Развитие ребенка. От семи до девяти месяцев.
Теперь мы знаем, что происходит с малышом первых трех месяцев и от 3-х до 6-ти. Поговорим о более старших детишках.
Наш замечательный человечек отлично развивается и чуть ли не ежедневно радует родителей новыми достижениями. Он стал очень подвижен, у него богатая мимика и разнообразные голосовые интонации.
А самое главное — он, как маленькая улавливающая антенна, ежеминутно направлен на взрослых и незаметно для вас впитывает и запоминает ваши движения, интонации, слова — саму вашу сущность. Его ушки на макушке, и пришло время вложить в детскую головку первые слова. Мы, конечно, и до сих пор вполне достаточно общались с ребенком, но во втором полугодии целенаправленно называем соответствующими словами все предметы в близком окружении и действия, которые производим с малышом или в его присутствии.
Понятно, что не завтра и не послезавтра он начнет говорить, но, не умея сказать, он прекрасно запоминает слова и начинает все лучше нас понимать.
В результате и детский лепет меняет свой характер.
Вслушиваясь в нашу речь, малыш выделяет отдельные слоги и пытается воспроизводить их. Ба-ба-ба, да да-да, гу-у, ма-а, — все чаще слышим мы от него и включаемся в перекличку, повторяем его слоги, добавляем новые, свои. Чтобы это была не просто игра, а обучение, повторяйте новый слог, который малыш еще не называл, несколько раз в течение дня, пока он не включит его в свой репертуар. Учимся нескучно, весело: меняя тональность голоса, распевая слог, с улыбкой, можно с прихлопыванием и с приплясыванием.
Наш ученик живет пока что только чувствами и эмоциями, и через радостные эмоции можно вложить в его память очень и очень немало.
Начинаем вкладывать традиционно, как делали наши бабушки и прабабушки. Умываем, одеваем — просим: дай ручку, дай ножку, идем к столу — сообщаем: будем кушать, идем к двери: будем гулять. Называем предметы в руках и в поле зрения: ложка, мячик, ляля, киса и т. д.
Ну, а теперь поэкспериментируем?
Какая ребенку разница, запоминает он куклу Лялю или букву: А, например? Возьмем картонную карточку высотой сантиметров 15 и яркой гуашью напишем большую печатную букву А, причем, с двух сторон. Если мы эту карточку заламинируем, можем смело отправить ее в манеж на растерзание, пусть наше чадо обследует ее с помощью своих органов чувств. Делаем это так: изображаем на лице великую радость и голосом, полным восторга, сообщаем своему младенцу: Вова, А!!! Смотри, это А!!!
Малыш заинтересуется карточкой не больше, чем на пару минут: покрутит в руках, потрясет, как погремушку (не гремит), попробует на вкус и ... отбросит, потеряв всякий интерес. Все идет нормально, так и должно быть.
В течение дня и нескольких других последующих дней неназойливо возвращаемся к радостной новости: А! Это А!!!
Не зацикливайтесь на буквах, не надоедайте ими ребенку: добьетесь обратного результата. Буква не должна ничем выделяться из общего ряда понятий, из бесчисленных ручек, ножек, чашек, ложек. Через несколько дней карточку А ставим куда-нибудь на полку или вешаем на стену и иногда упоминаем ее, совершая обычные экскурсии по квартире. А ребенку можно вручить следующую, О, например. Начинаем с гласных в расчете на то, что это самые легкие звуки для воспроизведения ребенком. Темпы этой работы очень и очень индивидуальны. Главная мысль, которой мы руководствуемся, — нам некуда спешить! Думается, что в промежутке между шестью и девятью месяцами можно спокойно и радостно поработать с гласными А, О, У, И, Ы, Е, Ю, Я отложим на потом.
Конечно, проводя занятия, мы нуждаемся в каком-то отклике, нам хочется понять, усвоил ли малыш, запомнил букву? Этого трудно добиться от полугодовалого младенца. А не имея обратной связи, взрослый зачастую сам теряет стимул двигаться дальше. Поэтому месяцев с семи стараемся научить малыша в ответ на вопрос Где? находить глазами предмет, о котором идет речь. Чтобы малыш понял смысл вопроса, поначалу сами же на него и отвечаем. Где мячик? — прикасаемся к предмету и радостно восклицаем: Вот он, мячик! Где папа? — Вот он, папа!. Где «О»? — Вот она, «О»!
С этой же целью присоединяем игру в прятки. С вопросом Где? прячем и радостным ответом Вот он! находим разные предметы, игрушки и живых родственников.
Еще раз призываю вас не переоценивать значения букв и вообще обучения в этом возрасте. Я практически не касаюсь вопросов питания, здоровья, режимных моментов только по той причине, что на эту тему написаны тома книг, и я рассчитываю, что одной из них вы постоянно руководствуетесь. В любом возрасте, а во младенческом тем более, интеллектуальное развитие самым тесным образом связано с состоянием здоровья и положительным эмоциональным настроем ребенка.
Сделайте знакомство с буквами, а потом — со слогами и словами одной из ваших совместных с ребенком забав. Ведь, постоянно играя и забавляясь, мы в первые месяцы и годы жизни усваиваем и запоминаем информацию так эффективно, как больше никогда не сможем это делать.
Когда ребенок научится сидеть и его руки станут более свободны, вспомним о традиционных играх «Ладушки» и «Сорока-сорока». При всей своей простоте они развивают память, координируют движения рук и пальцев. Вначале эти прибаутки оказываются слишком длинными, чтобы рассказать их до конца: ребенок отвлекается и бросает игру. Ну и ладно. Зато ближе к году он будет с удовольствием играть до самого конца, сделает «Ладушки» вашими руками, взяв их в свои, и «Сороку» — своими пальчиками по вашей руке. Пользуемся каждым удобным случаем, чтобы размять и помассировать ладошки и пальчики малыша, потереть и пощекотать их разными материалами: чем-нибудь мягеньким, жестким, колюченьким, ребристым... Желательно, чтобы поверхность игрушек, к которым он прикасается, была самой разнообразной фактуры.
С шести-семи месяцев ребенок становится на четвереньки и вскоре начинает по-настоящему ползать. Его надо выпустить из манежа, из кроватки на пол! Получив простор и настоящую нагрузку в виде ползания, ребенок быстро крепнет физически и стремительно развивается умственно.
Он подползает к самым различным предметам в комнате, ощупывает их, рассматривает и, увы, тянет в рот, облизывает. Найдя что-то новенькое, он старается освободить руки для обследования и пытается, все более успешно, садиться. Жажда познания настолько велика, что ребенок, еще недавно неуверенно стоявший на четвереньках, очень скоро начинает буквально носиться по комнате, цепляться за каждый выступ, чтобы подняться с четверенек, стать хоть немного выше, увидеть хоть чуть-чуть побольше! В районе семи месяцев он уже стоит, держась за любую опору! Как это радостно, и как это хлопотно!
Зачастую мы сами совершенно не готовы к тем проблемам, которые создает нам наше чадо, приобретая свободу передвижения. Выдвижные ящики и многочисленные дверки, расположенные в столах и мебельных стенках, — это прибитые пальчики и ушибленные лбы наших сорванцов. Малышня, правда, быстро обучается осторожности. После успешного открывания дверцы начинается самое интересное: пока мама отвернулась, мы легким (иногда не очень легким) движением руки содержимое полочек отправим на пол, потом усядемся обследовать, что же это было. Если ничего не разбито и не сломано, будем считать, что мамочке повезло...
Ох, как чешутся руки отшлепать эту бессовестную толстую попку, которая лезет, куда не надо! Но подышите глубже и спросите себя: а за что? Он еще не скоро поймет взрослые ценности в виде чистоты, порядка, дорогих, но хрупких вещей. А вот его главную ценность любящие взрослые понять обязаны. Это — неустанное познание окружающего мира. Пока ножки не тверды, ручки некоординированны, но глазенки жадно ищут, что можно посмотреть, потрогать, схватить, попробовать на вкус, на укус, стремительно развивающийся, вечно голодный интеллект жадно ищет пищи все время, пока глазки не спят. Мамай шагает по квартире!
Родители в шоке: бессмысленно каждую минуту кричать: Закрой! Не хватай! Не смей!, невозможно без конца шлепать, наказывать, отнимать. Тем более, что каждое посягательство на свободу исследований вызывает у малыша бурный протест. Не выдержав крика, мы пасуем, пасуя, приучаем ребенка добиваться своей цели с помощью скандала. Замкнутый круг, снежный ком проблем. Родители по-разному выходят из этого положения.
Проанализируем варианты.
Некоторые именно в этом возрасте, в семь-девять месяцев, впервые сажают малыша в манеж, наивно полагая, что он задуман как клетка для вольной птички.
Результат? Ребеночек, повозившись некоторое время с игрушками и повыкидывав их за борт, тянет к вам ручки: мама, на меня! Никогда не видела, чтобы ползунки соглашались сидеть в манеже дольше пяти-десяти минут!
И правильно не соглашаются, это бы за тормозило и даже повернуло вспять физическое и интеллектуальное развитие. Ведь и мы с вами этого малышу не желаем, правда?
Некоторым разумным компромиссом выглядят ходунки.
С одной стороны, они вроде бы расширяют возможности ребенка, позволяя ему, находясь в вертикальном положении и видя все вокруг, довольно свободно передвигаться по комнате. С другой стороны, они не дают возможности так лихо орудовать в шкафах и собирать с полу в рот окурки и дохлых мух. Это так, но все время ребенка в ходунках тоже не продержишь. Он устает, для него пока неестественно находиться в вертикальном положении. Мышцы тела, которые укрепляются в процессе ползания и переступания, в ходунках, наоборот, расслаблены, что совсем не хорошо. То есть, рассматриваем ходунки как вполне приемлемую, но временную передышку перед тем, как выпустить человека на волю.
Что же остается?
Дорожа добрыми взаимоотношениями в семье и нормальным развитием собственного чада, мы принимаем решение прочно позакрывать дверцы шкафов с помощью резинок, завязок, скотча — как угодно — лишь бы этот разбойник не открыл! А то, что закрыть не удалось, освобождаем от ценных и опасных предметов, оставляя только то, что можем позволить ребенку иногда поинспектировать (вроде ложек, кружек, толкушек и пр.). Зачастую родителям-аккуратистам, привыкшим к определенному образу жизни, бывает трудно смириться с таким решением. Тут могут утешить два довода.
Во-первых: это временно и не очень надолго.
Во-вторых: мы это делаем ради нормального развития ребенка и спокойствия в семье. А это, согласитесь, не мелочи.
Убрав все опасное из нижних ящиков и шкафов, осмотрим окружающую обстановку. Уберем удлинители с пола, обезопасим розетки (для этого есть много способов), позаботимся о том, чтобы ребенок не опрокинул на себя телевизор, музыкальный центр или еще что-нибудь подобное. Строго следим, когда ставим на стол посуду с горячим, чтобы ребенок не опрокинул ее на себя, потянув за электрошнур, за свисающее полотенце или выступающую из-за края стола ручку.
Одновременно демонстрируем малышу смысл слов горячо, больно будет. Если он ушибся и плачет, жалея его, приговаривайте: Больно сыночку (доченьке), больно.
Если у вас в руках острый предмет, и ребенок тянется к нему, легонечко уколите его, чтобы он понял опасность, и объясните: Нельзя, больно будет.
Когда пьете чай или гладите белье, а ребенок опять же стремится поучаствовать, проверьте, чтобы чашка или утюг были горяченькими, но, конечно, не обжигающими и позвольте детской ручке прикоснуться, приговаривайте: Ай, горячо! Очень и очень быстро доходит до детей смысл этих предостерегающих слов, они учатся прислушиваться к предупреждениям взрослых и быть осторожными.
К счастью, наши детеныши хорошо обучаемы, и сейчас для них главная наука — не буквы, конечно, и даже не речь, а опасности мира, в который они смело и радостно вступают. Ребенка не нужно от них изолировать и уберегать, нужно по возможности его предупреждать и демонстрировать все, что может быть опасным.
Это некое подобие медицинских прививок от болезней, когда мы вводим микроб ослабленным.
Малыш подползает к стулу и цепляется за него, чтобы встать на ноги. Стул достаточно тяжел и пока не опрокидывается, но пройдет пара месяцев, и ребенок может оказаться придавленным довольно тяжелой мебелью.
Предупредите его сейчас. В тот момент, когда малыш поднимается на ноги, слегка наклоните стул в его сторону. Пусть поймет, что мебель бывает неустойчивой.
Может обернуться бедой привычка стягивать с края стола все, что нащупает любопытная ручонка: газету, нож, подставку под горячее. Родители тоже живые люди, невозможно всегда все предусмотреть. Организуйте своему разведчику ряд неприятностей. Оставьте на краю стола на листе бумаги несколько крупных, но легких, конечно, пластиковых игрушек, погремушек, например. Пусть неожиданно все это обрушит на себя.
В другой раз можно оставить на краю легкую мыльницу, в которой — вода на донышке. Ну и так далее, фантазируйте сами. Главное, чтобы наши затеи, при всей эффективности, были, разумеется, совершенно безопасными и гуманными. Если малыш все же расстроился до слез или испугался, посочувствуйте ему, пожалейте, приговаривая: Нельзя брать со стола, нельзя!
Вообще, совершив фантастический рывок в своем развитии, наше дитя до года считается младенцем.
И рыдания зачастую он нам устраивает совершенно младенческие. Он в трудном положении: появилось так много соблазнов и желаний, а высказать их не умеет.
Остается только заплакать, если взрослые не обращают на тебя внимание, если не понимают, чего ты хочешь, а тем более, если что-то запрещают или вырывают из рук желанную вещицу.
Мамочки, вспомните совет старого доброго Карлсона: Спокойствие, только спокойствие! В вашем возрасте нервная система гораздо более уравновешена, чем у младенца в конце первого года жизни. Во-первых, согласитесь, если человек плачет, значит, ему плохо и, следовательно, он нуждается в сочувствии. Пусть он вас не послушался и сам виноват, пусть его желания невыполнимы или даже опасны, пусть он уже достал вас!
Все равно плачущего человека приголубьте, постарайтесь успокоить и отвлечь. И во-вторых, если рыдания вызваны запретом, пожалейте, но уже не сдавайтесь ни за что! В этот бурный и трудный период решается вопрос, будет ли ребенок слушаться вас хоть мало-мальски всю оставшуюся жизнь или ваши запреты — пустой звук.
Невозможно обложить растущего человечка сплошными нельзя! Поэтому, когда хочется выкрикнуть это слово, сначала спросите себя: «А почему нет?». Если нет веской причины для запрета, лучше не запрещать. Но если запретили, это должно быть последним словом. И так, и эдак малыш будет стараться добиться своего — он великий хитрюга. Но вы на этом этапе должны дать ему понять, что ваш запрет — это запрет! Если он закатывает истерики — попытайтесь отвлечь и успокоить.
Умойте холодной водой, дайте попить. Истерика продолжается?
Если вы уверены, что малыш не голоден и не пришло время сна, отвернитесь от него и займитесь делами или медитацией. Повторяйте себе, что это надо перетерпеть.
Возможно, ваш умник без всяких криков спокойно игнорирует запрет и молча гнет свою линию: тянет руку к телефонной розетке, чтобы отключить телефон, продолжает жевать дедушкин тапок или размазывать кашу по голове. Спокойно повторите: нельзя и пресеките хулиганские действия: унесите ребенка в другой конец комнаты, своей рукой остановите непослушную ручонку.
К сожалению, если уж младенчик пристрастился, выкидывать из розетки телефонный штепсель, беспорядочно нажимать кнопки телевизора или тягать ту мебель, что на колесиках, по всему жизненному пространству, он, несмотря на запреты, будет снова и снова возвращаться к этим занятиям. Бессмысленно, а поэтому жестоко без конца шлепать по рукам и попке, сотрясать воздух громогласным рыком. Наш упрямец все- таки пока такой малыш и глупыш, и никак не в силах он противостоять зову своего естества: «познай, попробуй, развивайся!»
Гораздо разумней и гуманней будет любым способом сделать недоступными запретные объекты, застопорить колесики мебели и постараться увлечь малыша более конструктивными занятиями.
Девятимесячный малыш испытывает жгучий интерес ко всем предметам, окружающим его. Он неустанно и разнообразно манипулирует ими и с интересом наблюдает, что происходит с ними в результате его действий. Ребенок может бесчисленное количество раз открывать и закрывать дверь, глядя, как она движется, и прислушиваясь к производимому звуку, катать на полу карандаш или шарик, прослеживая глазами его движение и — коронный номер — кидать одну за другой игрушки на пол, наблюдая, как падает каждая из них и какой при этом происходит звук. Примечательно, что если игрушки привязать к кровати иди стульчику, чтобы они не улетели далеко, ребенок довольно быстро теряет к ним интерес.
В его игровых действиях появляется и другое пристрастие — складывать в ведерко или коробку сравнительно небольшие предметы по одному, потом так же, по одному, выкладывать. Это полезное занятие для его рук, поэтому необходимо пополнить игротеку коробками разных размеров и мелкими предметами, которые можно перекладывать туда и обратно (катушками, баночками, прищепками и прочими вещицами, диаметр которых, впрочем, не должен быть меньше четырех-пяти сантиметров). Играя с цилиндрами и кубиками-вкладышами, малыш получает первое представление о размерах.
Пора познакомить его и с пирамидкой. Конечно, пока речи нет о том, чтобы он собирал кольца по размеру, но детей этого возраста увлекает сам процесс надевания колец на стержень, удерживаемый взрослым.
Итоги
Малышу исполнилось девять месяцев.
В его развитии произошли очень значимые перемены. Он одержал первые победы над силой земного притяжения и сумел занять вертикальное положение: сначала сел, а вскоре и сам встал на ножки. Это расширило его поле зрения и изменило угол, под которым он смотрит теперь на окружающий мир. Огромное значение для развития интеллекта малыша имеет тот факт, что теперь он может передвигаться по всему жилью. Теперь все время, свободное от сна и еды, маленький исследователь проводит, переползая или переступая от предмета к предмету и проводя с ними свои обследования и эксперименты.
В процессе этой деятельности формируется и совершенствуется его восприятие формы и размера, а позже — цвета предметов, делаются первые обобщения.
Таким образом, рывок в физическом развитии создает предпосылки для большого прорыва в развитии интеллектуальном.
В психическом развитии малыша также произошло событие, которое трудно переоценить — он начал понимать и запоминать слова, которые чаще всего слышит.
Девятимесячный ребенок выполняет несколько простых инструкций: дай ручку, садись, иди ко мне, адекватно реагирует на вопрос где? Его собственная речь пока в стадии подготовки к произношению первых слов. Многие свои действия он сопровождает разнообразным лепетом, громко и четко произнося многочисленные слоги.
Ребенок внимательно прислушивается к вашим словам и звукам, копирует интонации, пытается повторять за вами слоги.
Стадия чисто эмоционального общения со взрослыми перерастает в стадию сотрудничества. То есть теперь не только вы учите малыша, но и он сам выражает готовность учиться у вас, подражая вашим движениям, словам и действиям. Возможно, вы и сами не замечаете, как много времени проводит ваше дитя в пристальном наблюдении за вами. В ближайшее время он потребует предметы, которыми вы манипулируете, и будет повторять с ними ваши действия. С одной стороны, такое поведение — прекрасная возможность реально научить ребенка многим вещам, с другой — серьезный повод строже следить за собственным поведением, поскольку всю осташуюся жизнь ребенок будет следовать не вашим словесным указаниям, а вашему примеру на деле.
См. далее: Развитие ребенка. От десяти месяцев до года