Как понять, моделировать и предотвратить плач ребёнка
Известно, что плач является мощным средством привлечения внимания взрослых к нуждам малыша. Вряд ли кто-то из взрослых может хладнокровно выносить звук плача и вид страдающего ребенка.
Откликаясь на плач, родители постепенно учатся распознавать его характер и быстрее возвращают ребенка (да и себя тоже) к состоянию комфорта.
Что такое плач?
Способ общения. Если ребенок здоров, то его плач, если родители отзывчивы, не будет длительным. По мере роста малыша сокращается количество времени, отдаваемое именно этому способу выражения мыслей и потребностей.
Если плач остается без внимания, то у ребенка возникает неуверенность в себе и окружающих и, кто знает, может быть, даже отчаяние.
Представьте, что мы с вами, взрослые люди, владеющие речью, пытаемся обратить внимание родных на свою проблему.
Мы взываем к ним, мы объясняем, но нас никто не слушает. Почему? Потому что они считают нашу проблему неважной.
Если перенести отношение к плачу ребенка: «поплачет-перестанет» во взрослую жизнь, то получится именно так. Представили?
И что мы с вами будем чувствовать? Возможно, мы попытаемся воззвать к чуткости, задеть известные нам чувствительные струны души. Мы, взрослые, все-таки умеем добиваться своих целей. Если окружающие не откликнутся и тогда, как мы будем себя чувствовать? Если мы достаточно независимы и самостоятельны, то, скорее всего, решим свою проблему сами и впредь не будем дарить черствым людям радость общения с нами. А если мы очень зависимы от окружающих? Зависимы, как ребенок? Если у нас нет возможности решить проблему самостоятельно и мы вынуждены каждый день смотреть на равнодушных к нам людей? Что тогда? Какие ощущения у вас возникают при этом?
Говорит учёный
До того как ребенок овладеет речью, он сигнализирует о своем состоянии плачем. Пока у ребенка нет возможности физически помочь самому себе, он управляет окружающими людьми. Управление это идет не от «злокозненности», а от беспомощности. Те, кто заботятся о малыше, знают, что дети плачут по-разному в зависимости от ситуации. Несложно догадаться, что и ребенок не случайно поступает подобным образом. Прежде чем к малышу придут слова, плач помогает ему выразить себя, услышать себя, привлечь к себе внимание. Ребенок учится управлять своим голосом и дыханием. То, что взрослые откликаются, дает основу для развития более сложного поведения.
Удовлетворенный ребенок улыбается, вознаграждая взрослого за труды. Постепенно появляется гуление. Все это относится к так называемому довербальному (дословесному) общению.
Способ выражения эмоций. Мы слушаем, как ребенок плачет, и порой говорим, что он «горько плачет». Подобный плач может возникнуть не только при болевых ощущениях. Так малыш выражает свои эмоции.
В одном из методических пособий для молодых родителей было написано о том, что существует «плач на закате дня» — некий способ сбросить с себя негативные переживания прошедшего дня. Поверить в то, что это именно так, было трудно, хотя логика в этом объяснении была. Действительно, вернувшись домой после трудового дня, мы ощущаем необходимость выговориться, рассказать о проведенном дне, пережить его заново в укороченном виде, представить сложные ситуации в более выгодном для себя свете. Выговориться и оставить этот день позади. Иногда так приходят решения проблем. Нас слушают, мы ощущаем поддержку и внимание. Вероятно, малышу необходимо то же самое.
Когда он подрастет, взрослые будут лучше понимать его переживания и завершать трудный день доброй сказкой на ночь.
Младенцу, который совсем не умеет разбираться в своих переживаниях и разрешать их, ничего не остается, кроме как выплакаться.
В том, что переживаний за день хватает, сомневаться не приходится.
Количество информации, которую ребенок усваивает в короткие периоды дневного бодрствования, может во много раз превзойти то, что придется усваивать в течение одного года зрелой жизни. В происходящем все ново, интересно, а порой пугающе. Если возникают проблемы, то они требуют немедленного разрешения. Дети по-другому чувствуют время. То, что для нас проходит за секунду, ребенком воспринимается иначе. Ведь опыта ожидания еще нет, а если помощь не спешит приходить, то такой опыт и не скоро появится.
Чем помочь плачущему малышу?
Если вы находитесь в другой комнате и вам нужно время, чтобы подойти, то свое приближение лучше сопровождать успокоительной речью. Так малышу будет проще вас дождаться, даже если вы появитесь через несколько секунд.
Разберитесь с проблемой. Малыш может быть мокрый, голодный, испуганный, может быть, он просто соскучился.
Если вы о6наружили причину дискомфорта и уже начали ее ликвидировать, то в конечном счете ваши действия принесут малышу облегчение. Он успокоится.
Однако он успокоится гораздо быстрее, если вы будете сопровождать свои действия успокаивающими словами, стихами, песенкой. Это кажется понятным и естественным, но нередко наблюдается картина, когда родители и персонал на работе, которые выполняют правильные действия... выполняют их молча. Что при этом чувствует ребенок? Вероятно, ничего хорошего, потому что он продолжает кричать.
Это можно понять, если представить себя на месте ребенка.
Представьте, что вы — беспомощный лилипут, лежите мокрый и голодный и зовете на помощь. Тут является кто-то огромный и поднимает вас. Как понять его намерения? Вас начинают крутить из стороны в сторону. Это не очень приятно и непонятно, чем закончится. Конечно, если с вами будут так поступать каждый день и вам будет суше и сытнее, вы привыкнете, что начало этого кручения-верчения не сулит ничего плохого. Вы примете такое общение, как должное. Но, согласитесь, гораздо легче было бы выносить манипуляции над собой, если бы великан как-то объявил о своих намерениях.
Можно обойтись и без сказочных аллегорий. Если вы попадете в сложную ситуацию в чужой стране и с вами заговорит человек на незнакомом языке, то по интонации вы поймете, хочет он помочь или нет. Дети тоже ориентируются по интонации.
Кроме того, речь, ритмичные стихи помогают отвлечься от отрицательных переживаний и настроиться на другую волну.
«Ну вот, мы теперь сухенькие! А давай посмотрим, что у нас есть в корзиночке? А что там мама (папа) делает? А где наша любимая погремушка?» Покажите малышу то,что он любит или что-нибудь новое. Ему может быть интересно смотреть на кастрюли на кухне, льющуюся из крана воду, сыплющуюся муку.
Говорит мама
Мне тоже пришлось столкнуться с этим безутешным «плачем но закате дня». Вроде бы ребенок сыт, сухой. Может бытъ, болит живот? Но он не вздут, мягкий. Скучно? Поем, развлекаем танцами народов мира. Ничего не срабатывает.
Что тогда делать? Чем помочь? Самым неприятным было то, что плач этот приходился на момент прихода домой отца и мужа. В течение месяца, за исключением паузы на купание, он видел малышку только такой. Смотрел грустными глазами и выкладывал собранную у «более опытных» отцов информацию о поведении других детей. Я рассказывала о том, как мы «беседовали» днем, улыбались друг другу, рассматривали листья на прогулке. Вечером во все это было трудно поверить. В течение двух часов по вечерам мы выслушивали отчаянный «концерт» и старались прервать его всеми силами. В определенное время плач заканчивался, сон приносил умиротворение всем. В начале второго месяца жизни этот неприятный ритуал исчез.
Ваш малыш испугался?
Со страхом тоже можно бороться. Страх в таком возрасте является защитной реакцией на новый, возможно, опасный раздражитель.
Если я старше и мне страшно, я убегу. Пока я не могу бежать, я могу закричать. Может быть, меня спасут.
- Ваш приход уменьшит страх. Ребенок знает, что родители всегда ему помогают. Он уверен: если родители пришли, все будет хорошо.
- Страх можно развеять, прогнать. Понаблюдайте, как ребенок пугается. Если малыша испугал громкий звук, то он сначала замрет, затем посмотрит на вас и через мгновение разразится плачем. Это мгновение и надо использовать. Попробуйте перехватить реакцию ребенка и изменить ее. Быстро сделайте удивленное, выразительное, но не испуганное лицо — поднимите брови, используйте любую мимику. Повторите испугавший малыша звук в комичном, преувеличенном виде: «Бум! Бу-бум!» Потрясите головой, всем своим видом покажите, что это совсем не страшно, а забавно. «А мы тоже так можем сделать! Давай возьмем погремушку (кастрюльку, что угодно, к чему ребенок привык и что не вызывает у него отрицательных эмоций)! Давай тоже так сделаем! Бум, бу-бум! Здорово!? А теперь давай возьмем другую погремушку! Тоже позвеним-погремим! Здорово!
Если вы перехватили отрицательную реакцию в самом начале ее перехода в плач, то чуть ли не сто к одному, что ребенок отвлечется на ваше представление и так и не заплачет. А то, что испугало его на этот раз, при возможном повторении в будущем, скорее всего, не вызовет такой реакции. Если ситуация повторится, то ее снова можно попробовать смоделировать в благоприятную сторону.
Некоторые звуки способны напугать и взрослых, поскольку они знают, с чем эти звуки связаны. Ребенок может не обратить внимания на этот звук или, заметив его, не испугаться. Важно не показать малышу свое волнение.
Вот классический пример из детской литературы:
- Начинается гроза,
Потемнело в полдень...
В небе — вспышки молний...
Мамы нету дома.
Может маленький Андрей
Испугаться грома...
...Но вполне спокоен брат —
Не заметил молний...
И лежит, довольный!
(А. Барто)
Пока ребенок лежит в кроватке, обзор ограничен. Новые, пугающие раздражители, скорее всего, будут звуковыми. По мере того как ребенок становится активнее и начинает передвигаться самостоятельно или у вас на руках, к неожиданным, неприятным раздражителям добавятся зрительные.
Покоящиеся объекты вряд ли напугают, они будут вызовом любознательности, желанию их исследовать.
Могут напугать резко движущиеся предметы, опять-таки со звуковым сопровождением.
Если ребенок страшится какого-то предмета, то надо показать ему, что этот предмет не страшен, продемонстрировать его свойства: покатать, постучать по нему или этим предметом, погладить его. В этом возрасте у ребенка уже сложилось ощущение: если родители говорят, это это не опасно, значит, так и есть.
Попробуем представить себе такую жизненную ситуацию глазами ребенка, а поможет нам в этом стихотворение А. Барто
"Страшная птица":
На окошко села птаха.
- Неожиданный, движущийся раздражитель.
Брат закрыл глаза от страха...
- Попытка отключиться от раздражителя. А вдруг само пройдет ? — Верное наблюдение.
Что это за птица?
- Может быть, это не страшно, и я это уже знаю?
Он ее боится!
- Не знаю!
Клюв у этой птицы острый.
- Опасный признак.
Встрепанные перья.
- Знак недружелюбности.
Где же мама? Где же сестры?
- SOS!
Ну пропал теперь я!
- Как жить? Остается только плакать!
Кто тебя, сынок, обидел? —
Засмеялась мама, —
- Мама пришла, она спокойная, веселая, не боится. Все хорошо! Не страшно!
Ты воробышка увидел
За оконной рамой.
- Так вот как это называется! Надо запомнить!
Если малыш плачет, а видимой проблемы нет, попытайтесь отвлечь его от плача разговором, стихами, песней.
Лучше, чтобы это сопровождалось неожиданной мимикой и имело театрализованный характер. Это интереснее, а то, что интересно, пропустить нельзя.
Отвлечь ребенка может музыка. Дети хорошо реагируют на музыкальные модули, в которых обработанная для детского восприятия повторяющаяся мелодия сочетается с движением игрушек. Вы можете покружиться вместе с малышом под песенку, и он одновременно получит массу разнообразных стимулов.
Попробуйте «перехватить» плач ребенка и вывести его на смех. Подстройтесь под его плач и без всякой иронии, с полным сочувствием издавайте те же звуки и всхлипывания. Вы не передразниваете, а сочувствуете малышу «Да, да, уа-а. Уа!» Как только малыш начнет вам отвечать и чередовать свои всхлипывания с вашими, внимательно наблюдая за вами, изменяйте интонацию и выражение лица на все более и более радостные. «Уа» — коротко и беспокойно. «Уа?» — вопросительно. «Уа!» — бодро и с улыбкой. Далее можно начать диалог с ребенком на его языке и превратить все это расстройство в игру, даже в веселую мелодию с теми же звуками. Может быть, я это сложно описала, но эффективность такого способа подтверждена опытом. Представьте, если бы вы оплакивали потерянный кошелек, а подруга (друг) утешали вас: «Жаль кошелек! (О! Вам сочувствуют! Уа-а!) Хороший был кошелек? (Уа!) А может и к лучшему? (Уа?) Теперь можно новый завести?! (А? О!)»
Если видимой причины нет, а театральное представление в приемлемых обществом формах не помогает, то остается один многообразный способ — сильно удивить малыша. Тут все сгодится: раздутые щеки, необычная мимика, шипение, шишикание, кукарекание, лай, подпрыгивание. Ваша фантазия и желание достичь спокойствия подскажут, что делать.