Развитие ребенка. От трех до четырех лет
Ваш трехлетний человек предстанет перед вами личностью весьма стабилизировавшейся, со значительно возросшим умственным потенциалом, с достаточно хорошо развитой речью и способностью контролировать собственные эмоции. Если в семье царит благоприятная обстановка, негативизм третьего года жизни, скорее всего, пошел на убыль, ребенок становится более сговорчивым, менее конфликтным, в нем растет интерес к общению со сверстниками. На смену импульсивным проявлениям приходит более рассудительное поведение, и вы замечаете, что ваш малыш — более зрелое существо, чем был еще недавно. Он вступил в дошкольное детство.
Сам термин «дошкольное детство» как бы подразумевает, что этот возрастной период должен быть посвящен подготовке к учебе в школе. В принципе, так оно и есть. Нравится нам или нет, порогом школы заканчивается развитие ребенка от трех до шести лет. В наших интересах так организовать жизнь малыша в эти три года, чтобы его переход к школьной жизни был по возможности менее болезненным и более успешным, то есть подготовить его к школе.
Ошибочно думать, что подготовленность к школе означает умение читать и считать, хотя эти навыки совершенно не лишни и весьма желательны. Будущий ученик должен быть достаточно крепок и развит физически, ему необходимо стать самостоятельной, социально адаптированной личностью, жаждущей изучать мир и получать новые знания.
Впрочем, стремительно развивающийся детский интеллект всегда голоден и просит новых знаний, и только неумелые действия взрослых, не учитывающих в своих занятиях возрастных особенностей маленьких учеников, нетерпеливых, подавляющих, слишком требовательных взрослых, способны убить в малыше подаренную ему самой природой тягу к знаниям.
Психологи не устают повторять, что ведущая деятельность дошкольника — игра. Игра — это его жизнь, в ходе которой он набирается опыта, созревает как личность, развивает свое тело, душу и разум. Игра — это его язык, освоив который, мы донесем до ребенка то, что не можем объяснить «обычным русским языком». Давайте же забудем фразы «Сиди спокойно», «Не ерзай!», «Слушай внимательно!», а будем общаться с ним на его языке, на языке игры. Будем заниматься с ним не сидя смирно за столом, а играя на полу, на стуле, диване, по дороге в магазин, в очереди к врачу. Будем играть с геометрическими фигурами, буквами и цифрами, а позже — словами, вплетем в ткань игры и повседневной жизни простейшие математические действия и знания об окружающем мире.
С первых школьных дней нашему ученику придется быть внимательным на протяжении целого урока, запоминать увиденное и услышанное, осваивать письмо, пересказывать тексты и составлять рассказы по картинкам. Насколько же ему будет легче, если уже сейчас мы с ним поиграем в игры, тренирующие память и внимание, развивающие речь и детские пальчики. Надо помнить, что это именно игры, а значит, они должны вызывать интерес и радость у всех участников, тут неуместны принуждение и обязаловка. Нашему малышу только три года, поэтому играем с ним не дольше пяти-семи минут. Зато если и вы, и ученик настроены соответственно, можно провести два или даже три занятия в день. А можно и не проводить, катастрофы не случится!
Внимание
Слово «внимание» у нас ассоциируется с занятиями, учебой и вообще, серьезной интеллектуальной деятельностью. Между тем, без сосредоточения внимания невозможна ни одна игра, ни одна забава. В самом деле, даже в подвижных играх необходимо внимательно следить за полетом мяча, движением скакалки, действиями соперника. Сюжетно-ролевая игра, рисование и лепка, слушание сказки и даже просмотр кукольного спектакля — все эти действия совершенно невозможны, если ребенок не в состоянии на них сосредоточиться. В частности, поэтому нередко заканчиваются испорченным настроением походы в театр или цирк с ребенком младше пяти лет: он не может так долго следить за действием, даже если оно адресовано детям.
У внимания есть свои характеристики, которые необходимо учитывать, развивая этот психический процесс. Первое — это устойчивость. Она напрямую связана с усидчивостью и с возрастом увеличивается. Вы способствуете формированию устойчивого внимания, если стараетесь предлагать малышу интересные для него занятия, стремитесь продлить его сюжетно-ролевую игру, подсказывая новое действие, если берете за правило не прерывать без необходимости его игры и занятия.
Когда ребенок отрывается от игры и идет обедать или готовиться ко сну, происходит переключение внимания с одной деятельности на другую. Для многих малышей это нелегкий процесс, и их необходимо предупреждать заранее, что игра или прогулка подходит к концу, и скоро нужно будет заняться другим делом.
Важную роль в интеллектуальном развитии играет способность к распределению внимания, то есть умение использовать в игре несколько предметов или заниматься сразу несколькими делами: слушать объяснения учителя и писать в тетради, смотреть телевизор и вязать. Для маленького ребенка это — настолько сложная задача, что поначалу необходимо разделять даже прослушивание сказки и разглядывание картинок к ней, поскольку малыш не может делать это одновременно. Со временем, однако, эта способность формируется, и мы наблюдаем дошкольника, который одновременно возводит постройку из кубиков и обсуждает с партнером по игре ее особенности. Способность к распределению внимания формируется в ходе сюжетно-ролевых игр, игр типа лото и домино, в тех случаях, когда нужно выполнить постройку или другую работу по образцу.
Основная ваша цель в развитии внимания ребенка — это формирование его произвольности, то есть способности сосредоточиться не только на том, что интересно малышу, но и по команде взрослого: Слушай и смотри внимательно! Формирование произвольного внимания у ребенка начинается с того момента, когда в конце первого года жизни мы его призываем: Посмотри или Послушай. Однако практически все дошкольное детство наше чадо задержит свой взгляд только на том, что ему интересно, то есть у него будет доминировать непроизвольное внимание.
В трехлетнем возрасте внимание настолько неустойчиво, что малыш может забыть, куда и зачем он шел, если увидит по дороге что-то привлекательное. Увлеченный игрой, он может заниматься ею до пятнадцати минут, однако, если вашего трехлетки не хватает даже на пять, это тоже в пределах нормы. Распределение и переключение внимания пока не сформированы. Исходя из этого, наши развивающие занятия дробим на маленькие, в несколько минут, игровые эпизоды.
Для начала вспомним игры прошлого года, а к некоторым из них мы будем возвращаться регулярно, развивая и усложняя их. Вспомним игру «Что изменилось?» и проведем ее с четырьмя-пятью предметами. Возьмем пять игрушек примерно одного размера: мяч, юлу, пирамидку, куклу и машинку, попросим малыша отвернуться и спрячем одну из них (вариант посложнее — заменим другой игрушкой, поменяем местами). Задача ребенка — заметить перемену.
Можно немного видоизменить задание, предложив ему: Сделай, как было. Играть можно с абсолютно разными предметами: игрушками, посудой, картинками, деталями из конструктора и строительного набора, вплоть до того, что вы можете прятать и подменять карточки с буквами и слогами. Эта незамысловатая игра тренирует не только внимание, но и память. Если проводить ее весело и азартно, она увлекает малышей и не надоедает.
Требуется внимание для того, чтобы из массы разных предметов выбрать «такой же» по образцу или из массы разобрать предметы по парам. Набираете всякой всячины примерно одного размера: несколько прищепок, грецких орехов, маленьких баночек из-под лекарств, катушек, шариков для пинг-понга, строите «дворик» из брусочков, высыпаете все туда и говорите: Дети в садике гуляют. Все тут братики и сестрички. Воспитательница говорит им: «Построились по парам! Построй их так, чтобы братик был с братиком, сестричка с сестричкой. В другой раз за орешком или прищепкой может «прийти мама», и малышу нужно будет привести «сыночка» к «маме».
Вспомним о картонных фигурках. Высыпаете на стол все фигурки, спрятав в руке две-три разные. Показываем ребенку одну из них и говорим: Найди такую же.
Поиграем иначе. Взрослый делает две постройки из четырех-пяти деталей каждая. Постройки одинаковые, только одна из деталей во второй другого цвета (формы), чем в первой. Пусть ребенок заметит разницу. Немного сложнее заметить разницу и сделать постройки одинаковыми (рис.).
По мере взросления ребенка мы все чаще заменяем предметы рисунками. Очень полезно время от времени заниматься по табличкам, подобным этой (рис.).
В них дается задание зачеркнуть, раскрасить или дорисовать одну из фигурок. Начинать нужно с небольших, не более 24 знаков табличек, в которых чередуется не больше трех достаточно крупных фигурок, выстроенных в 4—5 строк. Задание довольно трудное для трехлетки, не заставляйте малыша заниматься этим часто и подолгу, но занимайтесь регулярно.
Веселую игру на внимание придумали для своих ребятишек знаменитые супруги Никитины, назвав ее «Обезьянки». Берем две детали из строительного набора (для начала — одинаковые кирпичики одного цвета) и даем две такие же малышу. Садитесь за стол напротив друг друга и говорите ему, что он — обезьянка, а обезьянки любят обезьянничать, повторять за людьми все, что они делают. Вот и пусть ваша обезьянка быстро и в точности повторяет все ваши действия! Берете в каждую руку по кирпичику, прячете руки под стол и быстро, с возгласом On! ставите кирпичики на стол, например, параллельно друг другу на торец. Если ребенок медлит или ошибается, говорите: Обезьянка, повторяй за мной! Я поставил вот так! Снова руки под стол и снова On! — теперь помедленнее, кирпичики — плашмя, крест-накрест, друг на друге.
Вот так, меняя ритм, выражение лица, позиции кирпичиков, в течение нескольких минут учите ребенка внимательно наблюдать за вами и повторять действия. Игра немного усложнится, если вы возьмете кирпичики разных цветов, значительно усложнится, если возьмете третью деталь. Игра станет постройкой по образцу, если деталей станет еще больше. Строительство по образцу вырабатывает наблюдательность, тренирует мышление и распределение внимания. Оно станет сложнее, если, делая постройку, вы загородитесь книгой, и ребенок не будет видеть, как вы кладете детали.
Обезьянка может иметь и другое продолжение. Психологи называют эту игру «Зеркало». Вы сидите или стоите друг против друга, и ребенок повторяет за вами все движения лица, рук или тела. Это — и внимание, и умение понимать друг друга, и просто веселая забава.
«Белочкин комодик».
Склейте из 5—6 спичечных коробков «комодик» для Белочки (рис.),
расскажите историю с использованием соответствующей игрушки. Жила-была белочка, все лето она прыгала и играла в лесу, ела грибы и орехи. Но вот лето закончилось, наступила осень, белочка решила запасти орехи на зиму, ведь зимой под снегом она их не найдет. Собрала белочка орехи (берете несколько подходящих заменителей) и спрятала в комодик, вот в этот ящик (прячете в один из коробков). Запасы сделаны, можно и погулять (малыш одну-две минуты играет белочкой). Погуляла она, решила съесть один орешек. «Ой!» — забыла, в какой ящик она их спрятала! Покажи белочке, где орешки.
В другой раз можете спрятать в комодик вещицу, привлекательную для самого ребенка (конфету, значок, монету). Пусть через пару минут вспомнит, в каком она ящичке.
Для игры «Веселый барабанщик» не нужны предметы, нужны пальцы, внимание и немного памяти. Выстукиваете пальцами простенький ритм и просите ребенка повторить его. Стучать можно согнутыми и прямыми пальцами, одним, несколькими, тихо, громко, по разным поверхностям, игра несложная и веселая, тренирует устойчивость и распределение внимания, кратко-временную память и пальчики заодно.
Игра в «Да и нет» элементарна. Вы говорите тезис, ребенок соглашается или нет. Вы говорите: Летом жарко. (Да). Снег белый. (Да). Арбуз горький. (Нет)... Если продумать тезисы, можно сделать эту игру частью занятий по знакомству с окружающим миром, можно с помощью этой игры веселиться и тренировать устойчивость внимания.
Восприятие
Восприятие — начало начал знакомства малыша с окружающим миром и его умственного развития. Чтобы сделать первые в своей жизни умозаключения, человек должен с помощью органов чувств воспринять: увидеть, услышать, ощутить окружающие его предметы и явления, и лишь восприняв, проанализировать и обобщить их признаки.
Даже взрослым людям случается смотреть и не видеть, слушать и не слышать, то есть не воспринимать детали и подробности окружающей обстановки. А восприятие малышей тем более отличается неконкретностью и расплывчатостью. Они не воспринимают разницу между схожими предметами, фигурами, цветовыми оттенками, особенности деталей в сложных предметах и их взаимное расположение. Несовершенное восприятие не позволяет маленьким детям правильно нарисовать человеческую фигуру — не беря в расчет туловище и шею, малыш неизменно изображает «головоногов». По этой же причине он терпит неудачу при составлении разрезанной картинки, пишет буквы в зеркальном отражении, а иногда и вверх ногами.
Что касается трехлетки, то он уже отличает три основные геометрические фигуры, может разложить по размерам три — четыре одинаковых по форме предмета, ориентируется в шести цветах радуги, но не обращает внимания на оттенки. Малыш хорошо освоил пространство не только своей квартиры, но и двора. Он успешно применяет предлоги, обозначающие пространственные отношения, и прекрасно понимает, что значит подойти к предмету, залезть на него, под него или остановиться рядом.
Для развития восприятия играем с составными картинками на четырех или шести кубиках, крупными пазлами. Но они не заменяют складывание картинок, которые разрежете вы сами, теперь уже на три части. Как и прежде, берете достаточно крупное изображение одного, хорошо известного ребенку предмета: игрушки, животного, предмета домашнего обихода, и разрезаете произвольно на три части. Другую аналогичную картинку разрезаете на три части же, но иначе. Через несколько месяцев предлагаем картинку, разрезанную на четыре части.
Супруги Никитины в своей семье составили целую игротеку из разрезанных разными способами квадратов со стороной 10 см. Самые простые варианты складывали малыши двух-трех лет, а над самыми сложными приходилось попотеть и взрослым.
Мысль о том, что целое состоит из частей, явно не нова для нашего ученика. Он уже наблюдал, как вы из геометрических фигур строили лодочки и домики, занимался вместе с вами аппликацией, и неплохо бы теперь ему воспроизвести все эти изображения, но самостоятельно, лишь по вашему образцу. То есть вы берете два круга и на глазах у ребенка наклеиваете их на картонку так, чтобы получилась неваляшка, из двух-трех треугольников делаете елочку, из квадрата и треугольника — домик... После этого даете такие же фигурки ребенку и предлагаете сделать такое же изображение. Пусть он сначала сложит нужную фигурку, потом вы ее вместе наклеите. Если сложить не удается, не спешите это делать за него. Лучше еще раз покажите, объясните. Вы говорите: У тебя два кружочка, один побольше, другой поменьше. Возьми большой в руки, а теперь смотри на мою неваляшку. Где у нее большой круг? Внизу? Вот и ты клади свой вниз. А куда нужно положить кружок поменьше? Правильно, сверху. Аналогичную работу можно провести с настоящей игрушкой, рассмотреть ее хорошенько и выяснить, что она состоит из двух круглых частей: большой снизу и поменьше — сверху.
Если такую работу делать регулярно, то, возможно, к четырем годам ребенок сможет заниматься геометрической аппликацией самостоятельно и по своему замыслу.
А мы с помощью аппликации пойдем дальше — поучим малыша воспринимать предметы такими, какие они есть: человека не только с головой и ногами, но с животиком и с ручками, машину — с кабиной и колесами.
Сегодня мы на аппликации изобразим тебя! — сообщаем мы своему ученику, чем, разумеется, вызываем у него небывалый энтузиазм. — Давай посмотрим, из чего ты состоишь! Берем детскую руку в свою и проводим исследование. Голова. Какая она? Круглая. Туловище (животик). Длинненькое, похоже на овал. На туловище ручки. Какие они? Длинные и тонкие. Ножки тоже длинные, тонкие.
Начнем с животика. Вот он, большой овал. Теперь что? Головка. Куда ее приклеим? Правильно, сверху. Теперь приклеим на туловище ручки и ножки. Посмотри, где у тебя ручки, наверху или внизу? А ножки? Вот и получился человечек по образу и подобию нашего человечка.
Это совсем не значит, что из его творений сразу исчезнут «головоноги», так сразу это не происходит. Но мы учим ребенка присматриваться к тому, что он видит. Аппликацию можно повторить, преобразовав человечка в мальчика и девочку. Можно так же поработать над изображением игрушек и разных видов транспорта (рис.).
Развивая пространственное восприятие, закрепляем понятия выше, ниже; вверху, внизу; рядом, далеко; перед, между и т. д. Учим различать правую и левую стороны. Когда понятия справа, слева более или менее усвоены, проводим небольшую игру по картинке. Рассмотрев картинку вместе с малышом, говорите ему: Я что-то вижу в правом углу внизу. Угадай, что это? А наверху посередине?
Ближе к четырем годам, если ребенок ориентируется отлично, пусть попробует составить узор по вашей диктовке. Дайте ему большой бумажный квадрат, маленький цветной кружок и четыре треугольника (набор фигур можете менять, как угодно). И диктуйте: Положи в центре (посередине) кружок. Теперь в правый нижний угол — синий треугольник, в правый верхний угол — красный треугольник. В верхний слева — снова синий, в нижний слева — красный. Получился узор? Тебе нравится?
Около четырех лет ваш ученик, возможно, сможет описать обстановку в вашей комнате, рассказывая, какая мебель стоит справа от входа, какая — слева, что на стене висит повыше или пониже.
В знакомый нам чудесный мешочек положим теперь фигуры посложнее или более схожие между собой, например грушу, яблоко и огурец. Положите игрушки: куклу, мишку и машинку. Когда ребенок угадает, что ощупывает его рука, пусть он, не вынимая игрушки, объяснит, почему он решил, что это именно этот предмет. Например, он нащупал кузов или колеса, — значит, это машина, если под рукой мягкая шерстка — значит, мишка.
Приготовьте три-четыре одинаковых квадрата или круга из разных материалов: картона, меха, пластика — любых. Дайте малышу их рассмотреть и ощупать. Потом один из них прячете в мешочек и предлагаете на ощупь определить, какой из них спрятан.
Память
Всем известно, что существует много видов памяти. Память может быть произвольной и непроизвольной, осмысленной, механической, зрительной, слуховой, двигательной... Разные виды памяти тесно взаимосвязаны.
Память маленького ребенка — необъятных размеров кладовая. Тот объем информации, который малыш успевает освоить к двум-трем годам, поистине поражает. Вся проблема в том, что вход в эту кладовую — узенькая щелочка: в раннем возрасте память непроизвольна, то есть дитя помнит не то, что мы хотим и даже не то, что ему хочется, а только то, что запоминается само. Кроме того, в этом возрасте действует преимущественно механическая память, то есть информация запоминается без осмысления и понимания.
Впрочем, у любящих взрослых есть ключик от узенькой дверки, ведущей в кладовую. Это — эмоция. Если информацию преподнести малышу радостно, приподнято (даже такую сухую и абстрактную, как буква или цифра), он ее без труда запомнит.
Непроизвольная память доминирует у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. После трех лет, однако, начинает формироваться и произвольная. На этот процесс можно повлиять с помощью специальных занятий по развитию памяти.
Обычно родители придают большое значение заучиванию с детьми стихов. Некоторые даже требуют, чтобы ребенок еженедельно выдавал по новому стихотворению.
В этой ситуации перестараться, наверное, хуже, чем недостараться, так недолго к школьным годам выработать стойкое отвращение к заучиванию. К тому же заучивание стихов тренирует, конечно, память, но, опять же, это чисто механическое запоминание.
А вот если вы по дороге от бабушки или из садика расспросите малыша, как он провел день, чем занимался, что его порадовало, он не только извлечет из памяти недавние события, но и с помощью ваших вопросов осмыслит их, оценит.
Для того, чтобы пересказать сказку или рассказ, требуется не только механическая память, но и осмысление текста, умение разбить его на смысловые части. Полноценный пересказ текста, конечно, невозможен в трехлетием возрасте. Но можно помочь воспроизвести события сказки по иллюстрациям, по вопросам, обсудить отдельные моменты.
Тренируем память с помощью игры «Что изменилось?», ближе к трем годам предлагаем малышу выполнить несложную постройку или узор по образцу, по памяти. То есть вы сделали постройку и дали ее хорошенько рассмотреть, отгородили ее ширмой, чтобы ребенок не видел. Сможет он по памяти построить такую же? Вначале строим из двух-трех деталей. Аналогично можно поступить, показав малышу ритмическую дорожку или простой узор из геометрических фигур. Конечно, эти задания выполнять веселее, если их представить в игровой или сказочной ситуации. Например, медведь сказал Машеньке: Повторишь мой узор — отпущу к бабушке и дедушке. Или хотя бы так раззадорив малыша: Спорим, ты не построишь такой же домик, как у меня! И покукарекайте под столом, если проспорите!
А вообще, эффективнейший способ развития всех видов памяти — сюжетно-ролевая игра, которую очень многие родители склонны недооценивать. Обычно дети в нее вводят столько условностей и заменителей, которые надо держать в памяти, пока играешь, создают столько ситуаций, когда надо запомнить имена героев, перечисления покупок, «дел», которые нужно сделать по ходу игры, что она становится поистине гимнастикой для ума.
Мышление
Зачастую взрослые склонны думать, что мышление ребенка начинает развиваться и функционировать в полной мере только после его поступления в школу, что, пока он играет, мышление вроде бы и ни при чем. Однако мыслительные задачи жизнь ставит перед играющим малышом ежечасно. Как достать из-под дивана закатившийся мяч, как сделать постройку из кубиков высокой, но устойчивой, что предпринять, если кукла маловата и не достает до стола, чтобы «чайку попить»? Для ребенка эти проблемы значимы, и он мыслит, чтобы их решить!
С раннего возраста мы прилагаем усилия для развития мышления своих детей, поскольку понимаем, что мыслящий человек более успешно решит проблемы, которые перед ним поставит жизнь, чем тот, кто будет действовать спонтанно.
В трехлетнем возрасте ребенок хорошо знаком с такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация. Малыш может сделать небольшую постройку по образцу, выложить заданное изображение из картонных геометрических фигурок, собрать детали мягкой мозаики. Для развития мышления мы ставим перед малышом конкретные проблемы и задачи, обучаем его с помощью наглядных средств, в ходе игры и обычной практической деятельности. Мы предлагаем ему выделить в предметах основные признаки, найти общие среди них. В этом процессе задействованы внимание и речь. Поскольку различия между предметами устанавливаются легче, чем сходства, полезно почаще задавать вопрос о том, что общего между различными предметами. Вопросы Как? Почему? Зачем? заставляют нашего ученика задуматься над последствиями действий, искать причинно-следственные связи.
Мы уже начали некоторые игры на развитие мышления. Продолжаем искать, что общее и что разное в двух предметах, группах предметов. Позже переходим к картинкам (следим, чтобы сложность соответствовала возрасту). Можно устроить соревнование, кто больше назовет отличий или сходных признаков в двух предметах — называть с ребенком по очереди, кто назвал последним, тот и выиграл.
«Лишний» предмет мы уже тоже выделяли. Эту работу продолжаем и усложняем. Активней используем умение малыша объединять предметы в родовые группы: мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты и так далее. Используем для этого картинки с изображением предметов, муляжи, игрушки. Предлагаем убрать «лишнее», разложить предметы по группам. Если ребенку задание не совсем понятно, начинаем раскладывать сами, чтобы малыш понял, что в одной группе должны быть, скажем, животные, а в другой — овощи. По мере взросления ребенок раскладывает карточки не на две, а на три-четыре группы, и группы эти более схожи между собой (одежда, обувь и головные уборы).
Выделять основные свойства предметов и руководствоваться ими в своих действиях приучает ребенка любая работа по образцу, будь то постройка или узор. Для того, чтобы повторить их, он должен выделить форму, цвет, размер деталей в образце и подобрать такие же для своей работы, а потом еще и расположить их так же, как на образце.
Значительно усложняется задача в том случае, если ребенок повторяет за вами ритмические дорожки, чтобы их правильно продолжить, нужно уловить закономерность, в которой расположены детали, а это — еще одна мыслительная операция. Самые простенькие дорожки мы выкладывали, усложним работу. Мы брали фигуры, которые различались по одному признаку: разные фигуры одного цвета и размера или одинаковые фигуры одного размера, но разных цветов. Попробуйте теперь взять две фигуры, различающиеся по двум признакам: форме и цвету, например. Две фигуры можно чередовать в другом ритме: круг, круг, квадрат или два круга, два квадрата... Или взять три разные фигуры (Рис.).
Эти задания легко обыгрывать. Малышу можно объяснить, что вы строите веселые дорожки или делаете бусы (поясок для куклы). Можно делать гирлянды из флажков.
Интересное усложнение задания предложили психологи Л.А. Венгер и A.Л. Венгер. Вы выстраиваете дорожку из двух разных фигурок, к примеру треугольников и квадратов, и просите ребенка построить такую же дорожку, но из одних кружочков. Только вместо треугольников брать красные кружки, а вместо квадратов — синие. Малыш отлично потренирует и память, и внимание!
Трехлетний ребенок правильно собирает пирамидку из четырех-пяти колец. Подыщите ему игрушку побольше, причем желательно одноцветную, чтобы он подбирал детали именно по размеру, не ориентируясь на их цвет. Возьмите четыре полоски бумаги, которые отличаются друг от друга по длине на два сантиметра, и скажите своему ученику: это — дети в садике. Построй их по росту. Прикладывая полоски друг к другу, он найдет самую короткую, потом — самую короткую из оставшихся, и так до конца. Таким способом учим его сравнивать предметы по ширине, высоте.
Очень нетрудно обучить ребенка в игровых и бытовых ситуациях счету до пяти. Пересчитывая предметы, он должен откладывать их или указывать на каждый пальчиком, чтобы ни один не пропустить и не посчитать дважды.
Игра со строительным конструктором — это конструирование, а конструирование, как известно, занятие для творческих и мыслящих людей. Поскольку вы творите и мыслите на более высоком уровне, чем ваш ребенок, вам нужно будет показывать ему пример, в противном случае его игра может остаться на примитивном уровне. Чтобы игра в «Строителя» была интересна и приносила пользу, все постройки должны непременно обыгрываться хотя бы в самой простенькой игре: домики строятся для куколок или животных и должны подходить им по размерам, как и мебель. Мосты и дорожки должны соответствовать размерам «пешеходов» и «транспортных средств». Поскольку в уголке есть игрушки разных размеров, дошколенку постоянно придется решать задачу, как сделать дорогу пошире, чтобы могла проехать машинка побольше, как приспособить кроватку, в которой спала маленькая матрешка, для куколки побольше... Желательно, конечно, чтобы в вашем строительном наборе было достаточно деталей для решения самых разных задач, ставших перед нашим проектировщиком.
Вначале, играя с ребенком, вы учите его делать постройки, давая образец, показывая пример. Когда он без труда будет строить по вашему примеру, попробуйте нарисовать схему задуманной простенькой постройки и сказать: Давай для твоей большой машины построим вот такую широкую дорогу между двумя домиками (Рис.).
Этот план вы заранее приготовили, обрисовав кирпичики и кубики карандашом в натуральную величину. Строителю остается только поставить настоящие кирпичики на нарисованные и прокатить по ним машинку.
На другой схеме — не дорожка, а заборчик, соответственно, вид не сверху, а сбоку, о чем говорит изображение домиков. Малыш снова норовит сложить детали на нарисованные кирпичики? Поставьте схему вертикально и объясните: это заборчик. Вот он, стоит на земле рядом с домиками. Построим сначала домики. Как нужно поставить кирпичики, чтобы получился такой забор?
Ближе к четырем годам начинайте делать схемы не в натуральную величину, а в два раза меньше. Сделайте такую схему, на которой не обозначены отдельные детали постройки. Прежде чем приступать к строительству, обсудите, с чего нужно его начать, как продолжить, отберите нужные детали.
Попробуем теперь научить трехлетку использовать в играх самый настоящий план жилого помещения. Говорите ему: У меня — дочка, а у тебя — мама. — Берете строительный материал и двух маленьких куколок. — Дочка купила мебель в свою комнату и пишет маме письмо, в котором хочет показать, куда она поставила диван, стол, кресло и шкаф. Из кирпичиков выкладываете большой прямоугольник, это контуры кукольной комнаты. Обозначаете на нем вход. Теперь чертите прямоугольник на бумаге, объясняете: Куколка нарисовала стены своей комнаты, здесь у нее вход. После этого кладете план рядом с «комнатой» так, чтобы направление углов и входа совпадало, и обставляете комнату. К примеру, ставите шкаф в угол справа от входа. Находите этот угол на плане, рисуете прямоугольник или кладете картонную фигурку на это место. Таким же образом поступаете со столом, креслом и диваном. Передаете маме письмо с планом дочкиной комнаты. Теперь уже мама, глядя на план, еще раз найдет в комнате всю мебель, описанную в письме.
Возможно, куколкина мама со временем тоже захочет в письме дочке изобразить план своей комнаты. Чтобы он не вышел слишком кривым в исполнении детской руки, можно использовать картонные квадраты, круги и прямоугольники для изображения мебели. Главное — правильно разместить их в начерченной комнате, потом можно обвести карандашом.
Когда малыш начнет ориентироваться в плане, можно поиграть с ним — спрятать какой-нибудь приз в кукольной комнате и показать на плане, где он. Пусть малыш найдет его и порадуется, пусть в следующий раз сам спрячет приз для вас и покажет на плане, где его искать.
Окружающий мир
Широко раскрытыми глазами первооткрывателя смотрит ребенок на окружающий мир. Он уже познал свойства многих отдельных предметов, наблюдал некоторые явления в природе, в жизни людей и животных, и теперь, наблюдая что-то новое, вспоминая уже известное, малыш ищет взаимную связь между людьми, явлениями, предметами, между причинами и следствиями. В его напряженно работающей головке возникает масса «почему?», которые он и обрушивает на головы взрослых.
Взрослые по-разному себя ведут под натиском детской любознательности. Одни говорят: «Не задавай глупых вопросов», другие: «Вырастешь — узнаешь», третьи пытаются перевести свои научные познания на уровень детского понимания и все-таки ответить на вопрос доступным языком.
Если ребенок регулярно не получает удовлетворительных ответов на свои вопросы, он перестает их задавать не только вам, но и себе, его пытливость может начать чахнуть. Между тем, как бы ни была сложна сфера, в которую вторгся ребенок, на большинство вопросов можно дать ему удовлетворительный ответ, не углубляясь в научные дебри. Он поймет и прекрасно запомнит ваши объяснения, если вы сможете их проиллюстрировать наглядным примером.
Скажем, весьма сложно объяснить «на пальцах», почему днем светло, а ночью темно. Но если вы возьмете мячик и поднесете его к лампочке, покажете его освещенный бок и тот, что в тени, ваш малыш усвоит эту тему из астрономии раз и навсегда.
От одного хочется предостеречь: если ребенок задает вам вопрос, ответа на который вы не знаете (а это бывает с каждым родителем), не отвечайте первое, что придет в голову, поскольку ваш ответ может запомниться на всю жизнь, а скажите честно: «Я не знаю, давай поищем ответ в книге».
На четвертом году жизни дети обычно окончательно понимают суть родственных связей. С некоторым удивлением малыш может обнаружить, что бабушка — это папина или мамина мама (а он думал, что мамы бывают только у детей, что бабушка принадлежит только ему одному), что мама — не только его мама, но еще и папина жена, и что его старший брат, увы, такой же мамин сын и бабушкин внук, как он сам. Выходит, что члены его семьи связаны родством не только с ним самим, но и между собой. Конечно же, трехлетка прекрасно знает имена и возраст всех членов семьи, хорошо, если имеет какое-то представление об их работе, если может сказать свой адрес или хотя бы назвать город и улицу, где он живет.
Ребенок видит, что жизнь взрослых полна забот. Родители ходят на работу, делают домашние дела. Хорошо, если малыш принимает участие или хотя бы находится рядом со взрослыми и наблюдает за их деятельностью, если взрослые объясняют ребенку свои действия, обсуждают их с ним. Трехлетка все больше узнает о деятельности близких вне семьи. Ему рассказывают, что люди, закончив школу, выбирают, кем они будут работать, и обучаются этой работе. В работе они используют различные инструменты и приспособления.
Беря на себя в сюжетно-ролевых играх роли учителя, повара, милиционера, продавца, ребенок лучше усваивает взаимоотношения этих специалистов с другими людьми и суть самой работы. Если вы уже «закупали» оборудование для столовой, то теперь можно поручить мишке открыть в игрушечном лесу целую больницу. А в больнице работают врачи, медсестры, есть кухня и прачечная, есть своя машина. Вот будет здорово, если малыш, поехав с мишкой в магазин, сможет закупить все оборудование, мебель, белье, посуду, инструменты для сказочной больницы и ничего не забудет!
Богатейшую пищу для детского ума дают наблюдения за природой. Сначала ветки на деревьях были голые и темные. Когда стало теплее, они посветлели и подернулись зеленой дымкой. И вот теперь на них трепещут блестящие листочки! Почему? Откуда? Сначала была голая земля, потом из нее стали тянуться острые клювики листьев, из листьев вырос длинный стебель с острой коробочкой на конце, а теперь вместо коробочки большой тюльпан! Откуда взялись листики, почему все было зеленым, и коробочка тоже, а цветок красный?
Если так случилось, что ребенок пока не задал вам эти вопросы, задайте ему их вы сами. Срежьте после Нового года веточку тополя, поставьте ее в воду, пусть малыш рассмотрит, как набухают почки, как проклевываются листики, потом распускаются, растут, сбрасывая с себя легкие коричневые скорлупки. Поставьте на выгонку луковицу тюльпана, нарцисса или гиацинта, пусть чудо свершится у вас на подоконнике, а ребенок понаблюдает за ним день за днем.
Беседы о погоде, о сезонных изменениях в природе развивают наблюдательность, мышление и речь дошкольников. На четвертом году жизни ребенок уже имеет представление обо всех четырех временах года. Он видит, что зимой холодно, летом жарко, а весна и осень — мостики от зимы к лету, от лета — к зиме. Для лучшего запоминания времен года играем в «Угадайку». Вы описываете пейзаж, погоду. Ребенок отгадывает, о каком сезоне идет речь. Можно иначе: вы описываете одежду на людях, а он угадывает не только время года, но и погоду. Меняйтесь с ним ролями, развивайте мышление и речь своего ученика.
Пришла пора сходить в зоопарк, уточнить представление о диких и домашних животных, хищниках и травоядных. Трехлетка увидит, что хищными бывают не только животные, но и птицы, и рыбы, что мясом питаются не только такие крупные животные, как тигры и львы, но и зверьки помельче — ласки, ежики. И оказывается, мягенькая и тепленькая Мурка — тоже хищник еще тот.
Спустя какое-то время, когда первые впечатления и эмоции улягутся, вы поиграете дома в зоопарк. Сделав из «Строителя* или просто из счетных палочек загоны, вы отведете отдельные места для птиц и животных, диких и домашних, хищных и травоядных. Выясните, какие корма каким животным нужно будет запасти и закупить. По ходу игры юный биолог узнает, что животные могут болеть так же, как и люди, что врач для животных называется ветеринаром. Если малыш уже понемногу читает, такая игра — прекрасный повод развесить таблички с названиями животных.
Что касается понятий о фруктах и овощах, углубляем их, объяснив ребенку, что фрукты растут в саду, а овощи — на огороде. Хорошо бы, конечно, чтобы ребенок когда-нибудь побывал и в саду, и на огороде. Закрепить эти знания можно в игре типа лото. Вы берете себе карточку сад, а ему отдаете карточку огород. После этого раскладываете по ним маленькие карточки с изображением овощей и фруктов. Точно так же можно разложить по карточкам двор и лес изображения диких и домашних птиц и животных (Скачайте картинки с нашего сайта №№ 3, 4, 11, 12).
Образцы картинок
Скачать картинки большого размера
Развитие речи
Строго говоря, в предыдущие годы мы занимались не столько развитием речи малыша, сколько ее формированием. Теперь, когда наш трехлетка ведет с нами незамысловатый диалог, согласуя грамматические формы в роде, числе, падеже и времени, мы работаем над устранением ошибок в его речи, расширением словарного запаса, обогащением выразительных средств за счет прилагательных, причастий, деепричастий. Стремимся, чтобы он мог произнести коротенький монолог из двух-трех предложений по содержанию картинки, с помощью наводящих вопросов передать содержание сказки, рассказать об интересном событии в его жизни.
Какие бы занятия и игры мы ни придумывали, лучше всего речь трехлетки развивается в живом общении со взрослыми людьми. Выслушивая ваши реплики, отвечая на вопросы, он обучается ведению диалога. Рассказывая о событиях дня, делясь своими планами и мечтами, строит монолог. Прислушиваясь к грамматическому строю вашей речи, учитывая ваши замечания по поводу речевых ошибок, ребенок постепенно привыкает говорить правильно.
Его словарный запас самым непосредственным образом связан с его жизненным опытом и объемом знаний об окружающем мире и эффективней всего пополняется в процессе активных действий — игры, наблюдений, бытовой деятельности. Ребенок продолжает узнавать названия предметов, их свойств, явлений природы.
Расширяются знания о назначении предметов, способах действий с ними, их частях и деталях, материалах, из которых они сделаны. В процессе познания мира ребенок узнает и новые обобщающие слова. Совершенствуется умение ориентироваться во времени, пространстве, малышу становятся доступны понятия: вперед, назад, слева, справа. Утро, вечер, раньше, сначала, позже, потом.
Для того, чтобы вести беседу, мало знать слова, нужно уметь грамотно объединять их в предложения, предложения — во фразы. Слушая ваше чтение, магнитофонные записи сказок, ребенок получает образцы грамотной литературной речи. Если он по вашей просьбе рассказывает о новом мультике или о том, какая за окном погода, он сам старается правильно строить фразы и предложения.
Если раньше мы рассматривали с малышом картинки в основном для того, чтобы пополнить его словарный запас, то теперь наша цель — формировать в беседах по картинкам связную фразовую речь. Показав изображение, просим: Расскажи мне что-нибудь об этой картинке. Если вы слышите в ответ что-то типа: Здесь девочка и курочки. Курочки кушают, — замечательно, результат отличный! Можете дополнить повествование последними штрихами, задав пару вопросов об одежде девочки и корме для курочек.
Но, скорее всего, вы услышите растерянное: Что рассказать? Задавайте вопросы: Кого ты видишь на картинке? Что он делает? Во что одет? Вопросы: Зачем? Что будет потом? Хорошо или плохо поступает? будут стимулировать не только речь, но и мышление. Через какое-то время вернитесь к этой картинке и повторите свою просьбу: Расскажи мне что-нибудь о ней. Возможно, теперь вы услышите пару предложений о том, что обсудили в прошлый раз. Если же ваш дошколенок совсем неразговорчив, и вы заранее знаете, что самостоятельный рассказ ему не по силам, расскажите сначала сами, дав образец повествования. Рассказав, задайте несколько вопросов по собственному рассказу. Назавтра вернитесь к картинке и попробуйте снова о ней побеседовать.
Вообще, занимаясь развитием речи трехлетнего ребенка, нужно иметь в виду, что этому возрасту свойственна речь в форме диалога. Малыш еще не готов оформить несколько предложений в связный рассказ. Начав пересказ хорошо знакомой сказки, умолкает. Однако, если вы зададите по сказке вопросы, он вполне сможет на них ответить. На данном этапе ребенок практикуется в грамотном построении предложений, согласовании прилагательных и глаголов с существительными в роде и числе (волк постучАЛ, мама пришЛА, козлятки выглянуЛИ), в употреблении предлогов.
В звуковом плане речь трехлетки нечетка, он искажает многие звуки, наиболее часто — свистящие, шипящие, р ил. Способствуют улучшению произношения звукоподражательные игры: Как жук жужжит? Ж-ж-ж, Как комарик звенит? З-з-з, Как мотор ревет? Р-р-р, Как листья под ногами шуршат? Ш-шур, ш-шур. Выделяя голосом в своих вопросах основные звуки, ж, з, ш, р, вы обостряете фонематический слух ребенка, его способность замечать и слышать отдельные звуки в словах, что облегчит его обучение чтению.
Играем с малышом в различных животных. Он мягко двигается, как кошечка, и мяукает или прыгает, как лягушка, и квакает, или бежит на четвереньках и лает, а вы поддерживаете игру: Ой, бежит большой пес! Полай громким, толстым голосом. А теперь — маленький щеночек. Полай тихо и тоненько. В этих играх ребенок учится ясно и протяжно произносить гласные звуки, узнает возможности своего голоса, интонационно обогащает свою речь.
Детская литература
Малыш, прильнув к вашему плечу, завороженно слушает сказку. Вы, конечно, используете все свои выразительные возможности для того, чтобы он понял события, мысли и чувства героев. Но вот история окончена, ребенок спрыгнул с ваших колен и возвращается к игрушкам. А у вас остается вопрос: понял ли он что-нибудь из прочитанного? Вернувшись через некоторое время к книге, задав по ней вопросы, вы, возможно, обнаружите, что он неправильно понял ее содержание.
Чтобы окончательно разъяснить события и усвоить содержание книги, есть смысл разыграть ее с игрушками. Это как раз соответствует речевому развитию вашего трехлетки, поскольку ролевые диалоги ему вполне по силам. Помня о том, что использование в игре заменителей развивает детское мышление и воображение, вводим их в свою инсценировку. Исполнителями действующих лиц у нас постепенно становятся не игрушки, а кубики, брусочки, цилиндры, лишь размерами или цветом напоминающие героя сказки. Следующим шагом будет замена объемных заменителей плоскими геометрическими фигурами.
Два больших прямоугольника у нас будут дед с бабкой, прямоугольник поменьше — внучка, коричневый квадратик — Жучка, серый овал — кошка, маленький серый кружочек — мышка. И все вместе они будут тянуть круглую желтую репку. Когда малыш сам выстроит эту цепочку, полюбуется на нее, полает собачкой, помяукает кошкой, попищит мышкой, вы можете не сомневаться, что он понял и усвоил сюжет сказки.
Все дошколята бесконечно могут слушать одни и те же истории, и действительно, следует их перечитывать раз за разом. Таким образом усваиваются не только сюжетные моменты сказки, но и языковые особенности произведения, характерные словосочетания, пополняется активный словарь малыша.
Вы в очередной раз берете в руки книгу, а малышу даете в руки заменители. И начинается для вас чтение, а для него действо. И он видит перед собой уже не кубики и не кружочки, а зайку, плачущего на дорожке, петуха с косой и хитрую вредную лисицу, занявшую заюшкину избушку. Его герои разыгрывают действие, подают свои реплики, поют песенки.
Читаем малышам «Маша и медведь», «Кот, Дрозд и Лиса», «Заюшкина избушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», стихи К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце, «Телефон», «Путаница», «Чудо-дерево», «Барабек», «Котауси и Мауси», «Курица», «Дженни», С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», «Сказка о глупом мышонке», «Почта», стихи для малышей Е. Благининой, 3. Александровой, С. Капутикян. Миниатюры К. Ушинского «Бишка», «Васька», «Лошадка», «Петушок с семьей», «Уточка», «Козел», «Лиса Патрикеевна», «Вместе тесно, а врозь скучно». «Три медведя», некоторые истории из «Азбуки для детей» Л.Н. Толстого, «Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка. Сказки Сутеева: «Кто сказал «Мяу?», «Петух и краски», «Капризная кошка», «Кораблик».
Знакомство с грамотой
Среднестатистический трехлетний человек читать самостоятельно не очень-то стремится, даже если знаком с грамотой. Ему это не нужно, нет мотивации. Сейчас он живет эмоциями, а чтение — процесс эмоциональный только в вашем исполнении. Для него же это дело техники, а техника чтения у трехлетки, естественно, далека от совершенства. К тому же у него недостаточный эмоциональный и жизненный опыт, чтобы самому эмоционально воспринимать описываемые события.
Нетерпеливых родителей такая ситуация зачастую не устраивает. «Он не хочет читать! Он будет в школе хуже всех!» - паникуют они. И начинаются уговоры, торги, шантаж и апофеоз родительского давления — ремень над головой. Маленький бедолага приходит к выводу, что чтение — самая горькая из пилюль, которую родители всеми силами пихают в него. Между тем, если, показав малышу, как буквы и слоги складываются в слова, и выучив с ним те самые буквы, вы самоустранитесь, то есть пустите дело на самотек, он, к вашему удивлению, научится читать... сам! Вернее, с вашей помощью, конечно. Но без всяких специальных занятий, по своей инициативе. Он будет донимать вас вопросами, как то или иное слово прочитать, дочитать, что оно значит, как читаются твердый и мягкий знаки, будет пытаться читать вывески, афиши и заголовки газет. Так будет продолжаться, пока в один прекрасный день вы не обнаружите, что ваш ребенок может читать! А самое главное — напечатанные слова вызывают у него такое же любопытство, какое вызывали в годовалом возрасте флакончики на маминой призеркальной тумбочке.
Для такого счастливого развития событий необходимо стечение трех обстоятельств. Первое — у ребенка не должно быть задержки речевого развития. Второе — родители регулярно и охотно читают ему. И третье — родители регулярно и с интересом читают сами. Дети — наше продолжение и наше зеркало. Если вы проводите свободное время перед телевизором или за компьютерными играми, нелогично рассчитывать, что ваш отпрыск увлечется чтением.
Вернемся к нашему грамотею, который пока что стремится только играть и играть, но не читать. Вам не хочется на него давить, и все же вы мечтаете ускорить его продвижение в технике чтения. Есть ли такая волшебная палочка, по мановению которой... Ну есть, конечно! Вы догадались, это — игра.
Если внимательно присмотреться, очень во многие игры можно ввести карточки и таблички со словами, которые гармонично впишутся в ход игры. Вы играете в доктора? Все знают, что у доктора на двери висит табличка. Первое время пишем на ней просто Доктор. Спустя время снизу дописываем его имя и фамилию. Доктор выписывает лекарства, заготовим листочки с надписью Рецепт. Вашему малышу пока не по силам выполнять надписи, пальчики не слушаются. Возможно, он сможет вам подсказать, какую букву где поставить или сложить нужное слово из магнитной азбуки.
Выполняя таблички к играм, помните, что лучше их недобор, чем перебор. Игра не должна превращаться в урок чтения под видом игры. Если хорошо подумать, в любую игру можно ввести какие-то надписи. На баночке в кукольной посудке можно аккуратненько написать Сахар, на другой — Варенье, на следующей: — Чай. Построив домик и дорогу, поставьте указатель Дом.
Игра в магазин — просто раздолье: каждый товар можно расфасовать и подписать, а еще проще — заменить на картоночку с надписью Соль, Рис, Молоко, Масло и все, что душе угодно. Если у вас в игре все-таки много надписей, не требуйте, по крайней мере, чтобы ребенок все их непременно читал. Пусть этого потребует игровая ситуация или всемогущее детское любопытство.
Точно так же, из любопытства, будет прочитана любая табличка, которую вы повесите на дверь своей или детской комнаты, на шкафчик с игрушками или в любое другое место. Можно устроить путаницу, повесив на ручку шифоньера надпись Стол, а на стол положить Стул. Пусть ваш ученик посмеется и развесит все как положено.
Подвесьте к его кровати табличку с тем ласковым прозвищем, которым вы ребенка зовете, или просто с его именем. Можно поиграть в какого-нибудь сказочного героя и повесить на двери его спальни табличку, к примеру Малыш, а к папиной: Карлсон. Играйте, фантазируйте, шутите, вешайте и меняйте надписи и не заставляйте читать: никуда не денется, прочтет ради любопытства. Помогите в том случае, если ребенок запутался в буквах или просит помощи.
Возьмите ваши карточки детского лото, домино и три-четыре картинки заклейте словами с их названиями. Начните с самых коротких слов, вводите их все больше и больше.
Если вы только начинаете учить своего трехлетку чтению, нужно иметь в виду, что человек занят игрой, и ему совершенно не до вашей учебы. Впрочем, ему ничего не стоит принять ваши буквочки в игру и даже полюбить, как родных. Они могут жить рядом с мишками и куклами, ходить к ним в гости и пить с ними чай. Буквы могут быть объемными или обычными бумажными карточками, как правило, ребенка совершенно не смущает их исполнение. Главное, чтобы он понял, что это ребята свои, для игры, а не скучные пришельцы из строгой взрослой жизни.
Подбирая для ребенка передвижную азбуку, обратите внимание, чтобы буквы были достаточно большими и фиксировались на какой-то плоскости, то есть ребенок не должен видеть «изнанки», зеркального отражения несимметричных знаков. Любые картинки рядом с буквой только отвлекают внимание.
Чтобы ввести букву в игру в первый раз, не нужно много мудрить: по ходу сюжета к кукле приезжает новая подружка — буква А. Или, гуляя во дворе, она подружилась стала играть с буквочками А, О к И. В ходе игры малыш без проблем запомнит и несколько букв за один раз. Можно придумать сюжетную игру и с одними только буквами. Сюжет обычный, бытовой: буквы спят, завтракают, гуляют.
Узнав, что букв на свете много и у каждой свое имя, ребенок обычно начинает интересоваться незнакомыми буквами. Думается, вы этому только рады. Начинаете игры с буквами гласными, потом присоединяете сонорные: Р, М, Л, Н. Называете только звуки: не мэ и не эль, только м, л. Когда в игру входят согласные, гласные начинают бегать к ним «в гости» и ходить «сладкими парочками»: мо, му, ма, и парочки эти становятся совершенно неразлучными участниками ваших игр. Возможен другой вариант: только появившись в игре, согласная срочно обзаводится десятком малышей. И малыши эти, конечно же, те самые слоги.
С этого момента целесообразно отделить игры с буквами от игр с игрушками: участников становится слишком много. Удобнее всего играть карточками с буквами и слогами и картонными фигурками. Из фигурок вы строите дома, автобусы, поезда и пароходы для букв, и их бурная светская жизнь продолжается. Буквы и слоги активно общаются, и однажды вы с «удивлением» воскликнете: Смотри-ка! До села в автобус рядом с М и получилось слово ДОМ! До ребенка сразу не дойдет, что из этих милых игрушек можно складывать слова, но это — дело времени.
Тогда поднимется новая волна интереса. Он начнет составлять в ряд все подряд буквы и требовать: прочитай! Берете его пальчик, ведете по слогам и буквам и вместе прочитываете. Иногда получается смешная нелепица, и вы вместе повеселитесь. Но иногда выходит что-то вроде йвклдпрв. Это — повод объяснить ребенку, что среди букв есть те, что поются, долго тянутся с открытым ртом, и те, что не поются и не тянутся. Около непоющихся обязательно должны быть поющиеся, иначе слово не читается. Если вы дадите термины «гласные» и «согласные» и будете их использовать, ребенок рано или поздно их усвоит.
Познакомив малыша с буквами, обращаете его внимание на вывески и афиши, показываете, что его новые друзья живут на страницах книг и журналов, оттуда смотрят на него и посылают ему приветы.
Независимо от того, читает ваш ученик или нет, учим его слышать в словах заданные звуки. Просим его: Как только услышишь А, хлопни в ладоши, и поем: А-а-а-у-у-о-о-о-и-и-и....
Если ребенок не реагирует на нужный звук, повторяем задание и тянем а-а-а, пока не хлопнет в ладоши. Потом меняем гласную. Это упражнение полезно и для развития внимания. Важно добиться, чтобы ребенок выполнял его с легкостью.
В продолжение игр на звукоподражание просим малыша сказать слово ж-ж-ук так, чтобы оно пожужжало, с-с-свист — чтобы оно посвистело, ш-ш-шум — чтобы оно пошипело, з-з-звонок — чтобы позвенело.
Понятно, что трехлетка, скорее всего, искажает именно эти звуки. Тем более полезно поупражняться в их произнесении. К тому же, искажая их, он все равно понимает, о чем идет речь, прислушивается к вашему правильному их произнесению.
Мелкая моторика
Ребенок учится владеть собственными руками. Он не только самостоятельно раздевается и одевается, но и расстегивает и застегивает пуговицы, управляется с молнией, что само по себе является дополнительным упражнением для его пальчиков. Вообще, если малыш самостоятельно себя обслуживает, в меру своих сил участвует в домашних делах, его руки и пальцы развиваются успешнее. Добавим к этому специальные игры и занятия по развитию мелкой моторики.
Все знают, как полезно для пальцев бисероплетение и нанизывание бус. Для трехлетки, однако, это слишком сложное и кропотливое занятие. А вот нанизать на леску... крупные макароны — это пожалуйста! Быстро и весело! Мама! Подставляй шею, мы тебя нарядим! Бусы станут по-настоящему красивыми, если каждую макаронину раскрасить гуашью или сделать на ней узоры. Форму и размеры макаронных изделий можно менять, имея в виду, что чем мельче «бусины», тем сложней работа.
В три года впервые берем в руки ножницы. Выбираем детские, с закругленными концами ножнички и контролируем действия малыша. Сажаете ребенка к себе на колени и берете обе его руки в свои. Вместе левыми руками держите бумагу, правыми — режете. Пока что только по прямой.
Вначале малыша привлекает сам процесс. Освоив его и заполучив в руки ножницы, он вдохновенно кромсает все подряд. Покажите ему, что это действие может быть более продуктивным: научите вырезать картинки из газет и журналов, вырезать детали для геометрической аппликации.
Хороша для развития мелкой моторики пальчиковая гимнастика. Ее следует проводить регулярно в течение нескольких минут, делая небольшие перерывы в лепке, рисовании или аппликации, чтобы «пальчики размялись».
1. Указательные и средние пальцы обеих рук бегут по столу, вы говорите: Маленькие ножки бегут по дорожке: топ-топ-топ! Потом соединяете вместе указательные со средними, безымянные с мизинцами и обеими руками «вперевалку* идете по столу: Большие ноги идут по дороге. Топ! Топ! Топ!
2. Соединяете друг с другом большие пальцы обеих рук со словами: Этот пальчик — дедушка. Соединяете указательные пальчики: Этот пальчик — бабушка, средние: Этот пальчик — папочка, безымянные: Этот пальчик — мамочка, мизинчики: Этот пальчик — я/ Вся моя семья!
3. Руки ладонями вверх, сгибаем пальцы по одному, потом резко выпрямляем со словами:
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики! Ура!
Нам гулять идти пора!
4. Поставьте свои руки между включенной настольной лампой и стеной и покажите малышу, что такое театр теней, изображая руками силуэты животных. Может быть, и он сумеет так же? Тогда вы сможете устраивать представления в четыре руки! (Рис.).
Трехлетке покупаем первую раскраску. Здесь есть свои нюансы. Существует мнение, что маленьким детям нужны раскраски с крупными рисунками и деталями. Дескать, руке есть где разгуляться, не так будет выходить за контур. На самом же деле происходит следующее. Человек берет карандаш, начинает красить. Красит-красит, красит-красит, уже и рука устала, и надоело вроде, а конца-краю не видать. «А, плохой рисунок»,— решает он и переворачивает страницу. Вот этот получше (не успел надоесть). Взялся за него. Два раза черкнул, а силенок уже нет. Закрыл раскраску и забыл о ней. Знакомая картина? Вы скажете, устал — пусть отдохнет, завтра докрасит. Но ребенок слишком мал, чтобы делить работу на несколько этапов, планировать завтрашний день. Завтра его не привлечет начатая работа, ему захочется новую картинку, и все повторится сначала.
Берем за правило предлагать для раскрашивания не всю книжку, а один лист с одним рисунком, чтобы другие не отвлекали. Рисунок крупный, если красить будем краской, и подбираем совсем небольшой, вплоть до того, что это будет одна маленькая фигурка, если предстоит работать фломастером или карандашом. От размеров рисунка качество раскрашивания не зависит. Оно зависит от старания ребенка и готовности его руки. Главный принцип при подборе рисунка: работа должна быть закончена за один раз, и без всякого нажима на ребенка.
Учим закрашивать линиями вверх-вниз или вправо-влево, но не круговыми движениями. Если работа выполнена особенно хорошо, рисунок можно вырезать и наклеить на кусочек картона, изготовив что-то вроде открытки. Сохранить ее на память или кому-нибудь подарить, решите вы с малышом вдвоем. Главное, что в такой ситуации ребенок останется доволен и собой, и картинкой, и не забросит раскрашивание после нескольких проб.
Рисование
Восприятие, память, мышление, представления о форме и цвете у трехлетнего ребенка развиты достаточно для того, чтобы начать обучение простейшим формообразующим движениям с карандашом или кистью в руках. Детям становится доступно изображение в рисунке или лепке предметов разной формы: квадратной, круглой, треугольной. Это делает творческий процесс богаче и привлекательней для малыша. Он изображает предметы, состоящие из прямых линий и их пересечений, из нескольких частей. Ваше участие в детских «художествах» сделает развитие изобразительных способностей малыша более целенаправленным и конструктивным.
Для того чтобы совершить правильное движение рукой, нужно сначала составить о нем правильное представление. Учим детскую ручонку двигаться по кругу: обводим пальчиком окружность чашки, потом — по той же окружности — карандашом. Потом — карандашом по бумаге, детская рука — в вашей. Затем малыш рисует окружность карандашом самостоятельно. Тема первого урока — кружочек. Позже предлагаем поработать над шариками воздушными, мыльными и елочными, мячиками, пряниками, баранками, яблоками, апельсинами, орехами, ягодками... Сами понимаете, совершенства в передаче формы ожидать не приходится. Но главное — не сдаваться!
Передачу квадратной и прямоугольной форм специалисты считают более трудной для ребенка, поскольку рука, двигаясь прямолинейно, должна вовремя остановиться и сменить направление движения. Думается, однако, что все индивидуально. В любом случае мы облегчим обучение, проведя несколько подготовительных занятий. Вы садитесь рядом с ребенком, справа от него, чтобы рукой не заслонять собственный рисунок, берете с ним по листку бумаги и карандашу и изображаете уже известную вам дорожку. А на дорожке лежат кирпичики. Делаете две вертикальные линии сверху вниз до дорожки и соединяете их сверху горизонтальной линией. Один кирпичик готов. Нарисуем еще один, а если хватит терпения, то и еще один. Неплохо бы их теперь раскрасить. Подарим стройматериал трем поросятам?
В следующий раз горизонтальная линия у нас изображает не дорожку, а веревку, и изобразим мы ее в верхней части листа. На веревке сушатся выстиранные платочки Ухти-ухти. Линию от веревочки вниз, еще одну, снизу их соединяем. Поскольку при изображении кирпичиков вертикальные линии проскакивают ниже дорожки, и платочки получаются кривыми из-за их разной длины, берем детскую руку в свою и рисуем со словесным комментарием: Рисуем-рисуем — стоп! Позже малыш сам ведет линию и останавливается по вашему сигналу: Стоп!
Если наблюдаются некоторые успехи, начинаем рисовать домик. Сначала — горизонтальная линия, только это не дорожка, а земля. Рисуем две вертикальные стены, горизонтальный потолок. Сделайте у своего домика треугольную крышу, если ребенок хочет — пусть повторит рисунок за вами. В следующий раз домик рисуем иначе: левую стену рисуем снизу вверх, потом неотрывным движением слева направо — потолок и, повернув вниз — правую стену. Помогите малышу освоить это движение. Если нужно, скомандуйте во время рисования: Стоп! Поворачивай! Когда движения более или менее освоены, опеку следует прекратить, достаточно напомнить, что нечто подобное вы уже рисовали: Ты хочешь нарисовать кубики? Рисуй их так же, как рисовал домик. Только кубики будут, конечно, поменьше.
Теперь, когда ребенок может изобразить круглые, прямоугольные, квадратные, линейные формы, ему доступны многие темы. Он рисует круглые одуванчики на зеленых стебельках, домик с забором и дорожкой, дерево с яблоками на нем, прямоугольную тележку с круглыми колесами, машину с прямоугольным кузовом, квадратной кабиной, круглыми колесами, узоры, подобные тем, что вы складывали из геометрических фигур.
Невозможно требовать совершенства от наших маленьких художников. Радует уже то, что сами они не унывают и неизменно довольны результатами своих трудов. Не стоит судить их строго, они пока что учатся, и не столько рисовать, сколько наблюдать, думать, владеть собственной рукой...
Рисуя красками, по-прежнему используем в ходе урока только один цвет. Урок легко превращается в развивающую игру с загадыванием предметов. Берете по кисточке и по половинке альбомного листа. Обмакиваете кисточку в красную краску и с загадочным видом говорите: Я сейчас нарисую что-то такое кругленькое, красненькое, вкусненькое, но не сладкое. Что это? Угадает малыш в ваших словах помидор? А в вашем рисунке? Сможет повторить ваше изображение? Если плохо получается, пусть позакругляет кисточкой в воздухе, порисуйте его рукой, держа ее в своей. Пусть он сам предложит, что еще можно нарисовать кругленькое, красненькое. А не круглое? На следующем уроке все повторится с использованием другой краски.
Делая крупные формообразующие движения, учите ребенка работать всем ворсом кисточки. В другой раз попробуем легким прикосновением кончиком кисточки нарисовать тонкие цветные ленточки или зеленые стебельки, травинки. На другом уроке, когда рисунок высохнет, к ленточкам «пришьем» мелкие цветные пуговички, на стебельках и травинках изобразим ягоды и цветочки.
Работа с красками помогает закрепить знание шести цветов радуги (кроме голубого), а также черного и белого. Начинаем и знакомство с оттенками. Смешивая на палитре разные цвета с белой краской (работаем с гуашью), показываем, как получить их светлые оттенки.
Рисуем красками салют на черной бумаге, цветочную поляну с божьими коровками на зеленой, цветные шары на голубой, травку, речку, солнышко, дерево с листочками и все, что душа пожелает.
Лепка
Лепка требует больших мышечных усилий, чем рисование, и является прекрасной гимнастикой для кистей рук. Малыш уже имеет представление о том, что большой кусок пластилина можно разделить на меньшие и скатать из них шарики или колбаски, колбаски можно свернуть в колечки.
Теперь попробуем лепить отдельные детали и соединять их в единое целое. Из двух шариков сделаем неваляшку, двух шариков и четырех колбасок — человечка, игрушечного медведя, сделаем желтого цыпленка на зеленой полянке-лепешечке, яркую погремушку на ручке.
Игра и игрушки
Действия трехлетнего ребенка с игрушками — это именно игра в полном смысле слова. Дети овладевают условными предметными действиями — использованием игрушек и предметов быта «понарошку». Это приводит малыша к мысли, что он и сам может быть кем-нибудь «понарошку», то есть взять на себя ту или иную роль. Ваша задача — побудить его сделать это, помочь словесно обозначить свою роль, научить взаимодействовать с партнером, взявшим на себя другую роль.
Девочка кормит куклу, потом карандашиком «измеряет ей температуру», укладывает в постель. Это пока еще не игра в полном смысле слова, это — ряд игровых действий. Ребенок воспроизводит с куклой те действия, которые наблюдал в жизни или которым был научен. Замысла игры, сюжета нет, и игра, возможно, вот-вот прекратится. Вы подходите и говорите: Ты — мама? Твоя дочка заболела? А я — доктор. Ты вызвала меня к дочке. Доктор расспрашивает маму, осматривает дочку, назначает лечение. Игра продолжается по замыслу, который можно с ребенком обсудить.
Играя один, ваш трехлетка пока не может брать на себя несколько ролей. В его играх он — мама, или врач, или водитель, его игрушки — бессловесные партнеры: дети, пациенты, пассажиры. Включившись в игру, вы можете показать малышу, как нужно действовать и говорить сначала за продавца, потом — за покупателя, то есть по очереди разыгрывать несколько ролей. Ближе к четырем годам малыш и сам научится играть за несколько персонажей. Со временем он сможет и распределять роли со сверстниками, обсуждать с ними замысел и ход игры. Пока же несколько малышей, собравшись вместе, навряд ли смогут поделить игрушки и согласовать свои игровые действия: они этому не научены, и у каждого свое видение сюжета и своей роли в нем.
Большую роль в разнообразии сюжетов играет подбор игрушек, находящихся в распоряжении ребенка. Желательно, чтобы в игровом уголке были наборы хотя бы для нескольких сюжетно-ролевых игр: «Дочки-матери», «Повар», «Врач», «Шофер». Самостоятельный подбор атрибутов для игры и предметов-заместителей, использование в сюжете строительного материала — все это, обогащая игру, развивает мышление и воображение ребенка. Соответственно, нужно, во-первых, учить его этому, во-вторых, предоставить достаточный выбор неоформленного игрового материала: баночек, коробочек, палочек, крышек и лоскутков — всего того, что мамы иногда считают хламом, а дети — любимыми игрушками.
Понятно, что ребенок занят не только сюжетно-ролевыми играми. Ему интересны и полезны дидактические игры — те, что описаны в этой книге, и те, что в большом ассортименте продаются в детских магазинах. Свое достойное место в вашем игровом уголке занимают мозаики, конструкторы, строительные наборы, пазлы, настольные игры.
Поскольку общая координация движений не менее важна, чем мелкая моторика, не забываем про игры с мячом, катание на велосипеде, подарим малышу скакалку.