Гимнастика в школе. Методика применения общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения применяются, в основном, в подготовительной части занятия в качестве разминки, для общего развития и укрепления организма, а также для развития силы отдельных мышечных групп, укрепления связок, увеличения гибкости и подвижности в суставах. Но особенно они ценны для совершенствования общей координации движений.
Для правильного составления комплекса общеразвивающих упражнений необходимо учитывать форму и характер нагрузки в основной части занятия.
Составленный комплекс должен отвечать следующим основным требованиям:
1. Каждое упражнение комплекса должно оказывать определенное необходимое воздействие на организм.
2. Упражнения должны следовать одно за другим в порядке постепенного повышения нагрузки. Начинать надо с упражнений динамического характера, простых по форме и легких по нагрузке, затем переходить к более трудным упражнениям, связанным со статическими усилиями.
3. Упражнения подбирать надо так, чтобы в работу последовательно включались различные группы мышц, при этом сокращения и напряжения мышц должны чередоваться с их расслаблением.
4. Для избирательного воздействия упражнений необходимо увеличить нагрузку на эти мышцы, помня о принципе пропорциональности физической нагрузки.
5. Упражнения для развития и совершенствования силы, на растягивание и расслабление должны способствовать формированию правильной осанки.
6. После силовых упражнений, особенно с отягощениями, рекомендуется выполнять специально подобранные упражнения на расслабление.
7. Упражнения на гибкость следует выполнять тогда, когда школьники уже достаточно разогреты. Для большей эффективности упражнениям на растягивание мышц должны предшествовать упражнения на их расслабление.
8. Для усиления влияния упражнений на дыхательную и сердечно-сосудистую системы необходимо постепенно уплотнять процесс выполнения упражнений, сокращая паузы.
Как средство избирательного воздействия на отдельные группы мышц, и на весь организм в целом очень ценны упражнения вдвоем. Наличие партнера, который в одних случаях поддерживает, в других оказывает сопротивление или активную помощь, позволяет разносторонне активно воздействовать на нервно-мышечный и костно-связочный аппараты. Некоторые упражнения просто невозможно проделать без помощи и поддержки.
Положительное влияние упражнений вдвоем на развитие силы, укрепление суставов и повышение их подвижности объясняется тем, что сопротивление партнера является добавочным раздражителем нервной системы. Следствием добавочного раздражителя является ответная реакция организма, выражающаяся в выполнении мышцами работы повышенной мощности. Эти упражнения способствуют развитию мышечной чувствительности и способности регулировать напряжение, т. е. умения выполнять движения с интенсивностью, пропорциональной сопротивлению.
Партнеры для данных упражнений подбираются одного пола, примерно равные по росту, весу и силе.
Перед изучением упражнений вдвоем ребята должны ознакомиться с различными хватами, которые необходимы для их выполнения:
а) поперечный хват — кисти ладонями друг к другу поперек разноименными руками;
б) хват пальцами — обоюдный хват согнутыми пальцами;
в) глубокий хват — обоюдный хват за лучезапястные суставы одноименными руками;
г) прямой хват — ладонями друг к другу, пальцы в разные стороны, лучезапястные суставы между указательными и средними пальцами одноименных рук;
д) хват за большие пальцы;
е) плечевой хват.
Упражнения вдвоем с гимнастической палкой, позволяют разнообразить упражнения, избирательно воздействовать на желаемую группу мышц, строго дозировать нагрузку. Наличие в руках партнеров палки определенной длины делает их движения более точными, а дополнительное сопротивление одного из партнеров увеличивает физическую нагрузку.
Широкое применение в практике физического воспитания двигательных способностей находят и упражнения с набивным мячом разного веса. Они оказывают благотворное воздействие на нервно-мышечный, опорно-двигательный аппараты, развивают умение переходить от максимального мышечного напряжения к мгновенному расслаблению (в момент передачи, толчка или броска мяча) и от расслабления к активной мышечной работе (в момент приема и ловли мяча).
Популярность упражнений с набивным мячом заключается и в их доступности, исключительном разнообразии и большой эмоциональности.
В младших классах вес мяча 1 кг, в средних — 1-2 кг и в старших — 2-3 кг. Ученики старшего возраста должны направлять броски мяча не прямо в партнера, а чуть в сторону, во избежание попаданий в грудь или лицо. С первых занятий следует научить учащихся правильно ловить мяч, так как нередки травмы суставов пальцев и лучезапястных суставов.
Упражнения вдвоем на гимнастической скамейке и гимнастической стенке направлены на развитие силы, гибкости, формирование правильной осанки. Благодаря широкому диапазону их трудности, они применяются на занятиях с любыми группами занимающихся. Конструктивные особенности этих снарядов позволяют привлечь к одновременному выполнению упражнений всю или большую часть группы. При выполнении упражнений с гимнастической скамейкой учитываются возрастно-половые возможности школьников, их физическая подготовленность и уровень здоровья. При групповых действиях со скамейкой первоначально вес скамейки на одного школьника должен быть не более 4 кг в 5-7 классах, 6 кг— в 8-9 классах, 7-8 кг— в 10-11 классах.
Вес скамейки из расчета на одного школьника постепенно увеличивается только при условии совершенного овладения упражнениями. Это достигается постепенным уменьшением числа школьников на одну скамейку.
При выполнении упражнений со скамейкой обращать внимание на технику безопасности.