Ребенок и творчество
Творчество — это процесс создания чего-то нового, может быть, необычного. Но, чтобы решиться такое создать, надо самому быть умным, смелым и веселым. Для этого необходимы три качества: аналитическое мышление, авторитарность, адаптировапность.
Но каким образом на формирование таких качеств влияют рукодельные занятия?
Дело в том, что они руку тренируют, а в хороших руках — хороший ум.
Аналитическое мышление.
Умственные способности начинают развиваться с самого рождения, когда до решения логических задач еще далеко. А до таких занятий, как лепка и расти не надо: чем раньше ребенок возьмет в руки пластилин, картон и карандаши, тем лучше.
Авторитарность.
В каждом ребенке заложена органическая потребность деятельности — «я сам все умею!» Но постепенно она гасится взрослым постоянным «нельзя!», «не делай!», «не умеешь!». И ребенок привыкает к собственной недееспособности, плавно перерастающей в целый ряд комплексов. И поэтому, когда он делает то, что умеет и на что еще не успело распространиться взрослое табу, он, напротив, убеждается в собственной смелости и значимости. Это в нем формирует уверенность в себе и ответственность за свое творение. И ведь с какой гордостью он его демонстрирует и как заботливо бережет!
Адаптированность.
Когда малыш понимает, что он умеет что-то делать, то это его мнение быстро перерастает в убежденность, что он может все... И такой ребенок нигде не пропадет, ведь адаптация — это способность к действию в любой, даже безвыходной ситуации.
А формируются эти три волшебные качества такими простыми занятиями, как лепка, вышивка, бисероплетение и т. д. И очень хорошо, что вы решили помочь своему ребенку их развить. Только если вы думаете, что достаточно дать ему книгу, чтобы он не мешал, а самим спокойно смотреть телевизор, то не выйдет — он будет мешать еще больше своими «почему?». И чтобы их вовсе избежать, будьте готовы на работу, славную, совместную, похожую на разведку, точнее не скажешь.
Если ребенок чего-то еще не знает, а вы успели это благополучно забыть, вот и поменяйтесь с ним ролями.
Скажите ему: «Видишь, сколько в книге всего интересного, да все для нас с тобой. Только я не знаю, как да что, но надеюсь, что ты мне подскажешь». Увидите, с каким воодушевлением ребенок будет руководить процессом, направлять который придется пока вам. И ни в коем случае не критикуйте ребенка за медлительность. Ведь у него пока еще действительно нет навыка.
И потом все люди бывают природные торопыжки и природные копуши. Ну не идти же вам против природы!
Не критикуйте ребенка, если то, что у него получилось, вам кажется нескладным! Где критерий? Образец в книге вовсе не требует фотографической точности, напротив, подразумевает импровизацию.
И все предложенные в книгах изделия просты в исполнении, чтобы каждый сумел их сделать и укрепиться в своей умелости. Но претендуют они на хорошие материалы.
Вот и создайте для ребенка хорошую сырьевую базу: приготовьте красивую цветную бумагу, фольгу, картон, клей, пластилин, нитки, бисер, пуговицы, лоскутки тканей, кусочки меха, кожи... И даже если вы живете в очень стесненных условиях, то один маленький оазис вы все равно сможете ребенку организовать. Что такое оазис? Это всего-навсего картонная коробка, которую ребенок оклеит с вашей помощью кусочками обоев и цветной бумаги и в которой заботливо будет хранить материалы для поделок и уже готовые изделия.
Это будет его маленький мир под названием «Оазис». И это не просто юмористическое название обыкновенной картонной коробки, это в своем роде психологический оазис — защита ребенка от всякого негатива, потому что, когда мастеришь поделку, она заряжается энергией радости и потом всегда будет готова с вами ею поделиться, как хороший друг.