Чал-Конирук и волшебный горшок
Всадник-великан Эр-Тоштюк был наделен нечеловеческой силой. Его волшебный конь по прозвищу Чал-Конирук не ведал усталости, и чем чаще хозяин пускал его в галоп, тем большее удовольствие он испытывал. Конь распускал хвост, как знамя, и летал в лучах солнца, рассыпая вокруг снопы искр. Питался он только волшебными травами, умел разговаривать, как человек, и по желанию изменялся в размерах.
Однажды Эр-Тоштюк и его конь скакали в степи. Внезапно земля под ними разверзлась, и они оказались в подземном мире, где правил жестокий Голубой Великан. По его приказу свирепые одноглазые воины напали на мамитов — народ тихий и мирный. Мамиты вынуждены были все время скрываться. Однако едва Эр-Тоштюк очутился под землей, как четверо из них уже обступили его.
— Добро пожаловать в подземное царство,— сказал один.— Слава о тебе дошла и до нас. Я — Мамит-Вихрь, меньше чем за секунду могу ответить на любой вопрос. Это Мамит — Серна, он бежит быстрее ветра, и Мамит — Слушающий землю, он различает малейший шум, приложив ухо к земле. Наконец, перед тобой Мамит — Пронзительный взгляд. Его имя говорит само за себя— никто не выдерживает его взгляда.
В сопровождении мамитов Эр-Тоштюк и его волшебный конь направились в центр подземного мира. Они двигались скрытно, но однажды столкнулись с отрядом во главе с девушкой необыкновенной красоты. Увидев Эр-Тоштюка, она сразу воспылала к нему люборью и поспешила рассказать обо всем отцу... А это был не кто иной, как Голубой Великан! Взбешенный уже тем, что герой вторгся в его владения, он примерно наказал дочь и посадил ее в железную клетку. А сам на золотом троне поджидал Эр-Тоштюка.
Мамит — Слушающий землю услышал рыдания девушки. Мамит — Пронзительный взгляд описал ее пленение. С быстротой молнии конь перенес своего хозяина в лагерь Великана.
— Я ждал тебя, Эр-Тоштюк! — взревел хозяин подземного мира.— Если ты хочешь получить мою дочь в жены, то сначала принеси мне горшок в сорок пригоршней, который давно старались добыть для меня земные и подземные воины. Этот волшебный горшок сделан из превосходного металла, горшок стерегут злые духи и драконы. Он спрятан на дне озера по ту сторону пустыни и позади крутых гор. Ступай! Я не желаю тебе удачи, потому что знаю: ты не вернешься оттуда никогда!
Эр-Тоштюк вскочил на коня, и тот полетел, как стрела, а вслед за ними — четверо мамитов. Сорок дней без передышки скакал Чал-Конирук через пустыню. Не замедляя хода, он жевал время от времени пригоршню колдовской травы, и усталости как ни бывало. Добравшись до озера, он остановился у черного камня с надписью: «Обратной дороги нет». Тут полегло немало воинов, которые пытались добыть горшок.
— Хозяин, позволь мне нырнуть в озеро,— сказал конь.— Ждите меня здесь. Гели на воде появится черная пена, значит, я побежден, если красная — ранен, если пена будет белой, я победил!
С этими словами Чал-Конирук кинулся в холодные и черные воды озера. Поначалу он ничего не видел, но вскоре глаза привыкли к темноте, и он заметил слабое красноватое мерцание. Он приблизился. Это был горшок! Но тут самый грозный его страж — дракон с ядовитым жалом — набросился на Чал-Конирука. Завязалась жестокая схватка.
На берегу с тревогой ожидали ее исхода. Мамит — Слушающий землю приложил ухо к земле.
— С конем плохо,— сказал он,— у него хриплое дыхание.
В этот момент на поверхности озера появилась пена красного цвета. Мамит-Серна заметался в отчаянии, но Мамит — Пронзительный взгляд неожиданно воскликнул:
— Победа! Чал-Конирук смертельно ранил дракона. Он поднимает горшок! Смотрите: белая пена!
Так волшебный конь преуспел в испытании, которое выпало на долю его хозяина. Вернувшись в лагерь, Эр-Тоштюк освободил пленницу. Но до того, как он должен был обменять дочь Голубого Великана на добытый трофей, конь зубами схватил горшок и швырнул его прямо на золотой трон. Горшок взорвался с оглушительным треском, навсегда избавив подземных жителей от ненавистного повелителя.