Кризис 7 лет у детей
Развитие ребенка не проходит равномерно, кризисные и спокойные периоды чередуются между собой, поочередно сменяя друг друга. Развитие происходит скачками, каждый новый его этап начинается кризисом, который влечет за собой много перемен как в развитии, так и в жизни ребенка. Кризис семи лет обычно совпадает с поступлением ребенка в школу. Это не первый кризис в жизни малыша. Он уже пережил кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет.
По мнению психологов, кризис семи лет — это самый спокойный из всех кризисов, через которые проходят дети. Однако кризис есть кризис, поэтому задачей родителей является учесть психологические особенности возраста ребенка и помочь ему безболезненно этот критический возраст пережить. В возрасте семи лет ребенок переходит от дошкольного возраста к младшему школьному. Дома родители продолжают относиться к нему, как к маленькому, а в школе — как к взрослому, ведь он теперь ученик, поэтому должен хорошо учиться и приносить хорошие оценки в дневнике. Такое родительское отношение несколько противоречит психическому развитию ребенка в этом возрасте.
Чаще всего дети старшего дошкольного возраста хотят быстрее пойти в школу, стараются приблизить этот момент. Они занимаются в детском саду, посещают подготовительные занятия в школе, общаются со старшими друзьями или родственниками, которые уже начали ходить в школу и стали, по их мнению, взрослыми. Как правило, к семи годам ребенок приблизительно уже знает, что его ждет в школе, знает правила и особенности школьной жизни. Он осознает, что, став учеником, ему придется взять на себя новые обязанности, но готов к этому, поскольку хочет быстрее почувствовать себя взрослым человеком, полноценным членом общества.
Чем ближе момент поступления в школу, тем больше ребенок начинает воспринимать себя в роли ученика. Если в период кризиса трех лет малыш начинает осознавать свое «Я», то кризис семи лет ведет к осознанию своего общественного «Я». Это ведет к формированию у ребенка новой психологической характеристики — самоуважения.
Но есть такие дети, которые не хотят уходить из детского сада, не проявляют интереса к школьным занятиям, не готовы стать взрослыми, а хотят оставаться маленькими и беззащитными. Что же является причиной этому? Зачастую виноваты в этом родители. В современном обществе очень многие взрослые люди недовольны собственной жизнью, не добились, чего хотели, поэтому пытаются компенсировать эти свои недовольства посредством своих детей. Очень часто родители воспринимают своих отпрысков как самых лучших, самых умных, самых красивых, самых успешных, в общем, как самых-самых. Приводя ребенка в школу, такие родители возлагают на него огромную ответственность, не учитывая особенностей его развития, не прислушиваясь к рекомендациям преподавателей и психологов. Родители ожидают, что их гениальный малыш придет в школу и сразу сделает все так, как положено, ругая его при этом, если что-то не получается. Конечно, формирование положительной самооценки очень важно для ребенка, но когда родители начинают абсолютизировать свою поддержку, ребенок начинает искренне верить в собственную гениальность от рождения, не желая прикладывать никаких усилий для того, чтобы чему-то научиться. А действительно — зачем, ведь он и так самый умный. В этом случае ребенок, попадая в новую для себя среду, поступая в школу, где целый класс его сверстников, таких же учеников, как и он сам, может начать испытывать чувство страха, боязнь оказаться несостоятельным, не оправдать надежд, которые возложили на него родители.
Другой причиной нежелания ребенка идти в школу может служить то, что современные программы занятий в детском саду в старшем дошкольном возрасте стали максимально приближенными к программам младшей школы. Ребенок привыкает к урокам в детском саду, похожим на школьные уроки, поэтому поступление в школу перестает восприниматься как нечто новое и особенное, в результате чего теряет интерес и отказывается от роли ученика.
Основное новообразование кризиса семи лет — это формирование у ребенка самоуважения. Он начинает стремиться участвовать уже не только в жизни своей семьи, но и стать полноправным членом общества, а единственный способ для реализации этого стремления — поступление в школу. Именно по этой причине многие старшие дошкольники так хотят скорее начать учиться. Ожидая счастливого момента, они с удовольствием подолгу перебирают купленные родителями карандаши, тетради и учебники, собирают принадлежности в новый ранец, играют с друзьями в школу, моделируя различные ситуации из предстоящей школьной жизни.
Будущий школьник пытается продемонстрировать близким, что он уже взрослый, что он готов к школе, что он уже многое понимает. Ребенок стремится принимать участие в беседах взрослых людей, часто высказывает свое мнение, даже навязывает его окружающим. В этом возрасте детям нравится пользоваться вещами взрослых, примерять вещи и обувь, девочки украдкой от мамы пытаются пользоваться ее косметикой. Все это зачастую не нравится взрослым, они начинают одергивать ребенка, призывать вести себя нормально, не мешать взрослым, тем самым подавляя в своем чаде стремление к самоуважению и взрослению.
Конечно, любые нормальные родители желают добра своему ребенку, ни в коем случае не хотят ограничивать или подавлять его стремление расти, но взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального уровня развития. Родителям кажется, что он еще совсем маленький, слабый, такой несамостоятельный, ему нужно помогать во всем, оберегать его от всего. Это самая распространенная ошибка родителей. Для многих из них и в тридцать лет дети остаются малышами и подвергаются постоянной опеке. Это происходит на бессознательном уровне. Любящая мать никак не желает зла своему малышу, пытается оградить его от жизненных трудностей, тем самым подавляя в нем способность стать самостоятельным человеком.
Ребенок, постоянно одергиваемый родителями, начинает чувствовать ограничение своей самостоятельности, с его мнением не считаются, поэтому он начинает искать новые возможности для самореализации. Он понимает, что не имеет возможности говорить то, что думает, потому что этим вызывает недовольство родителей. Если ребенку нельзя высказаться напрямую, он начинает искать обходные пути, капризничает, кривляется, привлекает к себе внимание окружающих всеми возможными для него способами. В этом проявляется пиковая точка кризиса семи лет. Малыш пытается доказать, что он стал взрослым, используя детские формы поведения. В этом проявляется регрессивное поведение, свойственное всем возрастным кризисам.
Задачи развития для ребенка семи лет
Рассмотрим основные задачи развития для дошкольника по блокам.
Задачи развития детской деятельности
В игре ребенок к семи годам должен объяснять полностью замысел своей игры, распределять игровые роли. В игровых ситуациях ребенок должен отображать взаимоотношения людей, такие как подчинение, сотрудничество, дружба. В рисовании он должен проговаривать замысел рисунка, т.е. рисовать не то, что получится, а именно то, что он задумал. В возрасте 6-7 лет малыш должен детально прорисовывать предметы, составлять предметные композиции. В этот период ребенок должен освоить различные виды конструирования. Он должен уметь работать с различными материалами, например, природным материалом, картоном, бумагой, а также собирать готовый конструктор из небольшого количества деталей, используя схему, создавать различные композиции. Ребенок к школе должен уметь работать с ножницами, вырезать фигуры из бумаги, делать аппликации, приклеивая вырезанные детали на картон, и создавать сюжетные композиции или орнаменты.
Задачи развития двигательной системы
В развитии движений семилетний ребенок должен уметь преодолевать препятствия на бегу, ловить с хлопком подброшенный мяч, в течение десяти секунд стоять на цыпочках. В эмоциональном плане в движениях ребенка должны преобладать признаки психомоторного благополучия. К ним относятся непринужденность движений, ребенок должен двигаться свободно и раскованно; осанка должна быть прямой, плечи расправлены; упругий шаг при ходьбе; смена поз должна быть естественной; он должен проявлять мимику на лице, которая позволяла бы определить его состояние; взгляд должен быть открытый, проявляющий интерес, живой. Если в движениях ребенка проявляется заторможенность, мимика и жестикуляции невыразительные, неактивные, походка неуверенная, позы однообразные, закрытые, малыш сутулится, это говорит о его психомоторном неблагополучии.
Задачи умственного и речевого развития
Ребенок к семи годам должен распределять по убыванию или возрастанию не менее десяти одинаковых по форме, но разных по величине предметов. Малыш должен уметь пользоваться схемами, чтобы сориентироваться в пространстве. Дошкольник должен уметь разделять на разные группы предметы, классифицируя их по принадлежности, например, одежда, обувь, игрушки, мебель и т.д. (Память ребенка должна запоминать не менее семи предметов. В этом возрасте он должен выполнять задания по правилам, основываясь на словесном материале, и по двум критериям — на наглядном. Например, ребенок должен справиться с заданием, отобрать картинки, на которых присутствуют синий цвет и собака. Малыш должен объемно мыслить, распознавать деталь как часть общего сюжета. Ребенок, собирающийся идти в школу, должен уметь сочинить небольшой рассказ на заданную тему.
Ребенок продолжает в семь лет познавать мир. В этом возрасте он должен хорошо воспринимать и усваивать информацию о живой и неживой природе, обществе и человеке. Он способен формулировать вопросы по теме, может самостоятельно добывать новую информацию. В речевом развитии ребенок семи лет должен правильно произносить звуки в словах и замечать, если другой человек совершает ошибки в произношении; уметь строить сложные предложения, используя при этом все необходимые части речи; быть способным объяснить смысл и значение многозначных слов, если он с ними уже знаком; использовать в речи обобщающие слова, антонимы, синонимы.
В общении со сверстниками ребенок становится избирательным, начинает устанавливать длительные дружеские контакты; умеет играть и работать в коллективе, взаимодействуя с другими детьми, в беседах проявляет внимание к собеседнику, четко формулирует и адресует сообщения. К семи годам он уже способен регулировать свое поведение относительно принятых в обществе правил и норм. Он становится более сдержанным, справедливым, заботливым по отношению к другим людям.
Рекомендации родителям
Кризис семи лет проходит довольно гладко по сравнению с другими возрастными кризисами у детей, но пускать его на самотек все же нельзя. Если ребенок 6-7 лет вдруг становится не в меру раздражительным, капризным, пытается привлечь внимание взрослых всеми мыслимыми и немыслимыми способами, перебивает разговоры окружающих, пытается участвовать во всех взрослых делах, то наверняка у малыша начинается новый возрастной кризис развития. И это сигнал родителям, что надо все-таки обратить на ребенка внимание, которого он так старательно от них добивается.
К 6-7 годам у родителей за плечами уже имеется довольно большой опыт общения со своим ребенком в кризисные периоды, поэтому проявления следующего кризиса уже не должны пугать, тем более, что за этим последует очередной большой скачок в развитии малыша. Тем не менее кризис — это всегда сложный период как для ребенка, так и для родителей, поэтому существует несколько правил того, как нужно себя вести в это время, чтобы облегчить и ускорить протекание кризиса.
Поощряйте самостоятельность и активность ребенка
Не нужно ругать малыша за то, что он пытается участвовать во всех делах взрослых, хочет сделать сам какую-то работу, пусть даже он не сможет сейчас сделать ее хорошо. Пусть он действует самостоятельно, не лишайте его этой возможности. Он пытается самоутвердиться в жизни, не нужно ему в этом мешать. Станьте для него консультантом, помощником, а не тираном, лишающим его свободы.
Обсуждайте с ребенком «взрослые» проблемы
Если малыш интересуется разговором взрослых, пытается высказать свое мнение, не стоит сразу ругать его, критиковать. Выслушайте его точку зрения по обсуждаемой теме, возможно, в его мыслях по этому вопросу есть рациональное зерно. Если ребенок сильно заблуждается в своем мнении, поправьте его, но как можно тактичнее. Объясните ему, что не так и как правильно, но не обижайте малыша резкими высказываниями или насмешками.
Будьте готовы согласиться с мнением ребенка
Иногда это нужно сделать. Авторитету родителей это не нанесет никакого ущерба, но самооценка и самоуважение малыша могут значительно повыситься.
Будьте рядом с малышом
В кризисный период ребенок нуждается в поддержке и понимании родителей. Покажите ему, что цените его, гордитесь его достижениями, готовы оказать помощь в любой сложной ситуации. Если у малыша что-то не получается, ненавязчиво подскажите ему пути для достижения успеха и не забудьте похвалить его, когда цель будет достигнута.
Поощряйте даже самые незначительные достижения ребенка
Это подстегнет его идти дальше к намеченной цели, заставит его поверить в свои силы, в свои возможности, сделает его уверенным в себе и самостоятельным.
Отвечайте на вопросы ребенка!
Очень часто в возрасте 6-7 лет дети проявляют повышенную любознательность и задают очень много вопросов. Детей интересует абсолютно все, на родителей сыплется бесконечное количество «почему» и «зачем». Не отмахивайтесь от вопросов ребенка, даже если уже не раз отвечали на них. Наберитесь терпения и разъясните снова все, что малышу непонятно или просто интересно. Ответы на интересующие вопросы дают мощный толчок для интеллектуального развития ребенка и помогают утвердиться в обществе.
Будьте последовательны в предъявляемых ребенку требованиях
Не нужно «вестись» на слезы и капризы. Дети очень хорошие манипуляторы. Если запрещаете что-то, то запрещайте до конца, иначе впоследствии ребенок начнет истериками выбивать из вас желаемый для него результат. Все окружающие должны предъявлять к нему одни и те же требования. Нельзя допускать, чтобы мама запрещала что-то, а папа или бабушка это же позволяли.
Подавайте ребенку положительный пример поведения
Помните о том, что дети копируют поведение взрослых, поэтому не стоит самим уподобляться детям. Не показывайте при ребенке раздражительность, обиду, высказывайтесь всегда корректно, это поможет в будущем избежать множества проблем.