Сказ о невесте волшебнице
Сидящая в кресле в глубине парадного зала жена князя презрительно смотрела на Асжану. Упиваясь только что одержанной победой, юноша никак не мог взять в толк, почему она так заносчива. Ведь он один только что обратил в бегство целую банду разбойников, которые в отсутствие в крепости сильных воинов рассчитывали на легкую добычу. Не вышло. Но вместо благодарности эта женщина осыпает его насмешками! Она не только не встала при его появлении, но еще и унижала обидными словами: — Да что это ты себе вообразил? Тоже мне, герой! Вы только посмотрите на него! От горшка два вершка! Да ты в подметки не годишься моему мужу! Что ты о себе возомнил!
Покраснев от гнева, Асжана попытался что-то сказать, но она не дала ему и рта раскрыть:
— Вот если бы ты привел прекрасную Сомерон и она согласилась бы выйти за тебя замуж, тогда, возможно, ты и заслужил бы имя героя...
С этими словами жена князя отвернулась к стене и замолчала.
Асжана вышел из зала, кипя от негодования. Кинулся к коновязи, в бешенстве вскочил на коня, пришпорил его и ускакал прочь из этой неблагодарной деревни. Он гнал коня не один час и мало-помалу успокоился. Мысли переключились на другое.
«Сомерон! Прекрасная Сомерон! О такой невесте мечтает каждый! Говорят, она самая красивая, самая нежная девушка в стране, и только герой может завоевать ее сердце! В конце концов, эта грубая женщина права в одном: этим героем должен стать я! Вперед, за прекрасной Сомерон!»
Многие молодые джигиты пытались завоевать сердце белокурой красавицы. Но она жила на самом верху башни, уходившей в небо выше облаков. Так что верхнюю часть башни никто еще не видел. Девушка объявила, что отдаст сердце тому, чей голос она услышит из своего заоблачного убежища. Все женихи считали, что докричаться до нее не так трудно... Но назад не вернулся ни один!
На своем неутомимом скакуне Асжана преодолевал дремучие леса, отвесные ущелья, высокие горы. Время от времени, пробуя голос, он выкрикивал имя Сомерон. Эхо подхватывало, множило крик и поднимало в небо тучи испуганных птиц.
Наконец Асжана достиг страны, где никогда не встает солнце: тень исполинской башни покрывала ее вечным мраком..
Миновав большие белые камни, которыми были завалены все подступы к башне, он подъехал к ее подножию и спешился. Тут Асжана вздохнул полной грудью, задержал дыхание и громко-громко крикнул: «Сомерон!» Увы, богатырский крик не долетел и до середины башни. Внезапно Асжана почувствовал, что ноги у него стали пудовыми. Он опустил глаза и с ужасом понял, что до колен окаменел. Во второй раз собрал он все свои силы и позвал девушку. Она не услышала, а Асжана окаменел по грудь. Теперь он понял, куда девались все женихи...
— О, мой скакун! — воскликнул Асжана.— Выручай! Еще одна попытка, и я весь обращусь в камень!
Конь понял, что дело плохо, и отчаянно заржал. Так заржал, что вершина башни заходила ходуном. Удивилась Сомерон и сошла вниз.
— Ты такой смелый. Я поеду с тобой,— сказала девушка, лучезарно улыбаясь молодому воину. И легонько провела по его телу своим покрывалом — юноша тотчас обрел свободу движений.
— Погоди! Все эти камни, верно, бывшие женихи, которые пытались до тебя докричаться? — спросил Асжана.— Ты их заколдовала, ты их и расколдуй!
Сомерон не заставила себя упрашивать. Но как только камни снова стали людьми, люди эти — какая каменная неблагодарность! — набросились на Асжану. Злобные завистники хотели его убить. Спасая жениха, Сомерон волшебным покрывалом очертила круг в воздухе. И бывшие женихи окаменели навеки. А Асжана вернулся в деревню и сыграл там свадьбу. Все по праву считали его героем.