Развитие ребенка. От десяти месяцев до года
Развитие детей. Десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяц.
Первые этапы развития вашего ребенка:
Развитие ребенка. Первый, второй, третий месяц
Развитие ребенка. От трех до шести месяцев
Развитие ребенка. От семи до девяти месяцев.
Вот так, в радостях и хлопотах каждого дня, приближаетесь вы с малышом к первой годовщине вашей совместной жизни. Вроде бы, не так давно вы впервые приложили эту кроху к своей груди, но как же он изменился!
Кормите ли вы грудью или давно перешли на искусственное вскармливание, пришло время сделать первый шаг в переходе от младенческого сосания к питью из чашки. Понятно, что расставание с материнской грудью, подарившей столько блаженства, — процесс для ребенка нелегкий.
Искусственник к своей бутылочке тоже весьма и весьма привязан, поэтому не будем отлучать резко, тем более, если на дворе — жаркая погода.
Сделаем первый маленький шаг: дадим грудничку понять, что в чашке могут находиться не менее вкусные напитки, чем в бутылочке. Малыш, кстати, об этом уже догадывается, ежедневно наблюдая, с каким удовольствием пользуются этой посудой взрослые. И, скорее всего, тянется к вашей утренней чашке с кофе.
Воспользуемся этим.
Нальем в свою чашку что-нибудь более подходящее для детского желудка, кефирчик, например, подкладываем под подбородок пеленочку и прижимаем край чашки к нижним зубам малыша. Давно знакомое сосательное движение, и... половина порции по усам течет, но другая в рот попала!
Рожица сияет радостью.
Лиха беда начало! Подбираем для малыша персональную чашечку. Во-первых, маленькую, во-вторых, не цилиндрической, а конической формы, чтобы она от донышка к краю расширялась, так удобнее. Подойдет для начала крышка, которой прикрывается соска на бутылочке. Чтобы не так сильно разливалось, берем полужидкую еду: фруктовое пюре, жидкую кашку, кефир и первое время выпиваем по нескольку глотков.
Остальное допиваем из любимой бутылочки.
Поскольку сосательный инстинкт никто не отменял, следим, чтобы бутылочка опустошалась не быстрее, чем за 20 минут. Пройдет несколько месяцев, а может быть, полгода, прежде чем ребенок окончательно перейдет к питью из чашки. Ну что ж, нам некуда спешить!
Иногда мамочке бывает даже удобна привычка малыша к бутылочке: накормив его обедом и ужином, она дает ему запить через соску, уложив спать, прямо в кроватке. Может быть, это и облегчает процесс укладывания, но надо помнить, что такая привычка может укорениться очень надолго и породить проблемы в будущем.
С того времени, когда ребенок научился сидеть и стал есть за столом, лучше не переносить процесс еды в постель. В крайнем случае, покормите его, держа на коленях.
Скорее всего, ваш малыш весьма неравнодушен к совместным трапезам взрослых членов семьи: он просится на колени, а попав туда, тянется к вашей еде, даже если недавно накормлен. Это удобный момент для того, чтобы дать ему новый прикорм, попробовать приобщить к продукту, который он неохотно ест. Чувствуя себя членом «команды», движимый могущественным стадным чувством, он охотнее съест то, что видит у взрослых, чем если бы ел отдельно за своим столиком.
То же самое можно сказать об использовании чашки и ложки. Если у вас с этим есть проблемы, их гораздо легче разрешить за общим столом, где все пользуются столовыми приборами, а вовсе не рожком.
Наш человечек все больше становится компанейским, он хвостиком ползает (а может быть, уже ходит?) за вами, стремясь быть всегда рядом, вслушиваясь в ваши слова, стремясь поучаствовать в каждом деле.
Иногда это бывает очень обременительно. Но надо всегда помнить, что только неустанно передвигаясь, знакомясь с новыми предметами, манипулируя ими, малыш крепнет физически и развивает свой интеллект.
Ограничьте активность ребенка — и вы затормозите его всестороннее развитие.
Допустим же ребенка в свои дела. Читаете газету — дайте ему старую, пусть тоже «почитает», измяв и изорвав в клочки, заодно разомнет свои пальчики.
Папа забивает гвозди — пусть даст помощнику игрушечный молоток, да еще поучит его приговаривать «тук-тук». Ну, а уж греметь ложками да поварешками за маминым кухонным столом — вообще одно удовольствие!
Да, разлитые лужи, разбитая посуда, рассыпанный мусор — так каждый из нас входит в мир взрослых, но не будем же мы по этой причине держать ребенка в манеже или в кровати до самых школьных лет! Дорогу осилит идущий, и пусть первые, самые трудные шаги
помогут сделать любящие и всесильные родители, которые не станут ругать и наказывать за каждый промах, а помогут и утешат в трудную минуту.
Мы с радостью замечаем, что наш малыш начинает понимать речь, вступает с нами в диалог с помощью жестов и первых лепетных, понятных только в определенной ситуации слов. Теперь используем каждую возможность, чтобы вложить в детскую головку новые слова: все свои действия комментируем, неспешно объясняем, называем, просто общаемся с малышом.
Таким образом мы развиваем не только речь. Мы побуждаем ребенка вслушиваться в наши слова, а значит,
вырабатываем устойчивость внимания. Вслушиваясь, он запоминает, а значит, тренирует память. Чтобы лучше запомнить, он пытается кое-что повторить, тренируя артикулярный аппарат.
Понятно, что первые слова — самые употребимые: мама, папа, баба, дай и т. д. Побуждаем малыша повторять, как «говорят» разные животные: му-у, мяу, ко-ко и пр. Обычно малыш очень точно повторяет за вами интонации этих междометий, что позже интонационно обогатит его речь.
Ребенок с готовностью выполняет ваши просьбы: поцелуй маму, сделай пока-пока, дай ручку. Попробуем присоединить числительные: Дай одну ручку, А теперь дай две ручки. Дай один кубик, Дай два кубика. Ну, а что у нас с буквами? Прекрасно, если на вопрос, где та или иная буква, малыш показывает на нее пальчиком, если просто находит ее взглядом, — тоже отлично. Каждый правильный ответ вызывает у взрослых неподдельный восторг. Каждая ошибка абсолютно игнорируется. Если на вопрос: «Где О?» ребенок показывает на «У», мы с неизменным восторгом указываем на нужную карточку и восклицаем: «Вот она, О!».
Если гласные усвоены, присоединяем согласные.
Начинаем с сонорных. Они произносятся с голосом и даже поются: Л, М, Н, Р. Пишем на карточке «Р», на следующей — «РА», потом — «РО», «РУ» и так до конца со всеми гласными. Складываем полученные одиннадцать карточек стопкой, сажаем малыша на колени и демонстрируем их по очереди, называя каждую: «Р», «РА», «РО», «РУ», «РЕ», и т. д. Показывая одну согласную, называем не ее «имя» в алфавите: «ЭР» или тем более «РЭ», а только звук: «Р-Р-Р». Каждую карточку держим перед ребенком не дольше двух секунд. Таким образом, одно занятие длится меньше половины минуты. Вполне достаточно. Повторим его три-четыре раза в течение дня. Через день продемонстрируем стопку с другим согласным, Л, например. Пару дней работаем то с одной, то с другой стопкой, потом их смешиваем и делим пополам. В течение недели работаем по очереди с двумя перемешанными стопками. Примерно через неделю тот согласный, который был первым, в нашем случае это Р, заменяем на новый, М, например, и продолжаем работать так же. Где-то через день заменяем второй согласный.
Работаем динамично, весело, с обоюдным удовольствием.
Если ребенок не в духе или вы не в духе или просто нет желания, без всяких проблем пропускаем занятие. В этом возрасте требовать что-либо от ученика, давить на него, упрекать за забывчивость — самый верный способ вызвать стойкую неприязнь к занятиям и знаниям, которые могут дать взрослые.
Хочется еще и еще раз повторить: никакого неудовольствия, никаких упреков! Перед вами совсем еще маленький ребенок и вполне естественно, что ваши буквы как таковые ему совершенно не нужны. Он обращает на них внимание и запоминает их только потому, что вы их держите в руках, проявляете к ним интерес и делаете это восторженно и эмоционально.
Вернемся к занятиям.
Пройдя четыре сонорные согласные, составьте из уже знакомых букв и слогов слова и запишите их на карточках по одному. Например, карточки ЛУНА, МАМА, ЛЕНА, НИНА, МЕЛ и т. д. Набрав около десяти штук, работаем неделю с ними. Приходят на ум новые слова — пишем и вводим новые карточки. Потом переходим к новым согласным. Думается, целесообразно следующими взять звонкие согласные. Методика работы с ними та же самая.
Самое время подарить маленькому интеллектуалу первые книжки. Естественно, они должны быть с толстыми негнущимися страницами и крупными картинками.
Вы с малышом рассматриваете картинки и комментируете их, читаете коротенькие стишки и прибаутки. Если вы выберете несколько маленьких стишков типа Наша Таня громко плачет и Спать пора, уснул бычок и будете регулярно их читать и перечитывать, то к тому времени, когда малыш более членораздельно заговорит, он будет знать их наизусть.
Вы, наверное, заметили, что во всех занятиях с маленькими детьми эксплуатируется их феноменальная способность к чисто механическому запоминанию. Занимаются с ребенком или нет, он запоминает все, что мелькает в его поле зрения более или менее регулярно.
Другое дело, если это случайные, никому не нужные сведения, они проваливаются куда-то в глубины подсознания.
А если это полезные навыки типа чтения, счета, они помнятся и активизируются всю жизнь.
Так же легко и просто ребенок запоминает в этом возрасте второй язык, если им пользуется кто-либо в семье. Проблема заключается в том, что чем младше ребенок, тем короче и чаще должны быть уроки, т. е. вы можете научить его тому, что знаете сами. Не пригласите же вы учителя четыре раза в день на две минуты!
Но хватит о науках!
Наш интеллект по-прежнему развивается и через движения тоже. А движения все разнообразнее. Мы уже быстро ползаем, чем-то заинтересовавшись, сядем, посмотрим, поползем дальше. Можем присесть на корточки и встать, переступать, придерживаясь за опору или руки взрослых.
Стремясь сделать все для развития интеллекта, делаем все для того, чтобы ребенок двигался много и разнообразно! Пусть проползает, а потом проходит на своих двоих по комнате десятки метров. Положим на его пути большие коробки, пластиковые тазы и тазики, из коробок же сделаем арки и ворота, положим на пол большие диванные подушки, положим боком или вверх ногами табуреты. Пусть залезает, подлезает, карабкается. «Упадет!» — скажете вы. А надо страховать! Не надо пугать и оттаскивать от разных препятствий, не надо и подгонять, торопить события.
Пусть пробует свои силы и возможности, пусть учится быть осторожным и верить в себя. Но родительские руки всегда должны быть готовы подхватить в случае опасности.
И вот он близится, счастливый миг: скоро ваше чадо сделает первые шаги! С каким нетерпением мы ждем их! Чего только ни придумываем, чтобы ускорить этот момент! Суем в руки новую игрушку, чтобы малыш забылся и сделал первый шаг, подзываем, уговариваем, а иногда даже упрекаем в трусости и сердимся! Начинаем вспоминать подружек и соседок, у которых дети в этом возрасте уже бегали. Родительские эмоции понять можно, всегда хочется, чтобы твой ребенок был самый-самый. Однако... Спокойствие, только спокойствие!
Ребенок верит в себя тогда, когда он уверен в вашей любви и когда видит ваше спокойствие. Сделал шаг... шлепнулся! Хорошо, что люди придумали
памперсы! Впрочем, и на голую попку падать не больно. Сама природа позаботилась о том, чтобы падения в этом возрасте не были болезненными и травматичными.
Главное — не падать с высоты. Поэтому взрослым не стоит с вытянутыми руками бегать на полусогнутых за своим чадом. Малыш шлепнется и первым делом глянет на маму — какова ее реакция? А мама воскликнет: Бух! Упал! — и улыбнется. Значит, все нормально, можно подниматься и следовать дальше. А если мама ахнет испуганно, подбежит, поднимет, начнет спрашивать, где больно, тут можно и расплакаться: если мама испугалась, значит, падать страшно!
Согласитесь, тут закладывается черта характера: будет ваш ребенок спокойный и любознательный оптимист или тревожный пессимист, склонный при первой трудности звать на помощь. И этот результат в итоге значимей того факта, пойдет ваше чадо самостоятельно на этой неделе или на следующей.
В 9-10 месяцев ребенок переходит на двухразовый сон (в основном, бывает и три раза), и соответственно увеличивается время активного бодрствования, так и хочется сказать: активного развития! Ну очень активного, поэтому минуты затишья, когда ваш младенчик сосредоточенно пыхтит с какой-нибудь любопытной вещицей в руках, дорогого стоит.
И не только потому, что это короткая передышка для вас. Для малыша это время, когда он формирует устойчивость внимания, познавательную активность, самостоятельность.
Такие минутки можно специально организовать. Любая игра в этом возрасте больше похожа на исследовательскую деятельность: манипулируя с предметом, ребенок, как и прежде, изучает его цвет, форму, запах, вкус, твердость, звучание и... прочность. Поэтому, если дать ему «многослойную» игрушку типа всеми любимой матрешки, вложенных друг в друга коробочек разных размеров, цилиндров-вкладышей, вложенных один в другой, малыш будет их поэтапно разбирать, исследуя каждую часть.
Примерно так же дети любят вынимать из коробок или ведерок и разбрасывать по всей комнате (прямо как вещи из ящика) более мелкие игрушки. Иногда, правда, упрощают эту задачу, перевернув ёмкость вверх дном и выбросив содержимое одним махом. А вы усложните. Нанижите на длинную, метра полтора, ленту или тесьму все, что можно нанизать: колесики от пирамидки, мелкие игрушки, имеющие сквозные дырочки, пустые катушки и сложите это все в ту же коробочку, да хорошо, если с крышкой!
Много интересного вы заметите, если понаблюдаете за дальнейшими действиями маленького исследователя!
Во-первых, открывая и закрывая коробку, снимая с тесемки игрушки, он согласованно действует двумя руками.
Во-вторых, берясь за сравнительно мелкие предметы, он не только противопоставляет большой палец остальным четырем, но и действует двумя пальчиками — большим и указательным. И, наконец, он способен сидеть на одном месте и заниматься одним предметом пять, а то и десять минут! Хочется воскликнуть «браво!», захлопать в ладоши, но... не будем отвлекать нашего мыслителя по мелочам, будем уважать его сосредоточенность.
Итак, для развития пальчиков добавим в игротеку игрушки (разные) помельче, но не меньше шарика для пинг-понга. Нам пригодится игрушечный мобильничек с мелкими звучащими кнопками. Кроме пальчиков, нужно развивать и общие движения, а значит, не обойтись без нескольких мячей разного размера, машинок и вообще каталок, которые можно возить за собой или толкать впереди себя.
Есть ли у вашего малыша книги? Не считаете ли вы, что ему пока рано читать, потому что его словарный запас минимален? Несмотря на то, что общение с ним понемногу становится все более осмысленным, то есть ребенок начинает понимать все больше обращенных к нему слов, эмоциональное общение все же пока доминирует в ваших отношениях. Чтение книг, рассказывание стишков и прибауток — это часть вашего эмоционального общения, рассматривание картинок и рассказывание по ним — это осмысленное общение, поскольку, называя изображенные предметы, вы расширяете словарный запас ребенка.
Малыш не отличается усидчивостью, и возможно, его отрывает от книг стремление к более активной деятельности.
Это значит, что совсем необязательно прочитывать всю книжку за один раз. С другой стороны, если вы сопровождаете чтение потешки или стишка веселой игрой с раскачиванием маленького непоседы на коленях, хлопками в ладоши, веселыми восклицаниями, то это занятие вам надоест, наверное, быстрее, чем ему. Из рифмованных строчек малыш постепенно выделяет и запоминает отдельные слова и через несколько месяцев начнет восклицать их вместе с вами.
Благодатно для чтения время, когда малыш притомился, уже вроде бы готов ко сну, но пока блаженствует у вас на коленях. Что бы вы ни читали ему в эти минуты, хоть роман «Война и мир», он будет с удивительным вниманием прислушиваться к родному голосу.
Сейчас ему совершенно неважно содержание, ему важно ощущать ваше тепло, вашу любовь, и речь ваша для него — «будто реченька журчит».
Итоги
Ваше дитя приближается к первой в своей жизни годовщине. Всего лишь за один год он из беспомощного новорожденного младенца превратился в человека прямостоящего, мыслящего, понимающего речь и даже немного говорящего. Пока что он довольно неуклюж и неустойчив, делает массу лишних движений. Но это ненадолго, его координация продолжает очень быстро совершенствоваться. Тем более, что для этого у малыша есть мощный стимул — не знающая преград и границ любознательность.
Теперь развитие его интеллекта гораздо больше зависит от ваших усилий, чем раньше. Пройдя первую ступень знакомства с миром и освоив первые, основные двигательные навыки, малыш всецело поглощен изучением пространства своего жилища и окружающих предметов. С жадным интересом, свойственным только этому возрасту, изучает он свойства окружающих предметов, их форму, характер движения, исследует простые причинно-следственные связи. Обеспечить ему свободу передвижения и безопасность, позаботиться о достаточности и разнообразии впечатлений — это и означает создать необходимые условия для наиболее эффективного развития его интеллекта.
Всепобеждающее любопытство — вот главный двигатель прогресса годовалого ребенка. Не заглушить, а сберечь и развить его — вот главная задача заботливых и любящих родителей.
Имея нулевой жизненный опыт, движимый жаждой познания, дитя очень осложняет жизнь взрослых. Но таков путь его развития.