Раннее развитие ребенка. Что это?
У идеи раннего интеллектуального развития детей противников не меньше, чем пламенных сторонников, «...в попытке навязать ему (ребенку) программу развития, определенную не естественным образом жизни, а рекомендациями папы или мамы, Зайцева, Глена Домана или Никитиных, мы неизменно вторгаемся в процесс индивидуального развития ребенка и нарушаем его» («Улица Сезам» для родителей, октябрь 1990, стр. 20.), — пишет психолог-перинатолог Ж. Цареградская.
«Детям полезнее учиться, чем питаться. Им полезнее учиться, чем просто играть. ...Познание и есть природный, т. е. глубоко естественный навык и инстинкт человека», (Доман Г. и Эйзен С. Как дать ребенку энциклопедические знания. М., Аквариум, 1999) — как будто полемизирует с ней американский детский врач Глен Доман.
Известный детский психиатр М. Буянов, делясь своими впечатлениями от знакомства с семьёй Никитиных, высказал мысль, что родители потратили массу сил и времени на раннее развитие своих детей, и результаты были, вроде бы, впечатляющие, но в итоге, по прошествии многих лет, гениальности ни у одного из потомков не наблюдается, и, став взрослыми, их дети мало отличаются от тех, кто воспитывался по традиционным
методикам. «Ну конечно, мы ни в какой степени не считаем, что нашли способ выращивания вундеркиндов, — как бы отвечают Никитины Буянову. —
Я же говорю о другом: как каждого, буквально каждого малыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым... сейчас нужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий свое дело, свое место в жизни...» (Никитин Б.П., Никитина Л.А. «Мы и наши дети» М., Мол. гвардия, 1980.)
И действительно, какие цели ставят перед собой сторонники раннего развития?
Стремятся ли они создать этакую домашнюю «Фабрику звезд» и прославиться за счет гениальности отпрысков?
А может быть, родителям интересно увидеть, на что способен их малыш? Ведь процесс познания им мира не может не захватывать и не интриговать внимательных и любящих взрослых. Согласитесь, все эти мотивы могут присутствовать в процессе воспитания, и какой из них доминирует, зависит от личности самого воспитателя.
Отстаивая свою точку зрения, сторонники традиционной педагогики утверждают, что дошкольное детство — период эмоционального развития ребенка, и подменяя его интеллектуальным, мы непоправимо нарушаем гармоничное развитие личности. Но ни один из сторонников раннего развития не призывает к подмене эмоционального развития интеллектуальным. Наоборот, все новаторские методики основаны на возрастных особенностях психики маленьких детей и призывают подавать материал в игровой форме, создавая эмоциональную, приподнятую, радостную обстановку.
Другое дело, что не всем это удается, и тогда происходит то, что сейчас нередко приходится наблюдать: обычная или несколько видоизмененная школьная программа сначала «спустилась» с семилеток на шестилеток, и теперь во все щели, «не в двери, так в окна», просачивается в детские сады, на головы пятилетних детей.
Сами авторы новых методик, не сговариваясь, отмечают эмоциональность, социальную адаптированность и любознательность своих питомцев. «Дети очень самостоятельны и любознательны, — пишет Г. Доман. — Они убеждены в том, что знакомиться с фактами — это самая интересная, самая захватывающая игра». «Интересно, что по мере углубления и расширения знаний о мире желание детей еще больше узнать только возрастает, — еще за 19 лет до него отметили супруги Никитины. — Как сильное, тренированное тело жаждет движения, так и развитый ум жаждет деятельности, причем хочет не столько усваивать, сколько исследовать».
Почему же Ж. Цареградская вынуждена констатировать: «Педагоги и психологи из практики знают, что, если к ним пришел ребенок, прошедший школу раннего развития, то это прежде всего проблемные родители, а потом уже — трудные дети»? Она сама в этой же фразе отвечает на свой вопрос: трудные дети — продукт проблемных родителей, а вовсе не раннего обучения.
Все мы — обычные люди, зачастую со своими комплексами и страхами, и тот факт, что мы становимся родителями, не делает нас идеальными небожителями.
Психологические проблемы, трудности с социальной адаптацией передаются в семьях зачастую из поколения в поколение. Причем тут раннее интеллектуальное развитие? Только притом, что порой неуверенные в себе родители стремятся самоутвердиться, требуя от своих отпрысков проявления незаурядности? Но это, согласитесь, совсем другая история.
Противники раннего развития утверждают, что для детей ясельного возраста неестественно осваивать основы грамоты и счета. Как определить, что естественно для них?
Северные народы ставили годовалых малышей на лыжи, кочевые — сажали на коня, прибрежные — пускали в волны океана. Все эти стихии малыши воспринимают как естественные и осваиваются в них намного быстрей и проще, чем если бы встретились с ними несколькими годами позже. Наши малыши — дети интеллектуализированного социума, и если они с младенчества окружены продуктами интеллектуальной деятельности людей: видят не только буквы и цифры, но планы местности, географические карты, циферблаты и шкалы, клавиатуру и мышь компьютера, геометрические тела и фигуры, творения великих художников, слышат классическую музыку, они и эту среду воспринимают как естественную и осваиваются в ней.
Малыш развивается сам, имея ту обстановку и окружающую среду, которую создали для него мы, взрослые.
Это констатировала еще Мария Монтесорри около века назад. В этом же фактически убеждаются и педагоги-новаторы, и сторонники традиционной педагогики.
«Чем меньше ребенок, тем легче его обучать, — продолжает в той же книге Г. Доман. — Пятилетнего ребенка обучить легче, чем шестилетнего. А еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года». «Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка», — вторит ему японец Масуру Ибука в книге
«После трех уже поздно».
Если обучать детей естественней после шести лет, чем в ясельном возрасте, почему так часто практикуется обучение с ремнем в руках? Почему так неохотно многие дети ходят в школу? Может быть, дело не в возрасте, а в приемах и методах обучения? Уж если на то пошло, никто из практикующих раннее обучение не применяет при этом насилие, поскольку это совершенно бесполезно, малыш воспринимает только то, что готов и способен воспринять.
Да, двух-трехлетние дети, даже если знакомы с грамотой, не увлекаются чтением книг. Зато они имеют достаточно времени для того, чтобы по собственному желанию, без всякого нажима и натаскивания к пятишести годам усовершенствовать свою технику чтения, упражняясь на вывесках, афишах, заголовках и других крупных надписях. Если родители проявят нетерпение и чрезмерную требовательность, дело может затормозиться, совсем остановиться и даже дойти до детского психолога. Если дадут ребенку развиваться самому, только консультируя и нахваливая его, врожденное любопытство победит, ребенок научится читать.
Надо признать, что умение читать не является самоцелью интеллектуального развития дошкольника, хотя читающий малыш неизменно производит впечатление на окружающих. Интеллект — понятие многогранное.
Оно включает в себя и наблюдательность, и хорошую память, и базирующуюся на них способность осмысливать — обобщать и систематизировать полученную информацию. Все эти психические процессы, имеющие решающее значение для достижения в жизни успеха, зарождаются во младенчестве, в раннем возрасте. Позже — в дошкольном и школьном детстве — они получают свое развитие. И поскольку интеллект развивается и проявляет себя не только у школьников, но и у маленьких детей, заботливые взрослые ищут способы его развития на всех возрастных отрезках, начиная с самого рождения.
С самых первых дней жизни младенца не только можно, но и нужно заботиться о развитии его интеллекта не меньше, чем о гигиене и его физическом развитии.
Занимаясь с ребенком, важно иметь в виду, что процесс развития идет у каждого малыша сугубо индивидуально, поэтому сроки появления некоторых навыков и умений, указанные в книге, могут не совпасть с какими-то сроками развития вашего ребенка.
И нужно помнить, что учиться никогда не поздно, тем более в дошкольном возрасте. Если, к примеру, вашему ребенку три года, а вы еще никогда не играли с ним в развивающие игры и не занимались, вы спокойно можете начать с занятий для двухлеток.
Ваш малыш, скорее всего, быстро пройдет их и займется играми для своего возраста. Если, наоборот, задания кажутся вам слишком легкими для вашего ребенка, усложните их, пройдите дальше. Воспитание и обучение детей, тем более маленьких, — процесс творческий.