Куклы-скрутки. Тряпичные куклы своими руками
История куклы прослеживается со времён строительства пирамид до наших дней. Кукле почти столько же лет, сколько и человечеству.
Но она остаётся вечно юной.
По мнению археологов, историков, искусствоведов, кукла - это любая фигурка человека, даже если она не является игрушкой. Значение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное, воспитательное, корректирующее, декоративно-оформительское и т.д.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, но и важнейший атрибут древних обрядов, символ продолжения рода, залог семейного счастья. А ещё - это проводник в глубину человеческой души и способ самопознания. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Поэтому именно кукла была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и понести дальше бесценные сокровища накопленного жизненного опыта.
Кукла не рождается сама, её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Создавая игрушки, отцы и матери, бабушки и дедушки вкладывали в куколки всю свою жизненную мудрость и любовь к детям. А дети чувствовали это и относились к рукотворным игрушкам очень бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь, заботу и ласку?
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что в не столь отдаленные времена здесь образовалась пустота. И теперь возникла большая необходимость заполнить эту брешь.
Наше сегодняшнее желание - знать: какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила - это не только познавательный интерес, но ещё и стремление помнить историческое и культурное прошлое своего народа, сохранить семейные ценности.
Вот почему традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение!
Загадка о лоскутной куколке
Вот возьму я палочку,
Замотаю в тряпочку,
В лоскуточки наряжу,
Сверху бантик повяжу.
Получилась не игрушка,
А любимая подружка.
(В. Шипунова)
Куклы в легендах и сказках
Существует легенда о том, когда появилась первая кукла. Её слепила из глины богиня Нюйва, когда прогуливалась по берегу реки.
Случилось это очень давно. Совсем молодая Земля только что отделилась от неба, но на ней уже высились горы и текли реки, росли цветы и деревья, птицы пели песни, а в лесах бродили звери. Но людей ещё не было, и потому мир был просторен и тих. По этой прекрасной безлюдной Земле блуждала богиня Нюйва. Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть жёлтой глины, смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила фигурку маленькой девочки.
Лишь только богиня поставила куклу на землю, глиняная малышка ожила, закричала «уа-уа» и весело запрыгала. Нюйва улыбнулась и дала ей имя Жэнь, что по-китайски значит «человек». Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она смастерила их очень много. Эти милые голыши окружили Нюйву, стали танцевать и радостно кри чать, а после разбежались в разные стороны. Богиня сначала удивилась, но потом успокоилась и решила продолжать свою работу.
Она увлеклась и всё лепила-лепила-лепила фигурки. Человечки звонко смеялись, и Нюйва уже не чувствовала себя такой одинокой, ведь мир вокруг неё был теперь заселён...
В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Её угощали, с ней советовались. В Костромской губернии девушки мастерили из тряпочек фигурки солдатиков, изображавших парней, забираемых в рекруты. Кукол прикрепляли к наружной стене дома, а рядом иногда помещали кукольную фигурку девушки.
В древних языческих обрядах глиняная, металлическая, костяная или деревянная фигурка (человеческая или человекоподобная) исполняла роль фетиша или идола. В сказке «Василиса Прекрасная» умирающая мать оставляет дочери бесценное сокровище - куколку.
В саамской сказке «Акань» («Бабушка») рассказывается о берестяных или бумажных куклах, сделанных бабушкой для любимого внука. Это не простые игрушки: если мальчик не выполняет родовые правила, то кукла прилипает к его руке и выпивает каплю за каплей всю кровь. Если же внук соблюдает правила, то к нему через куклу от бабушки переходит кровь, по представлениям древних - символ жизненной силы. Этот эффект иногда называют симпатической магией , т.е. способностью предметов воздействовать на расстоянии, передавая импульсы посредством чего-то весьма похожего на эфир.
Кукла-Бабочка
Задачи.
Научить детей мастерить традиционную тряпичную куклу «Бабочка»; совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание; развивать тактильное восприятие, ловкость, чувство цвета.
Материалы, инструменты, оборудование.
- Для туловища лоскут однотонной ткани 20x10, или 30x15, или 40x20 см;
- для крыльев соответственно лоскуты яркой расцветки размером 10x10, или 15x15, или 20x20 см;
- набивка для небольшой головы (вата, нитки, мох, мех, поролон); прочные нитки.
Из истории изготовления русских текстильных кукол.
Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких районах Тульской губернии.
Куклу «Бабочка» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Куклу укладывали в колыбель еще до рождения ребенка, чтобы она оберегала это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним во время сна и в первых играх. Эту игровую куклу могли изготовить своими руками даже самые маленькие дети. Как правило, делают «Бабочку» из однотонной ткани, но при желании цветовое решение может быть более сложным. При этом важно учитывать символику цвета: красный - это знак солнца, огня, плодородия, символ праздника и синоним красоты; желтый - божественный цвет, символ тепла, младенчества; зеленый - здоровье, молодость; синий - высокие помыслы и дар общения.
Технология изготовления куклы
1. Подбираем материалы: лоскуты ткани, нитки, набивку, бусины для глаз.
2. Берем лоскут однотонной ткани, посередине кладем набивку - небольшой комок мытой шерсти (или ваты, ниток, травы, сена, поролона) - и складываем к середине так, чтобы получилась заготовка для туловища длиной примерно 5 или 8, или 10 см.
3. Складываем деталь пополам и фиксируем голову - обматываем тугими витками ниток и завязываем узелок.
4. Берем лоскут яркой ткани и вкладываем в «туловище» под головой - это крылья нашей «Бабочки».
5. Обматываем туловище нитками, слегка стягивая его ниже крыльев.
6. Усложняем модель (по желанию и умению) - добавляем еще одну пару крылышек, красиво сочетающихся по цвету.
Такую куклу-бабочку можно повесить над кроваткой или коляской младенца, в оконную нишу, дверной проем, под люстру (только на достаточном расстоянии во избежание возгорания), даже на комнатное растение и т.д. Из нескольких бабочек получится красивый хоровод.
Куклы Бабушка и Дедушка
Задачи.
Научить мастерить тряпичную куклу узелковым способом; совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, обматывание: познакомить с историей и традициями игрушечного ремесла; развивать тактильное восприятие, ловкость, координацию «глаз-рука».
Материалы, инструменты, оборудование.
- Квадратный лоскут очень тонкой одноцветной хлопчатобумажной или шелковой ткани;
- пучок шерсти для прически или бороды;
- треугольный лоскуток для косынки или передника.
Из истории изготовления русских текстильных кукол.
С давних времен изготовление игрушек было делом семейным. Бабушки и дедушки, мамы и папы, выкроив свободную минутку в череде дел, лепили-рубили-точили-шили игрушки, привлекая к этому мастерству и малышей. Дети с малолетства приучались к рукоделию, усердию и терпению. Каждая девочка берегла своих кукол и, когда вырастала, передавала их своим детям. Игрушки готовили ребенка к самостоятельной жизни и работе. Кукла - это образ человека, в котором, как в зеркале, можно увидеть себя. Как и человек, тряпичная кукла бывает какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной. В одежде и облике куклы всегда отражаются образ жизни, семейно-бытовая роль, гендер (пол) и возраст. Так, к примеру, коса - у молодой незамужней девушки, женщины убирали волосы под головной убор; длинная рубаха у взрослого мужчины, короткая - у парня.
Технология изготовления куклы
1. Разложим лоскут тонкой ткани на столе и разгладим.
2. Приготовим пучок ниток для куклы-дедушки и косынку для куклы-бабушки.
3. Возьмем лоскут пальчиками примерно в том месте, которое обозначено на рисунке крестиком, и поднимем вверх.
4. Завяжем простой узел - это голова будущей куклы.
5. На каждом из коротких уголков, свисающих из-под головы, тоже сделаем по узелку - это ручки нашей куклы. Длинная свисающая часть лоскутка - это юбка бабушки (или девочки). Для этой куклы можно сделать прическу из шерсти и повязать голову платком. Прическу из ниток можно пришить или просто покрыть платком, тесьмой. Не помешает и передник из лоскутка такого же цвета, как платок, или другого.
6. Завязываем узелками два длинных конца лоскутка и получаем куклу- мальчика в штанишках. А если под узел-голову подоткнуть бороду из шерсти, выйдет дедушка.
Варианты оформления.
Туловище узелковой куклы можно обвязать ниткой крест-накрест. А если эту куклу обмотать до подмышек «пеленкой» и перевязать ниткой или ленточкой, выйдет пеленашка.
Кукла-Марионетка
Задачи.
- Научить мастерить тряпичную куклу-марионетку узелковым способом;
- научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации и передавать эмоциональные состояния (радость, испуг, удивление).
Материалы, инструменты, оборудование.
- Квадратный лоскут однотонной хлопчатобумажной ткани (или носовой платок);
- набивка для головы; тонкий шнурок или прочная нитка;
- цветной карандаш или иголка с ниткой, чтобы нарисовать или вышить кукле глаза, рот и волосы;
- лоскутки для одежды.
Из истории изготовления русских текстильных кукол.
Давным-давно всевозможные куклы из бытового и природного материала делали как обереги, ритуальные предметы и обрядовые символы. Наши пра-прабабушки и пра-прадедушки верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, привлечь в дом счастье, богатство, лад.
Такие куклы мастерили неспешно, с надеждой и большой любовью. Материалом часто выступали лоскуты ткани уже изношенной одежды. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую» - ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный бедами и болезнями.
Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других - по особой схеме, избегая повторных витков. При этом загадывали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие). Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на куколки, неосознанно чувствуем даже сегодня.
Технология изготовления куклы
В основе изготовления этой куклы тот способ, которым мы уже мастерили куклу «Дедушка-бабушка».
1. Приготовим сразу все необходимые материалы.
2 Разложим лоскут или носовой платок; скатаем шарик из шерсти (или ваты), положим его на обозначенное крестиком место (выше середины).
3. Обхватим набивку с внешней стороны лоскута, слегка сожмем, чтобы сформировать «голову», и крепко обвяжем «шею» прочной ниткой или тонким шнурком. Получаем куклу-мл аденца, которую можно пеленать.
4. Усложняем куклу: завязываем узелки, чтобы выделить руки-ноги (как в кукле «дедушка-бабушка»), в руки-ноги марионетки для утяжеления нужно положить небольшие камушки. Оформляем лицо, делаем прическу.
5. Делаем подвески для управления куклой-марионеткой. Одну веревочку прикрепляем к голове, другую - к ручкам. Подбираем длину веревочек так, чтобы в верхней точке дуги они совпали. Веревочки не должны быть слишком длинными, чтобы ребенку было удобно водить куклу.
Десятиручка
Задачи.
- Познакомить с оригинальной моделью куклы и раскрыть ее символику;
- учить мастерить куклы бесшовным способом и создавать игровое пространство;
- воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.
Материалы, инструменты, оборудование.
- Для туловища лоскут 20x5(7) или 30x8(10) см красного цвета;
- для рук - 5 лоскутов размером 8x3 см светлосерого цвета; прочные нитки белого и красного цвета.
Из истории изготовления русских текстильных кукол.
Обрядовая многорукая кукла Десятиручка (еще ее называют Многоручкой) помогает своему обладателю справляться с большим объемом любой работы. В изготовлении используются ткань и нитки красного цвета, который является обережным. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных домашних делах (ткачество, шитье, вышивка, вязание, плетение, приготовление пищи, воспитание детей, уборка дома, уход за домашними животными и т.д.). Таких куколок в качестве свадебного подарка подружки преподносили невестам, чтобы у молодых хозяюшек дела спорились да ладились. Главной особенностью этой куклы является то, что делали ее без иголки и ножниц. Сворачивая и завязывая ткань, не делали ни одного шва и укола иголки, ведь это берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже...
Технология изготовления куклы
1. Подбираем материалы - лоскут красного цвета и пять лоскутов светлосерого (или телесного, белого, розового) оттенка .
2. Берем большой прямоугольный лоскут красного цвета и складываем к середине так, чтобы получилась полоска шириной 1,5-2 см (при размере лоскута 20x5см) или 2,5-3 см (при размере лоскута 30x8 см).
3. Деталь красного цвета складываем пополам, отступаем от сгиба 2 см и аккуратно, не стягивая, обматываем нитками - это туловище с головой.
4. Пять светло-серых лоскутков сворачиваем в скрутки и на концах фиксируем - отступив 0,5-1 см, обматываем прочными нитками красного цвета и завязываем узелки - это будущие ручки куклы.
5. Пять деталей «ручки» складываем в виде «мельницы» (спицы колеса) и помещаем ниже головы - между двумя слоями «туловища» - и получаем десятиручку. Ниже формируем талию - обматываем туловище белыми нитками, не стягивая ткань.
6. Через «голову» продеваем прочную нитку или тонкий шнурок - получаем подвеску желаемой длины.
Кукла Десятиручка готова помогать нам во всех домашних делах и заботах.
Кукла "Нянюшка"
Задачи.
- Познакомить детей с традиционной куклой «Владимирская столбушка»;
- учить изготавливать лоскутную куклу-закрутку (берегиню);
- через игрушку знакомить с историей своей родины и календарными обрядами и праздниками;
- прививать уважение к культуре своего народа и семейным традициям;
- приучать к совместному труду с другими детьми и взрослыми;
- развивать художественный вкус и творческие способности.
Материалы, инструменты, оборудование.
- Лоскут прочной ткани для закрутки размером 10x20 см (или 15x30, 20x40 см);
- лоскут светлой ткани размером 15x15 см (или 20x20, 30x30 см);
- шерстяные и хлопчатобумажные нитки;
- цветные лоскутки для одежды; отделочный материал: декоративная тесьма, узкие ленты, кружева.
Из истории изготовления русских текстильных кукол.
Столбушка - традиционная кукла, которую изготавливали бесшовным способом. Кусочки ткани нужного размера отрывались руками, без помощи ножниц. Лицо у такой куклы не рисовали, она была «безликой». Считалось, что кукла с глазами и выражением лица приобретает душу и при этом теряет свои обережные и магические свойства. Во Владимирской губернии куклы-столбушки накручивались на берестяную палочку-столбик. В разных регионах России бытовали куклы-столбушки, изготовленные на основе скрутки из ткани или на основе мешочка, сшитого из ткани и набитого каким-либо материалом - травой, зерном, золой, солью. Кукла получала своё название по материалу - Зерновушка, Крупеничка, Золушка и т.д.
Исследователи игры и игрушки описывают множество вариантов народных игр, которые назывались «скалками» или «столбушками». Во многих из этих игр непременными атрибутами были рукотворные вещи, сделанные девушками и парнями во время зимних посиделок перед Рождеством. Интересно и то, что дружеские и любовные пары часто формировались при обмене такими предметами.
Технология изготовления куклы
1. Сворачиваем прямоугольный лоскут ткани в плотную трубочку.
2. Перевязываем скрутку примерно посередине прочной ниткой и сверху набрасываем квадратный лоскут светлой ткани.
3. Обозначаем голову - обматываем столбик прочной ниткой на уровне будущей шеи.
4. Делаем руки - уголки свисающей ткани подгибаем внутрь, чтобы убрать лишнюю длину, и закрепляем нитками так, чтобы получились ладошки.
5. Мастерим юбку и фартук, одеваем куклу.
6. Повязываем яркий платок, украсив лоб куклы яркой тесьмой или ленточкой. Концы платка или косынки завязываем сзади.
Двойная кукла "Парочка"
Задачи.
- Познакомить детей с куклой «Парочка» как новым вариантом кукол-неразлучников;
- учить мастерить куклу-парочку рациональным способом;
- вызвать интерес к разыгрыванию ситуаций, соответствующих традиционным обрядам (свадьба);
- воспитывать интерес к народной культуре, уважение к семейным ценностям и традициям.
Материалы, инструменты, оборудование.
- Прямоугольный лоскут ткани средней плотности размером не более 50x40 см;
- материал для головок кукол (вата, поролон, кудель, мех, мох, трава, сено, обрезки ткани или ниток);
- нитки разного цвета, тесьма, ленты.
Из истории изготовления русских текстильных кукол.
Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно этот смысл вложен в куклу «Парочка». В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали куклу «Парочка» для отвода недобрых взглядов.
В кукольных играх и забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Дети относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры дети собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девчушка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе.
Технология изготовления куклы
1. Берем прямоугольный лоскут ткани, перегибаем его пополам по горизонтали; перевязываем ткань посередине нитками, чтобы получился бант.
2. С обеих сторон от перевязки (примерно на одном расстоянии) подкладываем под ткань набивку и формируем головы кукол, фиксируем прочными нитками.
3. Из ткани по краям оформляем ручки, обматываем их нитками; а посередине, на месте перевязки бантика, выделяем нитками общую руку.
4. У одной из кукол формируем из ткани ножки, обматываем их нитками, чтобы получился мальчик (жених).
5. Оформляем куколок: подпоясываем, обматываем ручки декоративными нитками. Грудь девочки (невесты) перевязываем нитками крест-накрест.
6. Украшаем головы куколок: мальчику (жениху) пришиваем шапочку, для куклы-невесты мастерим фату из кружева или ажурной ткани.
Мокредина (Шестиручка)
Задачи.
- Учить мастерить куклу и создавать ее образ;
- развивать тактильное восприятие;
- воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к традициям и ценностям народной культуры.
Материалы, инструменты, оборудование.
- Лоскут светлой однотонной ткани и палочка длиной 25-30 см для изготовления «скалки» - основы для туловища куклы;
- три лоскутка светлой однотонной ткани (или детские носовые платки) для изготовления шести ручек;
- яркие цветные лоскутки для изготовления одежды;
- крепкие нитки;
- набивка для головы; декоративные материалы - ткани, ленты, тесьма, листочки, цветы, лепестки.
Из истории изготовления русских текстильных кукол.
Шестиручка как и Десятиручка - это спорая помощница, хозяйка, управительница, мастерица.
Она присматривает, чтобы в доме были чистота и порядок, уют и лад, а также оберегает хозяйку от усталости, помогая ей быстро и ловко справляться со множеством дел в доме и во дворе, на поле и в дальней дороге.
Кукла «Мокредина» как осенний образ хорошо подходит в качестве подарка друзьям и знакомым на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда традиционно по народному календарю завершались все полевые работы.
Эту куклу обычно украшали травой, цветами, листьями, колосками, а на лице и одежде рисовали или вышивали капельки дождя.
Технология изготовления куклы
1. Оборачиваем палочку белой тканью, закрепляем основу ниткой и получаем туловище куклы. Один из трех светлых лоскутов сворачиваем пополам, подложив внутрь кусочек набивки (вату, поролон, траву, мех, нитки, бумажную салфетку, фольгу), и формируем голову.
2. Надеваем «голову» на «туловище» куклы и привязываем прочными нитками по линии «шеи».
3. Расправляем края ткани справа и слева от туловища - это рукава, подгибаем уголки вовнутрь, чтобы руки не были слишком длинными, и закрепляем нитками на линии запястий.
4. Берем второй и третий лоскутки, подготовленные для рук, и повторяем операцию, описанную в пп.З. Получаем три пары ручек, как показано на картинке. Получаем куклу-шестиручку.
5. Поднимаем руки вверх, берем цветные лоскутки и мастерим одежду - повязываем юбку и передник.
6. Повязываем платочек, закрыв лоб цветной тесьмой или лентой. Создаем осенний образ - украшаем Мокредину листьями, цветами, колосками, лепестками, травой, веточками. И последний штрих: на лице и одежде куклы рисуем или вышиваем голубыми нитками капельки дождя.