте басню И.А. Крылова «Квартет» и назовите инструменты, которые в ней упоминаются.
Выходит 2-й чтец и читает басню И.А. Крылова «Квартет». Дети называют инструменты струнного квартета. (Две скрипки, альт, виолончель.)
Конкурс «Духовые инструменты»
Ведущий
Многочисленный отряд духовых инструментов берет свое начало от первых дудочек и свирелей. Много времени и сил ушло на поиски формы, размеров, механизма клапанов, устройства для вдувания воздуха, материала - и все это ради красивого и чистого голоса инструментов.
Посмотрите на стенд с изображением духовых музыкальных инструментов. Назовите их и укажите, какие из них являются медными духовыми, а какие — деревянными духовыми.
На стенде представлены изображения духовых инструментов: флейты, тромбона, тубы, кларнета, фагота, валторны, гобоя, трубы, английского рожка.
Варианты ответа:
Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, английский рожок, кларнет, фагот. Медные духовые инструменты: труба, валторна, тромбон, туба.
Ведущий
Для создания ярких музыкальных образов композитор использует самые разнообразные средства выразительности. Одним из них является тембр - особая окраска звучания музыкального инструмента, его голос. Тембры духовых инструментов поражают своими возможностями. Одни звучат ярко и броско, другие нежно и ласково, третьи - мрачно и глухо.
Вам хорошо знакома пьеса Э. Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Спокойно и светло звучит главная тема, передающая красоту природы, картину рассвета. В нашей викторине мы вновь услышим эту тему, а вы назовете духовые музыкальные инструменты, солирующие в ней.
Дети слушают пьесу Э. Грига «Утро» и называют флейту, гобой, валторну.
Ведущий
Как многообразен мир ударных инструментов! А знаете ли вы, что тарелки появились в Древнем Египте еще IV тысячи лет назад, а в оркестр они попали лишь в XVII веке, как и литавры? Тамтам пришел к нам из Азии, так же, как и ксилофон. Под задорное щелканье кастаньет танцуют в Испании хоту, болеро, сегидилью, а барабан в некоторых случаях может быть солирующим инструментом.
(Обращается к детям.)
Давайте посмотрим на рисунки с изображениями ударных инструментов. Назовите инструменты и укажите, какие из них имеют определенную, а какие неопределенную высоту звука.
Вывешиваются рисунки ударных инструментов: треугольник, ложки, кастаньеты, литавры, тарелки, ксилофон, колокола, бубен, барабан (рисунки ниже).
1. Ударные музыкальные инструменты с определенной высотой звука
2. Ударные музыкальные инструменты с неопределенной высотой звука
Ведущий
Как озорно, таинственно, раскатисто, звонко, зловеще, могут звучать ударные инструменты.
Сейчас мы услышим звучание некоторых из них и постараемся определить их.
Дети слушают фрагменты произведений и определяют название инструментов:
1. М.И. Глинка. «Арагонская хота». (Кастаньеты.)
2. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Вступление ко 2-й картине пролога. (Колокола.)
3. Л. Бетховен. Шестая симфония, IV часть. «Гроза». (Литавры).
4. Э. Григ. Танец Анитры (Треугольник.)
Ведущий
Мы вспомнили далеко не все музыкальные инструменты. Есть еще и разновидности некоторых инструментов, например флейта-пикколо, бас-кларнет, контрфагот; есть большой отряд инструментов эстрадно-джазовых оркестров и, конечно же, оркестров народных инструментов.
А теперь проведем «Турнир знатоков». Итак, будьте внимательны!
• Какой русский струнный щипковый инструмент называют лежачей арфой? (Гусли.)
• Как называется деревянная подставка под струны в струнных музыкальных инструментах? (Кобылка.)
• Какая часть музыкального инструмента и какая птица называются одинаково? (Гриф.)
• Как называют музыканта, играющего на тубе? (Тубист)
• Сколько струн у балалайки и домры? (Три - у балалайки, три - у домры.)
• Как называется приспособление для издания звука на медных духовых инструментах? (Мундштук.)
• Какой медный духовой инструмент не имеет клапанов и кнопок? (Тромбон.)
• Какой инструмент появился в оркестре первым из ударных? (Литавры.)
• Название какого инструмента дословно переводится как «лесной рог». (Валторна.)
• Назовите самый большой музыкальный инструмент, имеющий несколько клавиатур, в том числе и для ног, и огромное количество труб. (Орган.)
• Какой инструмент использовал П.И. Чайковский для создания образа феи Драже в балете «Щелкунчик»? (Челеста.)
• Какой старинный музыкальный инструмент является предком гитары? (Лютня.)
• Разновидностью этого инструмента является английский рожок. Назовите его. (Гобой.)
• Как называется тонкая пластинка из пластмассы, металла или кости, которую используют для игры на струнных щипковых инструментах? (Медиатр.)
• Назовите итальянского мастера, создавшего фортепиано. (Бартоломео Кристофори.)
В нашем последнем конкурсе «Сложи мелодию» прозвучат три темы, мелодии которых нужно сложить из пяти фрагментов.
Конкурс «Сложи мелодию»
Дети слушают:
Марш из оперы Д. Верди «Аида»,
Тему Шехеразады из симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова,
Китайский танец из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Для составления каждой темы приглашаются три ученика.
Викторина завершается чтением стихотворения о музыкальных инструментах.
Выходит 3-й чтец.
3-й чтец
О, если б вы знали,
Как нежен фагот,
Какая душа у рояля!
И флейта, влюбленно вздыхая, поет -
Быть может, вы тоже слыхали?
Как арфа,
Прислушавшись к звукам рожка,
Ему отвечает охотно,
А скрипки,
Гармонией красок дыша,
Собрали волшебные ноты...
... И каждый из них,
Оставаясь собой,
Сливается в звонком потоке
В оркестре
С такою счастливой судьбой -
И близкой,
И снова далекой.
Я. Халецкий
Уходит.
Жюри подводит итоги и награждает лучших и наиболее активных участников викторины.