Синдром одаренности
Впервые синдром одаренности был описан Джоном Лэнгтоном Дауном в конце XIX века. Его суть заключается в поразительной памяти человека. Ученый вспоминал случаи, когда наделенные синдромом одаренности люди могли наизусть цитировать любые отрывки из громадных и сложнейших книг. Обычно феноменальная память распространяется на какую-то определенную область, будь то музыка, живопись или математика.
Из скульптурной мастерской доносятся звуки «до, ре, ми...». «Это я тренируюсь петь гамму», - увидев меня, стала оправдываться юная художница, перепачканная глиной. Необычное впечатление для человека, впервые пришедшего в Московский городской дворец детского (юношеского) творчества, расположенный на Воробьевых горах. Это уникальное место, куда стекаются увлеченные и талантливые дети, чтобы «отдохнуть» от школы и попробовать свои силы в творчестве.
Лилии Вовденко восемь лет, сегодня она из глины лепит композицию животных. Девочка увлечена и не замечает, что происходит вокруг.
— Посмотри, Лиля, как девушка облокотилась на стол, - указав на меня, вмешался в работу Андрей Павлюк, скульптор и руководитель мастерской, - вот такой изгиб должен быть у кошки!
Дети в мастерской занимаются разные: кто-то замкнут в себе, кто-то тараторит без умолку и пытается оторвать скульптуре голову просто так, из любопытства. Вера Каменская и Ира Кузнецова во Дворце творчества с четырех лет. Сейчас девочкам по одиннадцать, и они успешно совмещают скульптурную мастерскую, изостудию, ушу и музыкальную школу. Девчонки успевают все. А еще они хотят слепить огромный шар из глины, посадить туда своих одноклассников и покатить шар по всему свету.
Есть способности у ребенка или нет, здесь определяют быстро: если юный творец приходит во второй раз, значит, ему как минимум здесь интересно.
— На самом деле, выявить талант у ребенка сложно. Если есть какие-то способности, это еще ни о чем не говорит. Человек с художественными способностями может оказаться и гениальным математиком. Но талант нужно развивать, - поделился опытом скульптор.
В первый раз ребята приходят во Дворец творчества с родителями, кто-то приходит за компанию с другом и остается. Как и в обыкновенной школе, здесь есть свой журнал посещаемости. «Нб» (сокращенно «не было») возле фамилий встречается крайне редко.
— У меня своя методика развития таланта: я не держу детей в мастерской, наоборот - гоню палкой. А они не уходят!» - смеется Андрей Павлюк.
Открыть талант
Как говорят психологи, детская одаренность бывает разной. Она может быть явно выраженной, но ярким талантом обладают всего от 1 до 3 процентов детей. Бывает одаренность возрастная, когда талант внезапно проявляется у ребенка в определенном возрасте, а через какое-то время, возможно, также внезапно угасает. И, наконец, талант бывает скрытым. До поры до времени скрытая одаренность не проявляется у ребенка по тем или иным причинам, но существует в нем как нераскрытый потенциал. На него и стоит обратить особое внимание. По подсчетам психологов, детей со скрытой одаренностью около 25 процентов. И не только научиться различать скрытый талант, но и поддерживать его, растить.
— У нас с конца прошлого века и до недавнего времени при выявлении одаренности психологи придерживались американской концепции, - говорит Диана Борисовна Богоявленская, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО, автор многочисленных работ по развитию детской одаренности. - Суть ее состоит в том, что одаренность как бы делится на несколько видов. Если ребенок получает высокие оценки в школе, то такой школьник, считали психологи, наделен академической одаренностью. Если ребенок хорошо выполняет тесты на интеллект (тесты IQ), то признавалось, что он одарен интеллектуально. Наконец, если ребенок хорошо справляется с тестами на креативность (тестами Джоя Гилфорда), то считали, что он обладает творческой одаренностью.
Наши психологи считают, что к творчеству способен любой талантливый человек
Однако выделение этих видов одаренности построено на концепции, которая не согласуется с отечественной концепцией одаренности. По моей инициативе группа ведущих психологов разработала отечественную концепцию одаренности. С точки зрения современной психологии, одаренность рассматривается не как комплекс способностей, а как системное качество психики, развивающееся в течение всей жизни. Это не только высокие способности, но и определенная мотивация, воля и соответствующая система ценностей. В отечественной концепции одаренности не различаются одаренность и творческая одаренность.
А как у них?
В Японии во всех школах проводят урок любования цветком. Дети в течение академического часа смотрят на изображение цветка. Японцы уверены - таким образом можно не только настроить детей на творческую работу, но и развить способности. Кроме того, японская система воспитания ребенка пользуется популярностью далеко за пределами Страны восходящего солнца. Суть методики - ничего не запрещать ребенку до 7-10 лет. Пускай делает все, что хочет, лишь бы не убился. Звучит слишком вызывающе, но действует прекрасно. У ребенка есть шанс уже в раннем детстве найти занятия по душе без давления родителей. В странах Западной Европы в школах для особо одаренных детей практически отсутствуют общеобразовательные предметы. А в Латвии одаренных детей отдают в рижский лицей им А. С. Пушкина. Там самая сложная программа с углубленным изучением математики и иностранных языков. Дети, заканчивающие этот лицей, поступают в лучшие вузы не только Латвии, но и всей Европы.
Где учиться будем?
В школах за рубежом сейчас очень популярны специальные классы, в которых дети объединяются в несколько групп, в зависимости от их способностей. То есть учась в одном классе и присутствуя вместе на уроке, наиболее одаренные дети получают возможность заниматься по специальной программе. Эффект такой формы обучения, по мнению специалистов, невероятно высок.
В нашей стране подобного деления в классах нет, но есть специализированные классы и школы, куда отбираются одаренные дети на основе конкурсов и экзаменов. Но единого мнения у психологов и педагогов относительно таких учебных заведений нет. Одни полагают, что специализированные школы действительно идут детям на пользу и развивают в талантливых ребятах уже заложенные природой способности. Другие говорят, что изолировать детей опасно. Из них можно вырастить гениев, но жить-то им все равно придется в обществе самых разных людей. Смогут ли они в нем выжить? Будут ли поняты?
Гете К тринадцати годам Иоганн Гете знал уже шесть языков. Чтобы закрепить свои знания, он написал роман, который состоял из переписки братьев с сестрой. Брат-путешественник писал по-немецки, брат-богослов - по-латыни и по-гречески, братья-коммерсанты - по-английски и по-французски, брат-музыкант - по-итальянски, а самый младший писал на древнееврейском языке. |
|
Моцарт В четыре года Моцарт повторял за старшей сестрой маленькие пьесы и сразу их запоминал. В этом же возрасте Вольфганг сочинил концерт для клавесина. К шести годам он уже исполнял виртуозные произведения. Родителям не приходилось уговаривать сына сесть за инструмент. Наоборот, они волновались, не переутомился бы он. |
|
Пушкин Александр Пушкин плохо знал математику, и однажды учитель вызвал его к доске и задал сложную задачку. «Ну, и сколько же получится?» - спросил учитель после долгих размышлений Пушкина. «Ноль!» - ответил с улыбкой поэт. «На моих уроках у вас всегда одни нули получаются! - сердито ответил учитель. - Садитесь на последнюю парту и пишите там свои стихи!» А на последнюю парту в то время обычно сажали двоечников. |
Любопытно, что в Московском городском дворце детского (юношеского) творчества - одном из крупнейших учреждений в столице, где педагоги работают с талантливыми детьми, к специализированным школам относятся неоднозначно. Вот что думает заместитель директора Дворца детского творчества Виктор Соболев:
— Безусловно, в школах для одаренных детей есть все, что нужно для того, чтобы развить талант в ребенке: хорошие преподаватели, новые методики и материальная база. Но в то же время дети, обучающиеся в таких школах, имеют большие проблемы с социальной адаптацией.
Как правило, талантливые дети по-особенному относятся к окружающей среде, у них особое мировоззрение. Они как будто живут в своем мире и, выйдя из стен такой школы, оказываются совершенно не готовыми жить в обществе и общаться.
Чтобы развить талант, надо найти хорошего педагога, который знает, по какой программе заниматься с ребенком
Профессор Московского государственного педагогического университета Александр Савинков тоже считает, что развитие одаренности не зависит от школы:
— Мы не должны забывать о том, что большинство выдающихся людей обучались вовсе не в каких-то элитных специальных школах, а в самых обычных, массовых.
С другой стороны, в обычных школах талант зачастую теряется вовсе, ведь общепринятая система оценок выделяет тех, кто прилежно занимается, уделяет одинаковое внимание всем предметам, тщательно выполняет домашние задания, усидчив. Скажем, мальчик получает двойки по физике и химии за невыученные уроки, потому что ночи напролет пишет стихи или читает исторические книги. Так в чем секрет воспитания таланта?
— В талантливых учителях, - уверен Виктор Соболев. - Чтобы развить талант, прежде всего нужно найти хорошего педагога, который знает, в каком направлении действовать, по какой программе заниматься с ребенком. Как говорится, учителей сегодня много, а вот педагогов раз-два и обчелся.
Государственная поддержка
— На международных олимпиадах наши дети показывают прекрасные результаты, - говорит Игорь Беляк, заместитель директора Департамента молодежной политики Министерства образования и науки РФ. -Сборные команды наших учеников каждый год привозят с международных олимпиад по разным предметам около 25 золотых, серебряных и бронзовых медалей.
На всероссийском уровне для одаренных детей каждый год проводится более трехсот мероприятий, свыше 3000 учащихся 8-11 классов принимают участие во всероссийских олимпиадах школьников. А свыше 3000 детей участвуют в различных фестивалях и конкурсах художественного творчества. Так что условия для развития талантливых детей в нашей стране есть.
Существует специальная подпрограмма «Одаренные дети», в рамках которой осуществляется финансовая поддержка одаренных детей. Победители всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, конференций становятся стипендиатами подпрограммы «Одаренные дети». Каждый из юных дарований получает по 10 000 рублей.
За время реализации этой программы ее стипендиатами стали 1207 детей. В 2001 году министерством был создан специальный банк данных «Одаренные дети», куда автоматически попадают стипендиаты федеральной подпрограммы. Если судить по числу участников олимпиад, то с 2000 по 2005 года количество ребят, участвующих в олимпиадах, увеличилось с 5500 до 8000.
Поддержкой талантливых детей занимаются на самых разных уровнях. При Общественной палате России создана специальная рабочая группа «Одаренное поколение». В рабочую группу входят сотрудники Минобрнауки, ученые и специалисты в этой области, которые готовят общественно-государственный проект для выявления и поддержки юных талантов.
Особенно важно поддерживать таланты в провинции, где сотни одаренных ребятишек просто не знают, как они могут раскрыть свои способности и кто им в этом поможет. Большинство из них даже не подозревают о существовании специализированных учебных учреждений, которыми богата столица.
— В Москве реализовать себя может каждый талантливый школьник, - согласился с нами Виктор Собылев, - в столице хватает дворцов и центров творчества, где работают опытные педагоги и есть отличная база. Сложнее детям, которые живут в глубинке. Они вынуждены растить себя сами. Но этого недостаточно, рядом с одаренным ребенком всегда должен быть взрослый человек, который ему поможет найти себя в жизни.
В 2004 году Министерством образования и науки был создан Всероссийский центр по работе с одаренными детьми и базовые центры в семи федеральных округах. В их задачу входит поиск и поддержка талантов, и в первую очередь - в провинции. Директор Всероссийского центра Наталья Юрьевна Синягина рассказала:
— Важно отметить, что проблема одаренности нашла поддержку на региональном уровне: главы администраций ряда субъектов РФ создают премиальные фонды, назначают именные стипендии, обеспечивают финансирование диагностических мероприятий по выявлению одаренных детей.
Понятно, что государственные программы, премии, стипендии и другие формы поддержки одаренных детей необходимы. Также как необходима работа психологов, педагогов и других специалистов с талантливыми ребятами.
Возможно, без этой поддержки и внимания к себе сотни одаренных детей просто не смогли бы заявить о себе. И все же для того, чтобы воспитать талант, этого недостаточно.
Без поддержки и понимания родителей, без их воспитательного таланта, ребенку невероятно трудно отстоять свое право на индивидуальность и уж тем более сохранить и развить свой дар.
Елена НОВИКОВА Гала СВЕЧКОПАЛОВА
Требуется одаренный воспитатель
Одаренные дети нуждаются и в одаренных воспитателях, которые бы чутко отзывались на запросы детей и не мешали развиваться талантам своей постоянной тревожностью, мелочной опекой и раздутым честолюбием.
Каждую способность, талант, дарованные нам от Бога, надо терпеливо и бережно выращивать, как садовник розу: где-то подставить подпорку, что-то мягко подвязать, что-то обрезать, а что-то закрыть от ветра.
Увы, не все родители могут найти правильный подход к воспитанию своего одаренного ребенка. И талант, вместо того чтобы развиваться и преумножаться, попросту чахнет. Вот только несколько типичных ошибок воспитания, на которых хотелось бы заострить внимание родителей.
Не оправдать надежд
Одна из самых распространенных ошибок - это возвеличивание способностей ребенка. Вся семья начинает вертеться вокруг «кумира», взращивая в нем звездную болезнь и одновременно вызывая тайную зависть братьев и сестер, если таковые имеются. Все ожидают только успехов, успехов во всем, к чему только прикоснется юное дарование. Но успех в одной области может соседствовать с полными неудачами в другой. Это естественно. Но к такому развитию событий не готово раздутое родительское честолюбие. Эти родительские установки усваиваются и детьми. Над ребенком всю жизнь будет нависать дамоклов меч неуспеха, постоянный страх оказаться хуже других, не получить «пятерку», не победить на олимпиаде, не занять первое место в конкурсе. Развитию таких детей начинают мешать повышенная тревога, страх. В итоге, вместо того чтобы раскрываться, способности парализуются, и вместо развития дарований у ребенка начинает формироваться невроз. Кто-то беспрерывно грызет ногти или ручку, кто-то начинает подмаргивать, зажмуриваться, другой постоянно облизывает губы, кто-то щелкает языком. Это поведенческие симптомы чрезмерного напряжения, повышенной тревоги, с которыми не справляется неокрепшая детская психика. Постоянные стрессы могут привести и к соматическим расстройствам. Бессонница, дерматиты, постоянные головные боли, тошнота, иногда даже рвота перед выходом в школу - все это плата за излишнюю родительскую требовательность, вызванную тщеславием и стремлением утвердиться за счет своего ребенка. Дарования детей становятся объектом манипулирования родителей, жаждущих только успеха. Привычная нам пятибалльная система оценок превращается в двухбалльную: все, что не «пятерка», то «двойка».
Приведу рассказы одаренных младшеклассников:
«Я больше всего боюсь контрольных. Я роняю ручку прямо из-за того, что боюсь. Делаю первое задание, всего их 20, а учительница говорит, что до конца урока осталось 10 минут. У меня голова даже расширяется. Я боюсь получить плохую оценку. Все смотрят на меня с надеждой...»
«Папа просит показать дневник и начинает ругаться. Он ругает меня за то, что проскакивают четверки».
«Меня не лупят. Словами обижают: дурочка, идиотка, глагол to be нужен! глагол! Я не жалуюсь. Живу я еле-еле».
Родители третьеклассника Саши лупят его ремнем, даже если не получается работа из цветной бумаги по труду. Мама утверждает при этом:
«Стремиться надо к высшему, а меньшее ты всегда сделаешь!»
Неадекватные родительские ожидания способны исказить и сам мыслительный процесс. Такой ребенок справляется со сложными заданиями, но не может выполнить простого: начинает оригинальничать, усложнять и выдумывать что-то несусветное, потому что родительская установка такова - быть отличным от других, необыкновенным.
Раскрыть таланты
Как же родителям оценить правильность своего воспитательного подхода? Американский исследователь Дэвид Льюис проанализировал опыт тысяч семей, в которых воспитываются одаренные дети. Исследователь заострил внимание на успешном опыте и составил рекомендации для развития интеллектуального потенциала детей. Вот что он советует родителям, воспитывающим юных гениев:
- отвечать на все вопросы детей насколько возможно терпеливо и честно;
- предоставить ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий, уделить особое внимание обустройству рабочего места;
- не ругать его за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена;
- каждый день находить время, чтобы побыть с ребенком наедине;
- позволять детям играть со всяким хламом;
- побуждать ребенка находить проблемы и затем решать их;
- помогать ребенку улучшить результат его работы;
- давать понять, что вы любите ребенка самого по себе, а не его достижения;
- поручать сыну или дочери посильные заботы по дому;
- установить разумный поведенческий стандарт и стремиться, чтобы ребенок ему следовал;
- приучать детей мыслить самостоятельно;
- помогать ребенку строить его собственные планы и принимать решения;
- научить его адекватно общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев, а также со взрослыми любого возраста;
- позволять детям принимать участие в планировании семейных дел;
- никогда не говорить ребенку, что он хуже других детей;
- никогда его не дразнить за ошибки;
- не исключать никаких тем для обсуждения с детьми;
- помогать детям находить заслуживающие внимания телепередачи;
- побуждать сына или дочь придумывать разные истории, фантазировать;
- никогда не хвалить ребенка беспредметно и неискренне, надо уметь находить в его занятиях то, что достойно похвалы;
- регулярно читать ребенку и приучать его к чтению с малых лет;
- давать ребенку возможность действительно принимать решения;
- стараться, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном результате.
Быть как все - легче
Совершенно противоположное отношение некоторых родителей - вообще не замечать выдающиеся способности своих детей. Их кредо - быть как все, и одаренный ребенок им не нужен. Пусть будет отличником, это допустимо, но одаренность с ее излишней пытливостью, беспорядком, бесконечными вопросами, чудачеством не вписывается в прокрустово ложе родительских представлений о том, каким должен быть их ребенок. Современная стратегия жизненного успеха многих людей предполагает прежде всего материальный достаток. И дети начинают стесняться своих способностей. Чтобы не «высовываться», не выделяться среди одноклассников, попросту зарывают свои таланты.
Второклассница из обычной школы имеет прекрасную память, богатое воображение, развитую не по годам речь, пишет стихи, сочиняет рассказы, много фантазирует, рисует. Но родители этого не замечают, да и школьные успехи на «3-4». Обладая повышенной чувствительностью и ранимостью, она так боится свою громогласную учительницу, что никогда не поднимает руку и предпочитает оставаться в тени, погружаясь в мир своих фантазий.
Если талантливый, почему не отличник?
Многие родители вообще не очень понимают особенности интеллектуального развития одаренных детей. Они ориентированы на школьную отметку как показатель успешности обучения, а их ребенок не вписывается в школьные нормы. Он может с головой уйти в историю, ночи напролет читать о ней и совсем забросить химию, явиться в школу с невыученными уроками и нахватать «двоек». Или может часами что-то мастерить, паять, а у него при этом «тройка» по физике. «Как это так?» - задаются вопросом родители и, требуя формальных успехов, не считаются с интересами ребенка. Но их сыну или дочери в данный момент интересны не оценки, а процесс, они экспериментируют, и именно это является одним из проявлений одаренности, а не результат, который традиционно оценивается школой.
Многие родители, требуя формальных успехов и отличных оценок, не считаются с интересами ребенка
Есть еще одна проблема, о которой забывают многие родители, воспитывающие одаренных детей. Это развитие социальной компетентности: быть адекватными в поведении со старшими, не задираться и не конфликтовать со сверстниками. Ведь нередко случается так, что одаренный ребенок, окруженный не столь талантливыми одноклассниками, чувствует себя весьма одиноко. То, что понятно и интересно ему, далеко не всегда занимает других ребят, а иногда и обычная зависть может отдалить его от сверстников. Ему могут дать обидную кличку, начнут высмеивать, и он станет в классе белой вороной. В начальной школе справиться с такой проблемой еще худо-бедно можно. А вот для подростков одиночество - это тяжелейшее испытание. Поэтому помочь преодолеть социальную отчужденность, эгоцентризм, найти друзей - задача для родителей весьма сложная, но это основа для будущего успеха их сыновей и дочерей Ведь с годами одаренного ребенка ждет не череда олимпиад, где требуется добиться индивидуального успеха, а создание семьи, где надо заботиться о другом человеке и уметь его слышать; уметь подчиняться начальству, даже если его указания далеко не так блестящи, как хотелось бы; уметь сотрудничать с сослуживцами, считаясь с их «неодаренностью», а то и посредственностью. Американские психологи пришли к выводу, что для успеха в бизнесе высокий уровень социальной компетентности важнее, чем интеллектуальные способности. А ведь навыки общения, модели отношений закладываются прежде всего в семье. И если юному дарованию с младых ногтей привили высокомерие, непереносимость критики, гордость и заносчивость, то ломка жизнью этих установок может начаться довольно рано: неуживчивость на работе, семейные разводы, соматические недуги и постоянное внутреннее одиночество, прикрываемое мнимыми внешними успехами. Талант на службе у гордости может ли приумножиться, развиться в полноте? Об этом стоит задуматься родителям, обильно поливающим свою «розу».
Вероника Сорокина, кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник лаборатории
инструментальных методов психологии
Московского городского психолого-педагогического университета.