Если верить программам музыкального воспитания дошкольников, творческий компонент должен присутствовать во всех видах музыкальной деятельности: в пении, музыкально-ритмических движениях, игре, элементарном музицировании, слушании музыки. Насколько присутствует он на практике?
Все музыкальные способности часто называют творческими. Однако музыкальные способности - не значит творческие. Эти понятия часто подменяют. Музыкально-сенсорные способности (развитие разных видов слуха: звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового и пр.) являются предпосылками для развития музыкальности ребёнка. Творчество - это отдельный, самостоятельный вид деятельности. Что такое творческие способности, какие они имеют характеристики, показатели, как их диагностировать, как их развивать - эти вопросы в последнее время особенно актуальны.
Основная задача, которую педагог обычно ставит перед собой в повседневной работе - успеть реализовать с помощью детей свои собственные творческие планы. Дети выступают в них колесиками и винтиками, развитие личности ребёнка отодвигается порой на второй план - прежде всего его мотивационной сферы. Ведь возможность самовыражения -важнейший мотив любой деятельности.
Одни говорят, что заниматься развитием детского творчества в жёстких условиях подготовки к различным праздникам просто некогда. Другие думают, что для того чтобы ребёнок что-то сочинил сам, он должен обладать огромным запасом разных музыкальных навыков и умений, то есть сначала ему необходимо научиться быть исполнителем, чтобы впоследствии стать творцом.
Но дорога творчества пролегает не «потом», не «дальше», а здесь же, переплетаясь, обогащаясь и расцвечиваясь этими самыми навыками и умениями. Задача педагога - создать предпосылки для проявления детского творчества, научиться расставлять акценты в работе и научить ребёнка пользоваться полученными знаниями, навыками и умениями для реализации его потребностей в самовыражении.
Для того чтобы сымпровизировать танец весёлых клоунов или куколок-балеринок, достаточно три-пять минут на занятии. Когда видишь, как дети раскрываются, словно цветочки, во время выполнения творческих заданий, с каким удовольствием они их выполняют, никакого времени не жалко!
«Каждый ребёнок талантлив!» - это утверждение означает, что творческие потребности и задатки способностей есть у каждого ребёнка. Конечно, они имеют разные количественные и качественные характеристики.
Понятия «творчество» и «креативность» относятся к перекрещивающимся понятиям. «Понятие «креативность» больше ориентировано на личность, понятие «творчество» - на деятельность и её результат. Когда мы говорим о креативности, речь не идёт о создании зримого, вещественного, материального продукта. Результатом креативного процесса является само формирование личности, создание уникального микрокосма - человеческой индивидуальной психики, души». (Ю. Вагин)
Отечественная психология относит креативность к личностным новообразованиям, поэтому рассматривает её не только как способность ума, но и как взаимосвязь эмоциональной сферы, творческого воображения и творческого мышления.
Различными аспектами проблемы развития музыкальных творческих способностей в разное время занимались Н.А. Метлов, Н.А. Ветдугина, К.В. Тарасова (определение, структура и развитие способностей), А.И. Ходькова (этапы развития детского музыкального творчества), Т.А. Барышева, О.П. Радынова, Т.Г. Рубан (восприятие музыки дошкольниками), Т.А. Боровик, М.А. Трубникова, Т.Э. Тютюнникова (элементарное музицирование), Т.В. Нестеренко, Е.Г. Горшкова (творческий сюжетный танец).
Критерии креативности как общей творческой способности были предложены американским психологом Д. Гилфордом. Он назвал шесть основных параметров креативности. Мы выделили четыре из них:
- беглость (способность к генерированию большого количества идей);
- гибкость (способность к продуцированию разнообразных идей);
- оригинальность (способность отвечать на раздражители нестандартно)-,
- способность изменять, совершенствовать объект.
Применяя критерии Д. Гилфорда, мы можем в некоторых видах деятельности измерить количество и качество творческого компонента.
Беглость в песенном и инструментальном творчестве можно понимать как способность придумывать наибольшее количество мелодических вариантов (например, на один и тот же заданный текст), в танцевальном и игровом - как способность применять в пластике наибольшее количество разнообразных поз и движений для передачи музыкального образа. Беглость можно расценивать как количественную характеристику.
Гибкость, как и стремление изменять объект, представляет собой способность, сочетающую количественные и качественные показатели. В пении гибкость можно рассматривать как умение применять дополнительные средства выразительности (изменять тембр голоса, петь от лица разных персонажей, в разных жанрах, передавать различные настроения), в танцевальном творчестве - как умение изменять положение тела в пространстве, придумывать новые образы на одну и ту же музыку, использовать экспрессию. В игровом творчестве - это способность передачи образа и сюжета с помощью совокупных средств выразительности: мимики, осмысления образа с разных исходных точек (настроений, положения в пространстве, времени, жизненных позиций), В музицировании — важнейшая способность варьировать, передавать образ с помощью разных музыкальных и немузыкальных звуков и их последовательностей (мелодических, ритмических, темповых, тембровых, динамических, ладовых).
При восприятии музыки можно так же активно применять критерии креативности. Беглость можно понимать как умение продуцировать наибольшее количество образов при восприятии музыкального произведения, умение подбирать как можно больше определений характера музыки. Гибкость - разнообразие этих образов и определений, их принадлежность к разным областям.
Что же касается оригинальности, то она понимается как способность избегать стандартных решений и рассматривается в сравнении показателей разных детей (когда отбрасываются все повторяющиеся ответы).
Для примера рассмотрим ряд определений музыки, которые дали дети: грустная, плачущая, серая, дождливая, минорная, медленная, застывшая, старинная, горькая, стеклянная. Подсчитаем количество креативного компонента в данном ряду.
По критерию «беглость» мы имеем 10 баллов (подсчитывается общее количество адекватных ответов).
По критерию «гибкость» мы подсчитываем количество смысловых групп (семантических рядов), в которые объединяются определения. Слова «грустная», «плачущая» относятся к категории «настроение человека», слово «серая» к категории «цвет», «дождливая» — погода, «минорная» - лад, «медленная, застывшая» - темп, «старинная» - время, «горькая» - вкус, «стеклянная» - материал. Таким образом, 10 определений представлены в виде 8 семантических рядов. По шкале «гибкость» мы получаем 8 баллов (это высокий уровень).
По критерию «оригинальность» нам необходимы ответы других детей. Отбросив все повторяющиеся ответы, мы получим количество оригинальных ответов. Можно подсчитать процент оригинальных ответов по сравнению с общим количеством ответов у каждого ребёнка.
Далее мы остановимся на основных направлениях и методике формирования креативных качеств личности ребёнка в разных видах музыкальной деятельности, подробно опишем линии усложнения и сами творческие задания, предложим примерную систему их планирования.
Следует сказать, что каждый вид музыкальной деятельности требует как своей уникальной методики обучения, так и не менее уникальной методики формирования детского творчества. В результате выполнения творческих заданий у ребёнка формируется в той или иной степени творческость, креативность как качество личности.
Принципы диагностики креативности в разных видах музыкальной деятельности заимствованы у последователя Д. Гилфорда, его ученика Е. Торренса. Диагностика адаптирована к детям дошкольного возраста и носит не абсолютный, как у Торренса, а относительный характер подсчёта результатов по типу общепедагогического обследования.
Елена Анатольевна ГОМОНОВА, музыкальный руководитель,
ГБОУ ЦРР-детский сад №1194, Северо-Восточный округ, Москва