Гибкость у школьников и методика ее развития
Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. На проявление гибкости большое влияние оказывает подвижность в суставах, эластичность мышц и связок. Гибкость классифицируют как активную и пассивную.
Активная гибкость — осуществление движений за счет собственной активности определенных мышц. Пассивная проявляется при выполнении движений от посторонних усилий.
Гибкость имеет специфический характер. В различных видах спорта требуется конкретное ее проявление. Она зависит от времени суток, температуры воздуха, функционального состояния организма.
У детей дошкольного возраста и учащихся начальных классов подвижность в суставах очень высока. С 10-11 лет наступает естественный регресс подвижности во всех суставах. Этому можно противодействовать тем эффективнее, чем меньше возраст учащихся.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития качества гибкости, для направленного роста амплитуды движений во всех главных суставах, а средний и старший — для совершенствования гибкости.
Ведущим методом развития подвижности суставов можно считать повторный, т. е. в процессе повторения тех или иных двигательных действий на гибкость ученик должен стремиться повысить максимальную амплитуду. Однако при повторном выполнении упражнений все же наступает утомление, которое внешне проявляется в снижении амплитуды движения. А это служит первым сигналом к прекращению работы над повышением гибкости в данном занятии.
В качестве методов совершенствования гибкости целесообразно применять игровой и соревновательный методы.
В комплексах общеразвивающих упражнений движения, которые помогают повысить гибкость тела, проводят или последовательно, одно за другим, или в чередовании с упражнениями для развития силы. Целесообразно на каждом занятии часть упражнений на гибкость направлять на развитие какой-либо определенной группы мышц, связочного аппарата и суставов, добиваясь хорошей их разработки. Упражнения на гибкость нейтрализуют закрепощающее действие силовых упражнений. Обязательным условием успешного проведения упражнений этого рода является предварительный разогрев мышц, так как температура в большой степени предопределяет податливость мышц и связок их растягиванию.
Наиболее эффективным видом упражнений на гибкость являются упражнения на растягивание с отягощениями, выполняемые с постепенно увеличиваемой амплитудой. Это могут быть махи руками и ногами, пружинистые сгибания и разгибания тела. Кроме того, рекомендуются и пассивные упражнения, то есть выполняемые за счет самозахватов или при помощи партнера, и статические, в которых ставят задачу достичь максимального угла сгибания или разгибания сустава и после этого удерживать тело некоторое время в принятом положении.
Чтобы достичь эффекта в развитии гибкости, упражнения надо выполнять до появления легкой болезненности. Для этого необходимо 40-50 повторений.
При планировании упражнений на гибкость методически важно определить оптимальные пропорции в использовании этих упражнений, а также правильную дозировку нагрузок. Если требуется достижение заметного эффекта в развитии гибкости уже через 3-4 месяца, то рекомендуют следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% — активные, 40% — пассивные и 20% статические. Чем больше возраст школьника, тем меньше в общем объеме должна быть доля активных и больше статических упражнений. На первых занятиях число повторений составляет 8-10 раз и постепенно увеличивается.
На начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно двух-трех занятий в неделю. Постепенно можно перейти к ежедневным занятиям. А это значит, надо объяснить учащимся, что они должны в утреннюю гимнастику обязательно вводить упражнения на гибкость и, помня о важности этого качества, самостоятельно заниматься над ее развитием (особенно школьники старшего возраста).
Нагрузку в упражнениях на гибкость на отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 секунду; при пассивных — 1 повторение в 1-2 секунды; «выдержка» в статических положениях — 4—6 сек. По данным исследователей, достаточно даже небольшого (двухмесячного) перерыва в тренировке гибкости, чтобы она ухудшилась на 10-12%.
Однако не следует добиваться предельного развития гибкости, надо стремиться к ее соразмерности с развитием силы и мышечного тонуса, необходимых при удержании поз в статических и динамических условиях деятельности школьника, так как от состояния основных звеньем (мышц, связок, суставов) опорно-двигательного аппарата, и в первую очередь грудного отдела позвоночника, тазобедренных и плечевых суставов, в значительной мере зависит правильная осанка. Если подвижность увеличивается, а сила отстает, возникает «разболтанность» в суставах и сочленениях, что может привести к искривлению позвоночника, а также к чрезмерному увеличению его естественных изгибов. Такая опасность исключается, если хорошо развит так называемый мышечный корсет, т. е. мышечные группы брюшного пресса и поясницы. Важно также, чтобы гибкость развивалась постепенно, разносторонне, т. е. движения выполнялись систематически, во всех суставах и сочленениях, основных и промежуточных направлениях. Число повторения движений в противоположных направлениях должно быть примерно одинаковым, особенно при упражнениях, повышающих гибкость позвоночника.