Кризис переходного возраста у детей. Подростки
Переходный возраст — один из самых сложных психологических периодов в жизни человека, оказывающий существенное влияние на его развитие. Это сложный критический момент, переходный мостик между детской и взрослой жизнью. Кризис переходного возраста часто проходит болезненно, тяжело как для подроста, так и для его родителей.
Главной причиной возникновения кризиса переходного возраста является половое созревание, оказывающее влияние на психику человека, на его эмоциональное и физическое состояние. Половое созревание формирует в подростке новые для него потребности и интересы — половое влечение, которое вызывает тревогу и переживания, связанные с физическим «Я» человека, и определяет соответствующие кризису симптомы. Подросток начинает противопоставлять себя взрослым, пытается завоевать новую жизненную позицию. Результатом кризиса переходного возраста является формирование личности человека.
Кризис переходного возраста самый известный из всех возрастных кризисов. Если о кризисах трех или семи лет некоторым родителям может быть ничего неизвестно, то кризиса переходного возраста с ужасом ожидают родители практически всех подростков. Многие из них заранее пытаются создать условия для предотвращения кризиса, но в большинстве случаев это оказывается бесполезным. Подростки в этот период как бы специально провоцируют и нарушают запреты, пытаются раздвинуть рамки дозволенного. Они часто сами провоцируют конфликты с близкими, апеллирую тем, что взрослые не хотят их понять. Через эти конфликты подростки познают себя, самоутверждаются.
Конечно, это нелегкий период в жизни подростка, но пройти через него необходимо для дальнейшего развития и становления личности. Если переходный период проходит гладко, без симптомов кризиса, то в дальнейшем события могут развиваться по двум сценариям. Кризис все равно случится, но несколько позже, в 17-18 лет, и будет протекать болезненно и бурно. Другой вариант: человек так и остается в инфантильной позиции ребенка даже в зрелом возрасте, т.е. процесса взросления как такового не происходит. Родителям не стоит бояться кризиса переходного возраста, так как он представляет собой естественный процесс развития личности. Гораздо хуже, если он не наступит. Так же как и при других возрастных кризисах, в нем присутствуют пиковые моменты, которые нужно пережить. Безусловно, переходный период — это тяжелое время и для подростка, и для его родителей, но это период личного обособления, завоевания собственной позиции и взросления.
Кризис подросткового возраста протекает в три фазы. Первая фаза негативная, или предкритическая. В это время происходит разрушение старых привычек и стереотипов, ломаются многие сформированные ранее структуры. Вторая фаза представляет собой кульминационную точку кризиса. В возрастном измерении — это 13-14 лет, хотя возраст, конечно, условный, так как все зависит от индивидуального развития подростка. Третья фаза — посткритическая. В этот период происходит формирование новых структур, новых отношений, новых взглядов.
Главная черта переходного возраста — это отстаивание подростком своей самостоятельности и независимости от взрослых. Очень часто это проявляется в сложностях поведения, ярко выраженном упрямстве, негативизме, повышенной конфликтности, открытом непослушании, отстаивании собственной точки зрения по любым вопросам. Подросток проявляет повышенную конформность по отношению к сверстникам и демонстративно противопоставляет себя взрослым. Он пытается создать антипод послушного ребенка. Такое поведение может продолжаться довольно длительное время и носить ярко выраженный характер, в некоторых случаях кульминационная фаза кризиса может пройти довольно гладко и спокойно.
Кризис переходного возраста может протекать по двум противоположным сценариям.
Первый вариант — классический. Он сопровождается традиционными симптомами любого возрастного кризиса, такими как строптивость, упрямство, своеволие, негативизм, непослушание и критическое отношение к требованиям родителей и педагогов, бунтарство. В этот период особенно остро может проявляться чувство собственности. Подростки начинают очень ревностно относиться к своим вещам, к своему личному пространству. Они строго-настрого запрещают кому-либо заходить в свою комнату, трогать личные вещи, становятся скрытными и закрытыми для общения с родителями. Подросток остро переживает изменения своего внутреннего мира, переоценку ценностей и свято защищает свою формирующуюся, пока еще очень уязвимую личность от других.
Второй вариант развития кризиса прямо противоположен первому. Поведение подростка характеризуется чрезмерным послушанием, зависимостью от педагогов и родителей, возвратом к прежним интересам.
Первый вариант развития называют «кризисом независимости», так как его результатом становится большой рывок в развитии человека, выход за пределы прежних норм жизни. Второй вариант — «кризис зависимости». Он, напротив, возвращает подростка назад, в детство, к старой системе отношений со взрослыми, дающей чувство защищенности, поддержки и сравнительной беззаботности. И тот, и другой варианты ведут к самоопределению подростка, выбору жизненной позиции на данном этапе развития. В первом случае это позиция: «Я уже не ребенок», во втором — «Я ребенок и хочу дальше им оставаться».
Положительный смысл кризиса переходного возраста заключается в том, что через борьбу за свою независимость, которая протекает в безопасных, домашних условиях, подросток самоутверждается и познает свои способности и возможности. Кризис позволяет подростку сформировать чувство уверенности в себе и учит самостоятельности, качествам, которые в дальнейшей, взрослой жизни помогут ему справляться с возникающими на его пути трудностями. Исходя из этого, вариант «кризис независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса для формирования здоровой личности, чем «кризис зависимости». Однако «кризис независимости» с экстремальными формами проявления также считается непродуктивным.
«Кризис зависимости», несмотря на его спокойное протекание на радость родителям, не является благоприятным вариантом, так как не ведет подростка к должному развитию личности. Подросток так и остается в детстве, не приобретает взрослую независимость и способность к принятию самостоятельных решений.
Переходный возраст — это сложный этап в жизни человека, однако родителям не следует подгонять весь подростковый период под кризис. Знание симптомов начавшегося кризиса поможет родителям его обнаружить и вовремя помочь подростку справиться с ним, реализовать потребности этого периода, выработать эффективные способы преодоления связанных с кризисом сложностей. Это важно для решения главных задач развития этого периода.
Задачи развития для подростков
Подростковый период — это важный этап в развитии личности, критический момент в жизни человека. Это своего рода мост из детской жизни во взрослую. Период трудный, так как в организме человека происходят резкие изменения. Они носят в основном качественный характер и затрагивают практически все аспекты развития. В этот период идет кардинальная перестройка в нервной и эндокринной системах организма. Все внешние проявления кризиса, такие как неадекватное поведение, импульсивность в совершении поступков, резкое изменение интересов и увлечений, являют собой отражение внутреннего мира человека. Главная задача родителей в этот период — помочь подростку понять причины и последствия происходящих в нем изменений. Не надо пугать подростка и пугаться самим. Все происходящее совершенно нормально. Со временем произойдет перестройка организма, и жизнь войдет в нормальное русло.
К особенностям подросткового возраста относятся повышенное беспокойство, тревога, резкие перепады настроения, негативизм. Нередко подростки склонны к агрессии, часто провоцируют конфликтные ситуации. В этот период у человека особенно остро проявляется потребность в признании и оценке окружающими, и вместе они стремятся показать всем свою независимость. Это очень противоречивый период. В подростке одновременно сочетаются эгоистичность и преданность, грубость и ранимость, чувствительность к критике и излишняя самоуверенность. Настроение колеблется от сияющего оптимизма и готовности свернуть горы до мрачного пессимизма и разочарования во всем.
В подростковом возрасте развитие познавательных процессов характеризуется переходом к абстрактному мышлению. В этом возрасте ребенку становится просто перейти от конкретного к абстрактному. Он с удовольствием начинает рассуждать на отвлеченные темы, анализировать. Внимание в этом возрасте приобретает более избирательный характер. Подросток начинает фокусироваться на тех вещах, которые ему действительно интересны. Ощущение и восприятие уже находятся на довольно высоком уровне развития. В этом возрасте начинается активное развитие творческих способностей. Конечно, если ребенок склонен к рисованию или музыке, то эти способности проявятся гораздо раньше, но в подростковом возрасте формируется индивидуальный стиль деятельности. В подростковом возрасте происходит также скачок в интеллектуальном развитии ребенка.
Кризис переходного возраста ведет за собой изменения и в мотивационной сфере, причем как количественные, так и качественные. Мотивы приобретают более устойчивый характер, а в связи с этим и многие интересы принимают форму стойкого увлечения, хобби. Если в более раннем возрасте мотивы возникали импульсивно, то теперь они формируются на основе четко поставленной цели.
Основная задача подросткового периода — переход к взрослости как в физиологическом, так и в социальном плане. Одно из важнейших приобретений, которые влечет за собой кризис переходного возраста, — это формирование чувства личной идентичности. Идентичность бывает телесная, идеологическая, моральная, профессиональная и сексуальная. Ища собственную идентичность, подросток стремится отгородиться от родителей, обрести автономию. Чтобы идентифицировать себя как взрослую личность, подростку необходимо пройти эмоциональную эмансипацию, освободиться от детских эмоциональных отношений. Для вступления во взрослую жизнь у человека должна сформироваться интеллектуальная независимость. Он должен научиться самостоятельно и критически мыслить, а также принимать самостоятельные решения по любым вопросам. Еще один показатель взрослости — это поведенческая автономия. Она проявляет себя в самых разных сферах жизни. Это и выбор стиля одежды. и предпочтения по провождению свободного времени, и близкий круг общения, и, наконец, выбор профессиональной сферы деятельности.
В переходном возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Друзья становятся самыми важными людьми в жизни подростка. Общаясь в своем кругу подростки делятся друг с другом той информацией, тем опытом, которые они не могут получить от взрослых. Через общение между собой молодые люди учатся социально взаимодействовать. К тому же через общение происходит удовлетворение возросшей в этот период потребности в эмоциональных контактах.
Центральное место в психофизическом процессе переходного периода занимает половое созревание подростка. В его основе лежат гормональные изменения, которые ведут в свою очередь, к изменениям в телосложении, поведении в обществе, интересах и самосознании. В подростковом возрасте повышается секреция половых гормонов, что объясняет юношескую гиперсексуальность, проявляющуюся в повышенной сексуальной возбудимости, эротических фантазиях, частых эрекциях у мальчиков, потребности в мастурбации.
Подростки очень часто, общаясь между собой, поднимают сексуальную тему, причем в большинстве своем их разговоры проходят в довольно грубой и циничной форме. Взрослые, случайно услышав такие разговоры, начинаю переживать за моральный облик своих детей. Но необходимо учитывать, что подобные разговоры между подростками позволяют им снять сексуальное напряжение и отчасти разрядить его смехом. Взрослые тоже довольно часто используют этот прием, например, в анекдотах на сексуальную тему, поэтому не стоит удивляться, что у подростков даже пестики и тычинки вызывают сексуальные ассоциации.
Психологи считают, что те подростки, которые в силу разных причин не могут высказать свои сексуальные переживания, во взрослой жизни испытывают некоторые трудности в сексуальном плане. Отсутствие сверстников, с которыми можно поделиться, или большая застенчивость ребенка не позволяют ему выплеснуть наружу волнующие его смутные переживания, поэтому они оседают и превращаются в устойчивые фантастические образы. Часто такие подростки не в состоянии побороть комплексы и в дальнейшей сексуальной жизни они остаются со своими детскими нереализованными фантазиями.
Подростковая мастурбация является одним из самых первых проявлений сексуальности. Она способствует разрядке полового напряжения, которое вызывается рядом физиологических причин. Кроме того, мастурбация провоцируется некоторыми психическими факторами: подражанием сверстникам, проверкой собственной потенции, получением удовольствия. У большинства мальчиков первое семяизвержение происходит именно во время мастурбации. Установлен факт, что чем раньше происходит половое созревание, тем более вероятно, что подросток мастурбирует.
Часто подростковая мастурбация вызывает у родителей переживания и тревоги. Однако волноваться из-за этого не стоит, так как это массовое явление. Не стоит переживать и из-за ее интенсивности, так как это обусловлено только половой конституцией самого подростка. Бить тревогу нужно только тогда, когда это становится навязчивой идеей и оказывает вредное влияние на поведение и самочувствие подростка. Но и в этом случае мастурбация является только следствием плохой социальной адаптации, а никак не ее причиной.
Наиболее сложная психологическая проблема сексуального развития подростка — это формирование сексуальной ориентации, системы эротических предпочтений. Здесь возможны три варианта:
1) половое влечение к представителям противоположного пола — гетеросексуальность;
2) половое влечение к представителям своего пола — гомосексуальность;
3) половое влечение к представителям обоего пола — бисексуальность.
Бытует мнение, что многих подростков совращают взрослые. Это не так, хотя такие случаи бывают. Большинство сексуальных контактов происходит между сверстниками.
Очень часто родители или учителя, сталкиваясь с необычными проявлениями подростковой сексуальности, не знают, как поступить в подобной ситуации. Проблема действительно сложная, так как требует специальных знаний и такта. В большинстве случаев сексуальная ориентация не является результатом свободного выбора. Изменить ее очень сложно, а зачастую вообще невозможно. Это обязывает взрослых быть прежде всего гуманными к подросткам, ведь за сексуальными проблемами стоят проблемы самого человека. Нельзя допускать актов принуждения и насилия, нельзя унижать человеческое достоинство. Многие подростки в поисках своей ориентации проходят через сексуальный опыт с представителями своего пола, а потом во взрослой жизни выбирают гетеросексуальную ориентацию. Наклеивание ярлыков, угрозы и запугивание могут оказать в этой ситуации сильное патогенное влияние и принести больше вреда, чем пережитый сексуальный опыт.
Рекомендации родителям
Переходный возраст — это один из самых тяжелых периодов жизни, причем как для подростка, так и для его родителей. Что можно посоветовать родителям? Набраться побольше терпения и не давить.
Совет первый. Не пытайтесь решить проблемы путем категоричных запретов, скандалов и чтения подростку нотаций. Это тот возраст, когда родительское «нет» вызывает у ребенка внутренний протест. Даже в случае, если подросток сам осознает неадекватность своих действий, он все равно продолжает гнуть свое, просто назло родителям. Смиритесь с фактом, что ваш ребенок вырос. Воспринимайте его как личность, пусть и не до конца сформировавшуюся, но он имеет право на собственную точку зрения, на собственное мнение, на собственные желания. Подросток уже может сам принимать решения, касающиеся его жизни, поэтому призыв слушаться родителей уже не актуален. Если вы собираетесь поговорить с подростком, обсудить волнующие вас проблемы, то разговаривайте с ним, как с равным. Не пытайтесь учить его жизни — это пустая трата времени. Он все равно сделает по-своему. Вам остается только ненавязчиво направлять его в нужное русло. Причем ключевое слово здесь — ненавязчиво.
Совет второй. Всегда относитесь с полной серьезностью к проблемам своего ребенка, даже если они кажутся вам не стоящими внимания, детскими и надуманными. Достаточно однажды отмахнуться от подростка, и он перестанет делиться с вами, доверять вам свои проблемы и переживания, а любое ваше участие будет приниматься в штыки. Самое страшное здесь, если ребенок совсем перестанет с вами общаться, закроется в своем мире. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам — конечно, вместе с ребенком.
Совет третий. Не навязывайте ребенку свое мнение по поводу того, как он должен проводить свое свободное время. Понятно, что вас бы больше устроило, если бы подросток занимался музыкой или спортом, а не шатался по улицам в компании друзей. Но помните: даже если вам удастся заставить ребенка заняться ненавистным для него занятием, он все равно найдет способ, как этого избежать. Вы впустую потратите свои деньги и нервы. Ко всему прочему ребенок начнет негативно относиться не только к вынужденному хобби, но и к вам как к инициатору. Если вы все-таки хотите чем-то занять ребенка, то попробуйте ненавязчиво выяснить, а чем бы ему самому хотелось заниматься. Наверняка вы сможете найти то, что придется по душе и ему, и вам.
Помните, что запретить что-то подростку практически невозможно. Подростки чувствуют себя взрослыми, они хотят, чтобы и окружающие их таковыми считали, поэтому стремятся любыми возможными способами избавиться от родительской опеки. И чем больше вы будете давить, тем большее сопротивление получите в ответ.
Что делать, если вы начали замечать, что от ребенка, который возвращается с улицы, стало попахивать табаком и алкоголем? Перво-наперво успокойтесь и не устраивайте скандал. Всем известно, что запретный плод сладок. Как бы вы ни запрещали, подросток все равно найдет способ удовлетворить свое любопытство, в крайнем случае, ваше давление подтолкнет его к побегу из дома. Провести профилактическую беседу, конечно, нужно, но действовать надо спокойно. Подготовьтесь к беседе заранее, тщательно продумайте аргументы, которые будете приводить. Вам не нужно рисовать перед подростком все круги ада, а необходимо заставить его задуматься, поразмышлять. в результате самостоятельно сделать выводы о том. что хорошо, а что плохо. Никогда не применяйте угрозы. Разговаривайте с подростком как со взрослым человеком, на равных. Объясните ему. почему вы не хотите, чтобы он поздно возвращался домой, чтобы курил, чтобы бросил учиться. Если вы заметили, что ребенок начал курить, не устраивайте по этому поводу истерику. Предоставьте ему информацию о тех последствиях, к которым приводит эта вредная привычка. Но нужно учитывать, что возможность когда-нибудь умереть от рака легких вряд ли его остановит. Воздействуйте теми последствиями, которые грозят ему в настоящее время, например, неприятный запах изо рта и от одежды, пожелтевшие зубы. Беседа должна вестись спокойным, ровным тоном, без нравоучений. Просто обмен информацией на уровне взрослого общения.
Не давите на ребенка, но и не потакайте. Несмотря на его взрослость и отношения «на равных», он должен соблюдать определенную субординацию и испытывать уважение к родителям.