Без силы воли. Неусидчивый ребенок?
Мама думает, что сын ленится, вредничает, все делает назло: опаздывает в школу, забывает про домашнее задание и задерживается допоздна на улице. Андрей не понимает, почему родители на него злятся, ведь он неплохо учится, отлично рисует и мечтает записаться в авиамодельный кружок. Что скажет психолог?
Ирина, мама Андрея, 33 года:
В этом году Андрей пошел в третий класс.
С началом учебного года у нас опять возникли трудности.
Собственно, проблема только одна - наш сын очень безответственный, и что с этим делать, просто не знаю. Андрей - способный, умный мальчик, прекрасно прошел все тесты перед школой и по результатам был чуть ли не первым в классе. Но потом оказалось, что самостоятельно заниматься и делать домашнее задание он не может. Сидит, мечтает о чем-то, а к учебникам даже не притронется, пока я не напомню.
Сначала мы с мужем думали, что он маленький еще, привыкнет - все будет хорошо. Но вот Андрей проучился два года - никаких изменений.
Вечером я жду его из школы, мне уже начинают звонить его приятели: они вернулись домой после уроков, пообедали и теперь готовы идти играть во двор, а моего все нет. Я волнуюсь, с ума схожу: не случилось ли чего, а он, оказывается, просто где-то гулял.
Как-то весной он нашел котенка и стал искать, кто его потерял. Домой вернулся вечером, хотя знал, что нам нужно идти в поликлинику и я его жду.
Такое чувство, что он обо всем забывает, хотя память у него прекрасная - два раза читает стихотворение и запоминает наизусть. Мы перепробовали все - и ругали его, и наказывали, и ставили разные условия, и обещали что-нибудь купить, если исправится, - ничего не помогает.
Уроки он делает, только если я сижу рядом с ним и слежу, чтобы он не отвлекался. И так уже два года. Конечно, это очень тяжело. Бывает, что мы с мужем, уставшие после работы, раздраженные, накричим на него, если он и при нас начинает парить в облаках. Иногда такие занятия заканчиваются за полночь. И сын становится еще более рассеянным. Недавно по дороге в школу он встретил приятеля, заболтался с ним, а когда понял, что опоздал, решил вернуться домой.
Совершенно непонятно, почему он такой - и я и муж учились очень хорошо, и никто с нами особо не занимался. К тому же я волнуюсь за него: в школу его в этом году никто не провожает, кто знает, что ему придет в голову по дороге? Самое странное, что он не спорит с нами, соглашается, что виноват, обещает исправиться, но... все остается по-прежнему. Уже третий год. Я говорила с учителем и с родителями одноклассников Андрея. С другими детьми ничего подобного не происходит.
Андрей, 9 лет:
Не знаю, почему мама волнуется. В школе у меня все в порядке. Учительница хорошая, и одноклассники тоже отличные. У меня там есть два друга, и учусь я нормально. Двойки бывают, но редко - только когда я забываю что-то сделать. Я знаю, что учиться надо. Но бывает так, что я хочу начать делать уроки, сажусь уже, открываю тетрадь... Но потом думаю, что лучше попозже, а потом уже мама приходит и начинает меня ругать. Или иду из школы, встречаю друзей - надо же с ними поболтать немного. Потом возвращаюсь домой, а мама говорит, что меня долго не было, что она сильно волновалась и что надо уроки делать.
Однажды меня даже на день рождения к другу не пустили за то, что я не сделал домашнюю работу и мне поставили в школе двойку. Но ведь даже девочки получают двойки иногда, и их так не ругают...
Вообще-то мне не очень нравится делать уроки, я люблю что-нибудь рисовать или мастерить. Вот мой друг ходит в авиамодельный кружок. Я тоже хочу, но папа с мамой не пускают, говорят, что, пока сам не научусь уроки делать, никуда не пойду.
Елена Александровна, учительница:
Андрей - непростой ребенок. Он способный, довольно быстро усваивает материал. Если ему что-то интересно, он с удовольствием разбирается в теме, тянет руку, принимает активное участие в работе класса. А когда задания не вызывают у него интереса, его приходится буквально заставлять.
Например, когда на уроке математики я объявляю классу, что нужно выполнять самостоятельную работу, все сразу же принимаются за решение. Один Андрей сидит, смотрит в окно - и так, пока к нему не подойдешь и не напомнишь. А если не подходить, то может и вообще сдать чистый листок. Но сами по себе задания у него трудностей не вызывают - потом я прошу его решить, и он делает это даже быстрее всех одноклассников.
Я заметила, что ему нравится рисовать. Однажды для классного часа нужно было сделать плакат. Я попросила об этом Андрея и удивилась, с каким энтузиазмом он принялся за работу и как здорово все получилось!
Светлана Иевлева, детский психолог:
Ирину и ее мужа можно понять. Во-первых, им приходится постоянно заниматься с Андреем, тратя на это свое свободное время и немало сил. Во-вторых, видя, что ребенок несамостоятелен, не умеет строить планы и выполнять их, родители всерьез беспокоятся за его будущее. И, конечно, усугубляет эти настроения тот факт, что многие другие дети в том же возрасте уже и самостоятельны, и ответственны, и при этом не создают своим родителям таких проблем. И тогда возникает естественный вопрос: почему мой ребенок такой?
Но давайте посмотрим на эту ситуацию глазами Андрея. Он не чувствует, что делает что-то не так, и не понимает, почему родители сердятся. Ведь он и учится хорошо, и все время в делах: котенка спасти нужно, с друзьями все новости обсудить, красивый плакат нарисовать. А уж сколько внутренних сил уходит на то, чтобы «переварить» впечатления дня! Неужели за это можно ругать?
Все дети разные. Один ребенок уже и в дошкольном возрасте проявляет усидчивость и радует родителей стремлением любое дело довести до конца. А другому постоянно приходится напоминать и о важных делах, и о времени. Одни школьники быстро переключаются с одного дела на другое, и для них не проблема сразу после развлечений заняться уроками. Другие же продолжают мысленно оставаться в игре и никак не могут сосредоточиться на новом задании.
С другой стороны, причина недостатка самостоятельности и волевой активности может быть в воспитании.
Слишком строгое приучение к дисциплине и порядку в младшем возрасте иногда приводит к тому, что ребенок избегает любой самостоятельности - ждет указаний и руководств, боясь сделать что-то неправильно.
Родителям Андрея нужно прежде всего успокоиться и, уделяя проблеме достаточное внимание, не давать ей занять слишком большое место в жизни семьи. Ежедневные разговоры на эту тему никому не пойдут на пользу.
Принципиальность и последовательность в воспитании - это, наверное, хорошо. Но ничего страшного не случится, если вы ненадолго поступитесь правилами и нормами, даже если они были установлены вами совсем недавно.
Устройте ребенку праздник на день рождения и купите подарки на Новый год, даже если клялись, что ничего подобного не будет до тех пор, пока он не исправится. Зачем это нужно? Чтобы ребенок знал, что он любим независимо от своих успехов, чтобы давление проблем и конфликтов не ощущалось в доме хотя бы в праздники, чтобы на вашем примере и он сам учился терпимее относиться к особенностям и недостаткам других.
Упрекать сына в чем-то, приводя в пример других детей, - малоэффективный способ воспитания. Возможно, у ребенка и возникнет чувство вины из-за того, что он не как «все нормальные дети», но к немедленному исправлению это приведет вряд ли.
Не стоит делать сравнений с собой, особенно в обидном тоне: «Мы в твоем возрасте не мучили так родителей, в кого ты такой?» - это будет лишь шагом к недоверию и к комплексу неполноценности.
Если ребенок впечатлительный, эмоциональный, то напоминать ему о времени и о каких-то обязательных делах вам придется достаточно долго. Такие люди и в старшем возрасте очень восприимчивы и легко могут, забыв о времени, отвлечься на то, что их занимает в данный момент.
Предлагайте сыну выбор, договариваясь о выполнении какой-либо работы. «Что ты сможешь сделать к моему приходу - математику или рисование?» Пока достаточно и такого решения, не требуйте выполнения абсолютно всего. И обязательно похвалите за работу, даже если это рисование. Ситуации успеха людям, как правило, хочется повторить.
Умение правильно оценивать время и распределять его лучше всего воспитывается в каких-то занятиях, привлекательных для ребенка. Потом это умение переносится и на учебу.
Подумайте, чем Андрей мог бы заняться в свободное от школы время, где бы постоянно сталкивался с заданными временными рамками. Это могут быть занятия в любом спортивном кружке или секции, которые, к тому же, способствуют развитию волевых качеств и укрепляют здоровье.
Любые дополнительные занятия, особенно если они нравятся ребенку, помогают ему научиться планировать свой день. Часто дети, у которых свободного времени мало, успевают больше тех, кто половину дня абсолютно свободен. Но все же большого количества дополнительных занятий стоит избегать - перегрузки в младшем школьном возрасте могут привести к переутомлению и даже проблемам со здоровьем.